Формирование и использование прибыли на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Объектом данного исследования является прибыль как основной показатель эффективности деятельности предприятия любой организационно-правовой формы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ И НАЗНАЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ………………………………………………………………….……
1.1 Экономическая сущность прибыли и ее функции. Значение прибыли………
1.2 Виды прибыли. Факторы, влияющие на финансовый результат………..
ГЛАВА 2 ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………….………………..
2.1 Формирование и использование прибыли на предприятии…………………
2.2 Рентабельность и ее виды ………………………………………………….
3.2 Аспекты формирования, распределения, использования и планирования прибыли на предприятии. Особенности формирования и учета прибыли…..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...…
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………….………………………..….

Файлы: 1 файл

ПРИБЫЛЬ.docx

— 220.77 Кб (Скачать файл)

       Для  практических  целей   управления    в первую очередь необходимо разграничение бухгалтерской и экономической прибыли.

          Бухгалтерская прибыль - подобна хозяйственной, но рассчитывается по другому критерию: из валового дохода отнимаются явные издержки внешнего (покупного) происхождения.

      Экономическая прибыль - это разница между валовым доходом и экономическими издержками (включающими в себя нормальную прибыль),

    поэтому ее часто называют сверхприбылью.

 При оценке экономической  прибыли, в отличие от бухгалтерской,  учитывают не только явные  затраты (себестоимость, текущие  расходы), но и альтернативные - упущенную  выгоду, требуемый минимальный доход  на капитал, измеряемый процентной  ставкой i:

 

Бухгалтерская прибыль = Выручка – Себестоимость                           (6)

или

Бухгалтерская прибыль = Доходы - Расходы;

 

Экономическая прибыль = Выручка - (Себестоимость + i x Капитал)  (7)

        Разновидности прибыли:

 

      Арифметически прибыль - это разница между доходом и издержками.

      Нормальная прибыль - это необходимый (нормальный) доход, возникающий при ведении бизнеса (цены выбора сферы приложения капитала). Величина нормальной прибыли зависит от упущенной выгоды, т. е. альтернативной возможности приложения капитала и предприимчивости бизнесмена.

     Хозяйственная прибыль  - это сумма нормальной и экономической прибыли. Она является исходной базой при распределении и использовании фирмой полученной прибыли.6

       А также экономическая прибыль и бухгалтерская прибыль.

        Если из бухгалтерской прибыли вычесть неявные издержки, то получится

чистая экономическая прибыль « в соответствии с рисунком -1».

        Величина прибыли определяется разницей между доходом, полученным от реализации продукции, и издержками (затратами) на ее производство и реализацию. Ее общая масса зависит, с одной стороны, от объема продаж    и

уровня цен, устанавливаемых  на продукцию, а с другой - от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно необходимым затратам.

Все эти факторы, влияющие на величину массы прибыли, являются функцией многих условий: объем продаж зависит от эффективности осуществления коммерческой  работы, а именно: от умения создавать выгодные условия для реализации своей продукции, т.е. организовать рекламу, сбыт


 
      

                     Рисунок 1 - Издержки производства, прибыль, доход

сформировать ценовую  и товарную политику и т.д.;

уровень издержек производства зависит от рациональности организации производства и труда, выбранной технологии, технической оснащенности предприятия.

       Финансовый результат – это обобщающий показатель анализа и оценки эффективности деятельности хозяйствующего субъекта на определенных стадиях его формирования. Показателями, выражающими финансовый результат деятельности предприятия, являются:

  •   показатели прибыли, характеризующие финансово-хозяйственный эффект деятельности предприятия (абсолютные показатели);
  • показатели рентабельности, характеризующие эффективность использования применяемых в процессе производства ресурсов и текущих затрат (относительные показатели).7

       Внедрение инноваций как источник прибыли предполагает производство (реализацию) нового товара (услуги) более высокого качества, освоение нового рынка, организационно-управленческие новшества, освоение новых источников поступления товаров. Продолжительность притока прибыли от внедрения инноваций определяется следующими факторами: важностью изобретения, значимостью и постоянством потребностей, удовлетворяемых данным товаром (услугой), характером деятельности.

