Государственное регулирование экономического роста в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 00:22, курсовая работа

Описание работы

Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста, и поэтому следует рассмотреть какие меры государственного регулирования наилучшим образом могут стимулировать этот процесс:
Совокупный налоговый пресс, рост которого тормозит рост экономики, а снижение – стимулирует рост предпринимательской активности и, следовательно – макроэкономический рост.
Участие в системе международного разделения труда, степень открытости экономики. Национальная экономика, должным образом интегрированная в мировую, может в большей степени достижения всей мировой экономики использовать в качестве базы для своего роста.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3Глава I. Теоретико-методологические основы государственного регулирования экономического роста в России
1.1. Сущность и природа экономического роста………………………………….5
1.2. Типы и факторы экономического роста……………………….….…………20
1.3. Школы экономической науки…………………………………….…..............23
Глава II. Многоуровневый факторный анализ государственного регулирования экономического развития на уровне РФ и Пермского края
2.1. Анализ экономического роста на уровне РФ……………………..………26
2.2. Анализ экономического роста на уровне Пермского края……...……….34
Глава III. Направления и методы управления экономическим ростом на уровне РФ и Пермского края
3.1. Исследование направлений и методов государственного регулирования экономического роста на уровне РФ……………………………….………......47
3.2. Исследование направлений и методов государственного регулирования на уровне Пермского края…………………………………………….…….……....53
3.3. Собственный метод…………………………………………………………..57
Заключение……………………………………………………………………….59
Список литературы………………………. ……………………………………63

Файлы: 1 файл

Моя-эк теор.doc

— 305.50 Кб (Скачать файл)

1.2. Типы и  факторы экономического роста.

 

Факторы экономического роста можно рассматривать в  трёх аспектах: абсолютные (количественные), относительные (качественные) и функциональные зависимости, существующие между этими факторами и динамикой объёма производства.

Рассмотрим абсолютные факторы экономического роста.

Весь созданный в  экономике продукт (так же, как  и товары и услуги на микроуровне) появляется в результате определённого  взаимодействия производственных факторов – труда (L), капитала (K), и земельных ресурсов (N). Это абсолютные факторы экономического роста, взятые в простом экономическом выражении и в самом общем виде. Их воздействие на величину совокупного общественного продукта описывается с помощью простейшей производственной функции:

Y = f (L, K, N)       (2)

Данная производственная функция характеризует только количественное воздействие того или иного фактора, либо всех рассмотренных факторов, на объём совокупного выпуска, не затрагивая качественных характеристик. Так, если, например, расширить использование земельных и трудовых ресурсов, то объем совокупного продукта должен вырасти, при прочих равных условиях, на величину, адекватную возросшему объёму затрачиваемых ресурсов.

Экономический рост, наблюдающийся в результате расширенного вовлечения в производство его факторов L, K, N, называется экстенсивным экономическим ростом и носит весьма ограниченный характер. Ограниченность  экстенсивного экономического роста объясняется наличием пределов в обеспеченности производственными факторами, т. е. конкретным физическим объёмом ресурсов, имеющихся в экономике любой страны, либо количеством факторов производства в мировой экономике.

Теперь о качественном подходе. Он рассматривает изменение  качественных характеристик факторов производства применительно к исследованию экономического роста. Для этого используются  относительные качественные показатели в определении факторов экономического роста. К ним, прежде всего, относятся производительность труда Y/L, производительность капитала (или капиталоотдача) Y/K и производительность земельных (природных) ресурсов Y/N.  Эти показатели определяют качество факторов производства и, следовательно, качество экономического роста. Можно заметить, что увеличение объёма совокупного продукта может наблюдаться без расширения, и даже при наименьшем использовании факторов производства, а только лишь за счёт роста их производительности, что позволяет использовать их более эффективно. Рост ВВП, происходящий только за счёт увеличения производительности труда, капитала  и природных ресурсов, без дополнительного вовлечения этих факторов в производство, и есть интенсивным экономический рост. Он носит качественный характер и в условиях ограниченности ресурсов является более эффективным, чем экономический рост интенсивного типа.

В исследовании воздействия  факторов экономического роста на темпы  прироста ВНП не менее важны и  предельные величины. Предельная производительность труда ΔY/ΔL = MPL,  предельная производительность капитала ΔY/ΔK = MPK,  и предельная производительность природных ресурсов ΔY/ΔN = MPN – Это ещё одна группа относительных показателей, с помощью которых определяется вклад каждой дополнительной единицы ресурса в совокупный продукт. Чем больше предельная производительность ресурса, тем лучше его качество, тем больший вклад в объём совокупного производства способен внести данный ресурс при постоянных масштабах использования. И если формула (1) описывала экстенсивный экономический рост, то интенсивный можно показать так: как одновременно с этим найти максимальный объем потребления, и какое влияние на экономический рост оказывает увеличение населения и внедрение новых  технологий.

