Государственное регулирование экономического роста в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 00:22, курсовая работа

Описание работы

Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста, и поэтому следует рассмотреть какие меры государственного регулирования наилучшим образом могут стимулировать этот процесс:
Совокупный налоговый пресс, рост которого тормозит рост экономики, а снижение – стимулирует рост предпринимательской активности и, следовательно – макроэкономический рост.
Участие в системе международного разделения труда, степень открытости экономики. Национальная экономика, должным образом интегрированная в мировую, может в большей степени достижения всей мировой экономики использовать в качестве базы для своего роста.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3Глава I. Теоретико-методологические основы государственного регулирования экономического роста в России
1.1. Сущность и природа экономического роста………………………………….5
1.2. Типы и факторы экономического роста……………………….….…………20
1.3. Школы экономической науки…………………………………….…..............23
Глава II. Многоуровневый факторный анализ государственного регулирования экономического развития на уровне РФ и Пермского края
2.1. Анализ экономического роста на уровне РФ……………………..………26
2.2. Анализ экономического роста на уровне Пермского края……...……….34
Глава III. Направления и методы управления экономическим ростом на уровне РФ и Пермского края
3.1. Исследование направлений и методов государственного регулирования экономического роста на уровне РФ……………………………….………......47
3.2. Исследование направлений и методов государственного регулирования на уровне Пермского края…………………………………………….…….……....53
3.3. Собственный метод…………………………………………………………..57
Заключение……………………………………………………………………….59
Список литературы………………………. ……………………………………63

Файлы: 1 файл

Моя-эк теор.doc

— 305.50 Кб (Скачать файл)

Присоединение России к  ВТО может иметь положительное  значение для региона в инвестиционной сфере. Речь идет о доступе на условиях ТРИМС (соглашений по связанным с торговлей инвестиционным мерам) российских предприятий к западным технологиям и распространению этих технологий в Пермском крае. Приток прямых иностранных инвестиций в край может быть обеспечен посредством:

    • создания благоприятного социально-экономического климата, что повлечет изменения в региональном законодательстве, налогообложении, государственном управлении;
    • развития специфических побудительных механизмов для важных проектов;
    • определения ключевых отраслей и создания зон экономического и технологического развития;
    • проведения проактивных тренинговых, информационных, промоутерских кампаний и мероприятий по созданию имиджа Пермского края в России и за рубежом;
    • создания для иностранных инвесторов консультативного ПИИ-агентства (агентства по привлечению иностранных инвесторов);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Собственный метод государственного регулирования экономического роста на уровне Пермского края.

 

Как указано ранее  из всех факторов оказывает влияние  на развитие экономического роста в  современной практике управления.  

Поэтому я предлагаю  собственную модель государственного регулирования экономического роста на уровне Пермского края:

     1. Переход к инновационной экономике и формирование регионального модуля национальной инновационной системы Российской Федерации.

2.Стимулирование экономического развития Коми-Пермяцкого округа.

3.Изменение отраслевой структуры экономики Пермского края в направлении увеличения доли производств, производящих готовую продукцию. Основным механизмом достижения этой цели является выявление и формирование в крае конкурентоспособных на мировом рынке кластеров.

4.Ускоренное развитие инфраструктуры, в том числе информационной.

5.Активизация инвестиционного процесса и создание системы интенсивного привлечения нерегиональных инвестиций, в том числе прямых иностранных инвестиций, а также технологий и ноу-хау. Создание более привлекательных условий для зарубежных транснациональных корпораций, дающих импульс притоку прямых иностранных инвестиций в экономику Пермского края.

6.Рациональное использование природных ресурсов и оптимизация эколого-экономической системы Пермского края.

7.Создание условий для развития эффективного рынка труда.

8.Развитие финансовых рынков в Пермском крае.

9.Внедрение механизма частногосударственного партнерства.

10.Развитие научно-технического потенциала Пермского края.

11Активизация институциональных факторов экономического роста в Пермском крае.

12Расширение рынков сбыта региональных производителей.

13Развитие малого предпринимательства.

14Снижение издержек бизнеса.

15.Создание свободного и конкурентного рынка земли.

