Государственная поддержка малого бизнеса Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 10:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов и проблемных зон в системе малого предпринимательства в Республике Беларусь, а так же разработка рекомендаций по совершенствованию и развитию предпринимательства в Республики Беларусь.
В соответствии с целью курсовой работы были определены следующие задачи:
-изучить сущность малого бизнеса и его роль в рыночной экономике;
-разработать направления активизации развития малого бизнеса в Республике Беларусь.
-дать оценку развития малого бизнеса в Республике Беларусь;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………….………………………………………………….4

ГЛАВА 1 МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ....7
Характеристика малого бизнеса…………...….……………..……7
Факторы и мотивы развития предпренимательства в малом бизнесе………………………………...……………………….......10
Виды, субъекты и формы предпринемательства в малом бизнесе……………………………………………………………..15

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И СПЕЦИФИКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………….19
2.1 Анализ функционирования и развития малого предпринемательства в Республике Беларусь…………………........19
2.2 Проблемы и перспективы развития малого предпринемательства в Республике Беларусь……………………………………………..…27

ГЛАВА 3 СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА…..…..………….34
3.1 Государственная поддержка малого бизнеса Республики Беларусь…………………………………………………….................34
3.2 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса………………….41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..........50

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….53

Файлы: 1 файл

курсовая малый бизнес.doc.docx

— 345.00 Кб (Скачать файл)

переход отраслей народного хозяйства к рыночным отношениям и создание потребительского рынка. Это расширяет круг интересов и запросов, порождает потребность не только в товарах и услугах массового спроса, но и индивидуального характера, более качественно и оперативно удовлетворять которые могут мелкие предприятия;

наличие правовых гарантий предпринимателя, гарантий со стороны государственных структур в отношении собственности предпринимателей, их прав и защиты экономических интересов;

поддержка предпринимательства со стороны государства путем соответствующей налоговой финансово-кредитной и амортизационной политики;

разгосударствление и приватизация государственных и муниципальных предприятий и создание малых фирм;

неизбежность банкротства низкорентабельных убыточных предприятий, создание на их основе частных малых предприятий;

устойчивое социально-политическое положение государства способствует привлечению иностранного капитала;

благожелательное отношение со стороны общества;

правильный выбор организационно-правовых форм предпринимательства;

ускоренное развитие рыночной инфраструктуры (различные инновационные центры, банки, биржи, страховые компании, рекламные агентства и т.д.) [10. с. 107].

Среди других мотивов предпринимательской деятельности можно отметить: возможность самовыражения личности, включения в хозяйственный процесс финансовых средств населения, дополнительных трудовых и других ресурсов; желание граждан законным путем повышать свои доходы; возможность заниматься активным, приносящим дополнительный доход видом деятельности.

Предпринимательская среда - общественная экономическая ситуация, включающая степень экономической свободы, наличие (или возможность появления) предпринимательского корпуса, доминирование рыночного типа экономических связей, возможность формирования предпринимательского капитала и использования необходимых ресурсов. Показателем степени общественной свободы предпринимательства служит число вновь появляющихся (в течение определенного периода) самостоятельных (независимых) организаций

Эффективность функционирования и развития предпринимательства в значительной степени обусловлена внешней средой: [20. с. 62].

государственной политикой в данной области;

деятельностью местной (региональной) законодательной и исполнительной власти;

внешними условиями конкретных регионов. Необходимо определенное благоприятное состояние внешней среды, которое достигается за счет соответствующих регулирующих воздействий, вырабатываемых субъектами управления.

Для развития предпринимательства необходим переход к более тонкому и эффективному регулированию данного процесса, адекватному сложившимся условиям. При этом необходим учет конкретных особенностей и возможностей, приоритетности целей социально-экономического развития страны, регионов и отдельных социально-демографических групп населения.

Рисунок 1 - Предпринимательская среда как система отношений [20. с. 162].

Предпринимательство как особая форма экономической активности, конкретная форма обеспечения самозанятости части населения и создания новых рабочих мест пользуется правительственной поддержкой во всех промышленно развитых странах (в странах, где отсутствует поддержка предпринимательства со стороны государства, большое распространение получает так называемое уличное предпринимательство) [12, c. 162]

 Суть  государственной (правительственной) поддержки сводится чаще всего  к выработке конкретных мер  по трем направлениям:

консультационное сопровождение процесса создания и функционирования новых предпринимательских организаций на начальном этапе (1-3 года с момента образования организации);

оказание определенной финансовой поддержки вновь создаваемой структуре или предоставление такой структуре определенных льгот (обычно в сфере налогообложения);

оказание технической, научно-технической или технологической помощи маломощным в финансовом отношении предпринимательским структурам.

