Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 23:14, курсовая работа
Цель – рассмотреть и изучить государственное регулирование ценообразования в России на современном этапе. Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие цены, ее сущность и функции в рыночной экономике;
- определить цели и задачи государственного регулирования цен, а также необходимость регулирования ценообразования государством;
- рассмотреть методы государственного регулирования ценообразования и контроля за ценами;
- определить основные последствия государственного регулирования цен в РФ;
- оценить актуальные проблемы ценообразования в РФ и пути выхода их них;
- изыскать направления совершенствования ценообразования в РФ;
- изучить опыт регулирования цен за рубежом.
Особое значение имеет государственное регулирование цен на продукцию естественных монополий. В этих отраслях развитие конкуренции невозможно или неэффективно. Государственное регулирование цен можно рассматривать как одно из направлений макроэкономического регулирования экономики.
Цели государственного регулирования цен состоят в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на сырье и топливо, монополизма производителей, способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей на использование достижений научно-технического прогресса.[6]
Поэтому, чтобы предупредить со стороны субъектов монополий завышение цен и тарифов на свою продукцию и сокращение объемов производства, необходимо государственное регулирование ценообразования.
На основе названных документов, определяющих обеспечение системы государственного регулирования ценообразования, правительство РФ принимает решения о введении государственного регулирования цен, осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ по регулированию цен, утверждает перечни продукции, цены на которую на внутреннем рынке подлежат регулированию, и пересматривает их по мере необходимости.[15]
Основными задачами государственного регулирования цен являются:
В настоящее время
разграничена компетенция в системе государс
Так, на федеральном уровне
сохраняется государственное
Многообразие вышеописанных задач, которые стоят перед системой государственного регулирования цен определяют выполняемые государством экономические функции.
Функции государственного регулирования цен:
В последние годы государственное регулирование цен в России осуществлялось в следующих формах:
1. Выплата отдельным
2. Установление для
3. Установление твердых оптовых и розничных торговых наценок и накидок к отпускным ценам изготовителя.
4. Установление твердых
5. Установление для предприятий-
6. Ограничение уровня
7. Установление сельскохозяйственным предприятиям и поставщикам, реализующим продукцию по цене ниже уровня предельных цен, льгот по налогам и другим платежам в бюджет и другие.[16]
Таким образом, процесс государственного регулирования цен является важнейшим условием для поддержания низкого уровня инфляции в промышленности и создания условий для экономического роста — повышения конкурентоспособности отечественной продукции путем снижения затрат на производство.[4]
1.3 Методы государственного регулирования ценообразования и контроля за ценами
Воздействие государства на процессы ценообразования стало одним из важных и систематически применяемых методов экономической политики развитых стран.
Государственное регулирование цен является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т.е. через цены нивелировать циклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и (или) антиинфляционный характер.[17]
Различают методы прямого и косвенного регулирования цен (рисунок 1).
Рисунок 1 - Методы государственного регулирования цен
При прямых методах регулирования
цен государство
К косвенным методам регулирования цен относятся регулирование учетной ставки процента, налогов, доходов, уровня минимальной заработной платы и др. Эти методы проявляются в воздействии государства не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование, которые носят макроэкономический характер.
Оптимальным является гибкое сочетание прямых и косвенных методов регулирования цен государством.[22]
Как правило, государство прямо регулирует цены на те виды продукции и услуг, которые образуют каркас системы цен. Это цены на энергоносители, услуги транспорта и связи, жилищно-коммунальные услуги и др., которые оказывают существенное влияние на всю экономику страны. Устанавливая и регулируя цены на эти товары и услуги, государство оказывает решающее воздействие на всю систему цен.
Рассмотрим подробнее некоторые из методов прямого регулирования цен. Можно выделить следующие формы прямого вмешательства государства в процесс ценообразования:
1. Общее замораживание
цен (оно применяется при
2. Установление фиксированных цен и тарифов. Фиксированные цены с твердо установленной величиной формируются по решению соответствующих органов власти и управления и ими же утверждаются. Решению о введении фиксированных цен предшествует процедура определения прибыли (рентабельности), включаемой в такие цены, а также разрешения споров в случаях, когда фиксированные цены не обеспечат отдельным предприятиям (независимо от форм собственности) и гражданам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, нормативной прибыли. Субъекты ценообразования в случае введения фиксированных цен обязаны реализовать свою продукцию по ценам, не превышающим фиксированной цены.
