Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 13:48, курсовая работа
Модернизация экономики и диверсификация экспорта - первоочередные задачи экономической программы России, и в последние годы был принят целый ряд мер, направленных на развитие различных секторов экономики. Стабильная макроэкономическая среда, которую смогла достичь Россия, является необходимым, но недостаточным условием для роста экспорта. Управление экономикой, которое стимулирует продуктивные инвестиции, а не обогащение за счет ренты, является еще одним ключевым фактором. Тем не менее, причины, по которым одним предприятиям удалось «прорваться» на зарубежные рынки, а другим - нет, изучены далеко не полностью.
Введение …………………………………………………………………...........
Глава 1.Понятие и механизм развития «голландской болезни» …...………...............
1.1. Признаки «голландской болезни» в России ………………………………....
1.2. Методы борьбы с «голландской болезнью» в условиях российской
действительности …………………………………………………………….
1.2.1. Протекционизм …………………………………………………………...
1.2.2. Необходимость диверсификации экономики…………………………..
Глава 2 . Диверсификация российского экспорта……………………………………
2.1. Определение сдерживающих факторов: роль конкуренции и инноваций…
2.2. Проблема диверсификации российского экспорта и новая концепция
внешнеэкономической политики
2.3. Опыт других стран …………………………………………………………...
Заключение ……………………………………………………………………
Список использованной литературы ………………………………..............
Низкая конкурентоспособность продукции объясняется высокой степенью изношенности основных фондов, «утечкой мозгов» из России в развитые страны, недофинансированием научных исследований как состороны государства, так и частного бизнеса. В настоящее время износ основных фондов в обрабатывающей промышленности составляет 47,8 %, а коэффициент их обновления - всего 2,6 %. По уровню технологического развития Россия, по оценкам Всемирного экономического форума, находится на последних местах в мировом рейтинге. Материально-техническая база науки и, в частности, образовательных учреждений так же устарела и мало обновляется. Государственные затраты на образование составляли в России в 1998г. - 4% от ВВП, а в 2005г. - 3,1 % от ВВП против 4,1 % в среднем по миру и 5,2 % в развитых странах.
Структура расходов в образование
в России отражается в структуре
подготовки специалистов. С 1990г. по 2006г.
выпуск в государственных и
электроники - на 22 %, технологии - на 53
%.39 Значительно уменьшилась
Под воздействием научно-технологического
переворота ежегодно 15 - 25 % знаний устаревает.
Уже сегодня на рынке труда
наблюдается дефицит
В России неуклонно на протяжении всего периода реформ сокращается число организаций, выполняющих исследования и разработки. Численность персонала, занятого ими сократилось с 1992г. на половину.(39 Образование в Российской Федерации. Стат. сборник М. 2006 с.17)
Торговый баланс России на мировом рынке патентов и патентных лицензий имеет отрицательное сальдо 1,3 млрд. долл. в 2006г.40 с учетом того, что мировой рынок технологий контролируют семь наиболее развитых промышленных стран (США, Германия, Япония, Великобритания, Франция, Швеция, Норвегия), увеличение экспортной доли высокотехнологичной продукции России - задача чрезвычайно трудная.
На мировом рынке
С целью сокращения отставания от развитых стран по уровню научно - технического потенциала, мобилизации национальных интеллектуальных ресурсов, переходу к инновационному пути развития приняты «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и техники на период до 2010 года и дальнейшую перспективу».В числе приоритетных направлений утверждены следующие:
- информационные технологии и электроника;
- производственные технологии (микротехника и микромеханика);
- новые материалы и химические продукты (наноматериалы);
- технологии живых систем;
- транспорт (морские перевозки, авиационные технологии и системы);
- топливо и энергетика (новые технологии в электроэнергетике и энергосбережении, обращение с отработанным ядерным топливом);
- экология и рациональное природопользование (мониторинг и предотвращение чрезвычайных ситуаций);
Для реализации приоритетных направлений научно-технического развития в России созданы научные центры, технико-внедренческие особые экономические зоны, определено финансирование. Потенциальные возможности ускоренной модернизации науки и производства в стране имеются. Значительная часть их заключена во внутренних источниках финансирования. Однако объемы валового накопления существенно меньше объемов валового сбережения, а увеличение инвестиций в основной капитал происходит крайне медленно.
