Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 20:04, курсовая работа
Цель работы: анализ влияния «голландской болезни» на экономику страны, определение общих методов борьбы с ней в России.
Данная работа будет разделена на три части. В первой главе автор уделит внимание теоретическим представлениям о «голландской болезни» и истории анализа этого феномена. Во второй – будет рассмотрено протекание этого недуга в зарубежных странах. В третьей же автор проведет анализ «голландской болезни» в России.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое описание «Голландской болезни»…………………….5
§1. История анализа феномена голландской болезни………………………..5
§2. «Проклятие ресурсов»……………………………………………………...6
§3. «Теорема Рыбчинского»…………………………………………………....7
§4. «Голландская болезнь»: сущность, причины……………………………..9
Глава 2. Анализ протекания «голландской болезни» в зарубежных странах.13
§1. Анализ протекания «голландской болезни» в Мексике………………...13
§2. Анализ протекания «голландской болезни» в Венесуэле………………15
§3. Анализ протекания «голландской болезни» в ОАЭ…………………….18
§4. Анализ протекания «голландской болезни» в Норвегии……………….21
Глава 3. Анализ «голландской болезни» в России…………………………….27
§1. «Голландская болезнь» в России: сущность, причины, особенности….27
§2. Лечение «голландской болезни» в России………………………………33
Заключение…………………………………………………………………….37
Список литературы……………………………………………………………39
Для непосредственного описания технологии в трех секторах производства обратимся к модели специфических факторов. А именно, мы будем предполагать, что товары в каждом секторе производятся с использованием только труда и капитала, причем капитал, используемый в некотором секторе, специфичен, то есть не может использоваться ни в каком другом секторе, в то время как труд однороден и может свободно перемещаться между отраслями. Полная мобильность труда приводит к тому, что заработная плата во всех отраслях экономики будет одинакова. Будем также считать, что запасы капитала во всех трех секторах и рабочая сила во всей экономики заданны экзогенно и не меняются во времени.
Предположим, что рассматриваемая нами экономика находится в состоянии равновесия и неожиданно происходит рост цены на нефть на мировом рынке. Непосредственным следствием этого станет рост доходов всех факторов производства, занятых в секторе Нефть. Это, в свою очередь, будет иметь два важных последствия.
Первым рассмотрим эффект расходов. Некоторая часть прироста доходов в секторе Нефть будет израсходована на товары, производимые в Неторгуемом секторе. Это может происходить как вследствие того, что владельцы факторов производства, занятых в секторе Нефть, непосредственным образом увеличивают свои расходы на товары, произведенные в Неторгуемом секторе, так и вследствие увеличения государственных расходов на эти товары в виду увеличения государственных доходов из-за роста налоговых поступлений от сектора Нефть. Независимо от механизма, растет спрос на товары, произведенные Неторгуемым сектором, что влечет за собой рост цен на них. Наиболее важным для последующего анализа является результат, что растет цена неторгуемых товаров относительно торгуемых, так как цена последних фиксирована экзогенно на внешнем рынке. А поскольку отношение отражает реальный обменный курс, то мы можем ожидать реальное удорожание внутренних денег и соответствующее перемещение мобильного фактора производства – труда – из сектора Торгуемого в сектор Неторгуемый.
Вторым последствием
есть эффект перемещения
Оба рассмотренных эффекта привносят свой вклад в снижение выпуска в Торгуемом секторе, в то время как влияние на сектор Неторгуемый неоднозначно: эффект расходов положительно влияет на выпуск данного сектора, а эффект перемещения ресурсов – отрицательно.
Именно снижение выпуска в Торгуемом секторе вследствие роста цены в секторе Нефть и называется эффектом «голландской болезни».
Также, массовый экспорт сырья приводит к притоку в страну иностранной валюты и, следовательно, к ее удешевлению относительно национальной валюты. А это негативно сказывается на конкурентоспособности отечественных товаров торгуемого сектора.
Кроме того, «голландская болезнь» приводит к тому, что обменный курс будет связан с экспортом ресурсов и будет меняться вместе с ценами на них, а это приводит к значительной финансовой нестабильности в стране.
