Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 00:25, курсовая работа
Актуальность темы не вызывает сомнения и связана с тем, что в условиях мирового экономического кризиса кредитно-денежная политика государства, неотъемлемой частью которой является налоговое регулирование - это тот стабилизирующий фактор от которого зависит степень развития кризисных явлений в государстве.
Налоги и государство - явления взаимосвязанные: государство не может существовать без системы налогообложения, в то же время существование налогов без государства также является невозможным.
Мировой финансовый кризис оказал достаточно сильное влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Теоретические основы фискального регулирования экономики.
1.1. Сущность и значение фискального регулирования экономики ………....……. 5
1.2. Классификация видов и форм фискальной политики…….…. …….…...……..12
1.3. Факторы и элементы бюджетно-налоговой системы………………….…....….18
1.4. Государственное фискальное регулирование экономики, его инструменты………………………………………………………..…………….……23
Глава 2. Состояние, особенности и перспективы фискального регулирования экономики в РФ.
2.1. Динамика и текущее состояние бюджетно-налоговой системы в РФ…..……27
2.2. Проблемы и российские особенности фискальной политики…………….…..34
2.3. Перспективы развития фискального регулирования экономики в РФ..…...…36
Заключение……………………………………………………………….……………40
Список использованной литературы………………………...…………...……….…42
1. Объект налогообложения;
2. Налоговая база;
3. Налоговый период;
4. Налоговая ставка;
5. Порядок исчисления налога;
6. Порядок и сроки уплаты налога. [15,с.175]
18
Рассмотрим каждый из указанных элементов подробнее.
Налогоплательщик — это организация или человек, на которого законодательно возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы (ст. 19 НК РФ). При определении какого-либо лица, юридического или физического, как налогоплательщика необходимо различать резидентов и нерезидентов, чье правовое определение в национальных налоговых законодательствах отличается конкретностью признаков.[13,с.331]
Объект налогообложения — это те действия, события или состояния, участие в которых переводит организацию или гражданина в разряд налогоплательщиков. Видами объектов налогообложения могут выступать «операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога» (п. 1 ст. 38 НК РФ). [13,с.331]
По каждому существующему
налогу законодательно определен объект
налогообложения. Например, по налогу
на прибыль объектом налогообложения
является прибыль, полученная налогоплательщиком
(ст. 247 НК РФ), а по транспортному налогу
— автомобили, автобусы, самолеты, вертолеты,
яхты и другие транспортные средства,
зарегистрированные в установленном порядке
в соответствии с законодательством Российской
Федерации (п. 1 ст. 358 НК РФ).
Налоговая база — понятие
количественное. Она представляет собой
«стоимостную, физическую или иную характеристики
объекта налогообложения» (п. 1 ст. 53 НК
РФ); порядок ее определения по каждому
виду налога устанавливается отдельно.
Четкое и однозначное обозначение налоговой
базы необходимо для исчисления налога,
но непосредственно она не является обстоятельством,
порождающим обязанность уплаты налога.
Так, наличие у подакцизных товаров стоимости
не является фактом, обусловливающим необходимость
перечислить в бюджет сумму акциза. Обязанность
по уплате
19
возникает в связи с определенными в законе действиями налогоплательщика (реализация подакцизных товаров, ввоз их на таможенную территорию Российской Федерации и т.д.).[13,с.331]
Налоговый период — «календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате» (п. 1 ст. 53 НК РФ). К примеру, по налогу на прибыль налоговым периодом является год, а по налогу на добавленную стоимость — месяц или квартал. [13,с.331]
Ставка налога
«представляет собой величину налоговых
начислений на единицу измерения налоговой
базы» (п. 1 ст. 53 НК РФ). По методу установления
различают ставки твердые, или специфические
(на каждую единицу налогообложения определен
фиксированный размер налога независимо
от полученного плательщиком размера
дохода: например, 20 рублей на одну лошадиную
силу), и процентные, или долевые, адвалорные
(устанавливаются в виде доли от объекта
налогообложения, к примеру, 13% с каждого
рубля налоговой базы). Существуют три
вида процентных (долевых) ставок:
1) пропорциональные
(устанавливаются в виде единого фиксированного
процента к объекту обложения независимо
от его величины);
2) прогрессивные (процент изъятия возрастает по мере роста величины объекта обложения);
3) регрессивные
(процент уменьшается по мере роста облагаемой
базы).
Действующим законодательством предусмотрены три основных способа уплаты налога:
При первом из указанных способов — по декларации — плательщик (юридическое или физическое лицо) сначала получает доход, а потом исчисляет и
20
уплачивает в бюджет налог. Кроме того, он в установленный срок направляет в контролирующий орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах — налоговую декларацию, которая представляет собой «письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога» (п.1 ст. 80 НК РФ). [16,с.254]
Уплата налога у источника дохода означает, что плательщик получает причитающиеся ему средства за вычетом суммы налога, рассчитанного и удержанного предприятием или предпринимателем, производящим выплату. В отличие от предыдущего способа в данном случае сначала уплачивается налог, а затем налогоплательщик получает свой доход. Таким образом уплачивается налог на доходы физических лиц: бухгалтерия организации, в которой работает человек, начисляет заработную плату, удерживает из нее указанный налог и лишь после этого выплачивает работнику остаток.
