Государственная поддержка малого бизнеса Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 10:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических и практических аспектов и проблемных зон в системе малого предпринимательства в Республике Беларусь, а так же разработка рекомендаций по совершенствованию и развитию предпринимательства в Республики Беларусь.
В соответствии с целью курсовой работы были определены следующие задачи:
-изучить сущность малого бизнеса и его роль в рыночной экономике;
-разработать направления активизации развития малого бизнеса в Республике Беларусь.
-дать оценку развития малого бизнеса в Республике Беларусь;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………….………………………………………………….4

ГЛАВА 1 МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ....7
Характеристика малого бизнеса…………...….……………..……7
Факторы и мотивы развития предпренимательства в малом бизнесе………………………………...……………………….......10
Виды, субъекты и формы предпринемательства в малом бизнесе……………………………………………………………..15

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И СПЕЦИФИКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………….19
2.1 Анализ функционирования и развития малого предпринемательства в Республике Беларусь…………………........19
2.2 Проблемы и перспективы развития малого предпринемательства в Республике Беларусь……………………………………………..…27

ГЛАВА 3 СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА…..…..………….34
3.1 Государственная поддержка малого бизнеса Республики Беларусь…………………………………………………….................34
3.2 Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса………………….41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..........50

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….53

Файлы: 1 файл

курсовая малый бизнес.doc.docx

— 345.00 Кб (Скачать файл)

- в промышленности  и на транспорте - до 100 человек;

- в сельском  хозяйстве и научно-производственной  сфере - до 60 человек;

- в строительстве  и оптовой торговле - до 50 человек;

- в других  отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовом обслуживании  населения и розничной торговле - до 30 человек;

- в других  отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек.

В 2012 году сохраняется положительная динамика численности субъектов малого и среднего предпринимательства – юридических лиц.

Рисунок 2. Динамика численности субъектов малого и среднего предпринимательства – юридических лиц, единиц.[14]

На 1 мая 2012 г. в Беларуси количество состоящих на учете в налоговых органах и осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность малых и средних организаций достигло 96 929 организаций, увеличившись по сравнению с началом года на 3 процента, а по сравнению с аналогичным периодом 2011 года – на 5,3 процента.

Наибольшая активность отмечается среди микроорганизаций. Их прирост за 4 месяца 2012 года составил 3,2 процента, за период с 1 мая  2011года – 6 %. Это происходит как за счет появления на рынке новых субъектов предпринимательской деятельности, так и укрупнения бизнеса индивидуальных предпринимателей и их перехода в разряд юридических лиц.

В Республике Беларусь предприятия частной формы собственности в общем количестве субъектов малого предпринимательства составляют 102.7%.

За последние годы в республике наблюдается положительная динамика количественного роста субъектов малого предпринимательства. По сравнению с аналогичным периодом 2011 года – на 5,3 процента.

Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг состаляет 29,4%. Инвестиций в основной капитал на 2011 года – 25,9%. Объем промышленного производства, включая стоимость переработанного давальческого сырья (не оплаченного организацией-изготовителем продукции – 11,8%. Экспорта товаров и услуг состовляет 33,9%, существенно опережают рост импорта - 25,8%.

Выручка представляет собой объем продаж, который определяется как количество денежных средств или иных благ, получаемое предприятием за определённый период её деятельности, в основном за счёт продажи продуктов или услуг своим клиентам. В 2011 г. наблюдается большой прирост выручки от реализации товаров, работ, услуг в малом бизнесе по всем регионам и республике в целом.

 

 

Брестская область

Витебская область

Гомельская область

Гродненская область

г. Минск

Минская область

Могилевская область

2008

5941,2

5394,4

4399,9

4747,5

61936,9

9365,0

3991,7

2009

6281,5

5622,9

 

4466,2

4817,9

63441,0

10720,3

4312,2

2010

8537,3

6858,6

6014,3

6080,6

79601,4

 

14432,4

 

5479,9

2011

14741,6

15868,0

10450,4

11206,5

178149,1

27316,7

9504,6


 

Таблица 1. Выручка от реализации товаров, работ, услуг по регионам, млрд. руб. [22]

 

Хотя малый бизнес процветает почти в каждой отрасли, в некоторых он занимает более сильные позиции, чем в других. Отраслевая структура развития малого бизнеса включает в себя все отрасли экономики. На рисунке наглядно представлена динамика отраслевой структура малых предприятий по видам экономической деятельности.

Рисунок 3. Число малых предприятий по видам экономической деятельности, ед. [22]

Более 40 % малых предприятий занято в торговле — это ведущая отрасль малого предпринимательства по количеству занятых в ней организаций. Большой удельный вес в организациях малого бизнеса имеют также организации занятые операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг потребителям (12,3 %). В 2011 г. значительно увеличился вклад строительных организаций в общем количество малых предприятий в 2011 г. — 9,3 % и их количество составило 7216 организаций, в отрасли транспорта и связи — 9,2 % (7152 организации), но ежегодно удельный вес этих организаций снижается, так в 2009 г. он составлял 9,8 %. Предприятия, занятые сельским хозяйством, охотой и лесным хозяйством, занимают только 3,4 % (2650 организаций), тем не менее и в этой отрасли наблюдается рост, ведь в прошлом 2010 г. занимаемый ими сегмент составлял 3 %.

