Государственное регулирование экономики: опыт России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 11:09, курсовая работа

Описание работы

В течение XX в. сочетание государства и рынка принимало разнообразные формы. Сложность современной социально-экономической жизни постепенно привела к органическому сочетанию и тесному переплетению рыночных и государственных начал. Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии. К этим проблемам относится, прежде всего, развитие социальной сферы, в частности, уровень образования, квалификации рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ…………………………………………………..……..5
1.1 Сущность государственного регулирования экономики…...……………..5
1.2 Проблемы и ограничения государственного вмешательства..……………8
2. МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ……………………..………………………….14
2.1 Экономические средства ГРЭ...………...…………………………………14
2.2 Формы ГРЭ……………………...……………………………………….….17
2.3 Методы ГРЭ……………………...…………………………………………23
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РОССИИ. СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД….…………………………………………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….………………………………………………….34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……..…………………………………………37

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономической теории.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

Иркутский государственный университет  путей сообщения 

 

Забайкальский институт железнодорожного транспорта –

филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Иркутский государственный университет путей сообщения» в г. Чите

(ЗабИЖТ ИрГУПС)

 

 

 

Кафедра «Бухгалтерский учет  и  аудит»

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

 

 

Тема: «Государственное регулирование  экономики: опыт России»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3

1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  ЭКОНОМИКИ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ…………………………………………………..……..5

1.1 Сущность государственного регулирования экономики…...……………..5

1.2 Проблемы и ограничения государственного вмешательства..……………8

2. МЕТОДЫ, СРЕДСТВА  И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  ЭКОНОМИКИ……………………..………………………….14

2.1 Экономические средства ГРЭ...………...…………………………………14

2.2 Формы ГРЭ……………………...……………………………………….….17

2.3 Методы ГРЭ……………………...…………………………………………23

3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РОССИИ. СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД….…………………………………………………………………………….28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….………………………………………………….34

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……..…………………………………………37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современная экономика чрезвычайно  сложна, она призвана формировать  условия для самых разнообразных  видов жизнедеятельности людей. В зависимости от того, как организована экономика, на каких принципах эта организация строится, можно определить, какие задачи она в состоянии решить, какие интересы общества, различных социальных групп она может удовлетворить.

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической  системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. 

Современная экономика призвана создавать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности человека. В зависимости от того, насколько хорошо организована экономика, на каких принципах эта организация построена, можно определить, какие задачи она в состоянии решить и какие интересы общества она может удовлетворить.

Целью моей работы является рассмотрение такого важного явления, как государственное  регулирование экономики.

Государственное регулирование экономики  — процесс воздействия государства  на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной концепции.

В качестве основных методов влияния  на экономику для достижения необходимых  обществу результатов государство  использует методы прямого и косвенного воздействия. Использование этих методов предполагает применение характерных для них приемов и средств. Так, метод прямого воздействия на экономику реализуется средствами административного и экономического влияния. Косвенный метод регулирования реализуется только экономическими средствами. Особенностью прямого метода государственного регулирования является прежде всего то, что он основан на авторитете государственной власти и не связан с созданием дополнительных материальных стимулов для его осуществления. Важная специфическая его черта состоит еще в том, что им предполагаются меры запрета, разрешения, принуждения (законотворческая деятельность, лицензирование и др.), а также предусматривает организацию управления предприятиями государственного сектора, государственной собственностью. Косвенный метод государственного регулирования хозяйственной жизни характеризуется опосредованным способом влияния на социально-экономические процессы и хозяйственные объекты.

Проблема государственного вмешательства в экономику является, по моему

мнению, основной для любого государства.

В течение XX в. сочетание государства  и рынка принимало разнообразные  формы. Сложность современной социально-экономической жизни постепенно привела к органическому сочетанию и тесному переплетению рыночных и государственных начал. Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии. К этим проблемам относится, прежде всего, развитие социальной сферы, в частности, уровень образования, квалификации рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста.

Вопрос государственного регулирования  экономики с начала существования рынка был актуальным и остаётся таковым и по сей день, так как только государство имеет такую власть, способную изменить развитие экономики в макромасштабе.

 

 

 

 

 

 

1.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  ЭКОНОМИКИ – ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

1.1 СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИИ

 

Любая рыночная экономика не может  существовать и функционировать  без

государственного регулирования. Неконтролируемые рыночные процессы

разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика более  чем

любая иная, нуждается в регулировании.

В этом свете термин «регулируемая  рыночная экономика» обладает выраженной избыточностью, таким образом, подобная экономика не может быть

нерегулируемой. Прибавление эпитета  «регулируемая» не лишена смысла, если мы подчёркиваем, что экономика в значительной степени регулируется со стороны государства.