Кадастровый способ уплаты налога предполагает составление реестра, который содержит перечень типичных объектов (земель, домов и т.п.), классифицируемых по внешним признакам, и устанавливает среднюю доходность объекта обложения. При этом важно заметить, что величина уплачиваемого налога не связана с реальной доходностью облагаемого объекта, в связи с чем и момент уплаты налога никак не связан с моментом получения дохода.
В практике налогообложения возможно применение нескольких способов уплаты налога в отношении одного вида дохода. Так, по налогу на доходы физических лиц перечисление налога производит источник дохода. Но если налогоплательщик пользуется социальными или имущественными вычетами, то он обязан заполнить декларацию, по данным которой налоговые органы произведут перерасчет уплаченного налога на доходы физических лиц и выведут сумму, которая подлежит возврату данному физическому лицу или доплате в бюджет.
21
При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.
Встроенный (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы «включаются» без непосредственного вмешательства парламента. [16,с.254]
Для стимулирования развития предпринимательской деятельности и предотвращения социальной напряженности имеет большое значение применение принципа научного подхода к установлению конкретной величины ставки налога. Суть этого правила состоит в том, что масштаб налоговой нагрузки на плательщика должен позволить ему после изъятия всех установленных выплат иметь доход, обеспечивающий удовлетворение жизненных потребностей и сохраняющий возможность расширения воспроизводства. Недопустимо при установлении ставок налога исходить из сиюминутных интересов пополнения
государственной казны в ущерб развитию экономики.
22
1.4 Государственное
фискальное регулирование
Под фискальной политикой государства понимается постоянное вмешательство государства в экономические процессы и явления с целью регулирования их протекания. Это совокупность мероприятий в сфере налогообложения, направленных на формирование доходной части государственного бюджета, повышение эффективности функционирования всей национальной экономики, обеспечение экономического роста, занятости населения и стабильности денежного обращения Фискальная (бюджетно-налоговая) политика — это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.
Основными инструментами фискальной политики является государственные (или правительственные) расходы и налоги. Государственные (или правительственные) расходы – это затраты на содержание института государства, а также правительственные закупки товаров и услуг. К последним могут быть отнесены весьма разнообразные виды закупок, например, закупка государством атомных подводных лодок, космических ракет, солдатских шинелей, строительство за счет бюджета электростанций, дорог, каналов, школ, медицинских учреждений, объектов культуры и просвещения, закупки сельскохозяйственной продукции, внешнеторговые закупки и т.д. Таким образом, потребителем всего вышеназванного является государство. [13,с.331]
Как правило,
государственные закупки
23
экономических программах развития общества большое внимание уделяется регулирующей роли государственных расходов в обеспечении социально-экономического развития, в формировании нового качества экономического роста.
В странах
с развитой рыночной
доходов в пользу более бедных. [17,с.312]
Налоги представляют собой второй важнейший инструмент фискальной политики. Налоги есть нормативная форма обложения доходов физических и юридических лиц, характеризующаяся обязательностью и срочностью платежа. Они представляют собой доход государства, необходимый для его нормального
24
функционирования. Использование
налогов в качестве инструмента
централизованного воздействия
на экономическое развитие государства
имеет длительную историю. Первый денежный
поголовный налог на граждан был
введен еще в Римской империи
во II в. н. э. По мере развития обмена и
экономической цивилизации
Можно выделить три ступени развития взглядов на роль налогов в реализации государственных интересов:
1. на начальных этапах рыночной экономики налоги рассматривались исключительно в фискальных интересах как средство пополнения государственной казны;
2. затем пришли к выводу о необходимости ввести ограничения в фискальную функцию налогообложения. Таким ограничением стало требование не подрывать воспроизводственный процесс в микроэкономике;
3. для настоящего времени стало характерным стремление все в большей степени использовать налоги для корректировки хозяйственных пропорций в обществе.
В России
крайнее направление первого
подхода к налогообложению
Экономика требовала более мудрой налоговой политики, которая бы не подрывала условий воспроизводства. Примером ориентации на такие минимальные требования можно назвать налоговую политику советского периода, начиная с 30-х гг. тогда действующим предприятиям оставлялись доходы, обеспечивающие лишь простое воспроизводство, оставшаяся часть доходов уходила государству. С середины 60-х гг. стали предприниматься робкие
25
попытки оставить предприятиям
часть дохода для обеспечения
расширенного воспроизводства за счет
собственных источников. В развитых
странах это направление