Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 10:05, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов и проблемных зон в системе малого предпринимательства в Республике Беларусь, а так же разработка рекомендаций по совершенствованию и развитию предпринимательства в Республики Беларусь.
В соответствии с целью курсовой работы были определены следующие задачи:
-изучить сущность малого бизнеса и его роль в рыночной экономике;
-разработать направления активизации развития малого бизнеса в Республике Беларусь.
-дать оценку развития малого бизнеса в Республике Беларусь;
ВВЕДЕНИЕ…………………….………………………………………………….4
ГЛАВА 1 МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ....7
Характеристика малого бизнеса…………...….……………..……7
Факторы и мотивы развития предпренимательства в малом бизнесе………………………………...……………………….......10
Виды, субъекты и формы предпринемательства в малом бизнесе……………………………………………………………..15
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И СПЕЦИФИКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………….19
2.1 Анализ функционирования и развития малого предпринемательства в Республике Беларусь…………………........19
2.2 Проблемы и перспективы развития малого предпринемательства в Республике Беларусь……………………………………………..…27
ГЛАВА 3 СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА…..…..………….34
3.1 Государственная поддержка малого бизнеса Республики Беларусь…………………………………………………….................34
3.2 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса………………….41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..........50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….53
В распоряжении SBА находятся крупные бюджетные средства (ежегодный бюджет организации составляет от 400 до 600 млрд. $), направляемые как на прямое субсидирование некоторых видов предпринимательской деятельности, так и на косвенное стимулирование развития малого бизнеса.
Деятельность SBA предусматривает немедленное обслуживание клиента (по телефону, письменно и лично); снижение издержек обслуживания; консультацию предпринимателей при их контактах с партнерами; техническую помощь предпринимателям путем реализации; программ местного масштаба; поддержку рабочих контактов между предпринимателями и заказчиками - федеральными агентствами. [11. С. 180 ]
В настоящее время SBA курирует реализацию свыше 20 специализированных программ (краткосрочных – для приобретения оборотных средств, обеспечения экспортных операций, оказания экстренной помощи и др., долгосрочных – для приобретения недвижимости, оборудования, модернизации и расширения деятельности, проведения НИОКР и др.
Характерно, что помощь малому бизнесу имеет социальную направленность. Так во всем объеме средств кредитования малого бизнеса, контролируемом АМБ, выделены специальные статьи на помощь «проблемным» сегментам малого бизнеса, которые нуждаются в ней в большей степени. К ним относятся:
· предприятия, в которых женщины составляют не менее 51 % руководства или всего состава работающих данного предприятия (таких в МСП в США около 40 %);
· предприятия, управляемые ветеранами и/или инвалидами;
· малый бизнес в среде коренного населения;
· предприятия «зон с исторически недостаточно развитым бизнесом».
Финансируется SBA из федерального бюджета: 72% средств направляется на кредитование традиционных программ развития малого бизнеса; 19,6% - на их дальнейшее развитие и модернизацию; 7,2% - на финансирование предприятий, создаваемых совместно двумя и более компаниями; 0,5% приходится на микрокредиты, которые, как правило, заведомо невозвратны. Тем не менее, из общего числа клиентов, обслуживаемых Администрацией, 85% разоряются через год. Считается, однако, что деятельность выживших с лихвой возмещает эти потери.
SBА разработала
стандарты и методику
Не менее значительна в развитии малого бизнеса роль муниципальных структур. К примеру, муниципалитет Сиэтла, который благодаря продуманной политике в отношении малого бизнеса превратил этот провинциальный городок в один из развитых центров. За последние два года цены на недвижимость в городе увеличились в 1,5-2 раза благодаря росту желающих жить здесь. [11. С. 138 ]
Опыт США показывает, что в условиях ресурсной необеспеченности мелкого инновационного бизнеса важнейшим фактором его существования является организация своеобразной сети его поддержки. Основные элементы этой сети таковы:
Ø финансовый (наличие многочисленных доступных источников рискового капитала);
Ø материально-технический (сдача в аренду и возможность покупки, в том числе, на льготных условиях, средств производства - зданий и сооружений, техники, научного оборудования, транспортных средств, копировальной техники и т.д.);
Ø информационный (обеспечение возможностей пользования информационными сетями и техническими библиотеками, доступа к базам данных и т.д.);
Ø консультативный (развитие специализированных услуг консультирования, ориентированных на организаторов мелких инновационных предприятий, по вопросам налогообложения, страхования, планирования, маркетинга, ведения отчётности, оформления патентов).
