Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 23:14, курсовая работа
Цель – рассмотреть и изучить государственное регулирование ценообразования в России на современном этапе. Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие цены, ее сущность и функции в рыночной экономике;
- определить цели и задачи государственного регулирования цен, а также необходимость регулирования ценообразования государством;
- рассмотреть методы государственного регулирования ценообразования и контроля за ценами;
- определить основные последствия государственного регулирования цен в РФ;
- оценить актуальные проблемы ценообразования в РФ и пути выхода их них;
- изыскать направления совершенствования ценообразования в РФ;
- изучить опыт регулирования цен за рубежом.
Серьезную роль в вопросах ценообразования играет Тарифная комиссия, основной задачей которой является обеспечение оптимального соотношения между уровнем заработной платы и ценами на товары и услуги в тех отраслях, которые не регулируются государством, и предотвращение необоснованного роста цен. Любое повышение цен проводится предпринимателями только по согласованию с социальными партнерами, при этом дается подробное обоснование такого повышения.
Регулируется в Австрии и цены на молоко, зерно и мясо путем установления базисных минимальных и твердых закупочных цен.
В целях предотвращения
монополизации рынка, создающей
предпосылки для
Особенности регулирования цен существуют и во Франции (примерно 20 % цен являются регулируемыми), что обусловлено спецификой ее экономики: Франция одна из немногих развитых капиталистических стран, где существует достаточно жесткий режим государственного регулирования цен, а с 1947–1986 годов это регулирование являлось составной частью экономической политики.
Государство во Франции прямо регулирует цены на такие виды товаров и услуг, как сельскохозяйственная продукция, газ, электроэнергетика, транспорт. На другие виды продукции, товаров, услуг осуществляется контроль за ценообразованием в условиях свободной конкуренции.
В стране законодательно определены: принципы свободного ценообразования; основные условия, при которых оно может осуществляться; основные положения ценовой конкуренции в промышленности. Все эти акты направлены на ограничение монополизма. Факторы, препятствующие эффективной конкуренции, также определены законодательно, а к нарушителям применяются санкции.
Государственным органом по контролю цен являются 3 тысячи контролеров по ценам в составе отдела по государственному регулированию цен и ценовой конкуренции департамента по конкуренции Министерства планирования и финансов и других отраслевых министерств. Регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию осуществляется в рамках политики ЕС.
В Испании регулированием и контролем цен охвачено в настоящее время 10 % общего объема потребительских цен. Это относится к товарам первой необходимости, товарам и услугам, производство которых монополизировано и тем, которые подпадают под административное ценообразование. Органом, осуществляющим контроль за формированием цен, является Высший совет (далее – Совет) по ценам при Министерстве экономики и финансов.[23]
Механизм регулирования включает установление разрешительных, уведомительных и местных цен.
Суть разрешительных цен состоит в том, что любое предприятие, которое хочет повысить цены на товар или услуги, направляет в Совет ходатайство и может повысить цены только после получения разрешения от него. Такие цены распространяются на соевое масло, электроэнергию, газ, бензин, керосин, дизельное топливо, нефть для производства удобрений и другие виды топлива, фармацевтические товары, страхование в сельском хозяйстве, почтовые, телеграфные и телефонные услуги, услуги железных дорог, автомобильные пассажирские и грузовые перевозки, морские и воздушные пассажирские перевозки внутри страны.
Уведомительные цены применяются на молоко, растительное масло, фуражное зерно, минеральные удобрения. Суть их состоит в том, что компании должны уведомить Высший совет о предстоящем повышении за один месяц до его осуществления.
Местные цены распространяются на услуги водоснабжения, городские пассажирские и железнодорожные перевозки, услуги клиник, больниц и санаториев. Повышение цен относится к компетенции провинциальных комиссий по ценам.
Цены на сельскохозяйственную продукцию регулируются в рамках политики ценообразования в странах ЕС.
Так же как и в других странах, в Испании действует Закон о защите конкуренции от 17 июля 1989 года для обеспечения достаточной конкуренции.
В Швеции Закон о регулировании цен дает право замораживать цены либо в случае войны или опасности ее возникновения, либо при угрозе значительного общего повышения цен. Кроме того, государство может устанавливать максимальный уровень цен для отдельных товаров, вводить порядок, при котором повышение цен возможно после предварительного уведомления.
