Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 10:05, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение проблем формирования частной собственности на землю в России.
Задачи работы:
рассмотреть историю возникновения земельных отношений в России;
провести анализ рынка земельных участков в России;
рассмотреть актуальные проблемы прав на землю в России.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что на сегодняшний день на земельном рынке России фиксируется все еще очень большое количество не оформленных должным образом земельных участков. Многообразие нерешенных вопросов и проблем уже больше двадцати лет сопровождает владельцев участков по всей территории РФ.
К категории частных земельных участков относят территории населенных пунктов и сельскохозяйственные угодья. Внутри каждой категории земель есть подразделения на типы участков разрешенного использования. Видов участков разрешенного использования очень много, самые распространенные из них – под индивидуальную жилищную застройку, под дачное строительство, для дачного или садоводческого хозяйства.
Землями, которые относятся к категории сельскохозяйственных угодий, может только владеть государство, физические или юридические лица граждане РФ, эти земли запрещены к продаже нерезидентам. Кроме того, есть доля участков, сделки с которыми запрещены, то есть полностью изъятые из оборота.
Множество земельных наделов, которые были получены еще во времена Советского Союза, теперь находятся в подвешенном состоянии и ждут легализации уже в современной России.
Целью работы является рассмотрение проблем формирования частной собственности на землю в России.
Задачи работы:
Объектом исследования выступает земля.
Предметом исследования являются земельные правоотношения.
Теоретической и методологической основой исследования: исследование проводилось на основе изучения современных экономических теорий отечественного и зарубежного опыта, по материалам периодических изданий, научных монографий, материалов глобальной сети Intertet.
Проблемы земельных правоотношений представлены в специализированной литературе и нормативно-правовых актов.
1.ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ
Земельные отношения в России развивались по мере становления государства. В отдельные периоды, вопросы, касающиеся собственности на землю, приобретали первостепенное значение для граждан и государства, а во времена удельного княжества приводили к многочисленным войнам.
У древних славян
до появления древнерусского государства
четкого разделения земли не было. При
сближении земель двух собственников,
просто прокладывались межи, разделяющие
два земельных участка. Пользование землей
было пожизненным, понятия "право на
землю" не существовало, земля считалась
собственностью того, кто возделывал ее.
Большие перемены произошли с образованием
на Руси государства. Все земли были объявлены
государственной собственностью1.
Следующим этапом стала дань, которую обязаны были выплачивать граждане, возделывающие государственные земли. Между князьями стали возникать конфликты за право обладать данью жителей, проживающих на спорных территориях. Отбив землю у соседа, князь выгонял людей с насиженных мест и переселял на земли свою челядь, после чего заявлял: "Это моя земля, потому что на ней пашут мои смерды".
Так в России возникла
частная собственность на землю, главным
подтверждающим фактом обладания правом
собственности на землю, являлось возделывание
ее людьми князя. Количества земель, которыми
мог обладать один человек, ввиду слабости
государства не было, поэтому некоторым
удалось захватить в свою собственность
огромные территории. Эти люди образовали
сословие бояр. В дальнейшем с угасанием
государства, к ним перешли не только имущественные
права на землю, но и властные полномочия.
Укрепление государственности при Иване
III, повлекло за собой появление новых
земель. Эти земли, в основном приграничные,
раздавались государевым слугам-дворянам.
Земли раздавались вместе с проживающими
там людьми, государство, таким образом,
с помощью "испомещаемым" к ним дворянам
подчиняло крестьян. "Испомещенные"
дворяне в последующем стали называться
помещиками.
На протяжении последующих десятилетий, главным условием поместного владения была служба государю. Поместья передавались по наследству. С течением времени, вырастало желание потомков первых помещиков, как можно сильней закрепить за собой живущих и работающих на его землях крестьян. В эти годы широкое распространение получили крестьянские общины.
Возделывая общинную
землю, для уплаты дани, крестьяне, тем
не менее, имели в собственности земельные
участки, которые возделывали для своей
семьи, участки продавались, завещались,
переходили по наследству.
В 1974 году с принятием Межевой инструкции,
были отмены:
Кроме того,
все земельные участки, находившиеся
в собственности были вновь
размежеваны и поделены на
тяглы. Каждой семье выдавался
тягл соразмерный количеству душ.
Земли приобрели статус государственных.
Этой инструкцией было ликвидировано
право собственности на землю для крестьян.
Усадебное и хуторское землепользование
заменено общинным "чрезполосным".2
Суть такого землепользования заключалась
в равном праве пользования землей всех
членов сельского общества. При этом крестьяне
не обладали никакими правами на землю.
Таким образом, окончательно были разделены
понятия "землепользование" и "землевладение".
Следующим этапом развития земельных отношений в России стал всем известный манифест "Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости". Сутью манифеста было не только освобождение крестьян от юридического прикрепления к землевладельцам, но и передача земель крестьянским общинам. Внутри общины, семье (двору) предоставлялось право пользования земельным наделом, за это право двор облагался податью. Земельный надел мог переходить и в частную собственность, после уплаты соответствующего оброка, но и в этом случае собственником земли становилась не семья, а община в целом.
Так как общинные земли не являлись собственностью семей, каждый год возникали споры среди членов общины, при новом распределении наделов, что приводило к упадку пахотных земель. Крестьяне не удобряли землю, ухаживали за ней не особо заботясь о повышении плодородности, потому что не были уверены, что при следующей посевной этот надел вновь достанется им.
Последнее в дореволюционной
России масштабное реформирование земельных
отношений было предпринято П.А. Столыпиным.
