Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 23:14, курсовая работа
Цель – рассмотреть и изучить государственное регулирование ценообразования в России на современном этапе. Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие цены, ее сущность и функции в рыночной экономике;
- определить цели и задачи государственного регулирования цен, а также необходимость регулирования ценообразования государством;
- рассмотреть методы государственного регулирования ценообразования и контроля за ценами;
- определить основные последствия государственного регулирования цен в РФ;
- оценить актуальные проблемы ценообразования в РФ и пути выхода их них;
- изыскать направления совершенствования ценообразования в РФ;
- изучить опыт регулирования цен за рубежом.
Повышение тарифов естественных монополий зачастую обосновывается необходимостью инвестиций в развитие отрасли. Однако система принятия решений о включении инвестиционной составляющей в структуру тарифа также непрозрачна и проконтролировать распределение инвестиционных средств, как правило, не представляется возможным.
В результате рост тарифов естественных монополий ежегодно превышает уровень инфляции в России. Это ставит другие отрасли экономики в заведомо худшее положение, вынуждает отечественных производителей повышать цены на выпускаемую продукцию, негативно сказывается на уровне жизни населения. По мнению многих специалистов, повышение тарифов естественных монополий является ключевым фактором высокой инфляции в стране.
Для решения всех проблем в области ценообразования России необходимо выработать единый подход и прозрачные принципы в этой сфере. Должны быть приняты следующие меры:
1) Нужно разработать
и принять базовый федеральный
закон, касающийся основных
2) Использовать методы долгосрочного планирования и прогнозирования цен в стране. Государство не может допускать резких скачков цен в тех или иных отраслях экономики.
3) Остановить необоснованный
рост тарифов естественных
4) Повысить эффективность
контроля за ценовыми
5) Реализовать комплекс
мер, направленных на развитие
конкуренции, стимулирование
3.2 Направления совершенствования ценообразования в РФ
Проблемы ценообразования в России стали предметом рассмотрения на заседании «круглого стола», проведенного Комитетом Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности. Применяемая в настоящее время система воздействия государства на ценообразование не отвечает интересам всех субъектов рынка. Причинами этого являются не системное, а частное применительно к рынкам отдельных товаров и услуг регулирование цен и тарифов. В совокупности законы и многочисленные нормативно-правовые акты в этой сфере не формируют целостной ценовой политики, было подчеркнуто на заседании. [25]
По мнению экспертов, регулирование цен и тарифов на товары субъектов естественных монополий в настоящее время осуществляется преимущественно на ведомственном уровне без должного учета социально-экономических последствий принимаемых решений. С их точки зрения, действующее законодательство не обеспечивает участников рынка информацией о динамике цен и тарифов на среднесрочную перспективу. Более того, оно допускает изменение ранее принятых решений о размерах коррекции цен в сторону их увеличения. Как было указано в ходе дискуссии, рост цен на продукцию естественных монополий стал серьезным инфляционным фактором, поскольку устанавливаемый правительством его размер как правило превышает ожидаемый уровень инфляции. Действующий в отраслях затратный метод ценообразования не способствует стимулированию субъектов регулирования, в том числе инфраструктурных монополий, к снижению собственных издержек и повышению эффективности их производственной деятельности, делается вывод в рекомендациях.[23]
Также отсутствует единообразия в принципах регулирования цен и тарифов субъектами РФ.
В связи с этим приоритетными направлениями совершенствования ценовой политики должны стать системный анализ состояния ценовой сферы, исходя из задач практической реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020года, и преодоление негативных проявлений сложившихся деформаций в системе цен и ценообразования. Кроме того, они считают настоятельно необходимой разработку закона «О ценах и ценообразовании в РФ», где должны быть сформулированы основные принципы ценовой политики государства; определены полномочия органов власти всех уровней в области государственного регулирования цен; определены сферы, в которых осуществляется государственное регулирование цен и сформулированы общие принципы формирования свободных и регулируемых цен; определены критерии и принципы расчета экономически обоснованных затрат; а также установлены права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования и процедуры разрешения конфликтов. [10]
Совершенствование ценовой политики государства, должно основываться на стимулировании ценовой конкуренции между производителями; на создании условий для привлечения инвестиций в расширение и модернизацию производства конкурентоспособных товаров и услуг благодаря повышению прозрачности и стабильности принципов ценового регулирования. К числу приоритетных направлений ее развития относится формирование критериев и количественно измеряемых индикаторов, в соответствии с которыми органы управления наделяются правом расширения номенклатуры товаров и услуг, цены на которые подлежат регулированию. Перед государством стоит также задача найти пути стимулирования снижения затрат, роста производительности труда, повышения качества товаров, внедрения передовых технологий, создания благоприятных условий для развития конкуренции. Весьма насущным в складывающейся в мире социально-экономической ситуации, экспертам представляется необходимость разработки и внедрения в практику комплекса мер, направленных на недопущение импорта инфляции в Россию, создание условий для эффективного решения проблемы снабжения населения страны продуктами питания. [9]
Широко распространено
мнение, что в развитых капиталистических
странах экономика развивается
стихийно, а цены устанавливаются
совершенно свободно под воздействием спроса и предложения. Между тем особенностью
современного государственно-
Рассмотрим некоторые примеры практики регулирования цен за рубежом.
В странах Европейского сообщества (ЕС) действует наднациональное регулирование цен на продукцию сельского хозяйства и черной металлургии, охватывая примерно 15 % цен. Решения об уровне максимальных и минимальных цен, а также цен поддержки на сельскохозяйственную продукцию принимает Совет министров ЕС, состоящий из министров сельского хозяйства этих стран по предложениям Комитета Европейского сообщества (КЕС). Регулирование цен осуществляется с дифференцированным подходом и позволяет регулировать уровни доходов и накоплений фермеров, а следовательно, и воспроизводственный процесс в сельском хозяйстве.