Очень важным стимулирующим  фактором экономического роста является технический прогресс, который и реализуется при экономическом росте экстенсивного типа. Влияние технического прогресса на экономический рост происходит опосредованно, через изменение количественных и качественных производственных факторов экономического роста. Причиной этого становится, прежде всего, повышение производительности ресурсов, улучшение их качества.

Таким образом, влияние  технического прогресса на экономический  рост осуществится через сокращение объёма использования количественных факторов и повышение качества относительных  факторов. Это даёт возможность расширить производство одновременно как инвестиционных, так и потребительских товаров путём более эффективного использования ограниченного объёма факторов производства, т. е. расширить рамки потенциального ВВП. Иначе говоря, результатом технического прогресса является достижение интенсивного экономического роста, выражающегося в расширении не только фактического, но и потенциального ВВП.

Есть ещё одна группа факторов, лежащих в основе механизма  экономического роста, – это макроэкономические факторы, входящие в состав совокупного спроса и совокупного предложения, а так же их неценовые факторы. На абстрактном теоретическом уровне можно представить, что в ориентированной на спрос, т. е. в условиях рыночной конкуренции воздействие указанных выше факторов экономического роста в условиях полной занятости происходит по следующему сценарию.

Изменения в составе  и объёме совокупного спроса являются сигналом для изменения в структуре  и объёме совокупного предложения. Однако это реализуется через  инвестиционные возможности бизнеса, а так же инвестиционную и научно–техническую политику правительства, влияющую на скорость и тактику распространения по всей экономике новых производственных и управленческих технологий. В результате изменяются масштабы и структура ВВП, в чём и воплощается экономический рост.

 

 

 

1.3    ШКОЛЫ  РАЗВИТИЯ  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ.

 

 

     С конца XIX в. начинают формироваться новые  подходы в экономической науке  и в течение длительного времени  ее различные направления так  или иначе концентрировались вокруг двух основных проблем: трудовой теории стоимости и теории предельной полезности.  
     Неоклассическое направление возникло как реакция на экономическое учение К. Маркса. Оно господствовало до 30-х годов нынешнего столетия и воспевало эпоху свободного предпринимательства.  
     Главная проблема, которая находилась в центре внимания неоклассиков (Альфред Маршалл (1842-1924) Артур Пигу (1877-1959) и др.) - удовлетворение потребностей человека. Ключевая идея Маршалла состояла в перемещении усилий с теоретических споров о стоимости к изучению проблем взаимодействия спроса и предложения как сил, определяющих процессы, протекающие на рынке. По Маршаллу, по мере потребления новых единиц, частей, долей блага, темп нарастания полезности падает, добавочная полезность, приносимая каждой новой долей снижается.  
     Согласно выработанному неоклассиками подходу, цена товара определяется двумя факторами: предельной полезностью (со стороны покупателя) и издержками производства (со стороны продавца).  
     Принципы предельной полезности послужили основанием для разработки обширной концепции предельных величин. Великая депрессия 29-33 годов показала невозможность путем свободной конкуренции разрешать социально-экономические проблемы и противоречия современного мира. Потребовалось серьезное вмешательство государства в ход экономической жизни.  
     На волне кризиса 30-х годов возникла теория эффективного спроса (кейнсианство), которая предложила свои рецепты регулирования экономики и нашла применение на практике, стала составной частью экономической политики многих государств. Автором этой теории был английский экономист Джон Кейнс (1883-1946). Его идея состояла в том, чтобы применить методы активизации и стимулирования совокупного спроса (общей покупательной способности) и тем самым воздействовать на расширение производства и предложение товаров. Государство может воздействовать на инвестиции посредством регулирования уровня процента, либо осуществляя инвестиции в общественные работы. Инвестиции по Кейнсу играют решающую роль в расширении платежеспособного спроса, а спрос создает предложение. Он не верил в саморегулирующий рыночный механизм и считал, что для обеспечения экономического равновесия необходимо вмешательство извне.  
     В 70-80 годах, когда чрезмерное вмешательство государства в экономику стало тормозить развитие общественного производства, снова становится актуальным неоклассическое учение и остается таковым по настоящее время. Оно представлено теориями монетаризма и неолиберализма.  
     Монетаризм - это теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы. Для 70-х годов стала характерной не безработица, как это имело место во времена великой депрессии, а инфляция при одновременном снижении производства (стагфляция). Началась переоценка ценностей. Был выдвинут лозунг "назад к Смиту", что означало отказ от методов активного государственного регулирования.  
     Положительный вклад монетаризма в экономическую теорию заключается в детальном исследовании механизма воздействия денежного мира на товарный мир. Управление экономикой представители этой теории сводят к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, к достижению сбалансированности государственного бюджета. Признанным авторитетом этого направления является американский экономист Милтон Фридман (р.1912 г.).  
     Неолиберализм - еще одно направление в экономической науке и практике управления хозяйственной деятельностью. Его представители отстаивают приоритетное значение свободы субъектов экономической деятельности. Частное предпринимательство само способно вывести экономику из кризиса, обеспечить ее подъем и благосостояние населения. Государство должно обеспечивать условия для конкуренции и уйти от излишней регламентации рынка. Одним из основоположников и главным теоретиком неолиберализма считается Фридрих фон Хайек ("Пагубная самонадеянность" и "Дорога к рабству" М., 1992). В своих работах он отстаивает принцип максимальной свободы человека.  
     Институционально-социологическое направление (Гэлбрей Д. и др.) рассматривает экономику как систему, где отношения между хозяйствующими объектами складываются под воздействием экономических и внешнеэкономических факторов, особенно технико-экономических. В этом направлении исключительное значение придается трансформации современного общества под воздействием научно-технического прогресса. Последний ведет к преодолению социальных противоречий и бесконфликтной эволюции общества от индустриального к пост и супериндустриальному (теория конвергенции).  
     Такие в общем плане основные направления в современной экономической мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      