Государственной поддержкой охватываются обычно создаваемые предпринимательские структуры до момента их перехода из малых в категорию крупных предпринимательских организаций.

Для белорусской экономики, идущей трудным путем реформирования, задача развития и поддержки предпринимательства государством, прежде всего малых его форм в производственной сфере, одна из главных. Формы поддержки различны:

а) создание системы информационного обеспечения, обучения и переподготовки кадров, нормативной базы, финансовой инфраструктуры и т.п.;

б) налоговые льготы и послабления;

в) целевые фонды, финансирование из государственного и местных бюджетов, зарубежная финансовая помощь на поддержку предпринимательских структур в Беларуси.

В современной учебной и научной литературе проблема предпринимательства чаще рассматривается в узких рамках. Учебные пособия, как правило, посвящены деятельности индивидуальных предпринимателей и предпринимателей, действующих в частном секторе. Однако принципы предпринимательства могут и должны использоваться и в государственном (общественном) секторе экономики.

Не вдаваясь в подробности, можно говорить о двух формах предпринимательства: частной и государственной.

Государственное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного:

 а) государственными  органами управления, которые уполномочены  (в соответствии с действующим законодательством) управлять государственным имуществом (государственное предприятие)

 б) органами  местного самоуправления (муниципальное предприятие).

Частное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени организации (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).

Конечно, каждый из этих видов – государственное и частное предпринимательство – имеет свои отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают. И в том и в другом случае занятие такой деятельностью предполагает инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли. [12, c. 162]

Основное отличие государственного предпринимательства от частного состоит в том, что его деятельность не направлена исключительно на получение прибыли. Государство ставит перед своими организациями, помимо коммерческих, определенные социально-экономические цели.

У государственного предпринимательства существуют свои специфические потенциальные источники сверхприбыли, обусловленные относительно крупными размерами госпредприятий, авторитетом и экономической мощью государства. В этой связи на первый план выходят не столько рисковые моменты (в максимальной мере представленные в малом предпринимательстве), сколько такие факторы, как:[4, С. 21]

1) значительные  и стабильные объемы закупок  сырья, материалов, комплектующих и  т.п., предполагающие льготные параметры  оплаты и скидки;

2) доступность  кредитов на особо выгодных  условиях;

3) экономия  на масштабах производства;

4) широкие  возможности получения нового  оборудования, включая лизинговые;

5) устойчивая  сеть деловых связей, доступ к источникам исчерпывающей информации о потенциальных рынках сбыта, партнерах, в том числе зарубежных.

Эти преимущества государственных коммерческих предприятий как субъектов рыночных отношений могут являться основой для снижения их индивидуальных затрат по сравнению с общественными и тем самым – для извлечения сверхприбыли.

 

1.3 Виды, субъекты и формы предпринимательства  в малом бизнесе

 

В малом бизнесе различают следующие виды предпринимательства:

  1. По направленности деятельности: производственный, коммерческий, финансовый, инновационный.
  2. По содержанию функциональной ориентации предпринимателей: управление производством, финансирование, посредническая и консультационная деятельность.
  3. По числу видов деятельность: однопрофильная и многопрофильная.
  4. По сложности деятельности: не требующее специальных знаний, требующее специальных знаний, основанное на высоких технологиях и уникальных знаниях.
  5. По отраслевым направлениям деятельности: промышленное, агропромышленное, сельскохозяйственное, в строительстве и в других отраслях народного хозяйства[20, с. 148].

Малые предприятия как субъекты малого предпринимательства не являются особой организационно-правовой формой, так как ведущим критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является средняя численность работников за отчетный период.

Субъектами предпринимательства могут быть как физические, так и юридические лица.

Физические лица (граждане РБ, иностранные граждане и лица без гражданства, а также лица с двойным гражданством) могут быть участниками малого предпринимательства как непосредственно физические лица, участвующие в создании хозяйственных обществ, как физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, являющиеся учредителями хозяйственных товариществ и обществ.