Размеры чистой прибыли и  возможности ее роста находятся  в сложной зависимости от ряда факторов, важнейшие из которых следующие:

- объем реализации,

- структура товарооборота,

- величина других доходов  и расходов, входящих в состав  прибыли (проценты полученные и уплаченные, доходы от участия в других организациях, прочие доходы и расходы),

- уровень налогообложения прибыли.

Факторы, влияющие на прибыль  можно разделить на внешние и внутренние.

К внешним факторам относятся: политическая стабильность, состояние экономики, демографическая ситуация, конъюнктура рынка, в том числе рынка потребительских товаров, темпы инфляции, ставка процента за кредит.

К внутренним факторам относятся: объем валового дохода (и, соответственно, факторы, его определяющие), производительность труда работников, скорость оборачиваемости товаров, наличие собственных оборотных средств, эффективность использования основных фондов.

Из чистой прибыли предприятие  выплачивает дивиденды и различные  социальные налоги и образует фонды. В результате остается нераспределенная прибыль. Она предназначена для  капитализации, т.е. для реинвестирования в производство. По своему экономическому содержанию она является одной из форм резерва собственных ресурсов предприятия, обеспечивающих его производственное развитие.

Многогранный характер прибыли  означает, что ее исследование должно иметь системный подход. Такой  подход предполагает анализ совокупности факторов образования, взаимовлияния, распределения и использования.

В число образующих факторов включена выручка, получаемая предприятием от различных видов предпринимательской деятельности, в том числе от реализации продукции, занимающая основной удельный вес, от реализации прочих активов, основных средств. Важная составляющая образующих факторов - доходы от долевого участия в других предприятиях, в том числе дочерних, доходы по ценным бумагам, безвозмездная финансовая помощь, сальдо штрафов, полученных и уплаченных.

       Взаимовлияющие факторы включают внешние, определяемые финансово-кредитной политикой государства, в том числе налоги и налоговые ставки, процентные ставки по ссудам, цены, тарифы и сборы, а также внутренние, включая себестоимость, производительность труда, фондоотдачу, фондовооруженность, оборачиваемость оборотных средств.

      Факторы распределения состоят из платежей обязательного характера в бюджет и внебюджетные фонды, в банковские и страховые фонды, платежей добровольного характера, включая благотворительные фонды, направления прибыли в фонды денежных средств, создаваемые в предприятиях.

      Факторы использования относятся только к той прибыли, которая остается в предприятиях и коммерческих организациях. Они включают такие направления: потребление, накопление, социальное развитие, капитальные и финансовые вложения, покрытие убытков и прочих затрат.

В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая  практика, имеется два основных источника получения прибыли, а именно:

  • монопольное положение предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта;
  •   получение прибыли в производственной и предпринимательской деятельностью. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под нее развитие производства. Здесь, по сути, все сводится к маркетингу. Величина прибыли в данном случае зависит:

во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);

во-вторых, от создания конкурентоспособных  условий продажи своих товаров  и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживания и т.д.);

в-третьих, от объемов производства (чем больше объем продаж, тем больше масса прибыли) и т.д.

Однако получение прибыли  в условиях рынка всегда связано  с риском - над предприятием постоянно  висит угроза потерять вложенный  капитал целиком или частично. Бывают ситуации, когда роль предпринимателя  в возникновении прибыли и  убытка пассивна. Такие ситуации порождены: характером деятельности, существующей структурой рынка, общехозяйственной  конъюнктурой, наличием инфляции (весьма выгодна для организаций, имеющих  задолженность и получивших неиндексированные  ссуды и кредиты).

Именно поэтому в теории и на практике используется понятие  «предпринимательская прибыль», которая  по своей величине должна быть больше, чем процент, получаемый по вкладам  в банк.

