Формирование и использование прибыли на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Объектом данного исследования является прибыль как основной показатель эффективности деятельности предприятия любой организационно-правовой формы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНОСТИ И НАЗНАЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ………………………………………………………………….……
1.1 Экономическая сущность прибыли и ее функции. Значение прибыли………
1.2 Виды прибыли. Факторы, влияющие на финансовый результат………..
ГЛАВА 2 ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………….………………..
2.1 Формирование и использование прибыли на предприятии…………………
2.2 Рентабельность и ее виды ………………………………………………….
3.2 Аспекты формирования, распределения, использования и планирования прибыли на предприятии. Особенности формирования и учета прибыли…..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...…
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………….………………………..….

Файлы: 1 файл

ПРИБЫЛЬ.docx

— 220.77 Кб (Скачать файл)

      Для оценки результативности и экономической целесообразности деятельности предприятия недостаточно только определить абсолютные показатели. Более объективную картину можно получить с помощью показателей рентабельности. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия.

 

┌──────────┐

│ Продажная├┐

│   цена   ││   ┌────────────┐

└──────────┘├──>│Объем продаж├┐

┌──────────┐│   │  (выручка) ││  ┌────────────┐

│Количество││   └────────────┘├─>│Маржинальная├┐  ┌────────────┐

│ проданных││                 │ │   прибыль ││  │Операционная├┐

│  изделий ├┘                 │  └────────────┘├─>│   прибыль  ││  ┌──────────────┐

└──────────┘                  │  ┌────────────┐│  └────────────┘├─>│Рентабельность│

┌──────────┐                  │  │ Постоянные ││  ┌────────────┐│ │    продаж    │

│Переменные├┐                 │ │   затраты ├┘  │Объем продаж││  └──────────────┘

│  затраты ││                 │  └────────────┘   │  (выручка) ├┘

│  на одно ││                 │                   └────────────┘

│  изделие ││   ┌────────────┐│

└──────────┘│   │ Переменные ││

┌──────────┐├──>│   затраты  ├┘

│Количество││   └────────────┘

│проданных ││

│  изделий ├┘

└──────────┘

 

Рисунок 3 -  Формирование показателя рентабельности продаж

 

    Термин рентабельность ведет свое происхождение от рента, что в буквальном смысле означает доход. Таким образом, термин рентабельность в широк Показатели рентабельности используют для сравнительной оценки эффективности работы отдельных предприятий и отраслей, выпускающих разные объемы и виды продукции. Эти показатели характеризуют полученную прибыль по отношению к затраченным производственным ресурсам. Наиболее часто используются такие показатели, как рентабельность продукции и рентабельность производства.

       Рентабельность продукции (норма прибыли) – это отношение общей суммы прибыли к издержкам производства и реализации продукции (относительная величина прибыли, приходящейся на 1 руб. текущих затрат):

                                  

                                         (8)

где Ц - цена единицы продукции; С - себестоимость единицы продукции.

      Рентабельность производства (общая) показывает отношение общей суммы прибыли к среднегодовой стоимости основных и нормируемых оборотных средств (величину прибыли в расчете на 1 руб. производственных фондов):

                        

                                 (9)

где П – сумма прибыли; ОС ср - среднегодовая стоимость основных средств; ОбС ср – средние за год остатки оборотных средств.

        Этот показатель характеризует эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия, отражая при какой величине использованного капитала получена данная масса прибыли.

       С помощью рентабельности продукции оценивают эффективность производства отдельных видов изделий, а рентабельность производства, или общая, балансовая рентабельность, служит показателем эффективности работы предприятия (отрасли) в целом.

      Повышению уровня рентабельности способствуют увеличение массы прибыли, снижение себестоимости продукции, улучшение использования производственных фондов. Показатели рентабельности используют при оценке финансового состояния предприятия.

Юркова Т.И., Юрков С.В. Экономика предприятий 2004

http://sbiblio.com/biblio/archive/jurkova_ekonomika/

     Экономическая эффективность представляет собой количественное соотношение двух величин – результатов хозяйственной деятельности и производственных затрат. Сущность проблемы повышения экономической эффективности состоит в увеличении экономических результатов на каждую единицу затрат в процессе использования имеющихся ресурсов.

      Рентабельность – это относительная величина (комплексный интегральный показатель), выраженная в процентах (или коэффициентом) и характеризующая эффективность применения в производстве (авансированных) ресурсов овеществленного труда или текущих издержек производства.

     Рентабельность продукции – это показатель эффективности производства, определяемый отношением общей (балансовой) прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных и нормируемых оборотных средств.

      Рентабельность производства – это показатель эффективности производства, определяемый отношением общей (балансовой) прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных и нормируемых оборотных средств.

       Предприятие, осуществляющее хозяйственную деятельность, заинтересовано не только в получении максимальной прибыли, но и в эффективности использования вложенных в производство средств, исчисляемых размером прибыли, полученной предприятием за определенный период времени (месяц, квартал, год), на один рубль производственных фондов, капитала, оборота (реализованной продукции), инвестиций, текущих издержек производства. При анализе хозяйственной деятельности предприятия и разработке планов развития производства различают показатели рентабельности капитала и продукции, инвестиций и оборота и др. Их расчет обычно выполняют по формуле

                                             Р = (П / 3) X 100,                                    (10)

где Р – рентабельность, %; П – прибыль, руб.; 3 – размер используемых ресурсов или текущих затрат, руб.