В Швеции жестко регулируются закупочные цены на важнейшие виды сельскохозяйственной продукции (зерно, молоко, мясо, яйца и т. д.). Ежегодно устанавливаются гарантированные цены на продовольственное сырье путем переговоров между правительством и объединением сельскохозяйственных производителей с участием представителей потребителей. Основные принципы регулирования цен на продукцию аграрного сектора разрабатываются Парламентом.
Ежегодно проводится индексация доходов населения с учетом роста цен на товары, входящие в минимальную потребительскую корзину, а в связи с высоким уровнем цен на жилье государство выдает жилищные субсидии и займы.[11]
Контроль за ценами в Швеции осуществляет Государственное управление цен и конкуренции, подчиненное Министерству гражданской администрации. Кроме того, во всех губерниях Швеции имеются конторы по проведению этой работы.
Системы государственного регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию, аналогичные шведским, действуют в Дании, Швейцарии и Норвегии.
Интерес представляет опыт регулирования цен на продукцию аграрного комплекса в США, где устанавливаются залоговые и гарантированные (контрольные) цены. Залоговые цены устанавливает специальная правительственная организация – товарно-кредитная корпорация, которая покупает у фермеров под залог сельскохозяйственную продукцию (пшеницу, кукурузу, рис, кормовое зерно, хлопок и т. д.) по определенным ценам. Период действия залога – до 12 месяцев. Если на рынке цены будут выше залоговых, то фермер может выкупить свой товар и продать его на рынке. Если рыночные цены окажутся ниже залоговых, то фермер свою продукцию не выкупает и она становится собственностью корпорации.
Гарантированные (контрольные) цены устанавливает конгресс. При этом Министерство сельского хозяйства разрабатывает на каждый год программу с указанием цены на продукцию, которую она может заплатить фермерам, а фермеры решают, участвовать в этой программе или нет. Если решение фермера положительное, то тогда министерство определяет размеры посевной площади и оплачивает всю стоимость будущей реализованной продукции по гарантированным ценам, то есть дает заем на финансирование производства. Если осенью рыночные цены окажутся выше гарантированных, то фермер может продать зерно на рынке, вернуть деньги, взятые взаймы, с процентами. При этом он получит доход. Если же рыночные цены опустятся ниже гарантированных, фермер может сдать урожай государству по гарантированным ценам, расплачиваясь за заем и получая при этом выручку.[23]
Таким же образом регулируются цены в молочной промышленности. Конгресс определяет уровень гарантированных (контрольных) цен на молоко, сыр, масло. Если рыночные цены снижаются ниже этого уровня, то продукция скупается государством. Она используется на бесплатные завтраки для школьников, для помощи беднякам, на продовольственную помощь слаборазвитым государствам и др.
Кроме того, в США государство поддерживает соотношение между ценами на фермерскую продукцию и товары, приобретаемые фермерами.
Антитрестовские управления Министерства юстиции и Федеральная торговая комиссия осуществляют в целом контроль за ценами, а на уровне штатов – контроль за тарифами на электроэнергию.
В целом в США регулируется около 10 % цен.
Таким образом, в развитых странах с рыночной экономикой осуществляется государственное регулирование цен. Полной свободы в области ценообразования нет ни в одной из этих стран. При этом регулирование цен направлено не на ограничение сферы действия рыночного механизма, а на повышение его эффективности. За рубежом проводится экономически обоснованное регулирование уровня цен, практикуется фиксирование цен, осуществляется контроль за ценообразованием на внутреннем рынке, существует государственная монополия на производство и реализацию отдельных видов товаров, продукции, услуг, активно идет борьба с проявлением монополизма. Эти действия касаются не только отраслей государственного сектора, но и частных предпринимателей, если государство считает целесообразным проводить ограничительную ценовую политику с точки зрения интересов экономики страны в целом. Причем политика государства в области цен не является чем-то постоянным, а представляет собой гибкую систему регулирования, приспосабливающуюся к меняющимся условиям производства и реализации. Очевидно, опыт регулирования цен и контроля за их соблюдением нужно использовать и в России. Это будет способствовать дальнейшему совершенствованию механизма управления рыночной экономикой.[25]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственное регулирование цен является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т.е. через цены нивелировать циклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и антиинфляционный характер.
