Государственное регулирование экономики, значение роли государства в экономике с позиции неоклассической и кейнсианской теорий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальной представляется цель работы - исследование понятия трансформационной экономики и особенностей формирования рыночной экономики Республике Беларусь на современном этапе. Объект исследования - национальная экономика Республики Беларусь. Предмет исследования - процесс формирования рыночной системы хозяйствования в Республике Беларусь на современном этапе. В соответствии с целью исследования, определяются следующие задачи: раскрыть сущность понятия трансформационной экономики; проанализировать зарубежный опыт формирования рыночной экономики и возможность его применения в условиях Республики Беларусь; исследовать состояние и особенности процесса перехода в Республике Беларусь на современном этапе. Тема данной курсовой работы широко представлена в периодических изданиях, описывающих роль государства в рыночных отношениях

Содержание работы

Введение
Значение роли государства в экономике с позиции неоклассической кейнсианской теорий
Сравнительная характеристика основных концепций и моделей государственного регулирования экономики
Роль государства в условиях трансформационной экономике в Республике Беларусь: анализ использования основных подходов
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ.docx

— 108.10 Кб (Скачать файл)

Основу финансово-кредитного регулирования экономики составляет кредитно-денежное регулирование, представляющее собой комплекс мероприятий, осуществляемых через кредитную систему и направленных на изменение конъюнктуры рынков ссудных капиталов и управление денежным оборотом. Цель кредитно-денежного регулирования - поддержание покупательной способности денежной единицы и сбалансированности экономики, обеспечение стабильного экономического роста. Кредитно-денежное регулирование является функцией и прерогативой центрального банка (ЦБ) страны. Воздействуя на денежную массу, банковскую ликвидность, ссуды и инвестиции коммерческих банков, их резервные позиции, центральный банк влияет на процесс воспроизводства общественного продукта, занятость, уровень доходов, цен и т.д.

Выделяют три направления  кредитно-денежного регулирования: контроль над банковской системой; регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии; регулирование государственного долга.

Целью государственного контроля над банковской системой является укрепление ликвидности финансово-кредитных  институтов, т.е. их способности своевременно удовлетворять требования вкладчиков. Регулирование банковской ликвидности оказывает влияние на ставку банковских ссуд и депозитов, уровень рыночной нормы производства.

Регулирование объема кредитных  операций и денежной эмиссии применяется для воздействия на хозяйственную активность и борьбу с инфляцией.

Жесткая кредитно-денежная политика ограничивает рост денежной массы, что ведет к сокращению предложения национальной валюты и  повышению ее курса. Смягчение кредитно-денежной политики создает предпосылки для снижения курса национальной валюты.

Валютный курс является важным объектом государственного регулирования, его изменение существенно влияет на экономику страны. Государственное регулирование валютного курса бывает прямым и косвенным. При прямом регулировании государство использует дисконтную политику, валютные интервенции, валютные ограничения, контроль за иностранной валютой. Инструментами косвенного регулирования являются денежная эмиссия, учетная ставка и другие инструменты кредитно-денежного, бюджетно-налогового и ценового регулирования. При прямом регулировании применяются валютные интервенции центрального банка с целью корректировки валютного курса путем купли-продажи иностранной валюты, валютные ограничения - система нормативно-правовых актов, экономических и организационных мер, посредством которых государство регулирует операции с национальной валютой. [5.]

Антимонопольное регулирование - это целенаправленная деятельность государственных органов управления, противодействующая неограниченной власти монополий, нездоровому и недобросовестному  соперничеству и направленная на создание и поддержание честной  конкуренции.

Антимонопольное регулирование  обеспечивает соблюдение установленных "правил игры" на рынке, защиту прав потребителя и производителя, реализуется через комплекс экономических, административных и законодательных мер. Цели и направления антимонопольного регулирования общие в большинстве стран мира: обеспечение и сохранение конкуренции; контроль над хозяйствующими субъектами-монополистами; контроль за процессами концентрации капитала (слияния, поглощения и т.п.); защита интересов потребителя; защита и поддержание малого и среднего бизнеса.

Меры антимонопольного регулирования  в зависимости от складывающейся на рынке ситуации могут быть чрезвычайными или повседневными, запретительными или ограничительными, поощрительными и другими. Основой антимонопольного регулирования является законодательство государства. Законодательство, как правило, имеет территориальный характер, т.е. охватывает национальный рынок, но некоторые законы могут быть и экстерриториальными: например, в рамках ЕЭС, в зонах США, Канады. [6.]

