Государственное регулирование экономики: опыт России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 11:09, курсовая работа

Описание работы

В течение XX в. сочетание государства и рынка принимало разнообразные формы. Сложность современной социально-экономической жизни постепенно привела к органическому сочетанию и тесному переплетению рыночных и государственных начал. Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии. К этим проблемам относится, прежде всего, развитие социальной сферы, в частности, уровень образования, квалификации рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ…………………………………………………..……..5
1.1 Сущность государственного регулирования экономики…...……………..5
1.2 Проблемы и ограничения государственного вмешательства..……………8
2. МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ……………………..………………………….14
2.1 Экономические средства ГРЭ...………...…………………………………14
2.2 Формы ГРЭ……………………...……………………………………….….17
2.3 Методы ГРЭ……………………...…………………………………………23
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РОССИИ. СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД….…………………………………………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….………………………………………………….34
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……..…………………………………………37

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономической теории.doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)

Среди методов государственного регулирования  не существует совершенно непригодных  и абсолютно неэффективных. Нужны  все, и вопрос лишь в том, чтобы  определить для каждого те ситуации, где его применение наиболее целесообразно. Хозяйственные потери начинаются тогда, когда власти выходят за границы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам. Нельзя забывать и о том, что самими экономическими регуляторами следует пользоваться предельно осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночные стимулы. Если государство игнорирует это требование, запускает регуляторы, не думая, как их действие отразится на механизме рынка, последний начинает давать сбои. Ведь денежная или налоговая политика по силе своего воздействия на экономику сравнима с централизованным планированием.

Надо иметь в виду, что среди  экономических регуляторов нет  ни одного идеального. Любой из них, принося положительный эффект в  одной сфере экономики, непременно дает негативные последствия в других. Здесь ничего нельзя изменить. Государство, использующее экономические инструменты регулирования, обязано их контролировать и своевременно останавливать. Например, государство стремится обуздать инфляцию, ограничивая прирост денежной массы. С точки зрения борьбы с инфляцией эта мера эффективна, однако она приводит к удорожанию центрального и банковского кредита. А если процентные ставки растут, становится все труднее финансировать инвестиции, начинается торможение экономического развития. Именно так ситуация развивается в Украине.

Дерегулирование и приватизация.

Вмешательство государства в экономику  требует довольно крупных расходов. Они включают в себя как прямые затраты (подготовка законодательных  актов и контроль за их исполнением), так и косвенные (со стороны фирм, которые должны исполнять государственные инструкции и отчетности). Кроме того, считается, что государственные регламентации снижают стимул к нововведениям, к вхождению новых конкурентов в отрасль, так как для этого требуется разрешение соответствующей комиссии.

По оценкам американских специалистов, государственное воздействие на экономическую жизнь приводит к  падению темпов роста приблизительно на 0,4% в год.

В силу определенных несовершенств  государственное вмешательство  иногда влечет за собой потери. В связи с этим в последние годы обострился вопрос о 1дерегулировании 0экономики и о приватизации. Дерегулирование предполагает снятие законодательных актов, которые сдерживают вхождение потенциальных конкурентов на рынок, устанавливают цены на определенные товары и услуги. Например, в США в 80-е годы дерегулирование затронуло грузовой автотранспорт, железнодорожный и воздушный виды транспорта. В результате снизились цены и улучшилось обслуживание пассажиров. Американскому обществу дерегулирование грузовых перевозок, воздушного и железнодорожного транспорта принесло выгоду, оцениваемую соответственно в 39-63 млрд. дол., 15 млрд. дол. и 9-15 млрд. дол. в год.

Приватизация - продажа государственных  предприятий частным лицам или  организациям - направлена на повышение хозяйственной рациональности. Она вызвана тем, что государственные предприятия оказываются убыточными и неэффективными. Западные экономисты подчеркивают, что государственный сектор не дает такого мощного стимула к снижению издержек и получению мощной прибыли, как это делает частное предпринимательство. Для предпринимателя - одно из двух: прибыль или убытки. Если частное предприятие терпит убытки долгое время, то оно закрывается. Государственному же предприятию оказывается помощь, поэтому оно может не стремиться к повышению своей рентабельности.

