Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2014 в 02:40, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение основных моделей рыночной экономики - американской, японской, немецкой и южнокорейской.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие рыночной экономики с позиции различных школ;
определить и проанализировать основные принципы государственного регулирования рыночной экономики в современных условиях;
проанализировать типы и модели современной рыночной экономики, а именно американскую, японскую, немецкую и южнокорейскую модели.
Введение 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 5
1.1.Рыночная экономика в трактовке различных школ 5
1.2.Государственное регулирование рыночной экономики в современных условиях 10
ГЛАВА 2.КЛАССИФИКАЦИЯ МОДЕЛЕЙ СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 19
2.1. Характеристика американской модели 19
2.2.Особенности японской модели рыночной экономики 22
2.3.Отличительные черты немецкой модели 25
2.4.Южнокорейская модель рыночной экономики 27
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Система государственного регулирования торговли имеет свои внутренние цели, задачи, принципы, функции, формы, инструменты, методы и связи.2
Механизмы госрегулирования воздействует на три взаимосвязанные части производственного процесса: ресурсы, процесс производства и финансы.
Содержание госрегулирования экономики определено целями, которые стоят перед государством, а также средствами и инструментами, имеющиеся у государства в экономической политике.
Госрегулирование экономики включает в себя:
Государство выполняет свои функции, применяя при этом различные методы, к которым, в свою очередь, предъявляет различные требования рыночная система.3
В первую очередь, исключаются любые действия государства, которые влекут за собой потерю рыночных связей. Например, недопустимыми являются действия по тотальному директивному планированию; натуральное распределение производственных ресурсов и предметов потребления, к которым относятся различные фонды, талоны, купоны; всеобщий административный контроль над ценами, так же недопустим. Однако это е значит, что государство в рыночных условиях экономики снимает с себя какую-либо ответственность, к примеру, за уровень цен, за их динамику. Напротив, государство должно внимательно следить за ценами и старается не допустить их бесконтрольного инфляционного роста, опираясь главным образом, на экономические методы управления, причем имеет для этого гораздо больше возможностей, чем при административном ценообразовании.
К тому же, влиять на рынок как на самонастраивающуюся систему можно в основном только экономическими методами. В случае, когда государство полагается только на административные методы, то таким образом можно разрушить рыночный механизм. Но это ещё не значит, что в рыночном хозяйстве административные методы не имеют право на существование, в ряде случаев их применение не только допустимо, а жизненно необходимо.
Также следует помнить, что экономические регуляторы не должны ослаблять или заменять рыночные стимулы, их следует применять, не мешая рынку. А в случае, если государство игнорирует это требование, не обращает внимание на то, как действие регуляторов отражается на механизме рынка, то рынок начинает давать сбои.
Как не парадоксально, но без государственного регулирования не может полноценно существовать и функционировать рыночная экономика. В цивилизованной рыночной экономике, которая характеризуется наличием системы ориентиров, выражающих общегосударственные, в том числе и общенациональные интересы, а также обладающая высоким уровнем организованности, разрушительной силе стихийных регуляторов противостоит государственное регулирование. Как правило, проявления государственного регулирования рыночной экономики имеет двоякий характер.4 С одной стороны, это необходимо для самого рынка, представляющее неотъемлемое условие его надежной работы благодаря организующим и упорядочивающим воздействиям. Госрегулирование проявляется в государственном формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддержки и обновлении, а так же в контроле за их соблюдением. С другой стороны, государственные органы, способствуя рыночным отношениям, помогают их органическому встраиванию в систему общественных отношений, без чего рынок бы был отторгнут политической и социальной структурами. Посредством законодательства осуществляется госрегулирование рынка, а именно через государственное планирование, программирование, распределение на основе выпускаемых правительством нормативных актов. Государство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы одновременно оказать влияние и на рынок, и на рыночные отношения, это достигается посредством изымания средств, необходимые для общегосударственных нужд, и определенным образом их распределяя. 5
В централизованной и рыночной экономике государственное управление несколько отличается. В первом случае органы власти приспособляют экономику к своим политическим и экономическим интересам и к идеологическим доктринам, а во втором случае же, азы управления подстраиваются непосредственно под сами рыночные отношения, к законам рынка, но при этом государство не забывает о тех, от кого оно в первую очередь зависит. Оптимальное сочетание рыночной свободы и госрегулирования найти крайне сложно, и до сих пор не определены однозначные подходы и критерии решения данной проблемы экономической науки. И можно только сделать попытку определить тенденции в поиске оптимума. Большому потенциалу самонастройки рыночного механизма не должны нарушать такие составляющие регулирования рынка как организация, упорядочение и регламентация. Но при этом и усиление конкурентной борьбы при ослаблении регламентирующих норм может вылиться в негативные, а иногда и разрушительные для общества последствия. Например, участятся банкротства фирм, увеличится уровень безработицы, участятся случаи фальсификации продуктов.
