Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 15:44, курсовая работа
Актуальной представляется цель работы - исследование понятия трансформационной экономики и особенностей формирования рыночной экономики Республике Беларусь на современном этапе. Объект исследования - национальная экономика Республики Беларусь. Предмет исследования - процесс формирования рыночной системы хозяйствования в Республике Беларусь на современном этапе. В соответствии с целью исследования, определяются следующие задачи: раскрыть сущность понятия трансформационной экономики; проанализировать зарубежный опыт формирования рыночной экономики и возможность его применения в условиях Республики Беларусь; исследовать состояние и особенности процесса перехода в Республике Беларусь на современном этапе. Тема данной курсовой работы широко представлена в периодических изданиях, описывающих роль государства в рыночных отношениях
Введение
Значение роли государства в экономике с позиции неоклассической кейнсианской теорий
Сравнительная характеристика основных концепций и моделей государственного регулирования экономики
Роль государства в условиях трансформационной экономике в Республике Беларусь: анализ использования основных подходов
Заключение
Список литературы
В системе рыночных преобразований одно из центральных мест заняла трансформация отношений собственности, которая с целью создания устойчивых предпосылок для экономического роста должна обеспечить кардинальное повышение эффективности функционирования как отдельных предприятий, так и экономики в целом. Республика Беларусь, учитывая негативный опыт реформирования экономики в других странах, не пошла по пути обвальной приватизации, а выбрала в качестве основных принципов рост эффективности производства, нахождение стратегического инвестора, участие трудового коллектива в принятии решений при сохранении государственного контроля за этим процессом с целью исключения неэффективного и незаконного перераспределения собственности.
Основные задачи реформирования
отношений собственности: создание
социально ориентированной
В последние годы многое сделано в решении этих задач. Однако следует отметить, что некоторые преобразования замедлились в связи:
с недостаточно благоприятной правовой и экономической средой для развития бизнеса;
слабой государственной
поддержкой предпринимательской
низким уровнем инвестиционной
привлекательности для
отсутствием широкого слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий, насыщением отечественной продукцией белорусского рынка и ее продвижением на мировой рынок, расширением производства и созданием новых рабочих мест;
низким уровнем эффективности
управления и экономической
Медленно формируется рыночная инфраструктура, особенно рынки капитала, ценных бумаг.
Актуальной остается проблема кадрового обеспечения рыночных преобразований. Особенно остро ощущается нехватка высококвалифицированных специалистов высшего звена, менеджеров, маркетологов, активных организаторов разработки и внедрения современных наукоемких ресурсосберегающих технологий и высокопроизводительной техники.
В соответствии с Концепцией и Программой развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998-2015 годы, Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы, Национальной программой развития экспорта на 2006-2010 годы, Программой импортозамещения, Программой структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь и другими программами в качестве основных направлений структурных преобразований на пути формирования рыночной системы хозяйствования в Республике Беларусь определены:
создание необходимых
нормативных и правовых, финансовых
и других макроэкономических условий
для структурных
опережающее развитие наукоемких
высокотехнологичных
стимулирование процесса реформирования реального сектора экономики, повышения его эффективности на основе совершенствования бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики, образования межгосударственных, межотраслевых, отраслевых и региональных корпоративных структур в форме финансово-промышленных и иных хозяйственных групп;
развитие и государственная поддержка малого предпринимательства;
повышение эффективности
деятельности естественных монополий,
формирование конкурентной среды в
немонопольных сегментах
разработка и реализация социальных программ и программ совершенствования производственной инфраструктуры, обеспечивающих развитие человеческого потенциала и приоритетных отраслей и производств [15].
Таким образом, в отличие от большинства республик бывшего СССР, выбравших "шоковый" вариант перехода к рыночной системе хозяйствования в соответствии с рекомендациями МВФ, Беларусь предпочла эволюционный путь рыночных преобразований. После первоначального переходного периода, характеризующегося резким падением валового внутреннего продукта, страна переживала устойчивый экономический рост, сохраняя при этом некоторые характеристики плановой экономики. Вместе с тем рост экономических показателей позволил в определенной мере стимулировать внутренний потребительский рынок, оптимизировать систему управления экономикой, отвечающую реалиям перехода к рыночной экономике, улучшить систему социальной защиты населения. Определились новые подходы и принципы проведения экономических реформ. В системе рыночных преобразований одно из центральных мест заняла трансформация отношений собственности.