В мировой практике для решения проблемы ограниченности доступа малого и среднего бизнеса к финансовым ресурсам применяются различные варианты его финансовой поддержки, основными среди которых являются:
· прямое финансирование;
· гарантирование кредитов;
· субсидирование процентных ставок по кредитам;
· стимулирование развития отдельных сегментов финансового рынка (лизинг, венчурное финансирование);
· стимулирование развития микрофинансирования.
Таким образом, опыт развития предпринимательства свидетельствует, что обеспеченность финансовыми средствами, а также доступ к кредитным ресурсам является весьма сложной проблемой (в особенности, относительно микропредпринимательства и вновь образующихся малых предприятий). И все же, для развития малого предпринимательства, создания новых субъектов малого предпринимательства необходимо обеспечить имущественную, финансовую и информационную поддержку со стороны органов государственного управления. Должна быть продолжена работа по дальнейшему совершенствованию законодательства, либерализации условий осуществления экономической деятельности в сфере предпринимательства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенные исследования позволили изучить сущность и роль малого бизнеса в рыночной экономике, проанализировать зарубежный опыт его поддержки и выявить проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь.
Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
Для активизации малого предпринимательства в Беларуси необходимо устранить факторы, препятствующие его развитию, выйти на более высокий уровень его государственной поддержки. Приоритетными направлениями развития малого бизнеса должны стать производство потребительских товаров, сельскохозяйственной продукции, ее переработка, оказание бытовых услуг, особенно в сельской местности, научная и инновационная деятельность. Но несмотря на некоторые негативные стороны, развитие малого бизнеса Беларуси представляет сегодня перспективный развивающийся сектор, постепенно увеличивающий свою роль и значение в обеспеченности общего экономического роста страны.
Малые предприятия могут внести значительный вклад в решение проблем экономического роста и занятости. В условиях рыночной экономики они считаются гибкими и эффективными с точки зрения затрат, они быстро приспосабливаются к пожеланиям клиентов, причем не только в сферах, близких к потребителям, таких, как розничная торговля или определенные виды услуг. Но малые предприятия эффективны лишь при определенных условиях. То есть, необходима грамотная экономическая политика, которая позволила бы и в Беларуси полностью реализовать потенциал малых предприятий. Однако на практике малые предприятия сталкиваются с рядом преград и барьеров, не позволяющих им эффективно развиваться и влияющих на их невысокую выживаемость. Развитие частного сектора сдерживается общей сложностью ведения бизнеса, включая сложную налоговую систему, недостаточно защищенные права инвестора, отсутствие механизма гарантий и поручительств, связанных с финансированием субъектов, сложность проведения процедуры сертификации и стандартизации товаров и услуг и др.
На сегодня существует еще целый ряд возможностей для того, чтобы вклад малого и среднего бизнеса в ВВП значительно увеличился. По-прежнему остро стоят вопросы, требующие пристального внимания: отмена регулирования цен, совершенствование антимонопольного законодательства, сокращение числа налогов, уменьшение размеров штрафных санкций, упрощение документооборота, ускорение приватизации, упрощение сертификации товаров и услуг, обеспечение доступности кредитных ресурсов, прозрачность в экономической политике.
