Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 10:05, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов и проблемных зон в системе малого предпринимательства в Республике Беларусь, а так же разработка рекомендаций по совершенствованию и развитию предпринимательства в Республики Беларусь.
В соответствии с целью курсовой работы были определены следующие задачи:
-изучить сущность малого бизнеса и его роль в рыночной экономике;
-разработать направления активизации развития малого бизнеса в Республике Беларусь.
-дать оценку развития малого бизнеса в Республике Беларусь;
ВВЕДЕНИЕ…………………….………………………………………………….4
ГЛАВА 1 МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ....7
Характеристика малого бизнеса…………...….……………..……7
Факторы и мотивы развития предпренимательства в малом бизнесе………………………………...……………………….......10
Виды, субъекты и формы предпринемательства в малом бизнесе……………………………………………………………..15
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И СПЕЦИФИКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………….19
2.1 Анализ функционирования и развития малого предпринемательства в Республике Беларусь…………………........19
2.2 Проблемы и перспективы развития малого предпринемательства в Республике Беларусь……………………………………………..…27
ГЛАВА 3 СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА…..…..………….34
3.1 Государственная поддержка малого бизнеса Республики Беларусь…………………………………………………….................34
3.2 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса………………….41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..........50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….53
По состоянию на 1 октября 2012 года в Минске насчитывалось свыше 40,8 тыс. микро- и малых организаций, около 60,8 тыс. индивидуальных предпринимателей. В январе-сентябре от них в консолидированный бюджет поступило почти Br9,3 трлн., в том числе Br8,8 трлн. - от юрлиц. Удельный вес субъектов малого предпринимательства столицы в общем объеме налоговых поступлений возрос на 5,7 процентного пункта до 29,1% по сравнению с аналогичным периодом 2011 года.
Удельный вес поступлений от субъектов среднего и малого предпринимательства в консолидированном бюджете района составил в 2011 году 26,9%, за 9 месяцев 2012 года – 32,3%. [24]
Тем не менее, финансовый кризис 2011г. усугубил ситуацию не только для мелкого бизнеса, но и для экономики страны в целом.
Из-за нехватки валюты частично или полностью была парализована работа импортёров. Отсутствие единых курсов иностранных валют вынуждало предприятия сферы торговли формировать цену товаров с учётом рисков девальвации и дальнейшего ухудшения финансовой ситуации. Просроченная дебиторская задолженность предприятий за первые месяцы 2011 года увеличилась более чем на 20 % до 8,9 трлн. рублей ($1,78 млрд.)
В начале ноября 2011 года Министерством экономики и другими участниками правительства был разработан ряд предложений по изменению курса социально-экономического развития на 2012 год. Были озвучены следующие предложения:
- выход на положительное сальдо внешней торговли;
- сокращение
эмиссионного кредитования
- активизация
привлечения иностранных
- приватизация малоэффективных предприятий;
- отказ от
регулирования курса
- рост золотовалютных резервов на $5 миллиардов, то есть вдвое;
- отказ от
приоритета роста ВВП перед
остальными
- удерживание инфляции на уровне 19 %
В январе 2012 года индекс бизнес-климата, рассчитываемый Национальным банком Беларуси по опросам предприятий страны составил минус 3,6%. Отрицательным он остается уже четвертый месяц подряд, и, судя по индексу, экономический кризис в Беларуси еще далек от завершения. Вниз индекс потянули, в частности, снижение спроса на продукцию предприятий и рост ожиданий снижения спроса. Но особую тревогу вызывает продолжающееся снижение физического объема заказов, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Они остаются в отрицательной области уже несколько месяцев, хотя ситуация постепенно улучшается.