Таблица № 2
Валовое сбережение, валовое накопление и инвестиции в России
(% к ВВП)[385]
2001 г. |
2006 г. | |
1. Валовое потребление |
53,1 |
66,0 |
2. Валовое накопление |
18,6 |
20,2 |
3. Валовое сбережение |
34,5 |
45,8 |
4. Инвестиции в основной капитал |
16,8 |
17,1 |
Реализацию процесса диверсификации
экспорта продукции может сдерживать
сопротивление крупного частного нефтяного
бизнеса отечественных
Прямые иностранные инвестиции, в большей своей доле, направляются в добывающие отрасли, дающие высокие доходы. Так, в топливно - энергетический комплекс России направляются около 25 % всех иностранных инвестиций. В сумме накопленных прямых иностранных инвестиций в размере 67,9 млрд. долл., в нефтегазовые проекты ушло 16,0 млрд. долл..42
Одновременно, частный бизнес и государство активно вывозят капитал в другие страны, финансируя экономику этих государств. По разным источникам величину осевшего частного и государственного капитала за рубежом за последние 15 лет оценивают свыше 600 млрд. долл..43
Существует точка зрения, что фундаментальной причиной оттока капитала является «узость внутреннего рынка и недостаточный спрос на нем». Если это так, то тем более необходимо создать благоприятный инвестиционный климат повышения внутреннего спроса на капитал путем привлечения его в модернизацию машиностроения и новых наукоемких производств.
В России имеются прогрессивные, научно-обоснованные проекты быстрой модернизации экономики за счет сверхдоходов нефтяного экспорта путем паритетного активного финансирования государства и бизнеса в размере примерно 20 % ВВП в течении 10 лет по 150 млрд. долл. в год. Для России это реальный путь. Ведь Индия выделяет 25 - 30 %, Китай - 40 % ВВП в год на модернизацию экономики, ее структурную перестройку. Что бы подобные проекты стали реальностью необходимо активизировать интеллектуальные и институциональные ресурсы общества для выполнения этой задачи и, в частности, направлять российские прямые и портфельные инвестиции не за рубеж, а в собственную экономику.
Для осуществления диверсификации российского экспорта имеются благоприятные условия. Высокие доходы от экспорта нефти и газа позволяют, в принципе, стимулировать заимствование передовых технологий, финансировать отечественные НИОКР и обучение специалистов, повысить персональную ответственность за выполнение принятых программ. Реализация проблемы переэкспортизации российской экономики будет зависеть, в первую очередь, от желания и политической воли государственных институтов власти разработать и принять новую концепцию внешнеэкономической политики, направленную на реализацию декларируемых программ модернизации и диверсификации экономики на основе инноваций.
Чтобы преодолеть глубокий кризис, сложившийся в области НИОКР и всего инновационного процесса в стране, необходим целый комплекс государственных мер по созданию более благоприятного климата для формирования и реализации активной научно-технической, инвестиционной и внешнеэкономической политики.
Современная внешнеэкономическая политика в России имеет пассивный характер. Пассивная внешнеэкономическая политика состоит в том, чтобы просто собирать и сберегать доходы от сырьевого экспорта, которые составляют около 90% нефтяной ренты, пополняя золотовалютные резервы и Стабилизационный фонд. Активная внешнеэкономическая политика использует накопление валютных резервов для диверсификации экспорта, проводит научные изыскания, снижает импортные тарифы, чтобы соответствовать правилам ВТО, выравнивает внутренние и мировые цены на топливо, чтобы обеспечить долговременный рост высокотехнологичных отраслей, не требующих больших энергетических затрат. Активная внешнеэкономическая политика как политика стимулирования роста, выбирает на каждой стадии диверсификации производства и экспорта то направление и такие экономические рычаги, где возможен успех. Изымаемые сверхдоходы нужно использовать в основном на закупки и освоение новых зарубежных технологий для несырьевых отраслей. Реализация активной внешнеэкономической политики требует стратегического планирования, обеспечивающего согласование интересов и эффективное взаимодействие разных групп общества: производителей, (предпринимателей), потребителей и государственных институтов.