Система цен - один из важнейших элементов рыночной экономики, и она взаимосвязана с другими элементами рыночного механизма и реагирует на их изменения. Государственное регулирование экономики через изменение бюджетных расходов, налогов, процентных ставок за кредит, других экономических рычагов проявляется и в изменении издержек и цен на продукцию и воздействует на процессы воспроизводства.
Регулирование ценообразования необходимая часть государственной политики. В зависимости от состояния экономики степень такого воздействия государства на цены меняется. Оно позволяет контролировать цены монополий, не допустить инфляционного роста цен. Оно способствует созданию нормальной конкуренции. Государство осуществляет свою политику цен через создание определённой рыночной структуры, принятие антимонопольного законодательства с целью защиты потребителей, устранения недобросовестной деловой практики.
Так, в курсовой работе, в соответствии с поставленными задачами, было рассмотрено понятие цены, и функции ей выполняемые. Выяснили, что регулирование цен государством – необходимый элемент рыночной экономики.
Основными задачами государственного регулирования цен являются:
В работе были рассмотрены основные методы и инструменты государственного регулирования ценообразования. Видно, что в арсенале государства имеется широкий набор средств и методов регулирования цен. Так к методам государственного регулирования цен можно отнести прямые и косвенные методы.
Был рассмотрен механизм
административного
Процесс государственного регулирования цен в России представляет собой сложный и чрезвычайно дорогостоящий процесс.
Посредством государственного регулирования цен в РФ осуществляется борьба с инфляцией. Не смотря на все усилия правительства улучшить систему ценообразования в России, по-прежнему остается множество проблем в этой области экономики, потому на заседаниях правительства вопрос о государственном регулировании ценообразования, и прежде всего ценообразования ествественных монополий, является наиболее актуальным, и острым.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Абрютина А.А. Ценообразование
в рыночной экономике. - М.: Финансы и статистика, 2002.- 203 с.
2. Волуов А. Система ценообразования и
финансы. -М.: Финансы и статистика, 2001.-
269 с.
3. Герасименко В.В. Эффективное ценообразование.
Учебник для вузов.- М.: Финстатинформ ,
2000.- 569 с .
4. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование.
Учебник. Сборник деловых ситуаций. Тесты.
- 2-е изд., доп. и исправ. - М.: Издательство
БЕК, 2001.- 576с.
5. Лившиц В. Роль
государства в экономике//
6. Методические рекомендации по разработке
ценовой политики предприятия/Министерство
экономики РФ (Приказ от 01.10.97г.)/ЭЖ, 1997,
N 51.- С.12,13
7. Слепов В.А., Николаева Т.Е. Ценообразование.
Учебное пособие.- М.: Ид ФБК - ПРЕСС, 2000.-
152с.
8. Трацевский И.П., Грекова И. И. Ценообразование.
учебное пособие.- Мн.: "Новое знание",
1998.- 152с.
9. Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая
политика. Учебное пособие.- М.: ЮНИТИ, 2000.-
189с.
10. Холодов Л.Г. “
Вопросы государственного
11. Цены и ценообразование. Учебник для
вузов / Под ред. И.К. Салимжанова. -М.: Финстатинформ,
2001.-304с.
12. Ценообразование и рынок / Под ред. Салижманова И.K. М.: Финстатинформ, 1999.
13. Цены и ценообразование под ред. В.Е.Есипова/СПб:Питер, 2000г.
14. Ценообразование на финансовом рынке / под ред. Проф. В.Е.
Есипова. СПб., 2007.
15. Чибинев В.М., Очередко В.П., Чибинев А.М.
Ценообразование. Учеб. пособие / Под ред.
Сальникова В.П. - СПб.: Лексикон, 2002.- 176с.
16. Шамхалов Ф.И. Государство и экономика:
основы взаимодействия; учебник для вузов/М.:
Экономика, 2000г.
17. Шуляк П.Н. Ценообразование. Учебно-практическое
пособие.- 2-е изд.- М.: ИВЦ "Маркетинг",
1998.- 152с.
18. Юданов А. «Микроэкономика. Теория и российская практика» Москва: Кнорус, 2004.