Государственное регулирование экономического роста в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 00:22, курсовая работа

Описание работы

Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста, и поэтому следует рассмотреть какие меры государственного регулирования наилучшим образом могут стимулировать этот процесс:
Совокупный налоговый пресс, рост которого тормозит рост экономики, а снижение – стимулирует рост предпринимательской активности и, следовательно – макроэкономический рост.
Участие в системе международного разделения труда, степень открытости экономики. Национальная экономика, должным образом интегрированная в мировую, может в большей степени достижения всей мировой экономики использовать в качестве базы для своего роста.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3Глава I. Теоретико-методологические основы государственного регулирования экономического роста в России
1.1. Сущность и природа экономического роста………………………………….5
1.2. Типы и факторы экономического роста……………………….….…………20
1.3. Школы экономической науки…………………………………….…..............23
Глава II. Многоуровневый факторный анализ государственного регулирования экономического развития на уровне РФ и Пермского края
2.1. Анализ экономического роста на уровне РФ……………………..………26
2.2. Анализ экономического роста на уровне Пермского края……...……….34
Глава III. Направления и методы управления экономическим ростом на уровне РФ и Пермского края
3.1. Исследование направлений и методов государственного регулирования экономического роста на уровне РФ……………………………….………......47
3.2. Исследование направлений и методов государственного регулирования на уровне Пермского края…………………………………………….…….……....53
3.3. Собственный метод…………………………………………………………..57
Заключение……………………………………………………………………….59
Список литературы………………………. ……………………………………63

Файлы: 1 файл

Моя-эк теор.doc

— 305.50 Кб (Скачать файл)

Хотя экономические  и административные методы имеют некоторое сходство, они существенно отличаются друг от друга. В частности, административные приемы заметно сужают свободу экономического выбора, а порой вообще сводят ее к нулю. Такое случается там, где администрирование экономически не обосновано, запредельно, обретает черты тотальности, перерождается в командно-распределительную систему. В этих условиях государственный контроль становится всеобъемлющим, охватывая размеры производства, его структуру, цены, потребительные качества продукции, издержки, заработную плату, прибыль и ее распределение, связи с поставщиками и потребителями, словом весь хозяйственный процесс.

Экономические методы нисколько  не ограничивают свободу выбора, а  иной раз даже расширяют ее. Появляется стимул, на который субъект может либо отреагировать, либо не обращать ни малейшего внимания, в любом случае оставляя за собой право на свободное принятие рыночного решения.

В последние годы, когда  в России ускорился распад тоталитарного  строя, произошло обвальное разрушение системы административного управления экономикой. Далеко не во всем этот процесс был оправдан. Система создавалась десятилетиями, и едва ли разумно разом отказываться от всего, что наработано. Просматривается, по крайней мере, шесть областей, где административные приемы достаточно эффективны, а порой даже имеют явное преимущество по сравнению с другими способами государственного регулирования рыночного хозяйства.

Необходим прямой государственный  контроль над монопольными рынками. Монополиста трудно обуздать с помощью  регуляторов косвенного воздействия и здесь допустимо даже государственное регулирование цен.

Вторая область преимущественно  административного регулирования  – побочные эффекты рыночных процессов. И в этой сфере экономические  регуляторы недостаточны, а иногда вообще неэффективны. Необходимы жесткие стандарты хозяйственной деятельности, гарантирующие населению экологическую безопасность.

Кроме экологических  есть немало и других стандартов. Разработка таковых, контроль над их соблюдением  всеми, кто участвует в функционировании экономической системы, образуют еще одну, третью область административного регулирования. Четвертая область – определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения. Имеется в виду пособия по безработице, выплаты многодетным семьям, гарантированный минимум заработной платы и т.п. Административные приемы оказываются полезными и тогда, когда направлены на защиту национальных интересов в системе мирохозяйственных связей. К их числу можно отнести, например, лицензирование экспорта или государственный контроль над импортом капитала. Такова пятая область, где применение административных регуляторов экономически оправдано. Шестая и последняя область – реализация целевых программ, предусматривающих элементы администрирования в отношении предприятий государственного сектора.

Экономическое пространство, на которое распространяются административные методы, как видно весьма обширно. Они давно стали неотъемлемой частью хозяйственного механизма и  ничуть не мешают повышению эффективности  производства и благосостояния населения. Мировая практика свидетельствует о том, что администрирование опасно не само по себе. Оно наносит ущерб лишь тогда, когда не имеет экономического обоснования.

