Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 23:14, курсовая работа

Описание работы

Цель – рассмотреть и изучить государственное регулирование ценообразования в России на современном этапе. Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие цены, ее сущность и функции в рыночной экономике;
- определить цели и задачи государственного регулирования цен, а также необходимость регулирования ценообразования государством;
- рассмотреть методы государственного регулирования ценообразования и контроля за ценами;
- определить основные последствия государственного регулирования цен в РФ;
- оценить актуальные проблемы ценообразования в РФ и пути выхода их них;
- изыскать направления совершенствования ценообразования в РФ;
- изучить опыт регулирования цен за рубежом.

Файлы: 1 файл

курсовая ГРЭ.doc

— 277.00 Кб (Скачать файл)

Особое значение имеет  государственное регулирование  цен на продукцию естественных монополий. В этих отраслях развитие конкуренции  невозможно или неэффективно. Государственное  регулирование цен можно рассматривать как одно из направлений макроэкономического регулирования экономики.

Цели государственного регулирования цен состоят в  том, чтобы не допустить инфляционного  роста цен в результате возникновения  устойчивого дефицита, резкого роста цен на сырье и топливо, монополизма производителей, способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на использование достижений научно-технического прогресса.[6]

Поэтому, чтобы предупредить со стороны субъектов монополий  завышение цен и тарифов на свою продукцию и сокращение объемов производства, необходимо государственное регулирование ценообразования.

На основе названных  документов, определяющих обеспечение  системы государственного регулирования  ценообразования, правительство РФ принимает решения о введении государственного регулирования цен, осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по регулированию цен, утверждает перечни продукции, цены на которую на внутреннем рынке подлежат регулированию, и пересматривает их по мере необходимости.[15]

Основными задачами государственного регулирования цен являются:

    1. Обеспечение баланса интересов потребителей (в виде доступных цен) и регулируемых предприятий (в виде финансовых результатов, привлекательных для кредиторов и инвесторов).
    2. Определение структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей.
    3. Стимулирование предприятий отраслей естественных монополий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций и т.д.
    4. Использование возможностей ценовых механизмов регулирования при проведении стабилизирующей макроэкономической политики.

В настоящее время  разграничена компетенция в системе государственного регулирования цен между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации.[8]

Так, на федеральном уровне сохраняется государственное регулирование  цен и тарифов в электроэнергетике, газораспределительной сети, на железнодорожном транспорте, на основные услуги связи, учитывая естественную монополию этих отраслей, а также на продукцию, закупаемую исключительно или преимущественно государством.

Многообразие вышеописанных  задач, которые стоят перед системой государственного регулирования цен определяют выполняемые государством экономические функции.

Функции государственного регулирования цен:

    • Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики.
    • Антимонопольное регулирование (защита конкуренции).
    • Воздействие на размещение ресурсов с целью повышения эффективности.
    • Выработка программы воздействия на распределение доходов.
    • Деятельность государства, как субъекта имущественных отношений.
    • Такая классификация функций государственного регулирования цен достаточно условна, т.к. в реальной практике все функции взаимосвязаны и действуют в комплексе.[11]

В последние годы государственное  регулирование цен в России осуществлялось в следующих формах:

1. Выплата отдельным производителям  органами исполнительной власти дотаций, позволяющих поддерживать цены на уровне более низком, чем «диктует рынок».

2. Установление для производителей, оптовых и розничных организаций предельных норм рентабельности, дифференцированных по отраслям.

3. Установление твердых оптовых и розничных торговых наценок и накидок к отпускным ценам изготовителя.

4. Установление твердых фиксированных  цен.

5. Установление для предприятий-монополистов  предельных цен.

6. Ограничение уровня рентабельности  предприятий-немонополистов.

7. Установление сельскохозяйственным предприятиям и поставщикам, реализующим продукцию по цене ниже уровня предельных цен, льгот по налогам и другим платежам в бюджет и другие.[16]

Таким образом, процесс  государственного регулирования цен  является важнейшим условием для поддержания низкого уровня инфляции в промышленности и создания условий для экономического роста — повышения конкурентоспособности отечественной продукции путем снижения затрат на производство.[4]

 

 

 

 

 

1.3 Методы государственного регулирования ценообразования и контроля за ценами

 

Воздействие государства на процессы ценообразования стало одним из важных и систематически применяемых методов экономической политики развитых стран.

Государственное регулирование цен  является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т.е. через цены нивелировать циклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и (или) антиинфляционный характер.[17]

Различают методы прямого и косвенного  регулирования  цен (рисунок 1).

 

Рисунок 1 - Методы государственного регулирования цен 

 

При прямых методах регулирования  цен государство непосредственно воздействует на цены путем регламентации их уровня, установления нормативов рентабельности или нормативов элементов, составляющих цену, или другими аналогичными методами.[23]

К косвенным методам  регулирования цен относятся  регулирование учетной ставки процента, налогов, доходов, уровня минимальной заработной платы и др. Эти методы проявляются в воздействии государства не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование, которые носят макроэкономический характер.

Оптимальным является гибкое сочетание прямых и косвенных  методов регулирования цен государством.[22]

Как правило, государство  прямо регулирует цены на те виды продукции  и услуг, которые образуют каркас системы цен. Это цены на энергоносители, услуги транспорта и связи, жилищно-коммунальные услуги и др., которые оказывают  существенное влияние на всю экономику страны. Устанавливая и регулируя цены на эти товары и услуги, государство оказывает решающее воздействие на всю систему цен.

Рассмотрим подробнее  некоторые из методов прямого  регулирования цен. Можно выделить следующие формы прямого вмешательства государства в процесс ценообразования:

1. Общее замораживание  цен (оно применяется при чрезвычайно  сильном инфляционном развитии  экономики) или замораживание  цен на отдельные группы товаров  (отдельные товары).