Новая концепция внешнеэкономической политики, основанная на диверсификации экономики, в том числе экспорта, должна иметь долговременный характер (до 2020 - 2030г.г.), и законодательно утверждена. Комплексная национальная программа диверсификации экономики должна включать альтернативные проекты, учитывающие различные возможные риски, разработана по отдельным отраслям промышленности и направлениям НТП. Основными задачами комплексной программы диверсификации экономики могли быть следующие:
- разработка и реализация экономических и научно-технических программ по целенаправленному стимулированию ускоренного развития инновационных технологий и передовых наукоемких высокотехнологичных производств в стране;
- принятие федеральной долгосрочной программы стабилизации добычи нефти: увеличение нефтедобычи за счет открытия новых месторождений и глубокой её переработки; рациональное использование малодебитных скважин, удельный вес которых в отдельных компаниях составляет 30-40 %. Выведение их в бездействующий фонд несет
дополнительные потери 5-6 млрд. долл..44
активное использование
На месторождениях ведущих нефтеперерабатывающих стран этот коэффициент растет, а в России падает и составляет 28 %. В российских недрах остается более 70 % её запасов. В целом по России потеряно за последние 10 лет около 15 млрд.т. нефти, что соответствует величине добычи за всю историю отечественной нефтяной промышленности 45
- замещение пассивной формы налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на основе труднодоступности освоения на активную форму НДПИ, дифференцированно учитывающую степень эффективности использования запасов нефти на основе МУН.
- разработка специальных разделов Комплексной программы развития экспортоориентированных машиностроительных предприятий и импортозамещяющих производств на базе низкорентабельных и бездействующих предприятий;
увеличение количества технико-внедренчиских особых экономических зон как за счет вовлечения городов-наукоградов, так и отдельных научно - производственных комплексов;
совершенствование инфраструктуры экспорта промышленной продукции, создание сети государственных и частных экспортных кредитных агентств для продвижения высокотехнологичной продукции на мировой рынок;
обновление системы
- создание эффективного экономического механизма государственной поддержки высокотехнологичного экспорта и соответствующей ему нормативно-правовой базы;
- формирование государственного фонда поддержки развития высокотехнологичных производств за счет отчислений от сверхдоходов сырьевого экспорта;
- повышение эффективности
Международные расчеты показывают,
что эффект от роста высокотехнологического
сектора в долгосрочной перспективе
вдвое превосходит эффект от роста
экспорта непромышленного сектора,
в то время как одностороннее
увеличение низкотехнологичного промышленн
Принятие и реализация комплексной программы диверсификации экономики определит содержание и механизм новой активной внешнеэкономической политики России, отвечающей объективным мировым закономерностям.
7. Опыт других стран
Экономическое развитие стран, богатых
ресурсами, в последние десять лет зависело
от характера использования сырьевого
богатства и решения сопутствующих поблеем[33].
С одной стороны, благодаря доходам от
продажи сырья в распоряжении правительств
оказались огромные бюджетные средства.
С другой – экспорт сырья и рост иностранных
инвестиций в добывающие отрасли способствовал
масштабному притоку средств в иностранной
валюте, что осложнило процесс управления
экономикой на макроуровне и привело к
незащищенности этих стран от резких колебаний
цен на сырье.
В конце 1970-х Мексика получила неожиданные
сверхдоходы от нефти. «Нефть — это то,
что обеспечивает нашу независимость
и компенсирует наши недостатки», — провозгласил
президент Хосе Лопес Портильо, и правительство
начало наращивать государственный долг,
рассчитывая, видимо, что цены на нефть
не упадут никогда. Только в 1981 г. госдолг
вырос в полтора раза, с $55 млрд до $80 млрд.
В 1982 г. цены упали, пришлось объявлять
дефолт, девальвировать песо и национализировать
банки, после чего президент, закончив
свой срок, вынужден был покинуть страну,
а следующему пришлось проводить болезненные
реформы.
Последствия шоковых изменений цен на
ресурсы зависят от экономических институтов.
Если они уже достаточно развиты, как в
Норвегии или Голландии, дело ограничивается
структурным перекосом и стагнацией, если
нет (как в Нигерии), кончается крупным
кризисом и спадом. Однако, очевидно, что
в Норвегии институты более развитые,
чем в Нигерии. А в России или Венесуэле,
находящихся в середине любого рейтинга
институтов? Правила игры, по которым взаимодействуют
люди и компании, — исключительно трудноуловимая
субстанция. Если речь идет об институтах,
которые меняются десятилетиями, — системе
права, традициях делового оборота и уровне
доверия в бизнесе, то не очень понятно,
как на них могут влиять быстро меняющиеся
цены на сырье. Приходится смотреть на
институты, которые меняются быстро.