И, тем не менее, вектор на либерализацию задан, есть надежды, что правительство будет предпринимать дальнейшие шаги по улучшению условий функционирования бизнеса, деловой климат в Республике значительно улучшится и белорусский бизнес выйдет на передовые позиции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ
2. Барановичский
районный исполнительный комитет. // [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://baranovichi.brest-
3. БЕЛТА «Белоруское телеграфное
агенство // [Электронный ресурс] Режим
доступа: http://www.belta.by/
4. Береснева А.В. Роль малого бизнеса в развитии экономики // ЭКО – 2007. - №2- С. 20-32
5. Блинов А.О. Условия регулирования малого бизнеса // Экономист – 2007. - №1 – С. 356.
6. Блинов А.О., Нургазина Г. Малое предпринимательство в условиях переходной экономики // Маркетинг – 2007. -№4 - С. 90-92.
7. Вельтер Ф. и др. Барьеры на пути развития малого предпринимательства в Беларуси // БЭЖ – 2007. - №1 – С. 71-79.
8. Воронов В. Инновационные технологии в малом предпринимательстве – ключ к импортозамещению // Экономист – 2007. - №7 – С. 19-23.
9 Гринберг, Р.С. Государственная поддержка малого предпринимательства в странах Центральной и Восточной Европы. М.: Наука, 2006. – 258 с.
10. Догиль Л.Ф., Семенов Б.Д. Предпринимательство и малый бизнес: Учебное пособие. – Мн.: Вышэйшая школа, 2003. – 266 с.
11. Дьячкина, Л. Малый и средний бизнес Великобритании// Проблемы теории и практики управления – 2006. - №3 – с.92-102.
12. Лапусто М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. – М.: ИНФРА – М, 2005 – С. 40-67.
13. Малое
предпринимательство в
14. Министерство экономики Республики Беларусь. // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.economy.gov.by. Дата доступа: 28.11.12
15. Мозоль. С.И. Экономика малого бизнеса: Учебное пособие. Минск 2004.- С. 272.
16. Министерство финансов
// [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minfin.gov.by/rmenu/
16. Науменко Б.Н. Малый бизнес. // Теория и практика развития. – Мн.: ООО «Мисанта», 2003 - 276 с.
17. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://belstat.gov.by. Дата доступа: 03.12.12
18. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 годы. - Мн.: Юнипак, 2004. - 202 с. 34-21
19. Практический курс предпринимательства: Учебно-методическое пособие // А.К. Александров, М.З. Ачаповская, Л.А. Вайнштейн и др.; / Под общей ред. Г.И. Олехнович. – Мн.: Экоперспектива, 2002 – С. 128.
20. Предпринимательская деятельность: Учебное пособие. В двух частях. Часть первая. Организационные основы // Грищенко М.Ф., Дудич З.З., Ивуть Р.Б., Прохоренко И.Д. – Мн.: БГПА, 2002 – 249 с.
21. Поддержка малого бизнеса как фактор активизации предпринимательской деятельности в регионах. // «Современные финансовые и иные механизмы». // Справочно-аналитический материал / Бадей Г.П., Быкова Т.П., Наумович Н.К., Невиак Свен-Олаф, Тарасевич Ж.К., Шерснева С.П.. – Минск, 2010. – 180 с.
22. Сибирская
ассоциация консультантов. // [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://sibac.info/index.php/
23. Скорбеж А.А. Основные направления государственной поддержки малого предпринимательства // Предпринимательство в Беларуси – 2007. - №1 – С. 28-31.
24. Сырополис Николас К. Управление малым бизнесом. // Руководство для предпринимателей: Перевод с англ. - М.: Дело, 2003 - с. 247
25. Тэмпан, Л.Н. Малый бизнес: опыт зарубежных стран: Учебн.пособие /Под ред. В.А. Швандара. – М.: Юнита-Дана, 2001. – 287 с.
26.. Шимов В.Н. Национальная экономика Беларуси: Учебн / В.Н Шимов, Я.М. Александрович и др. 2-е изд. перераб. И доп. – Минск, 2006 – С. 751.
Информация о работе Государственная поддержка малого бизнеса Республики Беларусь