       Рентабельный – значит, оправдывающий расходы, целесообразный с хозяйственной точки зрения. Фондоотдача:

                                           Фот = С / Ос.                                               (11)

      Фондоотдача – это выпуск продукции на 1 руб. среднегодовой стоимости основных средств. Фондоемкость:

                                                Фемк = Ос / Q,                                              (12)

где Q – выпуск продукции.

     Фондоемкость – это среднегодовая стоимость основных средств, приходящаяся на 1 руб. продукции.

       Рентабельность продаж (оборота):

             Рп = прибыль / объем продаж x 100 %.                               (13)

       Прибыль (валовая или чистая) и объем продаж берутся за один и тот же отчетный период, как правило, за год.

       Рентабельность основного капитала:

           Рок = прибыль / основной капитал x 100 %.                        (14)

      Рентабельность собственного капитала:

             Рск = прибыль / собственный капитал x 100 %                        (15)                   

       Рентабельность собственного капитала характеризует эффективность использования капитала, инвестированного в производство за счет собственных источников финансирования.10

    Кроме того, большое значение рентабельность имеет для принятия решений в области инвестирования, планирования, при составлении смет, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия и ее результатов.

      Таким образом, можно сделать вывод, что показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса.

В современных условиях рыночной экономики необходимо повышать рентабельность компаний при помощи инструментов оптимизации  бизнес-процессов. В этом заинтересованы их владельцы и представители  руководства.

 

2.3 Аспекты формирования, распределения, использования и планирования  прибыли на предприятии. Особенности формирования и учета прибыли.

 

       В современных рыночных отношениях предприятие самостоятельно планирует свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями и поставщиками материальных ресурсов и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимость обеспечения производственного и социального развития. Прибыль также является плановым показателям. Однако нельзя полагать, что планирование и формирование прибыли осталось исключительно в сфере интересов только предприятия. Не в меньшей мере в этом заинтересованы государство (бюджет), коммерческие банки, инвестиционные структуры. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства организации и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников.

       Целью  управления прибылью -  это обеспечивать одновременно гармонизацию интересов собственников с интересами государства и персонала предприятия. От руководителя требуется, прежде всего, умение эффективно вести дело, то есть увеличивать прибыль. Известны две основные возможности увеличения прибыли: первая - наращивание объема выпуска и реализации товаров, вторая - уменьшение издержек. В наших условиях первый путь кажется нереальным.

    При рассмотрении прибыли сталкиваются интересы различных сторон:

  • трудового коллектива, который рассчитывает на свою долю прибыли;
  • государства, которое рассчитывает на рост производства и реализацию продукции, увеличение прибыли, что означает нарастание налоговых отчислений в бюджет;
  • банков, которых беспокоит платежеспособность предприятия, возвратность полученных ссуд и обеспечение представления новых.

       Руководителю необходимо так планировать распределение прибыли, чтобы не нанести ущерба ни одной стороне, и в тоже время обеспечить благосостояние предприятия. Высокая роль прибыли в развитии предприятия и обеспечении интересов его собственников и персонала определяют необходимость эффективного и непрерывного управления прибылью. Управление прибылью представляет собой процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения, использования и планирования на предприятии.

      При распределении прибыли сталкиваются интересы различных сторон: государства, которое рассчитывает на рост производства и реализацию продукции, увеличение прибыли, что означает нарастание налоговых отчислений в казну; трудового коллектива, который рассчитывает на свою долю прибыли; банков, которых беспокоит платежеспособность фирмы, возвратность полученных ссуд и обеспечение представления новых; руководства предприятия, стремящегося как можно большую часть прибыли оставить нераспределенной, в качестве ресурса, резерва, позволяющего укреплять основы самофинансирования.

     На предприятии распределению подлежит чистая прибыль, то есть прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые внебюджетные фонды. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Никакие органы, в том числе государство, не имеют права вмешиваться в процесс использования чистой прибыли предприятия. Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления собственной прибыли. Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов.

      Помимо этого, необходимо создать организационные предпосылки, экономические и социальные мотивации для творческого труда работников. Коренные преобразования в технике и технологии, мобилизация всех, не только технических, но и организационных, экономических и социальных факторов создают предпосылки для значительного повышения производительности труда. Предстоит обеспечить внедрение новейшей техники и технологии, широко применять на производстве прогрессивные формы научной организации труда, совершенствовать его нормирование, добиваться роста культуры производства, укрепления порядка, дисциплины, стабильности трудовых коллективов.

Инвестиции имеют большое  значение не только для будущего положения  предприятия, но и для экономики  страны в целом. С их помощью осуществляется расширенное воспроизводство основных средств, как производственного  так и не производственного характера, укрепляется материально-техническая  база субъекта хозяйствования. Это  позволяет предприятиям увеличивать  объемы производства продукции, улучшать условия труда и быта работников. От них зависят себестоимость, ассортимент, качество, новизна продукции (работ, услуг), ее конкурентоспособность.

В инвестиционном процессе важен не только экстенсивный метод  развития, т.е. количественный рост инвестиций, но и их качественный рост, что особенно важно. Высокий технический состав капитала или наукоемкие высокотехнологические  инвестиции как раз отражают их качественные стороны. Количественный рост инвестиций обеспечивается на предприятии мобилизацией средств за счет сокращения непроизводственных расходов.

Для принятия решений о  капитальных вложениях предприятию  необходимо сравнить сумму затраченного физического и интеллектуального  капитала с документальной прибылью, которая может быть получена в  будущем. Часто будущие прибыли  от капиталовложений могут оказаться  выше или ниже, чем ожидалось. Так  появляется необходимость учитывать  подобную неопределенность и связанные  с ней финансовые и другие риски.

Информация о работе Формирование и использование прибыли на предприятии