Государственное регулирование экономики: опыт России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 11:09, курсовая работа

Описание работы

В течение XX в. сочетание государства и рынка принимало разнообразные формы. Сложность современной социально-экономической жизни постепенно привела к органическому сочетанию и тесному переплетению рыночных и государственных начал. Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии. К этим проблемам относится, прежде всего, развитие социальной сферы, в частности, уровень образования, квалификации рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ…………………………………………………..……..5
1.1 Сущность государственного регулирования экономики…...……………..5
1.2 Проблемы и ограничения государственного вмешательства..……………8
2. МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ……………………..………………………….14
2.1 Экономические средства ГРЭ...………...…………………………………14
2.2 Формы ГРЭ……………………...……………………………………….….17
2.3 Методы ГРЭ……………………...…………………………………………23
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РОССИИ. СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД….…………………………………………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….………………………………………………….34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……..…………………………………………37

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономической теории.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

При формировании рыночных отношений  в России нужно проводить политику защиты отечественных товаропроизводителей от импорта иностранных товаров, а так же регламентирование банковской деятельности, финансовой деятельности. Прежде всего, регламентирование деятельности банков направлено на то, чтобы банкам было не так-то просто разориться. Наилучший способ достичь этой цели - заставить учредителей банка вложить в него такое количество собственных денег, чтобы оно было соразмерно с выдаваемыми кредитами. Например, регламентом России установлено, чтобы объем кредитов превышал объем уставного капитала не более чем в 10 раз. А так же поддержание малого бизнеса, малых предприятий, на основе которых строится экономика Российской Федерации. В начале перехода к рынку поддержка была выражена в форме предоставления дешевых субсидий, кредитов, поощрения определенных видов деятельности, но в дальнейшем налоговое бремя стало душить производителей, что было связанно с повышением налогов из-за нехватки средств в государственном бюджете.

 

Так же важным моментом является создание новой системы социальной защиты и реформирование старой. Советская  система гарантировала трудящимся практически все существующие виды социальной поддержки: бесплатное медицинское обслуживание, жилье, рабочие отпуска, пенсии, стабильный уровень доходов и даже рабочее место. В условиях рыночной экономики очень многие практически не получают помощи от государства, а тем, кто ее получает, приходится довольствоваться весьма ограниченным кругом социальных льгот. В рыночных условиях предприятия предлагают своим работникам определенные льготы, однако, огромная доля средств на социальные расходы поступает все же со стороны государства. За этим кроится очень важная причина. В рыночной экономики считается вполне естественным, что человек рано или поздно переходит на другую работу или его увольняют по той или иной причине. Соответственно и льготы должны предоставляться ему непосредственно от государства, а не через предприятие, на котором в настоящее время он работает. Это очень важно, так как люди твердо знают, что могут рассчитывать на социальную поддержку, даже покинув это предприятие и, следовательно, склонны к перемене мест. Благодаря этому экономика обладает большей гибкостью, нежели экономика советского типа, притом, что точно так же обеспечивает социальные гарантии населению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ – это одна из основных форм участия государства в экономике, состоящая в его воздействии на распределение ресурсов и доходов, на уровень и темпы экономического развития и благосостояние населения страны. Для современной рыночной экономики характерно многообразие методов, форм и институтов государственного регулирования. Различаются административные, правовые, прямые и косвенные формы и методы государственного регулирования. К административным методам относится, в частности, выдача лицензий, разрешающих какую-либо деятельность, установление квот на экспорт и импорт, квот для молодежи при создании новых рабочих мест, контроль над ценами, качеством продукции, доходами и др. Государственное правовое регулирование осуществляется на основе гражданского и хозяйственного законодательства через систему норм и правил, устанавливаемых ими. Прямое экономическое регулирование реализуется в форме безвозвратного адресного финансирования секторов, отраслей, территорий и отдельных предприятий. К нему относятся субвенции я субсидии, которые включают различного рода дотации, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различного уровня (общенационального, регионального, местного). Сюда же входят льготные кредиты и налоговые льготы. К косвенным формам экономического регулирования относится регулирование объема денежной массы, определение условий предоставления централизованных кредитов и ставки процента, политика в области налогов, валютного курса, таможенных пошлин и др.