В ходе это реформы, крестьяне получали
право, на правах частной собственности,
владеть наделами3.
Были приняты законодательные акты, запрещающие земли крестьян приравнивать к обыкновенной частной собственности.
Положительные тенденции этих реформ - государство разрешило отчуждать подворные участки только лицам сельского состояния, запретило их залог, оградило надельные земли от обращения на них взысканий, ограничило сосредоточение крестьянских наделов в одних руках, предприняло серьёзные меры для утоления земельного голода путём облегчения условий переселения в Сибирь и иным образом препятствовало начавшемуся процессу отчуждения человека от земли.
Земельное право как самостоятельная отрасль права возникло в России в 1917 году. Знаменитый декрет "О земле" определил землю как "всенародное достояние". Все сделки по отчуждению земли были запрещены, а земля в скорости из "всенародной" превратилась в государственную. Понятие частной собственности на землю перестало существовать.
На протяжении всего существования СССР частным лицам земля предоставлялась только в пользование. Земли крестьян стали колхозными. Началось перетекание крестьян в города, в городах на каждую семью выделялось 6 соток земли под небольшой огород и дачный дом, такие наделы получили название "дачи".
Положение дел коренным образом изменилось в конце 80-х годов прошлого столетия. В ходе земельной и аграрной реформы, было возвращено право частной собственности на землю, разрешен гражданско-правовой оборот земли (купля-продажа земли, аренда, залог, рента и др.), земельный участок признан недвижимым имуществом, а его обладатели принуждены к уплате земельно-правовых платежей. Государство как таковое перестало быть монопольным держателем земли. Государственная собственность стала разграничиваться на собственность РФ и собственность субъектов РФ4.
Параллельно земельной реформе начался процесс приватизации. Юридическим лицам было разрешено покупать земельные участки под приватизированными предприятиями и объектами недвижимого имущества, а гражданам - переоформлять в частную собственность земельные участки, предоставленные в социальных целях (личное подсобное, садовое, огородное, дачное хозяйство). Граждане, не имевшие земельных участков, обрели право на их бесплатное получение в собственность. Как правило, это земли малопродуктивных сельскохозяйственных угодий.
В настоящее время земельное право России базируется на конституции и земельном кодексе, вступившем в силу в 2001 году.
В кодексе
узаконено частное право на
владение землей. Теперь любой
гражданин России, владеющий земельным
участком на праве
2.АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ В РОССИИ
2.1. Рынок земельных участков в России
По данным Росреестра, площадь земель, находящихся в собственности граждан РФ, продолжает уменьшаться и на 1 января 2012 г. составила 119,6 млн га, или 7,0% земель России против 121,4 млн га (7,1%) в 2011 г. (табл. 1). Площадь земель в государственной и муниципальной собственности и собственности юридических лиц, напротив, прирастает. Площадь земельных участков в собственности юридических лиц увеличилась за год на 1,5 млн га и составила 13,5 млн га, или 0,8% земель РФ, что на 0,3 п.п. больше, чем в 2009 г. Эти изменения в основном стали следствием смены собственника доли в праве общей собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения.
Таблица 1
Структура земель Российской Федерации по формам собственности5
Форма собственности |
01.01.2009 |
01.01.2010 |
01.01.2011 |
01.01.2012 | ||||
млн га |
% |
млн га |
% |
млн га |
% |
млн га |
% | |
В государственной и муниципальной собственности |
1576,9 |
92,2 |
1576,3 |
92,2 |
1576,4 |
92,2 |
1576,7 |
92,2 |
В собственности граждан, в том числе: |
124,3 |
7,3 |
123,2 |
7,2 |
121,4 |
7,1 |
119,6 |
7,0 |
земельные доли граждан |
107,4 |
6,4 |
104,3 |
6,1 |
100,8 |
5,9 |
97,6 |
5,7 |
В собственности юридических лиц |
8,6 |
0,5 |
10,3 |
0,6 |
12,1 |
0,7 |
13,5 |
0,8 |
В частной собственности |
132,9 |
7,8 |
133,5 |
7,8 |
133,4 |
7,8 |
133,1 |
7,8 |
Большая часть приватизированных земель на 1 января 2012 г. продолжает находиться в общей долевой собственности, включая невостребованные доли, – 72,8% или 96 873,1 тыс. га (табл. 2), против 75,04%, или 100 136,8 тыс. га, на 1 января 2011 г.
Таблица 2
Распределение приватизированных земель РФ по формам собственности и собственникам
Наименование |
01.01.2011 |
01.01.2012 | |||
тыс. га |
% |
тыс. га |
% | ||
Общая долевая собственность (земельные доли в собственности граждан) |
76 131,3 |
57,05 |
75 077,4 |
56,42 | |
Земли в собственности граждан (КФК, ЛПХ, ИЖС, садоводство, дачное строительство и др.) |
20 546,5 |
15,40 |
21 994,4 |
16,53 | |
Общая совместная собственность |
698,7 |
0,52 |
681,6 |
0,51 | |
Земли в собственности юридических лиц |
12 064,1 |
9,04 |
13 526,6 |
10,16 | |
Невостребованные земельные доли в собственности граждан |
24 005,5 |
17,99 |
21 795,7 |
16,38 | |
Итого |
133 446,1 |
100,00 |
133 075,7 |
100,00 |
В соответствии с Государственным (национальным) докладом «О состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2011 году» одной из задач продолжающейся земельной реформы является приватизация гражданами, обладающими земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения, этих участков с оформлением права собственности на них в соответствии с действующим законодательством.
Информация о работе Формирование частной собственности на землю в России