Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 15:44, курсовая работа
Актуальной представляется цель работы - исследование понятия трансформационной экономики и особенностей формирования рыночной экономики Республике Беларусь на современном этапе. Объект исследования - национальная экономика Республики Беларусь. Предмет исследования - процесс формирования рыночной системы хозяйствования в Республике Беларусь на современном этапе. В соответствии с целью исследования, определяются следующие задачи: раскрыть сущность понятия трансформационной экономики; проанализировать зарубежный опыт формирования рыночной экономики и возможность его применения в условиях Республики Беларусь; исследовать состояние и особенности процесса перехода в Республике Беларусь на современном этапе. Тема данной курсовой работы широко представлена в периодических изданиях, описывающих роль государства в рыночных отношениях
Введение
Значение роли государства в экономике с позиции неоклассической кейнсианской теорий
Сравнительная характеристика основных концепций и моделей государственного регулирования экономики
Роль государства в условиях трансформационной экономике в Республике Беларусь: анализ использования основных подходов
Заключение
Список литературы
ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: Государственное регулирование экономики, значение роли государства в экономике с позиции неоклассической и кейнсианской теорий
Гомель 2011
Оглавление
Введение
Значение роли государства
в экономике с позиции
Сравнительная характеристика основных концепций и моделей государственного регулирования экономики
Роль государства в условиях трансформационной экономике в Республике Беларусь: анализ использования основных подходов
Заключение
Список литературы
Введение
Экономика Белоруссии - 59-я экономика мира по объёму ВВП по ППС (на 2010 год). [3.] Преимуществами экономики являются: социальная стабильность; развитое законодательство; большой потенциал для лесного и сельского хозяйства, военной отрасли; большой потенциал для развёртывания наукоёмких производств в границах крупных городов, развитая транспортная система, высокое качество дорог; имеются большие месторождения стратегического сырья - калийной соли, которая экспортируется за валюту во многие страны мира; доходы от продажи - значительная часть доходов бюджета вкупе с доходом от экспорта продуктов нефтепереработки.
Слабые стороны: до недавних пор экономика не подверглась реформированию; Республика обладает развитым законодательством, но при этом оно достаточно подвижно по части изменений и во многих случаях неоднозначно для трактования, что создает проблемы при его применении на практике; коррумпированность власти: нарушение конституционных прав и свобод граждан, личное поручительство руководства, лоббирование интересов отдельных лиц; очень мало месторождений углеводородов; нет больших месторождений железной руды и угля; высокая социальная нагрузка бюджета, большая налоговая нагрузка; значительную нагрузку на экономику оказывают последствия чернобыльской аварии. Республика Беларусь как и другие постсоциалистические страны в ходе экономических реформ переходит от административно-командной системы к современной рыночной экономики.
Актуальной представляется цель работы - исследование понятия трансформационной экономики и особенностей формирования рыночной экономики Республике Беларусь на современном этапе. Объект исследования - национальная экономика Республики Беларусь. Предмет исследования - процесс формирования рыночной системы хозяйствования в Республике Беларусь на современном этапе. В соответствии с целью исследования, определяются следующие задачи: раскрыть сущность понятия трансформационной экономики; проанализировать зарубежный опыт формирования рыночной экономики и возможность его применения в условиях Республики Беларусь; исследовать состояние и особенности процесса перехода в Республике Беларусь на современном этапе. Тема данной курсовой работы широко представлена в периодических изданиях, описывающих роль государства в рыночных отношениях. Именно поэтому большая часть источников, использованных при написание данной работы, - это научная литература, статьи в периодических изданиях.