Госсектор в экономике продолжает занимать ведущие позиции. Примерно 75% ВВП производит государственной сектор. Около 96% поступлений в бюджет обеспечивают юридические лица, из которых более 2/3 принадлежит государству (за счет индивидуальных предпринимателей и физических лиц сформировано 4% всех поступлений). Предприятия шести ведомств, подчиненных правительству, формируют свыше 40% налоговых поступлений в бюджет. Госсектор особенно силен в промышленности. Менее 1/10 части предприятий госсектора производит около 70% всей промышленной продукции. В целом такой подход в какой-то степени дает положительные результаты. Ведь среди других стран СНГ Беларусь имеет наибольшую долю машиностроения в отраслевой структуре промышленности и экспорта. Можно сказать, характерной чертой белорусской индустрии является производство готовой продукции.
настоящее время приватизация крупных и средних предприятий (особенно промышленных), составляющих основу госсектора, на повестке дня не стоит, так как они рассматриваются в качестве балансирующего механизма в экономике. При преобразовании отношений собственности власти исходят из того, что нельзя связывать экономическую реформу исключительно с обязательной приватизацией госсобственности и переходом на этой основе к частной собственности и разгосударствлению. [18].
В 2009 год белорусская экономика балансировала на грани рецессии. По данным Белстата реальный ВВП в белорусских рублях вырос на 0,2%. Однако если взять валовой продукт страны в долларах США, то получится, что в 2009г. по сравнению с предыдущим он сократился на $11,2млрд. или на 18,6%. Правительство активно использовало широкий арсенал инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики для поддержки избранных предприятий и отраслей. Льготное кредитование государственных программ, поддержка ликвидности государственных банков, вмешательство в валютный рынок, денежная эмиссия, предоставление налоговых льгот и особого статуса по импорту сырья и оборудования, перекрестное субсидирование и дотации посредством льготных цен на энергоресурсы и аренду помещений - все эти меры государственной поддержки и административного воздействия на экономику оцениваются в 25% ВВП. При сохранении жестких ограничений на валютном рынке, кредитная политика была достаточно мягкой, особенно в отношении участников государственных программ. Они имели возможность получать дешевые кредитные ресурсы (средняя процентная ставка в ноябре 2009г. составляла 10,7%). Банки компенсировали потери по кредитованию крупных государственных предприятий и бюджетных проектов за счет частного бизнеса. К примеру, для индивидуальных предпринимателей ставка по рублевым кредитам в ноябре 2009г. составила 22,2%.
Кредиты экономике в белорусских рублях на 1.01.2010 составили Br44,83трлн., что на 44,9% больше, чем в 2008г. Объем валютных кредитов вырос на 4,5% ($284млн.). Юридические лица увеличили рублевые долги перед банками на 47,6% (Br31,9трлн.). Кредиты физическим лицам выросли на 38,6%, до Br12,93трлн. Более 97% этой суммы пошло на финансирование строительства жилья. С учетом резкого сокращения валютной выручки в 2009г. (на 33,5%, до $22,3млрд., от экспорта товаров и на 11,3%, до $3,3млрд. от экспорта услуг), увеличения широкой денежной массы (М3) в 2009г. на 25,9% и существенного ухудшения условий торговли энергоресурсами с Россией возрастает угроза надувания пузырей в банковской сфере и на рынке недвижимости. В 2009 году за счет привлечения внешних кредитов правительству удалось сохранить относительную макроэкономическую стабильность: инфляция составила 10,1%, дефицит бюджета не превысил 2% ВВП, девальвация белорусского рубля к доллару не превысила 30%. Тем не менее, высокими остаются угрозы ликвидности и устойчивости банковской системы. Они усугубляются плохим финансовым состоянием большого числа государственных предприятий. Высокий дефицит сальдо текущего счета платежного баланса (около 10% ВВП), стремительное накопление долгов, сохранение высокого уровня госрасходов при росте дефицита бюджета ставят перед правительством в 2010 году еще более серьезные макроэкономические задачи, чем в 2009г.
Несмотря на значительную бюджетную поддержку, технологически отсталые государственные предприятия, перегруженные "лишней" рабочей силой, налогами и бюрократией продолжали терять свою конкурентоспособность. Однако процесс реструктуризации и приватизации был, по сути дела, блокирован. По информации Госкомимущества Беларуси из 160 запланированных к продаже в 2009г. открытых акционерных обществ были проданы только два. По коммунальной собственности было совершено только 16 сделок.
Планы по привлечению иностранных инвесторов тоже не были выполнены. Руководство Совета Министров констатирует, что ожидаемого притока иностранных инвестиций не произошло. Более того, их доля в структуре инвестиций в 2009г. сократилась с 1,7% до 1,4%.