Прямые формы регулирования  способствуют выравниванию финансового положения отдельных звеньев хозяйства. В то же время они искажают реальное соотношение цен и издержек, реальную конкурентоспособность предприятий, снижая тем самым действенность рыночных регуляторов. В отличие от них косвенные формы государственного регулирования задействуют экономические стимулы и открывают простор для действия механизмов рыночного регулирования. Так, снижение налога на прибыль предприятия, так же как и ставки процента за кредит, ведет к расширению производства в соответствии со спросом.

Вместе с тем государство  использует методы прямого регулирования  в сферах и отраслях, конкурентоспособность  которых по тем или иным причинам не может быть обеспечена только при  посредстве рыночного механизма. Это - сектора, где решаются крупномасштабные стратегические задачи (фундаментальная наука, оборона, образование); где частные инвестиции связаны с высокими рисками и на их основе неосуществимы или трудно осуществимы долгосрочные и наиболее дорогостоящие проекты (аэрокосмическая промышленность, атомная энергетика, другие наукоемкие отрасли); где общественная выгода значительно превышает выгоду отдельных предприятий или влечет за собой дополнительные расходы (например в сфере экологии).

Итак, государственное вмешательство  в рыночную экономику всё же необходимо.

Вопрос стоит только в том, в  какой степени и какими методами это вмешательство нужно проводить. Государство в условиях рынка должно контролировать только те отрасли экономики, в развитии которых частные фирмы не заинтересованы или куда деньги вкладывать опасно (медицина, образование, национальная  оборона, научно-технические отрасли). В современной российской экономике многие инструменты, применяемые во всех странах мира для регулирования экономических процессов не работают или оказываются неэффективными. Дело в том, что российская экономика имеет много особенностей и, выбирая способы регулирования, нельзя слепо копировать модели, используемые в других странах, неприменимые в российских условиях.

Главной же проблемой современной  российской экономики является недобросовестность чиновников всех уровней и  высокий показатель коррупции.

Вследствие этого граждане страны перестают доверять своему государству, снижается предпринимательская активность, ухудшается социальная обстановка,