В каждой стране есть свои нормы и стандарты, которые соответствуют конкретным условиям того или иного государства. В России с ее огромным пространством, разнообразием природно-климатических условий и народных традиций, очевидно, допустимы некоторые различия управления даже в рамках отдельных территорий. По отдельным видам продукции и услуг, прежде всего монопольного характера, государственные органы вынуждены сотрудничать с крупнейшими корпорациями. Такое сотрудничество установилось и в России, в частности, между государственными органами всех уровней и крупнейшими объединениями в энергетическом комплексе, на транспорте, в связи и др.

Вмешательство государства в рыночную экономику необходимо в случаях, когда имеют место так называемые «провалы» рынка, когда по различным причинам рыночная конкуренция и свободное ценообразование неуместны, не достигают цели или не дают удовлетворительного решения экономических и социальных проблем.

Составляемые государством социальные программы призваны: обеспечить материальную помощь гражданам с низкими доходами; предусмотреть разнообразные пособия многодетным семьям, безработным, инвалидам; обеспечить бесплатное образование и медицинское обслуживание.

К "провалам" рынка относят и некоторые макроэкономические проблемы: общее неравновесие национальной экономики; взлеты и падения промышленного цикла; занятость и инфляция. Особенностью рыночной организации экономики является то, что в определенных ситуациях она не способна обеспечить саморегулирование, возврат в нормальное состояние после слишком больших отклонений от него, обеспечить равновесие всех элементов системы. Рыночные механизмы не только не устраняют, но, напротив, даже усугубляют нежелательные явления в экономике.

Несовершенства рынка  компенсируются соответствующими экономическими функциями государства, административным регулированием и налоговой политикой.

Рынки выступают наиболее эффективной системой организации  взаимосвязей между субъектами хозяйственной деятельности. Эта система способна функционировать при наличии определенных условий, формируемых государством.

 К ним относятся:

а) законодательное определение  прав собственности;

б) защита свободы индивидуального  выбора людьми той или иной формы  предпринимательской деятельности, разрешенной законом;

в) гарантия приоритетов  личных интересов и экономической  мотивации;

г) использование конкурентного  механизма цен, прибылей и убытков;

д) ограничение монопольных  тенденций в экономике.

Государство должно вмешиваться  в экономику в том случае, если имеются на то определенные условия и предпосылки. Они могут быть позитивными и негативными.

Негативные  условия - это появление всякого рода отрицательных явлений и тенденций в различных сферах экономики, которые могут отрицательно повлиять на предпринимательскую деятельность и экономику страны в целом. Роль государства заключается в выявлении этих тенденций и явлений, причин возникновения и принятия соответствующих мер по их устранению.

Под позитивными понимается появление всякого рода положительных явлений и тенденций в различных сферах экономики. Роль государства в этом случае заключается в своевременном их выявлении и принятии определенных мер по поддержанию.

Условиями для вмешательства государства могут быть:

а) требования национальной безопасности;

б) социальная напряженность  в обществе;

в) негативные явления  в экономике (спад производства, инфляция, высокий уровень безработицы, структурная несбалансированность, дефицит бюджета, не конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке, инвестиционный спад и т. п.);

г) ухудшение состояния  окружающей среды.

Признаки условий и предпосылок для оценки их качественного состояния.

Безработица. Она является неотъемлемым элементом рыночной экономики. Естественный уровень безработицы  - 4 - 6 % от численности рабочей силы. Естественной считается фрикционная, или структурная, безработица. Эта безработица связана с поиском более выгодной работы, с сезонными перерывами, а также с изменением спроса на те или иные профессии. Государство должно вмешиваться в регулирование безработицы в том случае, если она начинает превышать ее естественный уровень, то есть когда начинается циклическая безработица, связанная со спадом производства. Таким образом, критерием для безработицы является ее уровень, скорректированный на уровень естественной безработицы.

Инфляция - это повышение общего уровня цен на товары и услуги. Инфляция характерна для всех стран мира, так как цены на товары и услуги не являются постоянными величинами, а все время находятся в движении. До определенного уровня инфляция не представляет серьезной опасности. Выше этого уровня инфляция может принести много бед для экономики и общества.

Государство должно отслеживать этот процесс, чтобы  инфляция не могла выйти из-под его контроля. Меры, принимаемые государством, зависят от уровня инфляции. Различают умеренную, галопирующую и гиперинфляцию. Умеренная инфляция, когда цены растут менее 10 % в год, галопирующая инфляция характеризуется ростом цен в интервале от 20 % до 200 % в год, а при гиперинфляции цены растут еще быстрее. Противо-инфляционные меры государства зависят от уровня инфляции и причин, ее породивших.

Дефицит бюджета. Бюджетный дефицит - это превышение расходов государства над его доходами. Государство должно стремиться к тому, чтобы он не превышал определенную величину. В ее качестве выступает доля дефицита в валовом национальном продукте или в валовом внутреннем продукте. Задача государства заключается в том, чтобы не превысить заранее определенной и допустимой величины данного критерия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Исследование направлений  и методов государственного регулирования экономического роста на уровне Пермского края.

