Государственное регулирование экономического роста в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 00:22, курсовая работа

Описание работы

Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста, и поэтому следует рассмотреть какие меры государственного регулирования наилучшим образом могут стимулировать этот процесс:
Совокупный налоговый пресс, рост которого тормозит рост экономики, а снижение – стимулирует рост предпринимательской активности и, следовательно – макроэкономический рост.
Участие в системе международного разделения труда, степень открытости экономики. Национальная экономика, должным образом интегрированная в мировую, может в большей степени достижения всей мировой экономики использовать в качестве базы для своего роста.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3Глава I. Теоретико-методологические основы государственного регулирования экономического роста в России
1.1. Сущность и природа экономического роста………………………………….5
1.2. Типы и факторы экономического роста……………………….….…………20
1.3. Школы экономической науки…………………………………….…..............23
Глава II. Многоуровневый факторный анализ государственного регулирования экономического развития на уровне РФ и Пермского края
2.1. Анализ экономического роста на уровне РФ……………………..………26
2.2. Анализ экономического роста на уровне Пермского края……...……….34
Глава III. Направления и методы управления экономическим ростом на уровне РФ и Пермского края
3.1. Исследование направлений и методов государственного регулирования экономического роста на уровне РФ……………………………….………......47
3.2. Исследование направлений и методов государственного регулирования на уровне Пермского края…………………………………………….…….……....53
3.3. Собственный метод…………………………………………………………..57
Заключение……………………………………………………………………….59
Список литературы………………………. ……………………………………63

Файлы: 1 файл

Моя-эк теор.doc

— 305.50 Кб (Скачать файл)

 Во–первых, это  активизация инновационной деятельности  в народном хозяйстве. Основой национальной инновационной политикой является поддержка отечественной науки и передовых школ, ориентированных на потребности экономики.

Во–вторых, необходимы структурные  трансформации. Императив повышения национальной конкурентоспособности и продвижение к «экономике знаний» требуют создания мощного сектора «новой экономики» с одной стороны, и модернизации структуры существующей промышленности с другой. Другим направлением диверсификации промышленности призвано стать ускоренное развитие отраслей индустрии народного потребления – пищевой, лёгкой, фармацевтической и пр. политику в их отношении следует увязывать со стимулированием малого среднего бизнеса, мерами по активизации внутреннего спроса и по мотивированию ориентации деятельности на внутренний рынок.

Важное место занимает и стимулирование инвестиций. Скачкообразное наращивание объёмов и улучшение структуры инвестирования народного хозяйства – залог быстрого и качественного экономического роста, успеха национальной инновационной и структурной политики. Для ускоренного экономического роста требуется порядком больший, нежели нынешний объем инвестиций. Для этого необходимо вовлечение в процесс долгосрочного инвестирования всех внутренних ресурсов: сбережений населения, резервов пенсионного фонда, страховых компаний и др. привлечению же иностранного капитала способствовало бы создание государственного гарантийного фонда. Но в настоящее время правительство планирует создать стабилизационный фонд, т. е. расширить нынешнюю практику льготного кредитования зарубежных экономик.

Один из изъянов российской экономики  – недостаточный внутренний спрос. Расширение его произойдёт при увеличении зарплаты не менее прожиточного минимума, особенно это касается бюджетников. Так же повышению внутреннего спроса будут способствовать развитие ипотечного жилищного кредитования при страховании строительных рисков за счёт бюджета, дорожное строительство и реализация крупных инвестиционных проектов федерального значения.

Решению одной из общенациональных задач – снижения издержек производства – способствует повышение ответственности предприятий за эффективность использования производственного аппарата, увеличив, в частности, ставку налога на имущество в отношении неиспользуемых мощностей и площадей – для стимулирования их вовлечения в хозяйственный оборот и в целях облегчения доступа малого предпринимательства к технологиям крупного бизнеса.

Критически важное для ускоренного  роста экономики вовлечение в  инвестиционный процесс максимума  свободных денежных средств немыслимо без государственного содействия упрочнению отечественного фондового рынка. Главные направления такого содействия связаны, прежде всего, с совершенствованием соответствующей общенациональной инфраструктуры и воссозданием единого экономического пространства страны, с улучшением институционально–правового обеспечения всех сторон корпоративного хозяйствования.

Особенность современного этапа –  довольно высокий инвестиционный спрос на импортное оборудование, и он останется существенным до тех пор, пока в России не возникнет новое машиностроение. Отсюда следует необходимость либерализации таможенных режимов ввоза высокотехнологичного импортного оборудования.

Ещё одно перспективное направление  структурной перестройки экономики  – динамическое развитие сферы услуг. Несмотря на то, что доля этого сектора увеличилась с 33 % в 1994 г. до 52 % в 2005, здесь имеется значительный нереализованный потенциал роста (во многих развитых странах доля этой сферы в ВВП превышает 70 %).