из-за тяжёлой экономической обстановки государство не в состоянии выплачивать высокую заработную плату людям, работающим на бюджетных предприятиях, поэтому люди не хотят работать в таких важных социальных сферах, как здравоохранение и образование. Нужно с помощью идеологии поднять престижность этих профессий и улучшить их материальную базу. Ещё одной проблемой стал процесс сращивания власти с мафиозными структурами. Корень этих проблем лежит в огромном бюрократическом аппарате, поэтому единственным способом решить эти проблемы является его сокращение до минимальных размеров, ведение системы высоких штрафов и лишение депутатов и чиновников политической неприкосновенности. Эти меры в долгосрочном периоде смогут улучшить состояние экономики и обеспечить её конкурентоспособность на мировом рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Андрианов, В. А. Государственное управление: мировой опыт и российские реалии [Текст] / В. А. Андрианов. - Общество и экономика. – 2001. - № 11-12. –129 с.
  2. Борисов, Е. Ф. Экономика [Текст] /  Е. Ф. Борисов. – М.: Проспект, 2009. – 320 с. 
  3. Вечканов, Г. С.  Макроэкономика [Текст] /  Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова. –  СПб.: Питер,2008. – 544 с.
  4. Губин, Е. Методы, свойства и формы государственного регулирования экономики [Текст] / Е. Губин. - М., 2001. – 214 с.
  5. Гукасян, Г. М. Экономическая теория. Курс лекций [Текст ]: учебное пособие / Г. М. Гукасян. – СПб.: Питер,2008. – 480 с.
  6. Гусейнов, Р. М. Экономическая теория [Текст] /  Р. М. Гусейнов, В. А. Семенихина. –  М.:Омега-Л,2008. – 440 с.
  7. Казначевская, Г. Б. Экономическая теория [Текст] / Г. Б. Казначевская. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 346 с.
  8. Камаев, В.Д. Основы экономики [Текст]: учебное пособие / В. Д. Камаев. – М.:ВЛАДОС, 2003. – 160 с.
  9. Куликов, Л.М. Экономическая теория [Текст] / Л. М. Куликов. – М.: Проспект, 2008. –  432 с.
  10. Мамедов, О. Современная экономика. Лекционный курс [Текст]: учебное  пособие /  О. Мамедов. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 544 с.
  11. Кошкин, В.И., Шупыро, В.М. Управление государственной собственностью [Текст] / В.И. Кошкин, В.М. Шупыро. - М., 2000. – 322 с.
  12. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права [Текст] / М.Н. Марченко. - М., 1998. – 232 с.
  13. Матвеева, Т. Ю. Основы экономической теории [Текст]: учебное пособие / Т. Ю. Матвеева, И. Н. Никулина. –  М.: Дрофа, 2005. – 442 с.
  14. Носова, С. С. Экономическая теория. Краткий курс [Текст]: учебное пособие / С. С. Носова. – М.:ВЛАДОС,2005. – 287 с.
  15. Носова, С. С. Экономическая теория [Текст] / С. С. Носова. М.:КНОРУС,2007. – 800 с.
  16. Океанова, З.К. Экономическая теория [Текст] / З. К. Океанова. –  М.: Издат.-торг. корпор. «Дашков и К», 2008. – 652 с.
  17. Сажина, М.А. Государственное регулирование рыночной экономики [Текст] / М.А. Сажина. -  М., 1999. – 142 с.
  18. Симкина, Л.Г. Экономическая теория [Текст] /  Л. Г. Симкина. – СПб.: Питер,2008. – 384 с.
  19. Соколов, В. И. Экономика [Текст]: учебное пособие /  В. И. Соколов. – М.: Экономистъ, 2006. – 560 с.
  20. Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора [Текст] / Дж.Ю. Стриглиц. -  М., 1999. – 232 с.
  21. Талапина, Э. Вопросы правового регулирования экономической функции государства [Текст] / Э. Талапина. – 1999. – 79 с.
  22. Фомишин, С. В. Экономическая теория [Текст] / С. В. Фомишин. – Ростов-на-Дону: Феникс,2006. – 509 с.
  23. Ходов, Л.Г. Основы государственной экономической политики [Текст] / Л.Г. Ходов. - М., 2001. – 432 с.
  24. Чепурин, М.Н. Роль государства в рыночной экономике [Текст] / М.Н. Чепурин. - Киров, 1999. – 428 с.
  25. Шамхалов, Ф.И. Государство и экономика (власть и бизнес) [Текст] / Ф.И. Шамхалов. - М., 2001. – 544 с.
  26. Экономика [Текст] / Под ред. Б. А. Райзберга.  – М: Инфра–М, 1997.– 720с.
  27. Экономическая теория [Текст] / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 640 с.
  28. Экономическая теория [Текст] / Под общ. Ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлёвой – М.: Инфра - М, 2002 – 714 с.
  29. Экономика [Текст] / А.И.Архипов –  М.: Проспект,2008. – 840 с.
  30. Экономика [Текст] /  О. С. Пузиков [ и др.]. – Ростов-на-Дону: Феникс,2007. – 477 с.
  31. http://economuch.com/page/economika/uchebnik/uch-17.html
  32. http://www.alleng.ru/d/econ/econ051.htm
  33. http://ru.wikipedia.org

 




Информация о работе Государственное регулирование экономики: опыт России