Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 23:14, курсовая работа

Описание работы

Цель – рассмотреть и изучить государственное регулирование ценообразования в России на современном этапе. Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие цены, ее сущность и функции в рыночной экономике;
- определить цели и задачи государственного регулирования цен, а также необходимость регулирования ценообразования государством;
- рассмотреть методы государственного регулирования ценообразования и контроля за ценами;
- определить основные последствия государственного регулирования цен в РФ;
- оценить актуальные проблемы ценообразования в РФ и пути выхода их них;
- изыскать направления совершенствования ценообразования в РФ;
- изучить опыт регулирования цен за рубежом.

Файлы: 1 файл

курсовая ГРЭ.doc

— 277.00 Кб (Скачать файл)

Цены на продукцию  машиностроения систематически снижались. Внешнеэкономические цены складывались на базе цен мировых рынков, но в торговле со странами СЭВ применялись контрактные цены, отличные от мировых. Стабильность цен облегчала разработку текущих и перспективных планов, гарантировала рост реальной заработной платы по мере повышения номинальной. Однако цены с запозданием реагировали на изменения рыночной конъюнктуры, не позволяли преодолевать дефицит многих товаров на рынке. Расширялась сфера теневой экономики со стихийно-рыночным характером ценообразования.[21]

В 1991 г. экономический  кризис, который привёл к трёхкратному разрыву между объёмом денежной массы и товарным предложением, а  вместе с ним к дефициту продовольствия, заставил государство пойти на либерализацию  цен. 3 декабря 1991 г. Президент России подписал указ «О мерах по либерализации цен», в соответствии с которым со 2 января 1992 года страна переходила «в основном на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги». Указ предусматривал проведение трех групп мероприятий:

1) освобождение 90% розничных  и 80% оптовых цен от государственного  регулирования;

2) установление на  ряд социально-значимых потребительских товаров и услуг государственных регулируемых цен и тарифов (хлеб, молоко, общественный транспорт);

3) установление регулируемых  цен на продукцию предприятий-монополистов.[20]

Принятие этих мер  позволило решить проблемы с товарным дефицитом в стране, однако имело свои необратимые последствия. В период 1992-1998 гг. потребительские цены в России выросли более чем в 4 тысячи раз. При этом номинальные доходы населения увеличились всего в тысячу раз. Следствием этого стало катастрофическое падение уровня жизни населения, справиться с которым государство не может по сей день.

Кроме того, «свободное»  ценообразование привело к резкому  росту прибыли в торгово-посреднической сфере и её снижению в производственных секторах, в первую очередь, в сельском хозяйстве. В конечном итоге, это негативно сказалось на продовольственной безопасности страны.[13]

Хотя государство сохранило за собой право регулирования цен на продукцию естественных монополий, однако это регулирование носило формальный характер и сопровождалось опережающим ростом цен в этих отраслях. Так, в электроэнергетике цены производителей выросли за 1991 — 1999 годы в 26,9 тыс. раз, тарифы на грузовые перевозки в 22,8 тыс. раза при росте потребительских цен за тот же период в 16 тыс. раз и цен производителей на сельхозпродукцию в 5,2 тыс. раз . Были ликвидированы государственные органы ценообразования, открыт доступ зарубежным товарам и услугам на внутренний рынок.

Результатом подобной "шоковой  терапии" (скорее хирургии) стал скачкообразный рост цен, резкое изменение их соотношений. Об этом можно судить по данным таблицы 1.

 

Таблица 1- Индексы цен в секторах экономики (декабрь к декабрю; декабрь 1990 г.= 1; в разах)

Показатели

1992 г.

1994 г.

1996 г.

1998 г.

2000 г.

Индекс потребительских цен

67,9

2041

5718

11704

19203

Индекс цен производителей промышленной продукции

114,9

3792

10955

14509

31945

Индекс цен производителей сельхозпродукции

15,04

365,5

1731

2700

6315

Индекс цен производителей в строительстве

49,9

1853

6355

7479

14840

Индекс тарифов на грузовые перевозки

74,8

4841

15959

18793

33653

Индекс номинальной заработной платы

19,8

727

2608

3470

7342

Соотношение индексов, %: заработной платы и потребительских цен цен сельхоз-промышленной продукции

29,2 13,1

35,6 9,6

45,6 15,8

29,6 18,6

38,2 19,8


 

В результате такой "революции  цен" произошло перераспределение стоимости между отраслями — в пользу более монополизированных отраслей промышленности и транспорта и в ущерб сельскому хозяйству. Индекс потребительских цен почти в трое превысил динамику номинальной заработной платы, что привело к обнищанию значительных слоев населения и падению доли зарплаты в общих его доходах. Это подорвало основы воспроизводства рабочей силы и в сельском хозяйстве. Лишь с 1999 г., при наметившейся тенденции к оживлению экономики и усилению ее государственного регулирования, темпы роста цен замедлились, хотя инфляционные тенденции сохранились. Однако нарушенные ценовые пропорции практически не восстанавливаются.[10]