По итогам 2009г. производительность труда и рентабельность ухудшились. Прибыль от реализации товаров и услуг уменьшилась более чем на 25%, а объем чистой прибыли упал более чем на 30%. Сумма чистого убытка выросла более чем в 2,5 раза. Проблема со складскими запасами остается острой. Конъюнктурные опросы белорусских предприятий показывают снижение спроса внутреннего и внешнего рынков, рост издержек и недостаточность обеспечения собственными оборотными средствами.
2009 год оказался крайне
неблагоприятным для внешней
торговли. Экспорт снизился на 34,7%,
до $21,3млрд., импорт - на 27,5% до $28,6млрд. Отрицательное
сальдо внешней торговли
Анализ текущего экономического положения Беларуси в контексте проявления конкурентоспособности страны будет проведен за период 1999-2009 гг. Период между двумя кризисами - российским кризисом 1998 г. и глобальным экономическим кризисом 2008-2009 гг. - для экономики Беларуси знаменуется быстрым экономическим ростом. При этом данное десятилетии можно разбить на два периода: до 2003 г. и после него. Для первого периода характерен более сдержанный экономический рост, обусловленный, в первую очередь, восстановлением спроса на российском рынке. Во втором периоде основными факторами роста стали низкие цены на энергоресурсы, импортируемые из России, а также рост цен на нефть на мировых рынках. Соответственно, главным вызовом для роста стало ухудшений условий в торговле газом и нефтью с Россией в начале 2007 г. Однако двукратное увеличение цен на газ и введение Россией экспортной пошлины на нефть при торговле с Беларусью не сказалось значительно на темпах экономического роста по причине стремительного увеличения цен на нефть. Они с одной стороны нивелировали рост цен на газ относительно европейских цен, а с другой создали крайне благоприятные условия для нефтеперерабатывающего производства. В итоге за 2003-2009 гг. средний темп роста реального ВВП Беларуси составил 9.4%, а в целом за десятилетие - 7.6%. ВВП на душу населения в долларах США за 1999-2009 гг. вырос в 4.1 раза до 6235 долларов США на душу населения, что согласно методологии ВЭФ соответствует экономике в стадии роста за счет эффективности.
Особенностью экономического роста в Беларуси стало сохранение на высоком уровне социального равенства. Индекс Джинни, отражающий отношение доходов 10% населения с самыми низкими доходами к доходам 10% самых богатых, сохранилось на уровне 28%, что соответствует уровню стран Скандинавии. Таким образом, рост экономики Беларуси можно называть ростом в пользу бедных, что стало возможным за счет большой доли государства в экономике и широких возможностей по перераспределению доходов. За десятилетие уровень бедности в национальным определении упал с 33.0 до 6.1%.
Таблица 3
Основные экономические показатели Беларуси
1999
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
темпы роста реального ВВП, %
8,4
3,4
5,8
4,7
5,0
7,0
11,5
9,4
10,0
8,6
10,0
ВВП на душу населения, USD
1515,4
1211,5
1042,8
1241,6
1474,4
1809,9
2318,0
3098,2
3805,0
4672,4
6234,7
бедность по национальной черте бедности, %
33,0
46,7
41,9
28,9
30,5
27,1
17,8
12,7
11,1
7,7
6,1
Индекс Джинни
0,283
0,269
0,270
0,278
0,272
0,254
0,254
0,256
0,262
0,274
0,284
средняя заработная плата, USD
63,0
40,4
58,2
88,8
106,7
123,5
162,3
218,0
275,4
326,1
413,4
Заработная плата в экономике за анализируемый период выросла с 63 долларов США в среднем за 1999 г. до 413.4 доллара США в 2009 г. При этом темпы роста заработной платы превышали темпы роста производительности труда, что привело к снижению конкурентоспособности белорусских товаров за счет роста в их себестоимости расходов на оплату труда. Наибольшее превышение темпов роста заработной платы наблюдалось в 2000, 2002 и 2006 гг. Управление размерами заработных плат стало одним из ключевых инструментом политикоделового цикла, наблюдающегося в Беларуси. На фазе спада цикла рост зарплат замедляется, ускоряется инфляция, снижается занятость. Это высвобождает ресурсы предприятий, которые направляются в инвестиции, что в итоге также положительно отражается и на уровне производительности труда. [20].
Таким образом Трансформационная экономика представляет собой особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переходный период - это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы. Переходная экономика имеет ряд отличительных признаков: неустойчивость; неполнота, отсутствие или зачаточное состояние отдельных институтов рынка; масштабность и глубина идущих преобразований; альтернативный характер и другие.