Результативность хозяйствования в обрабатывающих отраслях зависит от их затрат на услуги естественных монополий. Поэтому важнейшее направление структурной политики государства – реформирование электроэнергетики, ж/д транспорта и газовой отрасли с обязательной нацеленностью на снижение издержек главная задача здесь – резкое повышение эффективности функционирования соответствующих инфраструктурно–жизнеобеспечивющих народнохозяйственных систем при сохранении государственного контроля над их деятельностью.

Но в обозримой перспективе  можно заметить, что инвестиций только из внутренних источников окажется недостаточно, поэтому важно работать над привлечением их из–за рубежа (по имеющимся данным их ежегодный прирост должен составлять не менее 7–8 млрд. долл.).

Предложенные и другие возможные  меры стимулирования инвестиционной активности в народном хозяйстве России важно сопровождать государственными усилиями по совершенствованию соответствующей инфраструктуры и расширению внутреннего спроса, равно как и другими обеспечивающими мерами. Рассмотрим их подробно.

1) Расширение внутреннего спроса.

Внутренний спрос является важным катализатором роста экономики, причём соответствующие меры (более  подробно – см. в основной части  работы) должны включать активизацию как государственного, так и частного спроса.

Важное место занимает таможенно–тарифная политика, в рамках которой целесообразен дальнейший перенос тяжести обложения с импортируемого производственного оборудования на вывозимое сырьё и на ввозимые потребительские товары.

2) На уровне регионов необходимо  развернуть работу по налаживанию информационного обмена и оказания услуг предпринимателям по подбору партнеров и финансовому страхованию риска. На макроуровне императив снижения издержек проявляется, в частности, как проблема контроля за деятельностью реформируемых естественных монополий. Так, практикуемое в последние годы регулярное повышение цен на энергоносители, значительно препятствует экономическому росту. Поэтому для естественных монополий важен контроль над ценами продукции.

3) На макроуровне императив снижения  издержек проявляется, в частности, как вышеупомянутая проблема контроля за деятельностью реформируемых естественных (инфраструктурных) монополий, в том числе и за их ценовой политикой. Так, практикуемое в последнее время регулярное повышение тарифов на электроэнергию, стало одним из основных факторов наблюдающегося в последнее время снижения темпов экономического роста, особенно в обрабатывающих отраслях промышленности. Среди макроцелей реформирования естественных монополий – снижение тарифов, причём реализация этой цели – ключевой аспект контрольной деятельности государства в отношении реструктурирования соответствующих инфраструктурных систем.

4) Стимулирование малого  предпринимательства. Кроме упомянутых  в основной части работы, приоритетными  задачами остаются налаживание  за счёт госбюджета системы  переподготовки и повышения квалификации  менеджеров, обеспечение доступности для широких слоёв населения основам предпринимательства.

5) Реинтеграция всего  постсоветского пространства. Позитивную  роль должно сыграть ускоренное  решение практических вопросов  сотрудничества, так же демонстрация  преимуществ продвинутых форм  взаимодействия. При этом необходимо учитывать интересы каждого региона. Необходима разработка и реализация программ, направленных на изменение в развитии и размещении производительных сил, развёртывание ряда евразийских трансконтинентальных коридоров. Главным принципом при этом призвана стать максимально полная реализация сильных сторон, конкурентных преимуществ каждой территории.

Обращаясь к структуре  экономики России до и после начала реформ, необходимо отметить тот контраст, который наблюдается в ней. Если доля третичных отраслей в структуре общественного производства едва достигала 18 %, то в настоящее время она приближается к 50 %, и по данному показателю мы почти догнали Европу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ экономического  роста на уровне Пермского  края.

Конкурентоспособность региона - сложное, многогранное понятие, характеризующее возможности успешного развития региона. Очень важным для понимания конкурентоспособности той или иной территории является экономическое развитие. Прежде чем говорить о факторах, определяющих экономическое развитие в регионе, необходимо определить, что собой представляет экономическое развитие. « Экономическое развитие» - это динамическое понятие, оно отражает тренд развития экономики территории.

Из этого следует  три вывода. Во-первых, экономическое  развитие не совсем корректно характеризовать одним показателем, т.е. экономическое развитие всегда характеризуется выборкой определенных показателей, в связи, с чем возникает проблема определения их адекватного набора. Во-вторых, важно определить период, на котором рассматривается понятие экономического развития. И, в-третьих, необходим анализ количественных значений выбранных показателей. Экономическое развитие региона, в свою очередь, определяет его экономическую политику, которая представляет совокупность мероприятий, направленных на достижение экономического развития.

