Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 23:14, курсовая работа
Цель – рассмотреть и изучить государственное регулирование ценообразования в России на современном этапе. Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие цены, ее сущность и функции в рыночной экономике;
- определить цели и задачи государственного регулирования цен, а также необходимость регулирования ценообразования государством;
- рассмотреть методы государственного регулирования ценообразования и контроля за ценами;
- определить основные последствия государственного регулирования цен в РФ;
- оценить актуальные проблемы ценообразования в РФ и пути выхода их них;
- изыскать направления совершенствования ценообразования в РФ;
- изучить опыт регулирования цен за рубежом.
Цены на продукцию машиностроения систематически снижались. Внешнеэкономические цены складывались на базе цен мировых рынков, но в торговле со странами СЭВ применялись контрактные цены, отличные от мировых. Стабильность цен облегчала разработку текущих и перспективных планов, гарантировала рост реальной заработной платы по мере повышения номинальной. Однако цены с запозданием реагировали на изменения рыночной конъюнктуры, не позволяли преодолевать дефицит многих товаров на рынке. Расширялась сфера теневой экономики со стихийно-рыночным характером ценообразования.[21]
В 1991 г. экономический кризис, который привёл к трёхкратному разрыву между объёмом денежной массы и товарным предложением, а вместе с ним к дефициту продовольствия, заставил государство пойти на либерализацию цен. 3 декабря 1991 г. Президент России подписал указ «О мерах по либерализации цен», в соответствии с которым со 2 января 1992 года страна переходила «в основном на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги». Указ предусматривал проведение трех групп мероприятий:
1) освобождение 90% розничных
и 80% оптовых цен от
2) установление на
ряд социально-значимых потреби
3) установление регулируемых
цен на продукцию предприятий-
Принятие этих мер позволило решить проблемы с товарным дефицитом в стране, однако имело свои необратимые последствия. В период 1992-1998 гг. потребительские цены в России выросли более чем в 4 тысячи раз. При этом номинальные доходы населения увеличились всего в тысячу раз. Следствием этого стало катастрофическое падение уровня жизни населения, справиться с которым государство не может по сей день.
Кроме того, «свободное»
ценообразование привело к
Хотя государство сохранило за собой право регулирования цен на продукцию естественных монополий, однако это регулирование носило формальный характер и сопровождалось опережающим ростом цен в этих отраслях. Так, в электроэнергетике цены производителей выросли за 1991 — 1999 годы в 26,9 тыс. раз, тарифы на грузовые перевозки в 22,8 тыс. раза при росте потребительских цен за тот же период в 16 тыс. раз и цен производителей на сельхозпродукцию в 5,2 тыс. раз . Были ликвидированы государственные органы ценообразования, открыт доступ зарубежным товарам и услугам на внутренний рынок.
Результатом подобной "шоковой терапии" (скорее хирургии) стал скачкообразный рост цен, резкое изменение их соотношений. Об этом можно судить по данным таблицы 1.
Таблица 1- Индексы цен в секторах экономики (декабрь к декабрю; декабрь 1990 г.= 1; в разах)
Показатели |
1992 г. |
1994 г. |
1996 г. |
1998 г. |
2000 г. |
Индекс потребительских цен |
67,9 |
2041 |
5718 |
11704 |
19203 |
Индекс цен производителей промышленной продукции |
114,9 |
3792 |
10955 |
14509 |
31945 |
Индекс цен производителей сельхозпродукции |
15,04 |
365,5 |
1731 |
2700 |
6315 |
Индекс цен производителей в строительстве |
49,9 |
1853 |
6355 |
7479 |
14840 |
Индекс тарифов на грузовые перевозки |
74,8 |
4841 |
15959 |
18793 |
33653 |
Индекс номинальной заработной платы |
19,8 |
727 |
2608 |
3470 |
7342 |
Соотношение индексов, %: заработной платы и потребительских цен цен сельхоз-промышленной продукции |
29,2 13,1 |
35,6 9,6 |
45,6 15,8 |
29,6 18,6 |
38,2 19,8 |
В результате такой "революции цен" произошло перераспределение стоимости между отраслями — в пользу более монополизированных отраслей промышленности и транспорта и в ущерб сельскому хозяйству. Индекс потребительских цен почти в трое превысил динамику номинальной заработной платы, что привело к обнищанию значительных слоев населения и падению доли зарплаты в общих его доходах. Это подорвало основы воспроизводства рабочей силы и в сельском хозяйстве. Лишь с 1999 г., при наметившейся тенденции к оживлению экономики и усилению ее государственного регулирования, темпы роста цен замедлились, хотя инфляционные тенденции сохранились. Однако нарушенные ценовые пропорции практически не восстанавливаются.[10]