Значение роли государства
в экономике с позиции
Экономическая неоклассическая теория (neoclassical economics) - преобладающее в 20 в. направление экономической науки, сторонники которого обращают основное внимание на самостоятельную хозяйственную деятельность отдельных людей и выступают за ограничение (или даже за полный отказ от) государственного регулирования экономики. Синонимом понятию "неоклассическая экономическая теория" часто считают "экономический либерализм". Классическая (и неоклассическая) точка зрения состоит в том, что рыночная экономика не нуждается в государственном регулировании совокупного спроса и совокупного предложения. Эта позиция основана на тезисе о рыночной системе как самонастраивающейся структуре. Рыночная экономика защищена от спада, поскольку механизмы саморегулирования постоянно приводят объем выпускаемой продукции к уровню, соответствующему полной занятости. Инструментами саморегулирования служат цены, заработная плата и процентная ставка, колебания которых в условиях конкуренции уравняют спрос и предложение на товарном, ресурсном и денежном рынках и приведут к ситуации полного и рационального использования ресурсов. [5.]
Первой целостной школой экономической теории стала сложившаяся в конце 18 в. классическая политическая экономия. Ее основоположник, английский экономист Адам Смит, в своей книге Богатство народов (1776) впервые представил в систематизированной форме знания об объективных закономерностях хозяйственной жизни. Именно А. Смит придумал модель "человека экономического", которая по сей день остается фундаментом экономической теории. В основе всех экономических процессов, по его мнению, лежит человеческий эгоизм. Общее благо стихийно складывается вследствие самостоятельных действий отдельных индивидов, каждый из которых стремится к рациональной максимизации своей выгоды. Отсюда вытекает концепция "невидимой руки рынка", остающаяся знаменем и современных экономистов-неоклассиков. Согласно этой концепции, стремящийся преумножить лишь свое личное благосостояние индивид более эффективно служит в рыночном хозяйстве интересам общества, чем если бы он сознательно стремился служить общественному благу. Поэтому государству в экономике сторонники классической политэкономии отводили роль "ночного сторожа" - гаранта соблюдения рыночных "правил игры", но не ее участника. Формирование неоклассического направления происходило в ходе маржиналистской научной революции. Завершением этого процесса считают выход в свет книги английского экономиста Альфреда Маршалла Принципы экономической науки (1890). Именно в работах А. Маршалла окончательно сложилось неоклассическое направление экономической теории как синтез маржинализма с отдельными элементами учения Давида Рикардо. Отличительной чертой методологии неоклассиков стало экономико-математическое моделирование, незнакомое представителям классической политэкономии. [2.]
Неоклассическая теория господствовала
до 1930-х. В течение примерно 40 лет
неоклассика оставалась в оппозиции
основному течению
1. "старая" неоклассика (1890-1930-е); В основе всех теорий, анализирующих рыночное хозяйство, лежит какая-либо концепция, объясняющая принципы ценообразования. Неоклассическая концепция сформировалась в результате синтеза разрабатываемой представителями классической политэкономии трудовой теории стоимости и маржиналистской теории предельной полезности. Одна из главных новаторских идей А. Маршалла заключалась в том, что он не согласился с попытками предшественников искать один-единственный фактор ценообразования. В качестве аналогии он приводил пример с лезвиями ножниц: бессмысленно спорить, какое именно лезвие - верхнее или нижнее - разрезает лист бумаги. Именно А. Маршалл соединил теорию предельной полезности и теорию издержек производства в дуалистической концепции цены. По его мнению, рыночная цена есть результат взаимодействия спроса, сила которого определяется предельной полезностью товара, и предложения, зависящего от издержек производства. Центром, вокруг которого происходит колебание цен, выступает нормальная цена или цена равновесия (равновесная цена), складывающаяся при равенстве спроса и предложения. Родившись в период свободной конкуренции, "старая" неоклассика отразила веру в неограниченные возможности саморегулируемой рыночной экономики. Экономисты-неоклассики исходили из того, что рыночная система обеспечивает полное использование ресурсов в экономике, а возникающие иногда диспропорции разрешаются на основе автоматического саморегулирования рынка. В конечном счете, по их мнению, благодаря рынку в экономике всегда достигается оптимальный уровень производства при полной занятости.