3. Установление пределов
возможного роста цены за
4. Установление предельного норматива рентабельности. В этом случае в цене при ее расчете учитывается прибыль в размере предельного норматива рентабельности. В России этот метод регулирования цен получил наибольшее распространение. Он применяется при регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов, на многие виды услуг, цены на которые регулируют местные органы власти (например, на вывоз бытовых отходов, ритуальные услуги и т. д.).
5. Установление предельных
размеров снабженческо-
Решение об установлении предельного
уровня названных надбавок и наценок может
распространяться на всю продукцию, реализуемую
в пределах соответствующей территории.
6. Для биржевой торговли и внебиржевого оборота может быть введен предельный уровень котировальных цен на товары, поступившие из государственного сектора и прогрессивное налогообложение прибыли продавцов этих товаров по рыночным ценам, превышающим предельные уровни цен .
7. Декларирование цен.
По решению органов
8. Установление рекомендательных
цен по важнейшим видам продукции. Такая
практика имеет место в некоторых странах,
например в США, Японии. Если цена превышает
рекомендуемый уровень, может применяться
прогрессивное налогообложение прибыли,
полученной от реализации товаров по ценам,
превышающим рекомендованные.
Прямым государственным вмешательством
в процесс ценообразования является государственная
политика установления цен на так называемые
акцизные товары. [14]
Непосредственное
воздействие на формирование цен оказывают
государственные субсидии. Один из видов
таких субсидий — ценовые — предусматривает
снижение цен путем специальных доплат
производителю или потребителю.
Эффективным средством регулирования цен является налог на добавленную стоимость. Этот налог производители включают в цену товара или услуги, и дифференцированные изменения ставок этого налога непосредственно воздействуют на цены.[18]
Особым направлением ГЭР является государственное воздействие на внешнеторговые цены. Государственное поощрение экспорта, освобождение экспортеров от налогов (возврат налогов), а в некоторых странах — экспортные субсидии, предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов существенным образом отражаются на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке.[7]
Косвенное регулирование цен осуществляется: путем применения льготного налогообложения, льготного кредитования, субсидирования и дотирования из бюджета, заключения органом власти с юридическим или физическим лицом договора о введении фиксированных цен на реализуемую ими продукцию или услуги.
Органы исполнительной
власти могут поощрять заключение соглашений
между производителями и
К формам косвенного регулирования
цен также можно отнести
• Создание условий для развития здоровой конкуренции и предпринимательства.
• Разработка специальных правительственных программ по развитию производства товаров народного потребления, расширению услуг, оказываемых населению, увеличению жилищного строительства за счет государственных бюджетных ассигнований.
• Государственное финансирование НИР на разработку и создание новых видов продукции.
• Государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций, создания совместных предприятий.
• Эффективное использование таможенных тарифов, льготных таможенных пошлин для стимулирования товарной интервенции по тем видам продукции, по которой в стране дефицит или которая предназначена для социально незащищенных групп населения.[9]
Государство также может оказывать воздействие на цены, вступая в интеграционные союзы, изменяя учетную ставку, варьируя налоги, осуществляя эмиссию денег и т.д. Косвенное влияние на цены оказывают, по-существу, все государственные регулирующие акции, какой бы цели они ни служили.[11]
2 Ценообразование в РФ на современном этапе
2.1 Тенденции и факторы динамики цен в России
Цены в плановой экономике. До начала 90-х гг. в СССР преобладало плановое ценообразование. Цены на товары и тарифы на услуги устанавливались, как правило, государственными органами ценообразования, строго контролировалось их соблюдение. Проводилась государственная политика цен, направленная на их стабилизацию и планомерное снижение. Однако время от времени осуществлялись реформы цен, которые устраняли накопившиеся ценовые диспропорции и сопровождались повышением уровня цен. Например, индекс оптовых цен всей промышленности в 1965 г. был на 30% ниже уровня 1949 г. Однако в 1967 г. индекс вырос на 10%, а по отраслям тяжелой промышленности — на 18%, в том числе по топливной промышленности — на 74%'.[19]