Основные направления  антимонопольного регулирования определяются антимонопольной политикой государства, направленной против ограничительной деловой практики, подрывающей эффективную конкуренцию. В развитых капиталистических странах антимонопольная политика ведется по четырем направлениям: ограничение монополизации рынка, запрещение слияния конкурирующих компаний; запрещение Установления монопольных цен; обеспечение, сохранение и поддержание конкуренции в ее цивилизованных формах. Целью антимонопольной политики является борьба не с монополией как таковой, а с попытками монополизации и злоупотреблениями монопольным положением, т.е. с противозаконными действиями, ведущими к неразумному поведению на рынке и ослаблению конкуренции. Антимонопольное регулирование в различных странах имеет свои отличия и акценты, что связано с особенностями развития и функционирования национальных экономик. Например, в Западной Европе антимонопольное регулирование направлено в основном против злоупотреблений на рынке, в США - на профилактические меры по предупреждению монополизации. Направления и особенности антимонопольного регулирования отражены в антимонопольном законодательстве стран. [3.]

Цель государственного регулирования  АПК - обеспечение устойчивого развития и эффективного функционирования всех относительно независимых и самостоятельных  отраслей и сфер комплекса, стабильности аграрного рынка, продовольственной безопасности страны. Регулирование АПК осуществляется посредством разнообразных правовых, организационных, экономических и других мер, однако решающая роль принадлежит экономическим методам регулирования: планированию, программированию и прогнозированию, а также ценам, кредитам, налогам, субсидиям, дотациям и другим. Важнейшими принципами формирования системы государственного регулирования АПК в РБ являются: поддержание экономического приоритета между сельским хозяйством и другими отраслями АПК; государственный протекционизм и защита сельскохозяйственных товаропроизводителей; сохранение самостоятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей в осуществлении предпринимательской деятельности; использование преимущественно экономических методов в системе государственного регулирования; воздействие на структуру и объемы агропромышленного производства через регулирование аграрного рынка; приоритет договорных отношений между субъектами агропромышленного комплекса.

В системе мер, регулирующих развитие АПК, особое место отведено планированию, прогнозированию и  программированию. Планирование и прогнозирование  осуществляются по АПК в целом, а  также в территориальном разрезе с выделением сельского хозяйства, перерабатывающей промышленности, обслуживающей сферы, по видам сельскохозяйственных предприятий (колхозы, совхозы и т.д.) и фермерским хозяйствам; в разрезе подкомплексов - зернопродуктового, картофелепродуктовогои т.д. Особо выделяется лесное хозяйство.

Закупочная интервенция - это организованная закупка сельскохозяйственной продукции, осуществляемая в целях обеспечения сбалансированности спроса и предложения, развития конкуренции на аграрном рынке, формирования государственных стабилизационных фондов и республиканского материального резерва сельскохозяйственной продукции, поддержания доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей на уровне, достаточном для ведения расширенного воспроизводства. Товарная интервенция представляет собой организованную распродажу сельскохозяйственной продукции из стабилизационных фондов и республиканского материального резерва с целью стабилизации спроса и предложения, ликвидации товарного дефицита и снижения цен на аграрном рынке. Финансирование АПК осуществляется посредством выделения безвозмездных инвестиций, финансовых субсидий, дотаций. Ценообразование на сельскохозяйственную продукцию основывается на рациональном сочетание рыночных и регулируемых цен. Рыночные (свободные) цены складываются на рынке под влиянием спроса и предложения. Регулируемые цены применяются при: расчетах за сельскохозяйственную продукцию, поставляемую для гос. нужд; определении доплат к свободным ценам при реализации сельскохозяйственной продукции в пределах установленных квот в случаях, когда свободные цены ниже гарантированных. [7.]

Одно из главных мест в  системе государственного регулирования  экономики занимают цены. Именно цены в условиях рыночных отношений становятся важнейшим регулятором общественного производства на всех уровнях управления, инструментом распределения ресурсов, влияют на структуру и объем потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Уровень и динамика цен характеризуют состояние экономики в целом, а через влияние на цены государство воздействует на развитие экономической ситуации.

В условиях перехода РБ к  рыночным отношениям цены становятся важнейшей сферой экономических  преобразований. Цены регулируют все  процессы, протекающие в микро - и  макроэкономике. На уровне микроэкономики цены регулируют хозяйственную деятельность предприятий, организаций, фирм, домохозяйств. На уровне макроэкономики цены формируют структуру народнохозяйственного комплекса страны, способствуют совершенствованию ее важнейших пропорций, сигнализируют о возникающих дисбалансах. В условиях свободного ценообразования экономика все время структурно совершенствуется, подстраиваясь в пределах имеющихся ресурсов под потребности общества, что обеспечивает ее прогрессивное развитие. Государство при помощи цен решает многие проблемы экономического и социального характера.

