Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 15:44, курсовая работа
Актуальной представляется цель работы - исследование понятия трансформационной экономики и особенностей формирования рыночной экономики Республике Беларусь на современном этапе. Объект исследования - национальная экономика Республики Беларусь. Предмет исследования - процесс формирования рыночной системы хозяйствования в Республике Беларусь на современном этапе. В соответствии с целью исследования, определяются следующие задачи: раскрыть сущность понятия трансформационной экономики; проанализировать зарубежный опыт формирования рыночной экономики и возможность его применения в условиях Республики Беларусь; исследовать состояние и особенности процесса перехода в Республике Беларусь на современном этапе. Тема данной курсовой работы широко представлена в периодических изданиях, описывающих роль государства в рыночных отношениях
Введение
Значение роли государства в экономике с позиции неоклассической кейнсианской теорий
Сравнительная характеристика основных концепций и моделей государственного регулирования экономики
Роль государства в условиях трансформационной экономике в Республике Беларусь: анализ использования основных подходов
Заключение
Список литературы
быстрый рост сопровождается инфляцией. Эта ситуация отличается как от положения в прошлом, когда в условиях плановой экономики рост не был стабильным, но отсутствовала инфляция, так и от явления депрессии, характерной для Запада; продолжаются циклические колебания; темпы развития ускорены, однако экономическая эффективность сравнительно низка роль рыночных отношений и степень интернационализации хозяйственной деятельности повышаются, а уровень подготовки руководящих работников предприятий к управлению в макро - и микрообластях отстает от развития макроэкономической ситуации. [4.]
На различных этапах становления и развития рыночной экономики менялось отношение к вмешательству государства в эти процессы.
В период заката феодализма и перехода к капитализму возник меркантилизм, который стал экономическим учением и экономической политикой периода раннего капитализма (XV-XVII вв.). Представители школы меркантилизма выступали за активную государственную экономическую политику, отражающую интересы торгового капитала и содействующую развитию торговли и промышленности, работающей на экспорт.
Главной задачей меркантилистской политики было привлечение в страну возможно большего количества золота и серебра: чем больше денег, тем богаче государство. В развитии меркантилизма выделяют два этапа:
1) ранний этап, для которого характерна политика денежного баланса; ее цель - удержание денег в стране.
2) поздний этап, направлен на увеличение запаса золота и серебра путем активного сальдо по торговому балансу.
В XVIII в. пришли идеи либерализма. Основателями этих идей были А. Смит и Д. Рикардо. А. Смит рассматривал рыночную систему как систему, способную к саморегулированию. Он считал, что механизм саморегулирования, построенный на личном интересе и стремлении хозяйствующих субъектов к получению прибыли, обеспечит более эффективное функционирование экономики. Развитие общества определяют экономические законы, которые должны действовать подобно законам природы, а равновесие в экономике осуществляется стихийно, без вмешательства государства. Государство должно придерживаться принципа нейтральности, оно должно ограничиваться функцией "ночного сторожа", поддерживая порядок и защищая частную собственность и конкуренцию экономику, частнопредпринимательскую деятельность, торговлю.
А. Смит, Д. Рикардо и их последователи обосновали классическую модель рыночной экономики, где безраздельным является господство частной собственности и свободной, "совершенной" конкуренции.Ж. Сэй (начало XIX в.) сформулировал свой "закон рынка", согласно которому предложение само создает спрос. Но принцип был верен только для бартерной торговли.
Революционный переворот в экономической теории в 30-е годы XX в. вызвала теория Д. Кейнса о ведущей роли государства в регулировании национального хозяйства. Кейнс рассматривал государство не только как политический институт (орган власти), но и как экономический институт, на который возлагаются определенные экономические функции.
В качестве основополагающего принципа Д. Кейнс выдвигал также принцип "эффективного спроса", т.е. платежеспособного спроса, ведущего к росту доходов и населения, и фирм, а главным инструментом развития спроса считал поощрение инвестиционной активности. [6.]
В конца 70-х - начала 80-х годов появилась школа П. Самуэльсона, школа "великого неоклассического синтеза", получившая название теории смешанной экономики. Эта теория соединяет государственное регулирование и рыночный механизм и позволяет решать вопросы удовлетворения общественных потребностей и многообразных, быстро изменяющихся сложных запросов. Расширение государственного вмешательства либо его ограничение зависит от экономической ситуации и состояния развития экономики. Объединение регулирующих сил рынка и государства обеспечивает сбалансированность совокупного спроса и совокупного предложения, позволяет сочетать эффективность хозяйствования, социальную справедливость и экономический рост. Оно позволяет сгладить отрицательные воздействия и рынка, и государства. [9.]