Это еще раз доказывает, что государственное  вмешательство нужно только там, где оно жизненно необходимо. Во всех остальных случаях рынок  более эффективно решит поставленные экономические задачи.

          Государственное  регулирование в сельском хозяйстве.

 В современной западной экономике  сельское хозяйство - одна из  важнейших сфер активного вмешательства.  В этой области производства  главный принцип свободного рынка,  а именно игра спроса и предложения, оказывается практически неприменим. Правда, и государственное вмешательство - далеко не панацея. Например, в Западной Европе правительства традиционно уделяют большое внимание проблемам аграрного рынка, однако ни производители, ни потребители не удовлетворены положением дел в аграрном секторе.

Источник проблем в том, что  в развитых странах благодаря  высокой производительности труда  производство аграрной продукции значительно  превышает потребности населения.

Цели государственного регулирования в сфере сельского хозяйства включают:

а) повышение производительности путем  внедрения технического прогресса  и рационализации производства, максимально  эффективному использованию всех производственных факторов, особенно рабочей силы;

б) обеспечение занятости в аграрном секторе и соответствующего уровня жизни сельского населения;

в) стабилизация рынков сельскохозяйственной продукции;

г) гарантированное снабжение внутреннего  рынка;

д) забота о поставках аграрной продукции потребителям по "разумным ценам".

Государством устанавливаются  и ежегодно пересматриваются минимальные  цены на важнейшие сельскохозяйственные продукты. Тем самым производители  защищаются от резкого падения цен. В то же время внутренний рынок  ограждается от дешевого импорта  и чрезмерных колебаний цен с помощью системы дополнительных ввозных пошлин. Поэтому в странах ЕС цены на продукты питания заметно выше цен мирового рынка. Затраты в связи с проведением аграрной политики несет государственный бюджет.

Функционирование этого механизма  можно проиллюстрировать на примере рынка зерна. Исходным пунктом является ориентировочная цена, рекомендуемая государством. Она несколько превышает рыночную цену, чем гарантируются не только доходы сельских хозяев, но и создаются стимулы к расширению производства. В результате предложение превышает спрос. Когда рыночная цена снижается до определенного уровня, предлагаемое сельскими хозяевами зерно скупается государством по так называемой "интервенционной цене" в неограниченных количествах.

Таким образом, хотя каждый производитель должен сам нести риск сбыта, на деле это правило не действует в отношении производителей многих аграрных продуктов.

Существуют и механизмы защиты от дешевого импорта и поощрения  экспорта. Это означает, что при  ввозе устанавливается ввозная пошлина, приравнивающая цену продукта к внутренней цене. При вывозе же государство выплачивает экспортерам разницу между внутренней ценой и ценой мирового рынка.

Надо заметить, что данная политика спровоцировала много проблем. С  одной стороны, накоплены огромные запасы продовольствия, с другой - недовольства крестьян, считающих, что не обеспечен их прожиточный минимум. В данной ситуации крупные агропромышленные предприятия получают приличные доходы, в то время как мелкие производители едва сводят концы с концами.

Таким образом, сельское хозяйство  остается слабым местом государственного регулирования. Однако, по-видимому, положение  дел в сельском хозяйстве останется  неизменным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

2.1 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

 

Экономические средства государственного регулирования экономики  не менее разнообразны, чем административные. Одно из важнейших экономических средств — прогнозирование и планирование.

Рыночная экономика  в отличие от экономики административно-командного типа является системой саморегулируемой, не требующей постоянного и всеобъемлющего внешнего вмешательства. Однако и эта система требует внешнего регулирующего воздействия с целью достижения пропорциональности в рамках общественного воспроизводства. Периодические кризисы, потрясавшие в XIX и XX веках капиталистическую экономику, привели к выводу о необходимости использования государственного регулирования в целях достижения стабильного и эффективного развития рынка. Прогнозирование и планирование и есть те инструменты, которые позволяют устранить отмеченные выше недостатки рыночной экономики, преодолеть ограниченность ее возможностей. И прогнозирование, и планирование — имманентно присущие любой экономике инструменты, способы достижения сбалансированности развития.