Кроме того, начинается отставание страны в технологическом плане, так как основным «двигателем» внедрения новых технологий в производство является как раз торгуемый сектор, а он в силу ослабевания не сможет тратить огромные средства на НИОКР.
Таким образом, эти факторы в совокупности приводят к постепенному свертыванию отечественной промышленности, упадку всех отраслей кроме добывающей, и как следствие отраслевому перекосу в экономике, а все это очень негативно сказывается и на социальном и на политическом положении страны, превращая ее в сырьевой придаток развитых стран.
Вывод по главе:
«Голландская болезнь», возникнув в 70-х гг. ХХ века в Голландии после нефтяного кризиса, как необычное явление, быстро доказала свою актуальность, распространившись в ряде других стран. Это послужило поводом для исследований ряда экономистов, уделивших внимание данной проблеме.
В ходе этих исследований было установлено, что, несмотря на то, что увеличение доходов государства в связи с экспортом ресурсов должны положительно сказаться на экономике страны, в реальности данное явление приводит к негативным последствиям.
Главным отрицательным последствием «голландской болезни» является деиндустриализация экономики (что говорит о том, что в стране без развитой промышленности данного явления быть не может), происходящее в результате снижения конкурентоспособности товаров не добывающего сектора из-за притока иностранной валюты, перетока капиталов и трудовых ресурсов в добывающую отрасль, и дестабилизации финансовой системы из-за привязки курса национальной валюты к ценам на нефть.
Одной из стран, которую поразила «голландская болезнь» является Мексика.
В 1976 году президентом страны стал Лопез Портильо, которому от прежнего правительства достался экономический кризис. Ему предстояло бороться с высокой инфляцией, уровень которой достиг 55%, девальвацией, и принимать меры по уплате большого внешнего долга. Т.о., к середине семидесятых годов Мексике были необходимы реформы и перемены в экономическом курсе правительства для выхода из сложной ситуации. Правительству нужно было найти средства для проведения реформ. И эти средства нашлись. В стране были открыты огромные залежи нефти и газа. Параллельно с этим произошел первый «нефтяной шок». В данной обстановке правительство Мексики, боясь инфляционного давления, приняло решение о жестком контроле добычи и продажи нефти, путем госрегулирования добычи энергоресурсов.
После этого в страну потекли огромные денежные доходы. Исходя из этого, правительство предприняло попытку проведения ряда программ по улучшению экономического развития. Это принесло свои плоды: с 1978 по 1981 год ВВП страны рос примерно на 8% в год, кроме того выросли реальные доходы населения, снизилась безработица.
Но, между тем, правительство страны брало огромные займы т.к. иностранные банки охотно предоставляли их.
Кроме того Портильо продолжал увеличивать государственные расходы, прежде всего на субсидии в пищевую промышленность. Но данные траты не привели к должному эффекту: они не побудили экономический рост, уровень занятости оставался низким, а огромные займы и снизившиеся цены на нефть привели страну к огромному дефициту бюджета и огромному внешнему долгу (87,6 млрд. или 41% ВВП в 1982году), также в стране сложился отрицательный торговый баланс, т.к. промышленность оставалась не развитой и товары приходилось импортировать.
Одной из главных ошибок
мексиканского правительства
Итогом этой политики стал экономический кризис. ВВП в 1983 году сократился на 3,5% ( с 1024 до 988млрд. песо), были приостановлены выплаты по внешнему долгу. В этой обстановке Портильо с позором оставил свой пост. В 1982 году президентом стал Мигель де ла Мадрид.
Ему предстояло вывести
страну из глубокого кризиса путем
коренного изменения
В 1985 году правительство выбрало целью стимулирование экономического роста и либерализацию торговли (в 1986 году Мексика вступила в ГАТТ, а в 1994 году в НАФТА), которая привела к резкому росту цен. В 1988 году была взята под контроль инфляция (с 114,2% в 1988 инфляция снизилась до 20% в 1989г.). В 1990-е была успешно проведена приватизация. Была начата политика по привлечению в страну иностранных инвестиций, так как они были необходимы для экономического развития страны, а инвесторы, помня о кризисе 80-х, неохотно инвестировали в Мексику капитал.
Таким образом, экономическая обстановка в стране налаживалась, Мексика постепенно выходила из кризиса, в начале девяностых средний экономический рост составил 3-4%. Сократился и дефицит госбюджета.