Исходя из выше сказанного, можно  сделать вывод что, краткосрочная направленность экономического роста Пермского края предполагает ее изначальную нерегулируемость, вследствие чего предполагается чрезвычайно высокая степень риска, а поэтому следует выбрать иной вариант развития.

Я думаю, что  следует остановиться на долгосрочном экономическом росте, который должен быть сконцентрирован на отраслях, не являющих сегодня лидерами по доле в ВРП, но имеющих потенциал роста (связь, коммуникации, IТ, туризм). Такая направленность дает долгосрочное конкурентное преимущество. Для обеспечения полноценного долгосрочного экономического  роста необходим инновационный подход к созданию конкурентного преимущества.     

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В данной курсовой работе мною освещены такие темы, как: понятие государственного регулирования экономического роста, цели, задачи и формы, подробно рассмотрены объекты  и инструменты государственного регулирования экономического роста.

Мною были сделаны  следующие выводы.

Экономика страны — это  сотни миллионов различных компонентов (включая людей, машины, оборудование, сырье, материалы, инструменты и др.), находящихся в постоянном взаимодействии. Только при условии рационального разделения прав и обязанностей между верхними и нижними управленческими уровнями обеспечивается эффективное функционирование механизма управления.

Только при условии  рационального разделения прав и  обязанностей между верхними и нижними  управленческими уровнями обеспечивается эффективное функционирование механизма управления.

Важна регулирующая роль государства в организации внешнеэкономической  деятельности производителей продукции, так как в данной области, помимо экономических, действуют межгосударственные правила. Поэтому укрепляются те государственные органы хозяйственного управления, которые обеспечивают внешние взаимосвязи между поставщиками и потребителями продукции. Роль государственных органов заключается главным образом, во-первых, в контроле соблюдения законов субъектами экономики и, во-вторых, подготовке недостающих законов и нормативов.

  Важнейшая экономическая  задача государственных органов  - обеспечить условия разработки  и реализации государственной  инвестиционной и научно-технической политики в стране,  способствующей техническому перевооружению производства и повышению конкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках.         Государственное регулирование экономики направлено на развитие предпринимательства и создание конкурентной среды с целью максимального повышения эффективности производства в соответствии с интересами государства и потребностями населения. Усилия центральных и местных органов власти концентрируются поэтому на развитии реального сектора экономики, призванного обеспечивать страну материальными ресурсами. Государство берет на себя функции предпринимательства в основном не только и не столько ради регулирования рыночных отношений. Государственные органы признаны решать те задачи, которые неуправляемый рынок решить не способен. Государство должно установить порядок, при котором предприниматели, действуя в условиях рынка, вынуждены и заинтересованы делать именно то, что выгодно не только им самим, но и обществу в целом. Речь идет о таком порядке, который учитывал бы общие потребности и закономерности рынка в реальных социально-экономических условиях страны. При этом самостоятельность субъектов рынка сочеталась бы с интересами общества. Таким образом, государство превращается в главный координирующий центр всей хозяйственной системы, обеспечивающий нормальную продуктивную работу входящих в систему субъектов. Государство, исходя из своих социальных, политических, экономических и других интересов, должно ставить цели перед бизнесом и стимулировать его в достижении этих целей. Оно очень поможет бизнесу, если сформулирует государственную политику в отношении развитии бизнеса. Необходимо, во-первых, сформулировать принципы отношения государства к бизнесу  и отразить их в законодательной и нормативной базе, во-вторых, установить государственные социально-экономические приоритеты и,  в-третьих, создать государственную инфраструктуру, способствующую деятельности бизнеса.

Своими действиями государство  может затормозить или ускорить их развитие. Рыночная экономика не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах общества и каждого гражданина. Прерогативой государства является обеспечение правопорядка в стране и ее национальной безопасности, что является основой для развития предпринимательства и экономики.

На государство возлагаются  следующие основные задачи: создание правовой основы, обеспечение надлежащего  правопорядка в стране и ее национальной безопасности, стабилизация экономики, обеспечение социальной защиты и  социальных гарантий, защита конкуренции, разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства.

 Объекты государственного  регулирования экономики совершенно  различны, но охватывают практически  все сферы экономической деятельности.