За прошлый год субъектами малого и среднего предпринимательства произведено промышленной продукции в фактических ценах на 247,2 млрд. рублей, субъектами малого предпринимательства - на сумму 36405 млн. рублей.

Треть объема промышленной продукции, произведенной субъектами малого предпринимательства занимают продукция машиностроения и металлообработка 34,3%, 16,9% – химической и нефтехимической промышленности, 11,4% – лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, 11,4% – пищевой промышленности.

Таким образом, в 2011-2012 гг. отмечается тенденция роста удельного веса субъектов малого предпринимательства, занимающихся материальным производством.

В 2012г. в республике зарегистрировано 37 тыс. 28 субъектовхозяйствования, из них 9 тыс. 620 юридических лица и 27 тыс. 408 индивидуальных предпринимателей. В министерстве отметили, что наибольшее количество субъектов хозяйствования зарегистрировано в Минске (11 тыс. 954) и Минской области (5 тыс. 977). [3]

За январь-сентябрь 2011 года было оформлено 408 организаций с иностранными инвестициями. По состоянию на 10 октября 2011г. в базе ЕГР содержится информация о 274 тыс. 799 юридических лицах, из них 167 тыс. 378 действующих, и 753 тыс. 189 ИП, из них 247 тыс. 623 действующих.

В 2011 году удельный вес малого предпринимательства в ВВП составил 15.7%. Основным показателем, характеризующим эффективность работы малых предприятий, является уровень рентабельности. В 2012 году по микроорганизациям рентабельность составила 10.4% и выросла по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 1,7 процентных пункта. При этом по другим субъектам хозяйствования (без учета микро- и малых организаций) уровень рентабельности меньше – 10,3% (в 2008 году – 14,2%).

Тем не менее, малый бизнес не стал альтернативным сектором экономики, способным должным образом решать задачи экономического роста государства, повышения уровня занятости и благосостояния населения. На одну тысячу жителей Белоруссии приходятся примерно 6,1 организации, имеющие статус субъекта малого предпринимательства, в то время как в странах Евросоюза средний уровень - 39,1 в США - 74.

 

Рисунок 4. Плотность малых предприятий по странам.[17]

 

Учитывая, что количество хозяйственно самостоятельных ИП ниже общего числа ИП, состоящих на учете в налоговых органах, реальная плотность субъектов малого бизнеса в Беларуси может оказаться заметно ниже аналогичных показателей в Румынии или Литве (аутсайдерах среди стран ЕС по данному показателю).

Об относительно слабом развитии малого и среднего бизнеса свидетельствуют и другие данные. Так, удельный вес малых предприятий, имеющих более 10 сотрудников 7, в ВВП и общей занятости в Беларуси почти в два раза ниже, чем в среднем по ЕС. Приведенное выше сравнение показывает, что в Беларуси потенциал для роста малого и среднего бизнеса остается значительным. Важным обстоятельством также считается то, что такой рост, по всей видимости, является обязательным условием для обеспечения долгосрочной конкурентоспособности целого ряда отраслей.

Результаты работы предпринимательского сектора оказались в полтора раза лучше, чем в государственном секторе. Среди факторов, удерживающих предпринимателей от желания заняться частным бизнесом, выделяется финансовое ограничение – отсутствие стартового капитала. Это вполне объяснимо, так как доходы всех социально-профессиональных групп, работающих на государственных предприятиях и учреждениях довольно низкие.

Мировой финансово-экономический кризис больно ударил по субъектам малого и среднего бизнеса. Все субъекты малого и среднего предпринимательства успели почувствовать «существенное влияние мирового финансово-экономического кризиса». Кризис затронул все рассматриваемые отрасли, в большей степени строительство и транспорт, в меньшей – торговлю и общественное питание, промышленность (хотя различия и невелики); а также все области и г. Минск. В Минске, а также в Могилевской и Гомельской областях доля затронутых кризисом субъектов малого предпринимательства была наибольшая. У 81% МСП (малые и средние предприятия (юридические лица) сокращение физического объема текущих продаж сопровождалось сокращением будущих заказов; у 70% МСП падение физического объема продаж осложнялось задержками по оплате уже поставленных товаров; в половине всех случаев снижение объема теперешних или будущих заказов совпадало с ухудшением доступа к внешнему финансированию. У 65% МСП наблюдалось одновременное снижение физического объема продаж, уменьшение количества будущих заказов и возрастание числа задержек по оплате поставленных товаров. Похожая ситуация складывалась и у ИП, с тем отличием, что задержки по оплате поставленных товаров оказанных услуг наблюдались реже. [12, c. 162]

Учитывая всю остроту проблемы, неудивительно, что затронутые кризисом предприятия и ИП вынуждены были в массовом порядке заняться сокращением издержек. К таким мерам прибегли 80% малых, 85% средних предприятий и 72% ИП. При этом в большом количестве случаев между выбираемой предприятием стратегией сокращения издержек и характером проблем, с которым оно столкнулось, наблюдалась определенная связь. Так, у МСП сокращение будущих заказов с большой вероятностью вело к заморозке новых проектов по расширению бизнеса (в 75% случаев); уменьшение текущих продаж – к увольнениям, сокращению рабочей недели; ухудшение доступа к внешнему финансированию – к сокращению заработной платы, длительности рабочей недели.