2. "оппозиционная" неоклассика
(1930-1960-е); Хотя в 1930-1960-е
3. "современная неоклассика" (с 1970-х до наших дней). Реванш неоклассиков в 1970-е связан с наступлением эпохи научно технической революции, когда старые (кейнсианские) методы государственного регулирования становятся слишком "грубыми". Современные неоклассики стремятся доказать, что рыночная система хозяйства является если и не идеальной, то, по крайней мере, наилучшей из всех типов экономических систем. Акцентируя внимание на критике государственного регулирования, они указывают, что оно не столько ликвидирует недостатки рынка (например, безработицу), сколько порождает новые, более опасные отрицательные явления (например, инфляцию и ущемление экономических свобод). Современные неоклассики, как правило, уже не требуют от правительства выполнять функции только "ночного сторожа". Так, сторонники монетаризма (их лидером является американский экономист Милтон Фридмен) обосновывают идею, что на макроэкономическом уровне необходимо осуществлять не фискально-бюджетную политику (государственное регулирование посредством ставки процента, налогов и расходов), а активную кредитно-денежную (государственное регулирование денежной массы). Сторонники теории общественного выбора (основоположник этого направления - американский экономист Джеймс Бьюкенен) обращают основное внимание на роль государства как верховного арбитра: по их мнению, оно должно не только следить за соблюдением хозяйственного законодательства, но и активно его совершенствовать. [5.]
Функции государства с точки зрения неоклассической теории:
С неоклассической моделью
отождествляется
За последние полстолетия
в неоклассический образ
В наше время цикличность экономики никого не удивляет: периоды подъема сменяются каждый раз спадом и обострением всех социальных и экономических проблем. Но мировой экономический кризис 1929-1933 гг., обрушившийся с колоссальной силой на развитые и неразвитые в промышленном отношении страны, и обнаружил неспособность главенствующей в то время неоклассической теории предложить способы вывода экономики из этого глубокого кризиса. И поскольку "сила" неоклассической теории конца ХIХ - начала ХХ в. распространялась главным образом на микроэкономический анализ в условиях нетипичного кризиса стал необходим еще и иной - макроэкономический анализ, к которому обратился один из величайших экономистов ХХ столетия английский ученый Дж.М. Кейнс.
В 1936 году была опубликована книга Джона Мейнарда Кейнса (1883-1846)"Общая теория занятости, процента и денег". Принято считать, что именно эта книга знаменовала собой начало так называемой "Кейнсианской революции", которая является одним из наиболее значимых событий в истории экономического анализа за последние два века. Кейнсианскую революцию можно трактовать различным образом. С одной стороны, эта революция состояла в обеспечении обособления в самостоятельную дисциплину целой ветви экономической науки - макроэкономики. Конечно, и классики, и неоклассики имели свои представления о макрофункционировании рыночного хозяйства. При этом изучение макроэкономических вопросов осуществлялось как бы "между прочим", без выделения этих вопросов в качестве самостоятельного объекта рассмотрения. Благодаря Кейнсианской революции анализ макроэкономических проблем стал осуществляться независимо от исследований аспектов ценности, конкуренции, поведения потребителя и т.д. С другой стороны, Кейнсианская революция была реакцией на недостатки неоклассического подхода к анализу экономической жизни. То, что зарождалось в ходе Кейнсианской революции, должно было стать как методологической, так и теоретической альтернативой неоклассической школе. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной", так как, по сути, он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая кредитно-денежная политика, стабильная бюджетно-финансовая политика и др. Гибкая кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через один из серьезнейших барьеров - неэластичность заработной платы. Это достигается, считал Кейнс, путем изменения количества денег в обращении. При увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политики, Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальную напряженность. Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются: - доля национального дохода высока и перераспределяется через госбюджет; - создается обширная зона государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий; - широко используются бюджетно-финансовые и кредитно-финансовые регуляторы для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости. Теория Дж.М. Кейнса на самом деле весьма прагматична, тесно связана с истолкованием задач государственной политики и в этом смысле знаменует собой методологический поворот от социально нейтральной экономики к традициям политической экономии. [1.]