В целом состояние спроса и объемов заказов в экономике Беларуси, судя по результатам мониторинга, далеко от благополучного, что находится в противоречии с данными о росте ВВП в январе 2012 года на 3,6% (в сопоставимых ценах) по сравнению с январем 2011 года. [3]
Данное противоречие объясняется просто: рост ВВП в значительной степени был обеспечен всего двумя предприятиями страны – нефтеперерабатывающими заводами. Объемы нефтепереработки в Беларуси в январе 2012 года выросли на 73,2% (в сопоставимых ценах) по сравнению с январем 2011 года и достигли Br12,8 трлн. Это примерно четвертая часть от всего объема производства промышленности в стране. То есть, нефтепереработка перекрыла потери в других отраслях.
3.2 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса
Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.
Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты. Дееспособное население все больше и больше начинает заниматься малым бизнесом. Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса специалисты судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. [9. С. 158]
Малые предприятия сегодня стали неотъемлемой частью экономик большинства промышленно развитых государств. В странах ЕС на их долю приходится 63 - 67 % ВВП и свыше 70 %. Населе́ние США в декабре 2012 года составляло 314 895 000 человек. За десять лет (с 2000 по 2010 годы) население США увеличилось на 9,9 %. - 50-52 и 54 %, в Японии - 52-55 и 78 % соответственно.
При этом каждое государство выработало свои собственные подходы и критерии определения субъектов малого бизнеса. Главное, что лежало в их основе, - обеспечение со стороны государства выгодности функционирования малых хозяйственных структур в условиях динамичной внешней среды. Как правило, в качестве критериев отнесения субъектов предпринимательской деятельности к числу малых и средних используются такие показатели, как численность наемных работников, размер уставного капитала, активов, объем оборота (прибыли, дохода). В разных странах применяются различные комбинации данных показателей (обычно не менее двух).
В Европейском союзе были приняты следующие стандартные критерии для малых и средних предприятий, пользующихся государственной поддержкой:
v средние предприятия - до 250 человек работающих, годовой оборот до 4 млн. евро, баланс - до 27 млн. евро;
v малые предприятия - до 50 работников, годовой оборот - до 7 млн. евро, баланс - до 5 млн. евро;
v микропредприятия - до 10 человек работающих.
В ЕС предприятия с численностью менее 10 служащих обеспечивают занятость работоспособного населения на уровне 37 %. Значительное их количество (до 50 % общей численности) не имеют служащих вовсе, предоставляя работу только предпринимателям-владельцам и, возможно, некоторым членам их семей. Поле деятельности этих предприятии — строительство, торговля, гостиничные и другие бизнес-услуги. В торговле и услугах занято более 70 % работающих на этих предприятиях. В целом они обеспечивают четверть совокупного оборота стран ЕС. [9. С. 98]
Около 1 млн. малых предприятий (10 - 49 человек работающих) предоставляют около 19 млн. рабочих мест (11 % общего количества занятых). В среднем на одном предприятии этого класса работает 20 человек. Более половины всех работающих на малых предприятиях (55 %) также заняты в торговле и услугах. Остальные 45 % работают в строительстве и различных отраслях промышленности. Предприятия данной группы обеспечивают около 25 % общего оборота сообщества.
Средние предприятия, на которых работает от 50 до 249 работников, составляют около 1 % общего числа хозяйствующих субъектов Западной Европы (около 11 % всех задействованных в экономике) и дают пятую часть общего оборота. Средний размер предприятия данного класса - 100 человек.
Крупные предприятия (55 тыс. субъектов) предоставляют 55 млн. рабочих мест. Их общее количество - 0,2 % числа всех предприятий Западной Европы. На них работает примерно 40 % занятых в странах - членах ЕС, они производят треть общего оборота. [9, c. 71]
Существуют некоторые различия между странами - членами ЕС: в Греции, Финляндии, Швеции, Италии, Португалии и Испании предприятия намного меньше по размерам, чем в среднем по ЕС (6 служащих). В остальных странах в среднем предприятия крупнее, их размер колеблется от 7 (Бельгия и Франция) до 15 служащих (Австрия). При этом следует иметь в виду, что сектор малого предпринимательства в любой стране, несмотря на свою многочисленность, является весьма динамичным, подверженным постоянному обновлению вследствие массовых банкротств. Так, из вновь организуемых малых предприятий через год остается около 50 %, через 3 года - 7 - 8, через 5 лет - не более 3 %. Но, тем не менее, общее число малых предприятий в развитых странах мира, как правило, растет или остается неизменным именно благодаря искусству государственного управления.