 

2.2 Проблемы и перспективы развития  малого предпринимательства в  Республике Беларусь

Малые предприятия могут внести значительный вклад в решение проблем экономического роста и занятости. В условиях рыночной экономики малые предприятия считаются гибкими и эффективными с точки зрения затрат, они быстро приспосабливаются к пожеланиям клиентов, причем не только в сферах, близких к потребителям, таких как розничная торговля или определенные виды услуг. Кроме того, малые предприятия формируют ядро среднего класса, стабилизирующего политическую обстановку в обществе. [12, c. 162]

Были проведено исследование, которое проанализировало барьеры на пути становления и развития малого бизнеса с целью определения потребностей в поддержке малых предприятий в различных секторах и на различных стадиях их развития. В Беларуси были опрошены владельцы менеджеры 168 малых предприятий производственного сектора, строительства и сферы услуг.

Чтобы определить причины, влияющие на способность фирм к выживанию и развитию, менеджеры должны были выделить основные сдерживающие факторы. Самой острой проблемой в различные периоды деятельности малых предприятий является ограниченность финансовых ресурсов. Это и общая нехватка средств на начальном этапе становления фирмы, и недостаток текущих активов, который может усилиться отсроченными платежами, неплатежеспособностью клиентов, тяжелым налоговым бременем и ограниченным доступом к внешним источникам финансирования по приемлемым процентным ставкам. Финансовые проблемы могут влиять на различные аспекты развития фирмы: доступ к необходимым производственным площадям, возможность выпускать новые продукты и подбирать персонал соответствующей квалификации.

В основе мероприятий по оказанию содействия малым предприятиям в странах с развитой и продвинутой переходной экономикой чаще всего лежит принцип «создания равных возможностей». Следовательно, ключевой вопрос можно сформулировать так: в чем заключается ущемление интересов малых предприятий по сравнению с более крупными предприятиями в Беларуси и как это можно устранить?

К препятствиям на пути развития малых предприятий, а значит и малого бизнеса, относятся: [7, c. 71]

1. Трудности  с поставщиками и покупателями. Для малых предприятий, прежде  всего в производственной сфере, трудно найти надежных поставщиков  комплектующих изделий нужного  качества и в достаточном количестве. Кроме того, малым предприятиям, в отличие от более крупных, реже предоставляется кредит  поставщика. При продаже своей  продукции вновь созданным малым  предприятиям особенно сложно  оценить платежеспособность своих  партнеров и их желание платить. К тому же для малых предприятий  Беларуси часто недостижимы два  важных покупателя и поставщика: заграница и белорусские государственные  организации, которые традиционно  сотрудничают преимущественно с  государственными или бывшими  госпредприятиями, не всегда обращая  внимание на обязывающие решения  вышестоящих властей.

2. Отсутствие  заемного капитала. Вновь созданные  небольшие предприятия часто  испытывают трудности, связанные  с получением кредитов, и в  странах с развитой рыночной  экономикой. Как правило, они мало  что могут предложить в качестве  залога обеспечения кредита. Кроме  того небольшие кредиты менее  рентабельны, поскольку их обработка  обычно требует ничуть не меньших  затрат, чем больших кредитов. Такое  типичное для малых предприятий  ущемление их интересов в нашей  республике дополнительно усугубляется  тем, что крупные предприятия  получают льготные кредиты и  субсидии от государства.

Если в Беларуси невозможны специальные бюджетные кредиты для оказания помощи в создании малых предприятий, то необходимо отменить льготные кредиты и субсидии крупным предприятиям. Кроме того, следует сдвинуть с мертвой точки решение проблемы приватизации земли, чтобы можно было использовать недвижимость для залогового обеспечения кредитов.

3. Недостаточность  собственного капитала. Серьезной  проблемой для малых предприятий  в Беларуси является отсутствие  собственного капитала. Однако, не  известно, в какой мере малые  предприятия могут использовать  собственный капитал. Поэтому важно  изучить вопрос о том, в каких  сферах экономики и регионах  существуют представители малого  бизнеса, которые заинтересованы  в оказании им целевой поддержки, при каких обстоятельствах они  готовы инвестировать свои средства. [7, c. 71]

4. Налоговое  давление. Фактор налогового давления  относится частично к проблеме  «недостаточность собственного  капитала», частично к проблеме  «правовая незащищенность». Налоговая  нагрузка на предприятиях в  Беларуси в целом очень высока. При этом система налогообложения  претерпевает значительные ежегодные  изменения, за которыми очень  сложно уследить, что позволяет  контролирующим органам при проверках  взимать в доход государства  штрафы, многократно превышающие  суммы самих платежей.

Информация о работе Государственная поддержка малого бизнеса Республики Беларусь