В системе мер госрегулирования выделяют практическую сторону и научную. Под практической стороной понимают, полученный опыт в определённой сфере, то есть практический опыт – есть совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. А под теоретическими аспектами понимают систематические научные исследования мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. Также к научным подходам относят разработку моделей и прогнозов. Одной из задач научного подхода является формирования экономического мышления.
Исходя из сущности, определяются цели государственного регулирования.6
Находящиеся в тесной взаимосвязи, цели государственного регулирования неравнозначны по масштабам воздействия, значению и последствиям. Можно выделить стратегические и тактические цели. К стратегическим целям можно отнести, в первую очередь: обеспечение экономической и социальной стабильности потребительского рынка товаров, экономической безопасности, конкурентных преимуществ. Тактические, то есть конкретные цели могут различаться по объектам регулирования, но исходить должны из увязки общественных и частных интересов.
К конкретным целям регулирования относятся: становление рыночных отношений в сфере торговли; формирование целостной системы торгового обслуживания для наиболее полного комплексного обслуживания потребностей населения и запросов местного рынка труда; создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное функционирование и развитие торговли и, в конечном итоге, обеспечение устойчивого экономического роста.
На микроуровне, то есть на уровне предприятий конкретными целями могут быть экономические, социальные и экологические.
Исходя из целей, можно выделить основные задачи госрегулирования, которые заключаются в поддержании стабильности потребительского рынка и обеспечении его социальной направленности.
Экономическая наука, в свою очередь, рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В каждой стране высшая цель должна сводиться к достижению наилучшего благосостояния всего общества. Но реализация данной высшей цели возможна только через достижение прикладных целей, к которым относятся: экономический рост; полная занятость; стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты; внешнеэкономическое равновесие.
Американскую модель принято считать либеральной рыночно-капиталистической моделью, которая предполагает приоритетную роль частной собственности, рыночно-конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации.
Соединенные Штаты Америки, в свою очередь, - это одна из ведущих держав капиталистического мира, которая обладает крупнейшим экономическим и научно-техническим потенциалом. Следует отметить, что ни в одной другой стране противоречия капитализма не выступают так явно и остро, как в США.
Становление и развитие американской модели проходило в идеальных условиях. Это связано со многими причинами, среди которых можно выделить основные две:
Во-первых, США образовались на территории относительно свободной от уже устоявшихся традиций и различных наслоений социального характера. Во-вторых, европейские переселенцы привнесли предпринимательскую активность и инициативу, которые были основаны на только укреплявшихся в то время в Европе товарно-денежных отношениях.
В 70-80х годах американский правящий класс предпринял радикальную попытку остановить развитие событий в сторону контроля рынка. Пришедшая к власти в 1980 г. ультраконсервативная республиканская администрация Р. Рэйгана провозгласила курс на сокращение государственного вмешательства в экономику, укрепление рыночного начала в хозяйственном механизме страны и поощрение предпринимательской инициативы. В 1981 году конгрессом США была принята Экономическая пргорамма Р.Рейгана под громким названием «Новое начало для Америки: программа экономического возрождения». В рамках этой программы предусматривалось общее снижение ставок подоходного налога на 23%, что было выгодно в первую очередь, для состоятельных слоев, предоставление налоговых льгот корпорациям страны, уменьшение роста федеральных расходов за счёт сокращения социальных программ, государственное регламентирование хозяйственной деятельности свести к минимуму, а так же проведение ограничительной кредитно-денежной политики. Так же параллельно начали массово наращивать вооружение, это делалось, в первую очередь для того, чтобы сломать существующий военный паритет и достичь превосходства над СССР.