Государственное регулирование в той или иной мере затрагивает всех участников социально-экономических процессов, которые принимают участие в процессе регулирования, одновременно являясь субъектами регулирования. Главный субъект регулирования - народ, выбирающий своих представителей в органы власти и таким образом опосредованно участвующий в процессе регулирования. Все участники процесса регулирования по степени причастности к нему или форме участия существенно отличаются друг от друга. Различают носителей, выразителей и исполнителей экономических интересов. Носители экономических интересов - это физические и юридические лица, группы людей, отличающиеся друг от друга региональной принадлежностью, видом деятельности, профессией, доходом, по имущественному признаку и т.д. В качестве выразителей экономических интересов могут выступать ассоциации, многочисленные союзы. Исполнителями экономических интересов являются: государство в лице различных органов власти, построенных по иерархическому принципу и представляющих три ветви власти - законодательную, исполнительную и судебную; центральный банк страны. Государство как самый крупный субъект оказывает регулирующее воздействие на деятельность других субъектов. Взаимодействие субъектов регулирования также обеспечивается благодаря обратным связям. Обратные связи проявляются в различных формах: носители хозяйственных интересов могут поддерживать правительство либо отказывать в поддержке, выступать с предупреждениями в его адрес. Парламент может выражать недоверие правительству. Главной линией обратной связи между носителями и исполнителями экономических интересов является доверие или потеря доверия, поддержка носителями и выразителями экономических интересов проводимой государством экономической политики. Объектом государственного регулирования: может являться экономика страны в целом или ее отдельные регионов, отраслей, сфер, предприятий. В качестве объекта регулирования выступают социально-экономические явления, процессы, ситуации. Объекты могут существенно отличаться друг от друга по характеру, иерархическому уровню. Это могут быть структура наводного хозяйства, масштабы общественного производства, темпы экономического роста, занятость, денежное обращение, цены, социальное обеспечение, окружающая среда и т.д. В самом общем виде объектами государственного регулирования являются макро - и микроэкономика. [7.]
Все меры государственного
регулирования экономики
По форме участия государства
в регулировании экономики и
методам его влияния на хозяйственную
деятельность выделяют административно-
Административно-
Важнейшим инструментом государственного регулирования экономики является государственный заказ, позволяющий активно влиять на экономику, воздействовать на спрос, оживлять и расширять производство.
Важное место в системе государственного регулирования занимает стандартизация: она устанавливает нормы, правила и характеристики в целях защиты интересов потребителей и государства. Тем самым обеспечиваются безопасность продукции, работ, услуг, их качество в соответствии с доступным уровнем развития науки и техники, а также единство измерений и экономия ресурсов. Для подтверждения соответствия продукции, услуг и других объектов установленным требованиям проводится сертификация - обязательная и добровольная. Гигиенический сертификат требуется на производство (ввоз) отдельных видов продукции и услуги. Как правило, это продукция и услуги, касающиеся здоровья человека.
Для отличия производимых
сходных товаров и услуг
Центральным звеном в финансово-кредитной
системе является бюджет. Он представляет
собой централизованный фонд денежных
ресурсов, которым располагает правительство
страны для содержания государственного
аппарата, вооруженных сил, а также выполнения
необходимых социально-экономических
функций. В нем объединяются все основные
финансовые институты - различные виды
доходов и расходов. По сути, бюджет - это
годовой финансовый план формирования
и использования денежных средств государства
или соответствующих административно-
Бюджет выполняет три
основные функции: фискальную - создание
финансовой базы функционирования государства;
экономическую - реализация экономической
политики государства, стимулирование
развития экономики; социальную - перераспределение
доходов, решение проблем социального
развития. Государство через бюджет может
регулировать рыночную экономику. С этой
целью в процессе формирования и использования
доходов и расходов применяются различные
методы, из них наиболее важные: налоги,
влияющие на развитие производства, спрос
и предложение на отдельные виды услуг,
товаров, работ; прямое бюджетное финансирование
общегосударственных программ субсидирование
отдельных отраслей, предприятий для выравнивания
экономических условий; выдача беспроцентных
и льготных кредитов, гарантий для банковских
ссуд; создание за счет бюджетных ресурсов
особых фондов и резервов для поддержки
предпринимательства, предупреждения
диспропорций в развитии экономики. Доходы
бюджетов формируются за счет налогов,
обязательных платежей и иных поступлений,
определяемых законодательством РБ. В
бюджеты могут поступать дотации, субвенции,
субсидии, а также заемные средства. Доходы
республиканского бюджета подразделяются
на налоговые, неналоговые и безвозмездные
поступления. К налоговым доходам относятся:
прямые налоги на доходы и прибыль; налоги,
взимаемые с фонда заработной платы; внутренние
налоги на товары и услуги; доходы от внешней
торговли и внешнеэкономических; прочие
налоги, сборы и пошлины. К неналоговым
доходам относятся: доходы от гос. собственности
и предпринимательской деятельности;
административные сборы и платежи; поступления
по штрафам и санкциям; прочие текущие
неналоговые доходы; доходы от реализации
основных фондов; доходы от продажи земли;
капитальные трансферты за исключением
безвозмездных поступлений. К безвозмездным
поступлениям относятся поступления,
получаемые государственными. органами
со стороны иностранных государств, от
физических и юридических лиц, других
государственных органов, международных
организаций и правительств иностранных
государств. Расходы бюджетов определяются
программами социально-экономического
развития республики и соответствующей
административно-