Роль регулирующего центра может  выполнить только государство –  институт, представляющий всё общество и обладающий правом внеэкономического вмешательства в экономические отношения. Задача состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая её рыночную природу, в то же время обеспечили бы рыночной экономики максимальную социальную эффективность. Понятно, что бесконечное изменение конкретных обстоятельств превращают эту задачу в «вечную» проблему.

Как правило, в государственном  регулировании рыночной экономики  проявляется два разных аспекта. С одной стороны, это необходимое для самого рынка, представляющее неотъемлемое условие для надёжной работы организующее, упорядочивающее воздействие. Оно проявляется в государственном формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддержке и обновлении, контроле за соблюдением. Организуя рыночные отношения, государственные органы способствуют их органичному встраиванию в систему общественных отношений, без чего рынок был бы отторгнут политической и социальной структурами.

Государственное регулирование рынка  осуществляется посредством

законодательства, через государственное планирование, на основе выпускаемых

правительством нормативных актов.

С другой стороны, государственное  воздействие на рынок проявляется

посредством изъятия части прибыли, дохода, через действия системы

налогообложения, путём обязательных платежей в бюджет. Изымая средства,

необходимые для общегосударственных  нужд и определённым образом распределяя  их, государство осуществляет свою финансовую политику таким образом, чтобы одновременно оказать  влияние  на рынок и рыночные отношения.

Во всех общественных системах государство  играет весомую экономическую роль, выполняя больший или меньший набор хозяйственных и социальных функций.

Поскольку наиболее совершенным образом  такая деятельность организована в странах с раз­витой рыночной экономикой, проблемы государственного регулирования экономики рассматриваются на примере этой группы государств.

Государственное регулирование экономики  в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась потребность значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимые для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики Теория экономической политики как составная часть макроэ­кономической теории объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовер­шенства рынка, предоставленного самому себе. При этом речь идет, по меньшей мере, о следующих проявлениях.

1. Несостоятельность конкуренции,  выражающаяся в том, что на  некоторых

отраслевых и региональных рынках могут возникать (и возникают) монополии,

которые, если этому не противодействует государство, своим ценообразованием

наносят ущерб благосостоянию общества.

2. Наличие многочисленных товаров,  жизненно необходимых обществу, которые либо не предлагаются рынком, либо, если и могли быть предложены, то в

недостаточном количестве. Таких товаров (главным образом в форме услуг) много в сферах образования, здравоохранения, науки, культуры, обороны и др.

3. Внешние эффекты (экстерналии), типичный пример которых –  загрязнение окружающей среды, нанесение теми или иными хозяйствующими субъектами экологического ущерба обществу, физическим и юридическим лицам.

4. Неполные рынки, одним из  типичных примеров которых является  рынок

страховых услуг, прежде всего медицинских  и пенсионных.

5. Несовершенство информации, во  многих отношениях представляющей  собой общественный товар, который в более или менее достаточном количестве при соответствующем качестве не может быть произведен без активного участия

государства.

6. Безработица, инфляция, экономическое  неравновесие, особенно резко

проявляющееся в периоды кризисов (рецессии) и депрессий.

7. Излишне неравномерное распределение доходов, которое, если государство не принимает мер для «социальной компенсации» малоимущим и обездоленным слоям населения, ставит под угрозу общественную стабильность.

8. Наличие обязательных товаров  (например, начальное образование),

потреблять которые общество может  заставить только государство, но никак  не рынок.

Из указанных и других проявлений несовершенства рынка вытекает не только сама по себе необходимость государственного регулирования, но и

экономические функции государства, которые и реализуются посредством такого

регулирования.

Государственное регулирование экономики  — процесс воздействия государства  на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется  экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции).

 

1.2 ПРОБЛЕМЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО  ВМЕШАТЕЛЬСТВА

 

Очевидно, что современная рыночная система немыслима без вмешательства  государства. Однако существует грань, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда рано или поздно встает вопрос о разгосударствлении экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности. Существуют важные ограничения для регулирования. Например, недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (тотальное директивное планирование, всеохватный административный контроль за ценами и др.). Это не означает, что государство снимает с себя ответственность за неконтролируемый рост цен и должно отказаться от планирования. Рыночная система не исключает планирования на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйства; правда, в последнем случае оно обычно является "мягким", ограниченным по срокам, масштабам и другим параметрам, и выступающим в виде национальных целевых программ. Также следует отметить, что рынок во многом является самонастраивающейся системой, и поэтому влиять на него следует только косвенными, экономическими методами. Однако в ряде случаев, применение административных методов не только допустимо, но и необходимо. Нельзя уповать только на экономические либо только на административные меры. С одной стороны, элементы администрирования несет в себе любой экономический регулятор. Например, денежное обращение ощутит влияние такого известного экономического метода, как ставка по кредитам центрального банка не раньше, чем будет принято административное решение. С другой стороны, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении участников экономического процесса. Прибегая, скажем, к прямому контролю за ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т.д.

Информация о работе Государственное регулирование экономики: опыт России