В странах ЕС реализация политики в отношении малых и средних предприятий распределена, как правило, между несколькими министерствами или между специальными отраслями внутри министерств. Обычно это входит в задачи министерств экономики, промышленности, торговли или занятости. Так, в Германии и Нидерландах отделы малого и среднего бизнеса находятся в структуре Министерства экономики, во Франции соответствующий отдел создан в Министерстве промышленности, а в Великобритании имеется специальное Министерство малого предпринимательства. [11. С. 92 ]
При наличии определенной специфики в большинстве стран ЕС имеются похожие частные институты поддержки:
Ø торговые палаты, действующие, главным образом, в области тренинга и обучения, технологического консультирования, поддержки экспорта, сертификации, налаживания кооперации между предприятиями;
Ø финансовые учреждения (банки, общества венчурного капитала, строительные общества), обеспечивающие доступ малому и среднему бизнесу к капиталу и финансированию;
Ø частные консультационные и юридические фирмы, осуществляющие консультирование менеджмента и администрации, технологическое, маркетинговое консультирование и др.
Характерной чертой политики стран Евросоюза в отношении малого бизнеса является возрастание роли регионов. Здесь выделяются две группы стран:
-страны, где
формирование политики
-страны, где
регионы обладают властными
Однако, несмотря на различия в деталях, в странах ЕС выработаны общие подходы к формированию политики поддержки малого и среднего бизнеса: [11 С. 98]
- административная
и регулирующая бизнес-среда - упрощение
системы налогообложения, сокращение
статистической и налоговой
- финансовые
условия - в основном применяются
такие меры государственной
- формирование
специальных резервов
В Бельгии, Франции, Нидерландах применяется практика предоставления малому и среднему бизнесу статуса рискового капитала. В частности, правительства гарантируют компенсацию возможных убытков венчурных фондов. Кроме этого, особо стимулируется вложение средств в основные фонды малого и среднего предпринимательства.
Европейский союз также оказывает поддержку странам, которые не могут выделить из собственного бюджета средства на развитие малого бизнеса. Так, в начале 90-х гг. XX в. Португалия получила прямую финансовую помощь через специальные структуры ЕС: фонд производственных инвестиций, региональную систему поощрений, систему поощрений малых инвестиционных проектов и инноваций в информационных технологиях. Эти меры способствовали преодолению технологического разрыва и финансового дефицита малых предприятий Португалии по сравнению с общеевропейским уровнем. [23. С. 89]
С целью повышения квалификации служащих и менеджеров малых предприятий применяется практика субсидированных тренингов (Германия, Ирландия) или предоставления льгот при осуществлении программ обучения сотрудников (Бельгия, Франция), а также открытие специальных бесплатных курсов тренинга и обучения взрослого населения (Дания, Великобритания).
Активная поддержка малого и среднего бизнеса западными государствами объясняется не их благотворительными намерениями, а тем, что именно малые хозяйственные структуры, обеспечивающие формирование конкурентной среды и способствующие сокращению безработицы, рассматриваются сейчас как локомотив экономического развития большинства стран мира.
Малому бизнесу принадлежит ведущее место и в американской экономике. Малый бизнес США – это почти 23 млн. малых предприятий и 9 млн. индивидуальных предпринимателей, которые создают от 60 до 80 % новых рабочих мест, трудоустраивают половину работоспособного населения США и производят 52 % ВВП страны.
Таких успехов малый бизнес США достиг благодаря системной поддержке со стороны государства в самых разных областях. Государственным органом, осуществляющим администрирование и координацию всех направлений поддержки и развития малого предпринимательства, является Администрация Малого Бизнеса (АМБ) - Small Business Administration (SBА), созданное в 1953 г. как самостоятельное агентство федерального правительства.
Информация о работе Государственная поддержка малого бизнеса Республики Беларусь