Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 20:20, курсовая работа
Объектом данного исследования является прибыль как основной показатель эффективности деятельности предприятия любой организационно-правовой формы.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ И НАЗНАЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ………………………………………………………………….……
1.1 Экономическая сущность прибыли и ее функции. Значение прибыли………
1.2 Виды прибыли. Факторы, влияющие на финансовый результат………..
ГЛАВА 2 ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………….………………..
2.1 Формирование и использование прибыли на предприятии…………………
2.2 Рентабельность и ее виды ………………………………………………….
3.2 Аспекты формирования, распределения, использования и планирования прибыли на предприятии. Особенности формирования и учета прибыли…..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...…
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………….………………………..….
Для практических целей управления в первую очередь необходимо разграничение бухгалтерской и экономической прибыли.
Бухгалтерская прибыль - подобна хозяйственной, но рассчитывается по другому критерию: из валового дохода отнимаются явные издержки внешнего (покупного) происхождения.
Экономическая прибыль - это разница между валовым доходом и экономическими издержками (включающими в себя нормальную прибыль),
поэтому ее часто называют сверхприбылью.
При оценке экономической
прибыли, в отличие от
Бухгалтерская прибыль = Выручка – Себестоимость
или
Бухгалтерская прибыль = Доходы - Расходы;
Экономическая прибыль = Выручка - (Себестоимость + i x Капитал) (7)
Разновидности прибыли:
Арифметически прибыль - это разница между доходом и издержками.
Нормальная прибыль - это необходимый (нормальный) доход, возникающий при ведении бизнеса (цены выбора сферы приложения капитала). Величина нормальной прибыли зависит от упущенной выгоды, т. е. альтернативной возможности приложения капитала и предприимчивости бизнесмена.
Хозяйственная прибыль - это сумма нормальной и экономической прибыли. Она является исходной базой при распределении и использовании фирмой полученной прибыли.6
А также экономическая прибыль и бухгалтерская прибыль.
Если из бухгалтерской прибыли вычесть неявные издержки, то получится
чистая экономическая прибыль « в соответствии с рисунком -1».
Величина прибыли определяется разницей между доходом, полученным от реализации продукции, и издержками (затратами) на ее производство и реализацию. Ее общая масса зависит, с одной стороны, от объема продаж и
уровня цен, устанавливаемых на продукцию, а с другой - от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно необходимым затратам.
Все эти факторы, влияющие на величину массы прибыли, являются функцией многих условий: объем продаж зависит от эффективности осуществления коммерческой работы, а именно: от умения создавать выгодные условия для реализации своей продукции, т.е. организовать рекламу, сбыт
Рисунок 1 - Издержки производства, прибыль, доход
сформировать ценовую и товарную политику и т.д.;
уровень издержек производства зависит от рациональности организации производства и труда, выбранной технологии, технической оснащенности предприятия.
Финансовый результат – это обобщающий показатель анализа и оценки эффективности деятельности хозяйствующего субъекта на определенных стадиях его формирования. Показателями, выражающими финансовый результат деятельности предприятия, являются:
Внедрение инноваций как источник прибыли предполагает производство (реализацию) нового товара (услуги) более высокого качества, освоение нового рынка, организационно-управленческие новшества, освоение новых источников поступления товаров. Продолжительность притока прибыли от внедрения инноваций определяется следующими факторами: важностью изобретения, значимостью и постоянством потребностей, удовлетворяемых данным товаром (услугой), характером деятельности.
Размеры чистой прибыли и возможности ее роста находятся в сложной зависимости от ряда факторов, важнейшие из которых следующие:
- объем реализации,
- структура товарооборота,
- величина других доходов и расходов, входящих в состав прибыли (проценты полученные и уплаченные, доходы от участия в других организациях, прочие доходы и расходы),
- уровень налогообложения прибыли.
Факторы, влияющие на прибыль можно разделить на внешние и внутренние.
К внешним факторам относятся: политическая стабильность, состояние экономики, демографическая ситуация, конъюнктура рынка, в том числе рынка потребительских товаров, темпы инфляции, ставка процента за кредит.
К внутренним факторам относятся: объем валового дохода (и, соответственно, факторы, его определяющие), производительность труда работников, скорость оборачиваемости товаров, наличие собственных оборотных средств, эффективность использования основных фондов.
Из чистой прибыли предприятие
выплачивает дивиденды и
Многогранный характер прибыли означает, что ее исследование должно иметь системный подход. Такой подход предполагает анализ совокупности факторов образования, взаимовлияния, распределения и использования.
В число образующих факторов включена выручка, получаемая предприятием от различных видов предпринимательской деятельности, в том числе от реализации продукции, занимающая основной удельный вес, от реализации прочих активов, основных средств. Важная составляющая образующих факторов - доходы от долевого участия в других предприятиях, в том числе дочерних, доходы по ценным бумагам, безвозмездная финансовая помощь, сальдо штрафов, полученных и уплаченных.