Государственное прогнозирование социально-экономического развития государства представляет собой систему научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития страны, основанных на законах рыночного хозяйства.

Планирование  — деятельность государства в  лице его органов управления, а также субъектов экономической деятельности по разработке планов, представляющих собой последовательность действий, согласованных по целям,

ресурсам и направленных на достижение определенного конечного результата.

Прогнозирование представляет собой  предпосылку для планирования. Систему государственных прогнозов составляют прогнозы на долгосрочную,

среднесрочную и краткосрочную перспективу. Временной промежуток прогноза социально-экономического развития на долгосрочную перспективу колеблется в различных государствах по-разному. Обычно прогноз разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период.

На основе прогноза на долгосрочную перспективу разрабатывается концепция социально-экономического развития государства на долгосрочную перспективу, в которой конкретизируются варианты социально-экономического развития страны, определяются возможные цели социально-экономического развития, пути и средства достижения указанных целей. Обычно прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется.

Первое после  вступления в должность Президента Российской Федерации Послание, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный концепции социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно. Документ содержит специальный раздел, посвященный анализу выполнения программы социально-экономического развития государства на среднесрочную перспективу и уточнению указанной программы с выделением задач на предстоящий год.

Различают государственное директивное  и индикативное планирование.

Директивное планирование предполагает обязательность и ответственность

соответствующих субъектов за выполнение плановых показателей. Индикативное планирование предполагает установление в плане определенных показателей (например, характеризующих динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансово-кредитной системы и денежного обращения и др.) с целью достижения пропорциональности и планомерности развития экономики или ее отдельных частей.

При планировании используются различные  методы или их сочетание: балансовый метод, нормативный метод, экономико-математические методы и модели.

В современных условиях широко используется программно-целевой метод

планирования, с выделением долгосрочных целевых комплексных программ.

Действующим законодательством государства  установлен порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует страна.

Федеральная целевая программа, финансируемая за счет бюджетных средств или средств государственных внебюджетных фондов, должна содержать технико-экономическое обоснование, прогноз ожидаемых социально-экономических (экологических) результатов реализации указанной программы, наименование заказчика программы, сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам, другие документы и материалы.

При разработке федеральных целевых  программ предусматриваются:

·     решение приоритетных социально-экономических, оборонных, научно-

технических, природоохранных и  других важнейших задач;

·     согласование финансовых, материальных и трудовых ресурсов, целях их

наиболее эффективного использования;

· комплексность и экономическая безопасность разрабатываемых мероприятий;

·     согласованность решения  федеральных и региональных задач;

·     достижение требуемого конечного результата в установленные  сроки.

Президент страны в целях обеспечения решения  особо важных общегосударственных задач может выступать инициатором федеральных программ, называемых президентскими.

 

 

 

 

2.2 ФОРМЫ ГРЭ

 

По характеру  воздействия на процесс экономического развития можно выделить две основные формы государственного регулирования  экономики: краткосрочное антициклическое  регулирование (конъюнктурная политика) и среднесрочное и долгосрочное целевое регулирование (оно включает структурную политику и политику общего стимулирования экономического роста на определенную перспективу).

1. Антициклическое регулирование.

          До Второй мировой войны, а во многих странах до середины 50-х гг. воздействие государства на состояние хозяйственной конъюнктуры осуществлялось спорадически, от случая к случаю и диктовалось обычно чрезвычайными обстоятельства, т.е. свершившимися фактами негативного характера. В первой половине 50-х гг. такое воздействие приобрело непрерывный характер, превратившись в антициклическое регулирование, которое западными учеными и политиками обычно именуется « конъюнктурная политика » . Оно нацелено на сглаживание циклических колебаний хозяйственной конъюнктуры, предотвращение особенно глубоких циклических кризисов и такой массовой безработицы, которая угрожала бы самим устоям рыночного хозяйства и демократического общества, а также на создание благоприятных условий для среднесрочного и долгосрочного регулирования экономики, способствующего ее непрерывной модернизации и прогрессу.

Информация о работе Государственное регулирование экономики: опыт России