Перспективы динамики цен. Очевидно, что в перспективе возврат к дореформенным уровням и соотношениям цен невозможен. Важнейшими тенденциями динамики цен на перспективу могут быть прежде всего сведение к минимуму темпов инфляции, предпосылки чего складываются в условиях оживления экономики. Второй момент - постепенное восстановление позиций в ценовых пропорциях, с тем чтобы улучшить условия воспроизводства в сельском хозяйстве и рабочей силы, повысить стимулирующую роль оплаты труда. Большая роль отводится усилению антимонопольного регулирования цен, ограничению возможностей отечественных монополий и транснациональных корпораций завышать цены в погоне за сверхприбылью.[6]
Реализация этих тенденций предполагает усиление работы по прогнозированию цен, выработке и последовательной реализации государственной политики цен. Это, разумеется, не освободит от колебаний цен, синхронизированных с динамикой мировых цен и фазами экономических циклов.[10]
2.2 Административное регулирование ценообразования в России
Административный метод
ценообразования – это норматив
Интересное определение данного метода дается в словаре экономических терминов, а именно «Метод ценообразования административный - ценовая политика, основанная на том, что цены на товары и услуги устанавливаются "сверху" (руководством)».[12]
Особенно выражен
Влияние государства на микроэкономику выражается в установлении расценок (цен, тарифов, надбавок) на те или иные виды товаров.
В экономической литературе большинства зарубежных авторов административный метод ценообразования не рассматривается, так как структура экономики развитых зарубежных стран предопределяет роль государства как наблюдателя, предоставляя косвенные рычаги регулирования ценообразованием, а регулирование ценообразования в прямой форме корректирует рынок.[24]
С момента вступления в силу Указа Президента РСФСР от 3 декабря 1991 года N 297 «О мерах по либерализации цен» применяются, в основном, свободные (рыночные) цены и тарифы, складывающиеся под влиянием спроса и предложения. Государственные регулируемые цены применяются по ограниченному кругу товаров. Приложением к Указу является Перечень продуктов производственного назначения и Перечень основных потребительских товаров и услуг, на которые применяются государственные регулируемые цены.
Законодательно установлен
порядок применения санкций, за нарушение государственной дисциплины цен.
Так «государственная дисциплина цен
предусматривает соблюдение предприятиями,
органами управления республик в составе
Российской Федерации, краев, областей,
автономных образований, городов Москвы
и Санкт-Петербурга и других административно-
Нарушением государственной дисциплины цен является:
Контроль за соблюдением государственной дисциплины цен во всех отраслях народного хозяйства возложен на Государственную инспекцию по контролю за ценами Комитета РФ по политике цен и органы ценообразования и контроля за ценами республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Указом президента РФ от 10 января 1994 года №66 «О структуре органов исполнительной власти» функции Комитета РФ по политике цен переданы Министерству экономики РФ.
Санкции за нарушение государственной дисциплины цен могут применяться только Министерством экономики РФ.[3]
2.3 Основные
последствия государственного
Со времени принятия президентского указа «О мерах по либерализации цен» принципы ценообразования в России практически не изменились. Подавляющее большинство цен свободно формируются на рынке под воздействием спроса и предложения. До определённого времени государство только сокращало свою роль и контрольные функции в этой сфере. А круг товаров и услуг, на которые распространяется государственное регулирование цен, последовательно сужался.
Процесс государственного регулирования цен в России представляет собой сложный и чрезвычайно дорогостоящий процесс.
Сегодня согласно действующему
Постановлению Правительства
- природный (попутный, сжиженный, сухой) газ;
- продукция ядерно-топливного цикла;
- электрическая и тепловая энергия, поставляемая на оптовый рынок;
- транспортировка нефти
и нефтепродуктов по
- продукция оборонного назначения;
- алмазное сырьё, драгоценные камни;
- протезно-ортопедические изделия;
- перевозки грузов, пассажиров, багажа на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении);
- аэронавигационное
- отдельные услуги
почтовой и электрической
- водка, ликёроводочная
и другая алкогольная
- этиловый спирт;
- лекарственные средства,
включённые в перечень