Следует отметить, что в выходе страны из кризиса немаловажную роль сыграли США. Так как Мексика является своего рода связующим звеном между США и Латинской Америкой, и Мексику и США связывают давние экономические связи, США был не выгоден кризис в Мексике. Поэтому они согласились предоставить мексиканскому правительству необходимые займы, оказав ему этим значительную помощь. Кроме того значительную часть мексиканского ВВП составляет продукция производимая специально для экспорта в США, что также не маловажно.
Вывод по параграфу:
Из данного параграфа
можно сделать вывод о том,
что, получив доступ к нефтяным доходам,
правительство Мексики
Но в девяностые годы, после пересмотра экономической политики, Мексика смогла выбраться из экономического кризиса и излечиться от «голландской болезни». Помогли ей в этом либерализация торговли, приватизация, привлечение инвестиций и помощь США.
Впервые бурение для добычи нефти началось в Венесуэле в 1917 году, и до 1928 года Венесуэла была лидирующим экспортером нефти. К 1930 году доходы от нефти составляли 90% всех экспортных доходов страны. При этом величина налога на добычу составляла 50% для поддержания сельского хозяйства и формирования промышленности. Однако все равно страна оставалась бедной и слаборазвитой.
В 1958 году к власти в стране пришло демократическое правительство, которое стало активно использовать доходы от нефти на образование, здравоохранение, электрификацию, снабжение водой и другие проекты. Эти инвестиции оказались довольно результативны.
Однако в этом же году произошел уже упомянутый резкий скачок цен на нефть, и с этого момента можно говорить о начале «голландской болезни» и в Венесуэле.
Так, с 1973 по 1979 года правительство
Венесуэлы истратило больше средств,
чем за всю историю страны с
момента обретения
Правительство прекратило выплаты по внешнему долгу, так как экономика страны находилась в состоянии худшем, чем до роста цен на нефть. С 1980 по 1989 гг. ВВП страны сократился на 18%, темпы инфляции в 1989 составили 84,5%. В такой обстановке правительством была предпринята попытка реформирования экономки. Была проведена девальвация национальной валюты. В 1989 году Перес начал новые реформы. Началась приватизация, поощрялись частные инвестиции, стимулировались не нефтяные секторы экономики, была произведена либерализация внешнеторговой деятельности.
Эти реформы схожи с преобразованиями в Мексике в начале 90-х гг. Однако они не принесли ощутимой пользы, к тому же, снизившиеся на 50%в 1986 году цены на нефть не прибавили руководству страны оптимизма. К 1989 году снизился уровень жизни населения, продолжала расти инфляция, произошел спад деловой активности.
Новая попытка реформ была предпринята в 1996 году новым президентом Р.Кальдерой. Его преобразования опять-таки схожи с реформами в Мексике: были снижены государственные расходы, была проведена девальвация боливара, были подняты цены на энергоносители, ускорилась приватизация.
Как и в Мексике, реформы принесли пользу для экономики страны. В 1997 году темп роста ВВП составил 6,4%, в страну потекли иностранные инвестиции. Но при этом происходило ухудшение уровня жизни населения: росли розничные цены, в связи с сокращением госрасходов было сокращено число госслужащих, а это привело к накалу социальной обстановки в стране. В добавок к этому в 1998 году опять упали цены на нефть, что привело к новому росту дефицита госбюджета.
Таким образом, и эти преобразования не смогли помочь вывести Венесуэлу из кризиса. Новая надежда на выход из кризиса появилась с приходом к власти в 1999 году У.Чавеса. Чавес принял новую конституцию, ввел ряд новых законов, главными из которых явились законы о нефти, прибрежных зонах и земле. Новый президент ограничил влияние иностранных компаний в нефтяной промышленности страны, повысил ставку налога на добычу.
Эти меры опять-таки не
привели к улучшению: из-за увеличения
налога бастовали работники PDVSA(
В связи с этим Чавес предпринял попытку поиска стран-партнеров, которые могли бы инвестировать средства в венесуэльскую экономику. Так, сейчас Венесуэла начала сближаться с Китаем и Россией, чтобы ослабить свою зависимость от США.