Наиболее важную роль
играют такие формы цены поддержки,
как интервенционная (цена вмешательства),
целевая (контрольная или ориентированн
Интервенционная – это
минимальная гарантированная
Целевая – это желательная оптовая (рыночная) цена для районов наибольшего дефицита данного вида продукции в ЕС.
На основе целевой определяется уровень пороговой, верхней, границы цены. При расчете к исходному уровню пороговой цены прибавляют транспортные затраты с таким расчетом, чтобы она была несколько выше целевой. Это позволяет защитить внутренние фермерские цены от внешнего давления более низких мировых цен. Кроме того, при ввозе продовольственной продукции в ЕС государство устанавливает компенсационный таможенный сбор, размер которого постоянно меняется в зависимости от уровня мировых цен и представляет собой разницу между жестко фиксированный пороговой ценой и мировой ценой. В результате мировая цена с учетом таможенного сбора и транспортных издержек поднимается до целевой цены внутри стран ЕС.
Таким образом, политика регулирования фермерских цен основана на принципе преимущественного обеспечения фермерских доходов через рынок и цену за счет потребителя. Финансирование сельского хозяйства осуществляется посредством искусственного завышения цен по сравнению с мировыми и мер аграрного протекционизма. Рост цен поддержки постоянно сопоставляется с темпами инфляции в странах ЕС, а правительственные органы стран ЕС ведут наблюдение за издержками производства фермеров, отслеживают индексы цен на продукцию растениеводства (9 групп), животноводства (4 группы), на товары, услуги и капитальные вложения, потребляемые в сельском хозяйстве для обоснования цен издержек.[24]
В черной металлургии контроль за ценами осуществляет Европейское сообщество угля и стали (ЕОУС), которое является картелью в этой области. Для стран ЕС устанавливаются твердые базисные минимальные цены, дифференцированные в зависимости от базисного размера или качества продукции, а также доплаты к базисным ценам (за качество, отделку, упаковку, проведенные испытания, стандартность) и скидки. Размер скидок и доплат меняется, так как зависит от соотношения спроса и предложения. Эти данные постоянно публикуются в прейскурантах ведущий монополий.
Проводя такую политику страны ЕС достигают стабилизации цен на уголь и продукцию черной металлургии, что является частью программы борьбы с кризисом этих отраслей. Ведущие производители и экспортеры металлопроката осуществляют и политику согласованного повышения цен на мировом рынке. Протекционизм в ЕС с целью защиты отечественных товаров от импортных применяется в текстильной промышленности, судостроении, производстве легковых автомобилей, бытовой энергетики, станков с программным управлением. Например, для финансирования предприятий судостроительной отрасли в ФРГ и Франции, которые являются неконкурентоспособными, но имеют стратегическое значение для ЕС (как они считают), выделяется государственная помощь в размере 10–30 % контрактной цены. В бытовой электронике для защиты своей промышленности от японских производителей ЕС постановило, что цены на японские изделия должны приравниваться к ценам франко-завод их стран, на станки с числовым программным управлением и машинными центрами установлены минимальные экспортные цены.[21]
В странах ЕС ведется борьба против монополистов. Принятый в сентябре 1990 года Закон ЕС о конкуренции предоставил ЕК исключительные права контроля за деятельностью фирм при их объединении, слиянии или торгах, в т. ч. и при решении вопросов о ценообразовании. В течение недели фирмы стран ЕС, вовлеченные в эти операции, должны представить извещения, отвечающие на разные вопросы, в том числе и о ценах. Если сделка позволяет фирме увеличить ее цены на 5 %, не теряя при этом своей доли на рынке, комиссия может решить, что она занимает доминирующее положение и запретить ее.
Регулирование цен действует и в каждой отдельной стране.
В Австрии регулированием охвачено примерно 10 % цен и механизм состоит из государственного регулирования и системы «социального партнерства», основой которого является Паритетная комиссия по вопросам цен при Министерстве экономики, состоящая из представителей правительства, предпринимателей и трудящихся.
Государственное регулирование цен осуществляется на основе Закона о ценах 1976 года в редакции 1988 года. В соответствии с ним министр экономики (а по фармацевтическим препаратам – министр здравоохранения) имеет право устанавливать максимальные, минимальные и твердо фиксированные цены на лом, отходы черных металлов, фармацевтическое сырье и лекарственные препараты, электроэнергию, газотеплоснабжение. Кроме того, он имеет право ввести регулирование цены, а любые товары в случае возникновения кризисной ситуации на период ее сохранения, а также устанавливать цены на срок до 6 месяцев, если считает их необоснованно завышенными. Для принятия решения по ценам в этом случае создается межведомственная комиссия, состоящая из представителей министерств, объединения сельскохозяйственных палат и объединения палат рабочих и служащих.[12]
Цены на товары и услуги, на которые в Австрии существует государственная монополия, устанавливаются отдельными решениями парламента (табак, табачные изделия, соль, почтовые сборы, телефонные, телеграфные и железнодорожные тарифы) и Министерства финансов (спиртные напитки). Максимальный уровень расценок на услуги адвокатов и архитекторов определяется соответственно Министерством юстиции и Министерством экономики. Регулируются и цены на импортные товары (фрукты, овощи, картофель, кофе, какао, удобрения и корма). Уровень этих цен на внутреннем рынке не должен превышать фактические закупочные импортные цены, увеличенные на размер экономически оправданных издержек и прибыли импортера. Контроль за соблюдением установленного уровня цен проводится местными органами административных округов и полицией, а нарушения караются крупными денежным штрафами.