Согласно статье 24 Гражданского кодекса Республики Беларусь, юридическими лицами признаются организации, которые обладают обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде, арбитраже или третейском суде. Для юридического лица характерны следующие признаки: организационное единство, которое подтверждается наличием устава и государственной регистрации юридического лица; имущественная обособленность, которая подтверждается наличием самостоятельного баланса; участие в гражданско-правовых отношениях от своего имени, что обуславливает самостоятельную гражданско-правовую ответственность и дает возможность быть истцом и ответчиком в суде.

Из статьи 1 Закона о предпринимательстве следует, что предпринимательская деятельность может осуществляться в виде индивидуальной трудовой деятельности, а также в различных организационно-правовых формах предприятий. Различают следующие формы предпринимательской деятельности:

частную, осуществляемую физическим или юридическим лицом (предприятием) на основе собственного имущества и различных форм привлечения собственности других физических и юридических лиц;

коллективную, осуществляемую на основе собственности группы граждан и различных форм привлечения имущества других физических и юридических лиц;

контрактную, осуществляемую руководителем предприятия, если он на основе контракта с собственником имущества или уполномоченным им лицом наделен правами и обязанностями и несет ответственность, установленную для предпринимателя.

В соответствии с формами собственности в малом бизнесе могут действовать следующие предприятия: государственные, муниципальные, коллективные, частные, совместные, смешанные, иностранные[8, c. 114]

Таким образом, подведем итог, предпринимательство – это особая форма экономической активности, основанная на инновационном самостоятельном подходе к производству и поставке на рынок товаров, приносящих предпринимателю доход и осознание своей значимости как личности. В основе эффекта предпринимательства лежит новаторская, инициативная деятельность человека, мобилизующего все свои силы, целеустремленно использующего все возможности для достижения поставленной цели и несущего полную ответственность за свои действия. Цель предпринимательства сводится к извлечению дохода через производство и поставку на рынок товаров, работ или услуг, а также к общественному признанию, осознанию своей значимости как личности. Предпринимательская деятельность начинается на уровне мышления – от зарождения предпринимательской идеи до принятия решения. Основным субъектом предпринимательской деятельности выступает предприниматель, взаимодействующий с другими участниками этого процесса - потребителями, государством, партнерами, наемными работниками. Объектами предпринимательской деятельности являются товар, работа или услуга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И СПЕЦИФИКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1 Анализ функционирования и развития  малого предпринимательства в Республике Беларусь

 

Субъектами предпринимательства в РБ могут быть как физические, так и юридические лица.

Физические лица (граждане РБ, иностранные граждане и лица без гражданства, а также лица с двойным гражданством) могут быть участниками малого предпринимательства как непосредственно физические лица, участвующие в создании хозяйственных обществ, как физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, являющиеся учредителями хозяйственных товариществ и обществ[8, с. 23].

Согласно статье 24 Гражданского кодекса Республики Беларусь, юридическими лицами признаются организации, которые обладают обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде, арбитраже или третейском суде. Для юридического лица характерны следующие признаки: организационное единство, которое подтверждается наличием устава и государственной регистрации юридического лица; имущественная обособленность, которая подтверждается наличием самостоятельного баланса; участие в гражданско-правовых отношениях от своего имени, что обуславливает самостоятельную гражданско-правовую ответственность и дает возможность быть истцом и ответчиком в суде.

Из статьи 1 Закона о предпринимательстве следует, что предпринимательская деятельность может осуществляться в виде индивидуальной трудовой деятельности, а также в различных организационно-правовых формах предприятий. Различают следующие формы предпринимательской деятельности:

  • частную, осуществляемую физическим или юридическим лицом (предприятием) на основе собственного имущества и различных форм привлечения собственности других физических и юридических лиц;
  • коллективную, осуществляемую на основе собственности группы граждан и различных форм привлечения имущества других физических и юридических лиц;
  • контрактную, осуществляемую руководителем предприятия, если он на основе контракта с собственником имущества или уполномоченным им лицом наделен правами и обязанностями и несет ответственность, установленную для предпринимателя.

Малое предпринимательство в Республике Беларусь в соответствии с действующим законодательством существует в двух формах: юридические лица (малые предприятия) и индивидуальные предприниматели. К малым предприятиям относятся предприятия со среднесписочной численностью работников: [26, с.509].

Информация о работе Государственная поддержка малого бизнеса Республики Беларусь