Органы власти любого территориального образования, определяя  степень своего влияния на экономику, формируют собственную экономическую  политику. На уровне государства определяющими  факторами могут быть инструменты монетарной политики, при которых основное внимание в экономике уделяется сфере денежного обращения, влияние на изменение ставки процента, объема денежной массы и, как результат, на корректировку инфляционных процессов.

Другой подход к политике государства – в большей степени фискальный, при котором влияние на основные показатели экономического развития осуществляется через фискальные инструменты: изменение налогов и государственных расходов. Третий подход к проведению экономической политики может  быть стабилизационным, включающим инструменты как монетарной, так и фискальной политики и направленным на сглаживание экономических циклов.

На уровне региона  ситуация несколько иная. Возможность  экономической политики на уровне региона определяется наличием инструментов, при помощи которых можно и нужно воздействовать на его политику. Рассмотрим эти инструменты.

В первую очередь налоги. К региональным налогам относятся: налог на имущество, транспортный налог. Налог на прибыль, подоходный налог  Кроме налогов, следует выделить возможности регулирования рынков, лоббирование, лицензирование отдельных видов деятельности, проведение информационной политики.

Рассмотрим, как формируется  экономическая политика, другими  словами, на какие вопросы необходимо дать ответ при построение набора инструментов, направленных на достижение экономического развития. Выделяются следующие характеристики экономической политики (рис 1):

 

  • целепологание, включающее отраслевой и функциональный анализ;
  • направление экономической политики;
  • меры экономической политики;
  • Целепологание – это то, чего требуется достичь в конце экономического развития.
  • Суть целепологания заключается в определении показателей, которые для экономического развития выступают в качестве целевых.

Исходя из особенной  региональной экономической политики Пермского края в качестве целевых используются те показатели, которые формируют доходную часть . Пермский край продает факторы производства бизнесу. Бизнес , кроме оплаты факторов производства, платит налоги.

В связи с этим доходная часть Пермского края исходя из имеющихся на его территории институтов зависит от следующих поступлений: налог на прибыль, подоходного налога, налога на имущество. На основе этого можно сделать вывод, что показателями экономического развития является прибыль, фонд оплаты труда, инвестиции как фактор, формирующий имущество.

Второй атрибут –  временный горизонт.

Временный горизонт выбирается на основе инвестиционного цикла.

Проведение региональной экономической политики на территории Пермского края стимулировало предприятия к обновлениям, внедрению новых проектов, реализации планов, смене собственников. Это означает, что эффект от инноваций будет иметь место на протяжении инвестиционного цикла этих предприятий, то есть пока они не поменяют технологию. На территории края есть отрасли с разными циклами. Есть отрасли, у которых инвестиционный цикл составляет 40-50 лет, а есть отрасли, у которых цикл – полгода. В среднем по краю инвестиционный цикл составляет около 10 лет. Это означает, что экономическая политика должна иметь примерно 10- летний временной горизонт.

    

                                      ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ

 

Отраслевой анализ                                          Функциональный анализ

 

               НАПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ        

 

 

                    МЕРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

 

                     Рис.1 Этапы экономической политики.

 

Третий атрибут  –  количественная характеристика показателей, другими словами, те значения показателей, которых необходимо достичь. В качестве « нормы» рассматривается экономическая конъюнктура регионов- конкурентов.

Иначе говоря, в Пермском крае необходимо утроить прибыль, которая  зарабатывается на территории региона; в три раза увеличить объем  фонда оплаты труда и в три  раза увеличить объем инвестиций, которые выступают фактором, формирующим имущество.

Далее более подробно остановимся на составных частях целепологания, а именно на отраслевом и функциональном анализе.

Отраслевой анализ позволяет  понять, какие отрасли в настоящее  время являются « локомотивами» экономического развития и какие отрасли обеспечат экономическое развитие в  будущем, т.е. речь идет об инновационных отраслях.

Отраслевой анализ экономики  Пермского края  позволил выделить в 2007 г. Следующие отрасли - «локомативы» ( таб.1) 

Данные таблицы 1 позволяют сделать вывод, о том, что отрасли. являющиеся отраслями - «локомативами» экономики Пермского края. Ориентированы на добычу и переработку сырья.

Отраслевой анализ экономики  Пермского края позволил сделать следующие выводы.

1.экономика Пермского края носит индустриально- сырьевой характер.

2.Из производимых на  территории Пермского края товаров  и услуг 80% уходит за пределы  территории и только 20%  потребляется  в регионе.

3. В Пермском крае  не наблюдается  роста экономики  в натуральном выражении, что объясняется, во-первых, естественными ограничениями (исчерпаемостью природных ресурсов), во-вторых, ограничением производственных  мощностей ( например, при освоении Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей).

Информация о работе Государственное регулирование экономического роста в России