Взаимовлияющие факторы включают внешние, определяемые финансово-кредитной политикой государства, в том числе налоги и налоговые ставки, процентные ставки по ссудам, цены, тарифы и сборы, а также внутренние, включая себестоимость, производительность труда, фондоотдачу, фондовооруженность, оборачиваемость оборотных средств.
Факторы распределения состоят из платежей обязательного характера в бюджет и внебюджетные фонды, в банковские и страховые фонды, платежей добровольного характера, включая благотворительные фонды, направления прибыли в фонды денежных средств, создаваемые в предприятиях.
Факторы использования относятся только к той прибыли, которая остается в предприятиях и коммерческих организациях. Они включают такие направления: потребление, накопление, социальное развитие, капитальные и финансовые вложения, покрытие убытков и прочих затрат.
В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеется два основных источника получения прибыли, а именно:
во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);
во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживания и т.д.);
в-третьих, от объемов производства (чем больше объем продаж, тем больше масса прибыли) и т.д.
Однако получение прибыли в условиях рынка всегда связано с риском - над предприятием постоянно висит угроза потерять вложенный капитал целиком или частично. Бывают ситуации, когда роль предпринимателя в возникновении прибыли и убытка пассивна. Такие ситуации порождены: характером деятельности, существующей структурой рынка, общехозяйственной конъюнктурой, наличием инфляции (весьма выгодна для организаций, имеющих задолженность и получивших неиндексированные ссуды и кредиты).
Именно поэтому в теории и на практике используется понятие «предпринимательская прибыль», которая по своей величине должна быть больше, чем процент, получаемый по вкладам в банк.
Вкладывая капитал, предприниматель ожидает получить определенный доход. Прибыль как итог предпринимательской деятельности распределяется между собственниками в соответствии с их вкладами в этот бизнес, служит компенсацией за риск этих вложений при благоприятном развитии. Убытки также ложатся на плечи собственников, уменьшая собственный капитал.
Однако парадокс состоит в том, что люди всегда готовы оспорить заслуженность высоких доходов, их нередко называют упавшими с неба, приписывая везению, стечению обстоятельств. Как следствие, нередко возникает требование делиться. Если ожидания не оправдались и получены убытки, то люди не слишком охотно предъявляют права на них и не противятся такому нарушению права собственности со стороны общества, как компенсация убытков.
Считается, что предпринимательская
активность напрямую связана с принятыми
в обществе правами собственности
и предпринимательскую
Проанализируем представленные
в специальной литературе ситуации
применительно к реалиям
Ситуация 1. Предприниматель действует на свой страх и риск - присваивает прибыль, несет ответственность за убытки - это, видимо, то, что принято называть рыночной экономикой.
Ситуация 2. Прибыль "конфискуется", убытки компенсируются - это хозяйствование в условиях централизованного регулирования экономики, когда действия сводятся к выполнению планов, заданий, должностных инструкций.
К сожалению, объявленный и запущенный переход от плановой к рыночной экономике привел к тому, что предприниматели, рискуя, несут ответственность за убытки, а прибыль "конфискуется" благодаря инфляции и коррупции, дефолту и кризису, спровоцированным финансовыми спекуляциями. Поэтому действия предпринимателей и менеджеров в настоящее время сводятся к оперативным решениям - к "латанию дыр", к выживанию.8
По своему содержанию понятие «риск» относится как к хозяйственной, коммерческой, так и к финансовой деятельности. Для определения риска используются два основных метода: статистический и экспертный. В основе статистического лежат приемы математической статистики (расчет вариации, дисперсии и стандартного отклонения по показателям финансово-хозяйственной деятельности). Этими показателями являются рентабельность производства, продукции, инвестиций, продаж и т.д.
Полностью избежать риска
в предпринимательской
ГЛАВА 2 ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ
2.1 Формирование и использование прибыли на предприятии
Прибыль является важнейшим показателем деятельности коммерческих организаций. С одной стороны, она отражает конечный финансовый результат, с другой - это главный источник финансовых ресурсов фирмы, формирующий собственный капитал. В условиях рыночной экономики ее величина определяет направления инвестирования. Предприниматель вкладывает средства прежде всего в доходные виды экономической деятельности, где можно достичь наибольшего прироста стоимости, так как это источник дальнейшего развития его бизнеса.
Величина прибыли имеет стратегическое значение и для бюджетов всех уровней, поступая в виде налога для обеспечения выполнения различных государственных программ.
Исходя из значимости данного показателя, анализу формирования и распределения прибыли должно быть уделено особое внимание, цель которого - выявить резервы ее роста, необходимые для повышения уровня конкурентоспособности и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта.
В процессе анализа прибыли необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать динамику изменений показателей прибыли;
Информация о работе Формирование и использование прибыли на предприятии