2. Установление фиксированных  цен и тарифов. Фиксированные цены с твердо установленной величиной формируются по решению соответствующих органов власти и управления и ими же утверждаются. Решению о введении фиксированных цен предшествует процедура определения прибыли (рентабельности), включаемой в такие цены, а также разрешения споров в случаях, когда фиксированные цены не обеспечат отдельным предприятиям (независимо от форм собственности) и гражданам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, нормативной прибыли. Субъекты ценообразования в случае введения фиксированных цен обязаны реализовать свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированной цены.

3. Установление пределов  возможного роста цены за определенный  период времени или предельного  уровня цены, то есть максимального или минимального уровня цены, выше или ниже которого цена не может подниматься. Такое регулирующее мероприятие очень важно в условиях дефицита, так как рост свободных цен в конечном счете ведет к сокращению производства.

4. Установление предельного  норматива рентабельности. В этом случае в цене при ее расчете учитывается прибыль в размере предельного норматива рентабельности. В России этот метод регулирования цен получил наибольшее распространение. Он применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов, на многие виды услуг, цены на которые регулируют местные органы власти (например, на вывоз бытовых отходов, ритуальные услуги и т. д.).

5. Установление предельных  размеров снабженческо-сбытовых  и торговых надбавок, наценок.  Органам исполнительной власти на местах разрешено устанавливать предельные уровни снабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок на соответствующей территории, определять порядок их установления. 
Решение об установлении предельного уровня названных надбавок и наценок может распространяться на всю продукцию, реализуемую в пределах соответствующей территории.

6. Для биржевой торговли  и внебиржевого оборота может быть введен предельный уровень котировальных цен на товары, поступившие из государственного сектора и прогрессивное налогообложение прибыли продавцов этих товаров по рыночным ценам, превышающим предельные уровни цен .

7. Декларирование цен.  По решению органов исполнительной  власти может вводиться декларирование  оптовых (отпускных) цен на  отдельные виды продукции. При этом все субъекты предпринимательской деятельности, производящие и реализующие такую продукцию, обязаны представлять в органы ценообразования декларации относительно применяемых цен для заявительной регистрации.

8. Установление рекомендательных  цен по важнейшим видам продукции. Такая практика имеет место в некоторых странах, например в США, Японии. Если цена превышает рекомендуемый уровень, может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации товаров по ценам, превышающим рекомендованные. 
Прямым государственным вмешательством в процесс ценообразования является государственная политика установления цен на так называемые акцизные товары. [14]  
          Непосредственное воздействие на формирование цен оказывают государственные субсидии. Один из видов таких субсидий — ценовые — предусматривает снижение цен путем специальных доплат производителю или потребителю.

Эффективным средством  регулирования цен является налог  на добавленную стоимость. Этот налог  производители включают в цену товара или услуги, и дифференцированные изменения ставок этого налога непосредственно воздействуют на цены.[18]

Особым направлением ГЭР является государственное воздействие  на внешнеторговые цены. Государственное  поощрение экспорта, освобождение экспортеров от налогов (возврат налогов), а в некоторых странах — экспортные субсидии, предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов существенным образом отражаются на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке.[7]

Косвенное регулирование  цен осуществляется: путем применения льготного налогообложения, льготного кредитования, субсидирования и дотирования из бюджета, заключения органом власти с юридическим или физическим лицом договора о введении фиксированных цен на реализуемую ими продукцию или услуги.

Органы исполнительной власти могут поощрять заключение соглашений между производителями и потребителями  продукции при участии органов  государственного управления, а также  принятия производителями продукции  односторонних обязательств, направленных на ограничение роста цен.[16]

К формам косвенного регулирования  цен также можно отнести различные  мероприятия и программы, разрабатываемые  государственными органами.

• Создание условий для  развития здоровой конкуренции и  предпринимательства.

• Разработка специальных правительственных программ по развитию производства товаров народного потребления, расширению услуг, оказываемых населению, увеличению жилищного строительства за счет государственных бюджетных ассигнований.

• Государственное финансирование НИР на разработку и создание новых видов продукции.

• Государственное стимулирование привлечения в страну иностранных  инвестиций, создания совместных предприятий.

• Эффективное использование  таможенных тарифов, льготных таможенных пошлин для стимулирования товарной интервенции по тем видам продукции, по которой в стране дефицит или которая предназначена для социально незащищенных групп населения.[9]

Государство также может  оказывать воздействие на цены, вступая  в интеграционные союзы, изменяя  учетную ставку, варьируя налоги, осуществляя эмиссию денег и т.д. Косвенное влияние на цены оказывают, по-существу, все государственные регулирующие акции, какой бы цели они ни служили.[11]

 

 

 

2 Ценообразование в РФ на современном этапе

 

2.1 Тенденции и факторы динамики цен в России

 

Цены в плановой экономике. До начала 90-х гг. в СССР преобладало плановое ценообразование. Цены на товары и тарифы на услуги устанавливались, как правило, государственными органами ценообразования, строго контролировалось их соблюдение. Проводилась государственная политика цен, направленная на их стабилизацию и планомерное снижение. Однако время от времени осуществлялись реформы цен, которые устраняли накопившиеся ценовые диспропорции и сопровождались повышением уровня цен. Например, индекс оптовых цен всей промышленности в 1965 г. был на 30% ниже уровня 1949 г. Однако в 1967 г. индекс вырос на 10%, а по отраслям тяжелой промышленности — на 18%, в том числе по топливной промышленности — на 74%'.[19]

Информация о работе Государственное регулирование экономики