 

Для обоснования приоритетных отраслей и территорий развития проведен предварительный анализ и сопоставление  объемов предложения основных видов  продукции на местных рынках, уровня спроса и динамики цен на нее. Анализ проведен в разрезе различных субъектов экономики, таких как: мелкий, средний, крупный бизнес, местные товаропроизводители, импорт из других регионов, импорт из-за рубежа, предприятия различных форм собственности (частные, государственные). Это позволило выявить определенные перспективы развития отраслей Пермского края.

Для выбора международной  специализации Пермского края ключевым является критерий отраслевой конкурентоспособности. Исходя из мирового опыта, Пермскому  краю более других подходит стратегия "передовых рубежей", предусматривающая создание новых видов продуктов и технологий. Данная стратегия разрабатывалась и успешно реализовывалась в США, Японии и Европе. Здесь следует учитывать (в свете предстоящего вступления России в ВТО) "фактор Китая" как с точки зрения экспорта, так и с точки зрения возможностей импортозамещения. Конкурировать с китайской продукцией необходимо не по величине издержек, а по совокупности потребительских свойств изделий.

Классификация отраслей региона по уровню конкурентного потенциала позволяет сгруппировать их в четыре основные категории, для каждой из которых используется определенная стратегия отраслевого развития:

    1. экспортоориентированные отрасли (топливно-энергетический комплекс, химическая и нефтехимическая промышленности, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленности);
    2. отрасли, имеющие научно-технический потенциал для создания конкурентоспособных изделий и технологий (высокая химия и фармацевтика, разработка новых материалов, отдельные подотрасли машиностроения, аэрокосмическая, природоохранные, информационные и медицинские технологии, технологии изучения недр, трубопроводный транспорт угольной суспензии и др.);
    3. отрасли, не экспортирующие продукцию за рубеж, но имеющие потенциал импортозамещения на внутреннем рынке как Пермского края, так и России (пищевая промышленность, промышленность строительных материалов, мебельная промышленность, отдельные подотрасли сельского хозяйства, отдельные подотрасли машиностроения и др.);
    4. отрасли, в сегодняшнем состоянии не имеющие перспектив с точки зрения международной конкурентоспособности (легкая промышленность, производство велосипедов, производство табачных изделий и др.).

Первая группа отраслей способна развиваться на основе самофинансирования, что относится, прежде всего, к нефтегазовому сектору и производству минеральных удобрений. Для повышения их международной конкурентоспособности необходимо развитие инфраструктуры Пермского края, а также рыночных и региональных институтов. Эти отрасли должны стать основой формирования конкурентоспособных в мировом масштабе экономических кластеров, что будет являться предпосылкой роста их экспорта.

Вторая группа отраслей – это высокотехнологичные отрасли, которые могут быть конкурентоспособны на мировом рынке только при условии создания на региональном уровне действенных стимулов к их развитию, применяемых в мировой практике. Для этих отраслей необходимо разработать меры по стимулированию экспорта, по привлечению прямых иностранных инвестиций, которые будут способствовать их форсированному росту. Указанные отрасли должны войти в состав формирующихся в Пермском крае кластеров.

Для третьей группы отраслей необходима региональная поддержка, разработка мер по привлечению в эти отрасли  прямых иностранных инвестиций, нерегиональных инвестиций. Необходимо также предусмотреть иные источники финансирования и дополнительные формы поддержки. Данные отрасли должны дополнить формирующиеся в Пермском крае кластеры.

Четвертая группа отраслей имеет небольшие и снижающиеся во времени доли рынка. В настоящее время для данной группы отраслей особенно ощутимо давление международной конкуренции, которое усилится после присоединения России к ВТО. Определенные региональные субсидии из краевого бюджета могут поддержать некоторые из этих отраслей, однако при существующем уровне их развития это не представляется целесообразным. Механизм рыночной конкуренции покажет возможность их развития, в случае успешной конкуренции с импортом данные отрасли могут перейти в третью группу.

Помимо выделенных четырех групп в регионе будут сохраняться также отрасли, производящие продукцию для нужд Пермского края, но не относящиеся к указанным группам.

Внимание региональных властей должно быть сфокусировано  на второй и третьей группах, именно они должны стать отраслями перспективной специализации Пермского края.

    1. В состав указанных экономических кластеров должны войти как крупные предприятия, так и предприятия малого и среднего бизнеса. Кроме того, кластеры должны стать формой интеграции и поддержки малого и среднего бизнеса.

Приоритеты инвестиционной политики следует сконцентрировать в направлении точек роста  в соответствии с перспективной  специализацией.

Информация о работе Государственное регулирование экономического роста в России