 Вкладывая капитал, предприниматель ожидает получить определенный доход. Прибыль как итог предпринимательской деятельности распределяется между собственниками в соответствии с их вкладами в этот бизнес, служит компенсацией за риск этих вложений при благоприятном развитии. Убытки также ложатся на плечи собственников, уменьшая собственный капитал.

Однако парадокс состоит  в том, что люди всегда готовы оспорить заслуженность высоких доходов, их нередко называют упавшими с неба, приписывая везению, стечению обстоятельств. Как следствие, нередко возникает  требование делиться. Если ожидания не оправдались и получены убытки, то люди не слишком охотно предъявляют  права на них и не противятся такому нарушению права собственности  со стороны общества, как компенсация  убытков.

Считается, что предпринимательская  активность напрямую связана с принятыми  в обществе правами собственности  и предпринимательскую активность стимулирует защищенное право присваивать  полученный доход и нести ответственность  за убытки. Если ожидают, что прибыль  будет конфискована, а убытки компенсированы, то действия отличаются пассивностью, ограничиваются выполнением обязанностей, плановых заданий. Если прибыль конфискуется, а убытки не компенсируются, то управленческие решения сводятся к среднему уровню - принимаются только краткосрочные  проекты, уменьшается объем инвестиций, замедляется экономическое развитие.

Проанализируем представленные в специальной литературе ситуации применительно к реалиям российской экономики:

Ситуация 1. Предприниматель действует на свой страх и риск - присваивает прибыль, несет ответственность за убытки - это, видимо, то, что принято называть рыночной экономикой.

 Ситуация 2. Прибыль "конфискуется", убытки компенсируются - это хозяйствование в условиях централизованного регулирования экономики, когда действия сводятся к выполнению планов, заданий, должностных инструкций.

К сожалению, объявленный  и запущенный переход от плановой к рыночной экономике привел к  тому, что предприниматели, рискуя, несут ответственность за убытки, а прибыль "конфискуется" благодаря  инфляции и коррупции, дефолту и  кризису, спровоцированным финансовыми  спекуляциями. Поэтому действия предпринимателей и менеджеров в настоящее время  сводятся к оперативным решениям - к "латанию дыр", к выживанию.8

По своему содержанию понятие  «риск» относится как к хозяйственной, коммерческой, так и к финансовой деятельности. Для определения риска  используются два основных метода: статистический и экспертный. В основе статистического лежат приемы математической статистики (расчет вариации, дисперсии и стандартного отклонения по показателям финансово-хозяйственной деятельности). Этими показателями являются рентабельность производства, продукции, инвестиций, продаж и т.д.

Полностью избежать риска  в предпринимательской деятельности практически невозможно, но существует система методов смягчения его  отрицательных последствий. К ним  относятся самострахование (создание резервных фондов), участие в венчурных  компаниях, заключение фьючерсных сделок и т.д.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ

 

2.1  Формирование  и использование прибыли на предприятии

 

  Прибыль является важнейшим показателем деятельности коммерческих организаций. С одной стороны, она отражает конечный финансовый результат, с другой - это главный источник финансовых ресурсов фирмы, формирующий собственный капитал. В условиях рыночной экономики ее величина определяет направления инвестирования. Предприниматель вкладывает средства прежде всего в доходные виды экономической деятельности, где можно достичь наибольшего прироста стоимости, так как это источник дальнейшего развития его бизнеса.

Величина прибыли имеет  стратегическое значение и для бюджетов всех уровней, поступая в виде налога для обеспечения выполнения различных  государственных программ.

Исходя из значимости данного  показателя, анализу формирования и  распределения прибыли должно быть уделено особое внимание, цель которого - выявить резервы ее роста, необходимые  для повышения уровня конкурентоспособности  и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.

В процессе анализа прибыли  необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать динамику  изменений показателей прибыли;

Информация о работе Формирование и использование прибыли на предприятии