 

Глава II. Многоуровневый факторный анализ государственного регулирования экономического развития на уровне РФ и Пермского края.

 

2.1 Анализ экономического  роста на уровне РФ.

Но в структуре преобразований российского общественного сектора  имеются свои особенности.

Во–первых, изменения в национальной экономике осуществлялись  на фоне неутешительной экономической ситуации: реальный ВВП за годы реформ сократился более чем на 45 %, промышленное производство – более чем в два раза, сельскохозяйственное производство – примерно на 60 %. Это свидетельствует о глубоком экономическом спаде, сопровождавшемся социально–политическим кризисом в стране. Вышеотмеченные структурные сдвиги – результат не созидательных, а разрушительных сил в обществе и власти.

Во–вторых, обратившись к показателям, характеризующим структурные изменения в экономике, можно заметить, что среднегодовые темпы падения материального производства в 1992–1998 гг. были примерно 10 %, тогда как темп свёртывания хозяйственной деятельности в сфере услуг и торговли в ВВП является всего лишь результатом более мощных разрушений, которым подверглась сфера материального производства.

В–третьих, любые существенные структурные преобразования в общественном производстве сопровождаются инвестиционным бумом, так как для их реализации требуется мобилизация значительных финансовых ресурсов. В нашей стране за эти годы объём инвестиций непрерывно падал (не менее чем на 13 % в год). В таблице даны основные показатели уровня жизни в стране, видно, что их номинальный рост значительно отстаёт от господствующей галопирующей инфляции.

 

Основные показатели экономического роста в России*

 

Показатель

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

ВВП, млрд. р., (до 2001 г. –  трлн. р.)

1929

2343

2630

4823

7306

8944

10834

13285

ВВП (до 2001 г. – тыс. р.), на душу населения

9643

15903

17901

32966

50192

61785

75294

91897

Объём промышленной продукции (до 2001 г. – трлн. р.)

1108

1626

1707

3150

4763

5881

6868

8498

Инвестиции в основной капитал млрд. р., (до 2001 г. – трлн. р.)

192

249

267

409

407

670

1165

15050

Фактическое конечное потребление, млрд.р. (до 2001 г. – трлн. р.)

–872

1489

1726

2875

38114

8014

6404

7728


 

 

Таким образом, достигнутый структурный сдвиг – результат экономической несостоятельности избранной модели «развития», дополненной элементами реализации узкоклановых, сословных, национальных, криминальных, бюрократических и идеологических интересов и вступившей в противоречие с решением задач экономической и национальной безопасности России.

Лишь после 2003 года наметились кое–какие действительные положительные  сдвиги.

Динамика стоимостных  показателей в сопоставимых ценах

(в % к предыдущему  году)*

 

Показатель

2004

2005

2006

2007

ВВП

110

105,1

104,7

107,3

Инвестиции в основной капитал

117,4

110,0

110,8

114,5

Фактическое конечное потребление

105,6

106,8

107,3

106,6

Реальные доходы населения

113,4

110,0

102,8

114,5

Реальная заработная плата населения

110,9

115,9

116,2

110,9


 

 

Этот концептуальный тезис противоречит правительственной «Программе социально–экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006–2008 г.г.)». Она говорит об установке на существенное сокращение государственного вмешательства в экономику. Административная реформа, сокращение «нерыночного» сектора, дебюрократизация, снижение административных барьеров,  и т. п., разумеется, необходимы, но внимание следует уделять не «количественному», а «качественному» улучшению присутствия государства в экономике, оптимизации размеров госсектора и других количественных параметров этого присутствия.

К этому можно добавить запланированное уменьшение налогов  на уровне 1 % к ВВП обернулось дестабилизацией  и снижением налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, прежде всего, территориальных. Большой ошибкой было лишение местных бюджетов важного источника дохода – налога с продаж.

Отметим важные направления  роста экономики.

Информация о работе Государственное регулирование экономического роста в России