Целью реформирования экономики  РБ является построение социально ориентированной  рыночной экономики. Экономическая  система республики перестраивается, ориентируясь на развитие социальной сферы. Социальная направленность государственной деятельности является сущностной характеристикой государства с социально ориентированной моделью рыночной экономики. Социальная сфера - одна из основных подсистем общества, сложный, интегрированный объект, требующий правильного понимания и представления. Социальная сфера связана с человеком, его жизнедеятельностью, удовлетворением его разнообразных и разнонаправленных интересов и потребностей. Качество жизни характеризует, с одной стороны, субъекта общественной жизни и потребностей - человека (продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья, образования, культурного и интеллектуального потенциала), а с другой - комфортность, удобство жизненных условий, состояние среды обитания людей. Уровень жизни отражает обеспеченность населения необходимыми для его жизнедеятельности материальными и духовными благами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах.

Социальная сфера тесно  связана с другими сферами  жизни общества, и в первую очередь, с экономической и политической. Экономика, в широком ее понимании, отражает и социальные процессы, в  то же время экономические проблемы человека - это не что иное, как его социальные потребности. Экономика определяет социальную жизнь людей в той же степени, в какой жизненные интересы человека определяют развитие экономики. Связь социальной сферы с политикой проявляется через социальную политику, которая выступает как одна из важнейших составляющих внутренней политики государства, его властных структур и стоящих за ними политических сил. Рассматривая социальную сферу как объект государственного регулирования, заметим, что речь идет о стороне социальной сферы, касающейся удовлетворения потребностей человека, которые он в силу объективных обстоятельств не может обеспечить самостоятельно. В отношении потребностей, которые человек может и должен обеспечить самостоятельно, роль государственного регулирования социальной сферы сводится к созданию благоприятных условий, позволяющих ему реализовать собственные способности и возможности для решения своих проблем. Совокупность процессов и организаций социальной сферы представляет собой социальный комплекс, в составе которого можно укрупненно выделить объекты государственного регулирования: население, трудовые ресурсы, занятость, миграция, рынок труда; политика доходов, уровень и качество жизни населения; социальная защита населения, борьба с бедностью, пенсионное обеспечение, социальное страхование и др.; развитие отраслей социальной сферы (здравоохранение, образование, культура, жилье, коммунальные услуги населению, физкультура и спорт, туризм и др.). [8.]

Государственное регулирование  трудового потенциала представляет собой очень сложный механизм, охватывающий все многообразие аспектов объекта регулирования (демографический, экономический, социальный) и весь его  воспроизводящий цикл - формирование, распределение и использование. Государственное. регулирование трудового потенциала предполагает решение следующих основных задач: обеспечение научно обоснованного воспроизводства населения по республике в целом, в отдельных областях и районах; достижение рациональной занятости населения, т.е. создание условий, при которых удовлетворяется потребность людей в работе и учебе; обеспечение отраслей и сфер народного хозяйства рабочей силой, количество и качество которой соответствовало бы реальным потребностям; рациональное и эффективное использование трудового потенциала и отдельных групп населения. Система государственного регулирования складывается под влиянием различных факторов: политических, социальных, экономических и правовых. Социальный аспект предполагает сбалансированность отношений между целями и задачами развития производства и многогранными интересами работников, в том числе и их личной заинтересованностью в результатах их труда. Экономический аспект обусловливает необходимость регулирования трудового потенциала как совокупности уже работающего населения и лиц, обучающихся с отрывом от производства, регулирования эффективности использования рабочей силы и ее профессионального уровня, обеспечения отраслей народного хозяйства рабочей силой и т.д. И, наконец, правовой аспект обеспечивает законодательное закрепление правовых норм и гарантий трудящихся, форм собственности и других элементов новой системы хозяйствования, гарантируя тем самым устойчивое функционирование всей системы государственного регулирования в целом и трудового потенциала в частности. Государственное регулирование трудового потенциала предполагает использование прямых и косвенных методов регулирования. Прямые (административные) методы непосредственно определяют состояние, образ действия и результаты деятельности хозяйствующих субъектов и реализуются через создание фондов и разработку специальных программ занятости, установление в нормативных актах тарифно-квалификационных систем и систем оплаты труда, форм договорных отношений, индексирование заработной платы и т.д. Косвенные (экономические) методы создают заинтересованность хозяйствующих субъектов в действиях определенного рода и реализуются прежде всего через средства налоговой и кредитной системы, через целеориентирующие индикаторы. В составе способов регулирования гос. рынка труда можно выделить несколько направлений: прогнозирование трудовых ресурсов и рынка труда; регулирование занятости населения; социальную защиту населения. [4.]

Информация о работе Государственное регулирование экономики, значение роли государства в экономике с позиции неоклассической и кейнсианской теорий