Другим факторам, который оказал достаточно сильное влияние на общее развитие экономики в 8о-х годах в США, стали научно-техническая революция и, вследствие этого, структурная перестройка хозяйства. Быстрое внедрение научно-технических достижение в производство ив другие различные сферы, а так же массовое распространение технических новшеств очень ярко характеризует десятилетие 80-х годов в США как начало новой фазы научно-технического прогресса. Её суть заключается в том, что осуществляется переход к формированию технического уклада, в центре которого абсолютно новые способы взаимодействия науки и производства, создание новых элементов духовных и материальных производственных сил. Например, в его основе заложено прежде всего развитие микроэлектроники, робототехники, информационных систем, биотехнологии, а так же производство новых видов материалов и комплектующих. Особое внимание уделялось формированию рабочей силы, которая бы соответствовала техническому базису производства.7
Участвующие в гонке вооружений как США, так и другие страны-члены НАТО, свидетельствуют о пагубном влиянии наращивания военного потенциала на экономику в целом. Потому что использование экономических ресурсов для военных целей, представляет собой ничто иное как трата части общественного продукта, и подобное изъятие их из воспроизводственного процесса повторяется ежегодно. Карл Маркс отмечал, что война в экономическом отношении равносильна тому, что «если бы нация кинула в воду часть своего капитала».
Структура экономики США, в первую очередь отличается хорошо выраженной постиндустриальностью. Сфера услуг - основная отрасль американской экономики, и поэтому развита практически во всех направлениях. К сфере услуг традиционно принято относить: туризм, банковское дело, торговля, образование, медицина. А в последнее время широкое распространение получили маркетинговые, управленческие и консалтинговые услуги, а так же быстроразвивающие информационные технологии. 75% составляет доля занятых в данной отрасли услуг. Из которой более 25% приходится на оказание финансовых услуг, операции с недвижимостью и страхование. Примерно 22% услуг сосредоточено в оптово-розничной торговле. Услуги в деловой, юридической и социальной сферах составляют 26%, а на госрегулирование приходится около18% .
Таким образом, американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам общества создается приемлемый уровень жизни с помощью льгот и пособий для них. Данная модель не подразумевает достижения социального равенства населения. В первую очередь, она основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.
Сегодня достижениями Японии никого не удивишь. Гораздо больший интерес для исследователей представляет «японское экономическое чудо», именно поэтому важно понять и объяснить основные моменты феноменального послевоенного рывка Японии, который вывел еёё в ряды «экономических сверхдержав».
Общее состояние страны, с которых собственно, начинала свой послевоенный разбег Япония, было весьма плачевно. Была подорвана и откинута на много шагов назад длительной войной экономика страны, основные крупные города, в том числе и предприятия лежали в развалинах. Уровень промышленного производства в начале 1946 года составлял лишь 14% от среднего уровня предвоенного периода. Большая часть населения обнищало, а так же была нехватка элементарных условий для жизни: продовольствий, жилья и работы. На территории страны нет природных ресурсов, ко всему прочему она оторвана от колониальных источников её поступления, и, казалось бы, что Японии уготована была учесть третьеразрядной страны. Однако, этого не произошло. Напротив, страна, которая занимает 0,3% всей земной суши, и на которой проживает лишь 2,5% всего населения Земли, смогла достичь к 1988 году 10% от всего мирового ВВП: 35,5 млн долларов на каждый обитаемый квадратный километр, а в США для сравнения – 1,1 млн долларов, в ФРГ – 7,6 млн долларов. Япония производим больше всех остальных в мире самой разнообразной электроники начиная от роботов и заканчивая фотоаппаратами, а так же автомобилей и мотоциклов, обеспечивая при этом не только собственные нужды, но и снабжает своими товарами весь мировой рынок.
Информация о работе Формирование и развитие моделей рыночной экономики