Среди методов государственного регулирования  едва ли встретишь совершенно непригодные или абсолютно неэффективные.  Нужны все, и вопрос лишь в том чтобы для каждого определить экономические зоны и ситуации, те ниши, где его применение целесообразно. Экономические и административные методы имеют некоторое сходство, и в то же время существенно отличаются друг от друга. Административные приемы заметно сужают свободу экономического выбора, а порой вообще сводят ее к нулю. Экономические методы нисколько не ограничивают свободу выбора, а иной раз даже расширяют ее.

Вмешательство государства в рыночную экономику необходимо в случаях, когда имеют место так называемые «провалы» рынка. Государство должно вмешиваться в экономику в том случае, если имеются на то определенные условия и предпосылки. Они могут быть позитивными и негативными. Существуют признаки условий и предпосылок: безработица, инфляция, дефицит бюджета.

 Высшей формой государственного  регулирования является государственное  экономическое программирование. Его  задача – комплексное использование в глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики. Программы разрабатываются специальным государственным органом или министерствами экономики и финансов. Как правило, программы обеспечивают социально-экономическое развитие в желательном направлении. Программирование позволяет использовать все средства государственного регулирования и избежать противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных государственных органов.

Современные рыночные отношения  промышленно развитых стран, учитывая высокий технический уровень производства, объективно требуют опоры на государственные методы регулирования. И очевидно, что роль государства в управлении экономикой по всем мире с каждым годом будет повышаться.

 

 

Список используемой литературы.

 

1. "Курс экономической теории", под редакцией Чепурина М.Н., Киселевой  Е.А., "АСА", Киров1997г.

2. "Основы экономического анализа", Издательство Удмуртского университета, Ижевск 1996г.

     3.  "Экономическая  теория", Борисов Е.Ф., М.,1990г.

4.   Самуэльсон П.  Экономика. В 2-х т. Т. 2. —  ВНИИСИ, 1994 г.

5.  Фишер С., Дорнбун  Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер.  с англ. со 2-го изд. — М.: Дело, 1998 г.

6. Агапова. Т.А., Серегина  С.В. Макроэкономика. Учебник/под  редакцией профессора, д.э.н. Сидоровича  А.В 2-е издание, переработанное и дополненное – М: Издательство «Дело и Сервис», 1999 г.

7. «Экономикс»,том 1-ый, Кемпбелл Р. Макконнелл ,Стэнли  Л. Брю, М.,1992 г.

8.  Кэмпбел Р. Макконелл,  Стенли Л. Брю «Экономикс»,  том 1, 1995

9.  Борисов Е. Ф. «Экономическая теория» Москва, 1998

10. Самуэльсон П. А.  «Экономика», том 2, Москва, 1992

11. Лебедев В.В. Математическое  моделирование социально-экономических  процессов. - М., 1997.

12. Макроэкономика. Учебное  пособие. М.К.Бункина, В.А.Семенов.  – М., 1996.

13.Статистический ежегодники:

Россия в цифрах( 2000-2007)- 2 сборника.

Пермская область в  цифрах(2000-2007)- 2 сборника.

14.Федеральный вестник  « Прикамье 2008» № 2. стр 31-34.

15. «Пермский Край. Итоги  2007 г.»

16.Деловое Прикамье 2005г.№2 ( от 25 января)

17. Социально- экономическое  и политическое положение Пермского  края. Доклад губернатора Пермского  края. 2007 г.

18. Воркович А. Экономический  рост  и реформирование общества. // ЭКО. 2004. № 2.

19.Мухетдинова Н. Инвестиции  и государственная инвестиционная политика //    Российский экономический журнал. 2006. № 8.

20. Российский статистический  ежегодник. Официальное издание.  М., 2007

21.Пашатова Л. Устойчивый  экономический рост определяется  экономической политикой. // Финансы. 2007. № 7.

 

 

 

 

* Составлено по: Российский статистический ежегодник. Официальное издание. М. 2008 г. с. 28–34.

 

* Составлено по: Российский статистический ежегодник. Официальное издание. М. 2008 г. с. 28–34.




Информация о работе Государственное регулирование экономического роста в России