Перспективы динамики цен. Очевидно, что в перспективе возврат к дореформенным уровням и соотношениям цен невозможен. Важнейшими тенденциями динамики цен на перспективу могут быть прежде всего сведение к минимуму темпов инфляции, предпосылки чего складываются в условиях оживления экономики. Второй момент - постепенное восстановление позиций в ценовых пропорциях, с тем чтобы улучшить условия воспроизводства в сельском хозяйстве и рабочей силы, повысить стимулирующую роль оплаты труда. Большая роль отводится усилению антимонопольного регулирования цен, ограничению возможностей отечественных монополий и транснациональных корпораций завышать цены в погоне за сверхприбылью.[6]

Реализация этих тенденций  предполагает усиление работы по прогнозированию  цен, выработке и последовательной реализации государственной политики цен. Это, разумеется, не освободит от колебаний цен, синхронизированных с динамикой мировых цен и фазами экономических циклов.[10]

 

 

2.2 Административное  регулирование ценообразования  в России

 

Административный метод  ценообразования – это нормативный метод, основанный на нормативах расходов (себестоимости) и плановой прибыли, преимущественно устанавливаемых централизованно (за исключением случаев применения договорных цен).

Интересное определение  данного метода дается в словаре  экономических терминов, а именно «Метод ценообразования административный - ценовая политика, основанная на том, что цены на товары и услуги устанавливаются "сверху" (руководством)».[12]

Особенно выражен административный метод ценообразования в плановой экономике с централизованным управлением. С развитием рыночных отношений административный метод проявляется там, где законодательством установлено государственное участие в процессе ценообразования. Такая правовая норма установлена статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ, где закреплена свобода ценообразования, но «в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами». Участие государства в формировании уровней, структуры и движения цен, установлении определенных правил ценообразования выражается в его прямом воздействии на рыночную экономику. Примером административного ценообразования служит формирование цены в соответствии с действующим законодательством по государственному регулированию цен и тарифов. Административное регулирование целесообразно, когда ставится задача стабилизации действующих цен или их незначительного роста с точки зрения макроэкономики. [18]

Влияние государства на микроэкономику выражается в установлении расценок (цен, тарифов, надбавок) на те или иные виды товаров.

В экономической литературе большинства зарубежных авторов  административный метод ценообразования  не рассматривается, так как структура экономики развитых зарубежных стран предопределяет роль государства как наблюдателя, предоставляя косвенные рычаги регулирования ценообразованием, а регулирование ценообразования в прямой форме корректирует рынок.[24]

С момента вступления в силу Указа Президента РСФСР от 3 декабря 1991 года N 297 «О мерах по либерализации цен» применяются, в основном, свободные (рыночные) цены и тарифы, складывающиеся под влиянием спроса и предложения. Государственные регулируемые цены применяются по ограниченному кругу товаров. Приложением к Указу является Перечень продуктов производственного назначения  и Перечень основных потребительских товаров и услуг, на которые применяются государственные регулируемые цены.

Законодательно установлен порядок применения санкций, за нарушение государственной дисциплины цен. Так «государственная дисциплина цен предусматривает соблюдение предприятиями, органами управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга и других административно-территориальных образований Российской Федерации, министерствами и ведомствами Российской Федерации, другими органами управления (концернами, ассоциациями и т.п.) действующего законодательства и других нормативных документов по ценообразованию и контролю за ценами».[23]

Нарушением государственной  дисциплины цен является:

  • Завышение государственных регулируемых цен на продукцию, товары, услуги (фиксированных цен, предельных цен, предельных коэффициентов изменения цен, предельных уровней рентабельности и др.);
  • Завышение оптовых цен, зарегистрированных при декларировании в органах ценообразования;
  • Завышение или занижение цен на продукцию, поставляемую предприятиями по межправительственным соглашениям со странами СНГ и другими государствами;
  • Завышение установленных надбавок к ценам, начисление непредусмотренных надбавок, непредоставление или предоставление покупателю в уменьшенном размере установленных скидок;
  • нарушение предприятиями –монополистами порядка декларирования свободных цен и тарифов;
  • применение незарегистрированных в  Комитете РФ по политике цен  оптовых цен на важнейшие виды вооружения, военной техники и основные комплектующие изделия;
  • применение свободных оптовых цен, тарифов наценок и надбавок, несогласованных с потребителями в установленном порядке и другие, установленные в законодательном порядке, нарушения.[11]

Контроль за соблюдением  государственной дисциплины цен  во всех отраслях народного хозяйства  возложен на Государственную инспекцию  по контролю за ценами Комитета РФ по политике цен и органы ценообразования и контроля за ценами республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Указом президента РФ от 10 января 1994 года №66 «О структуре  органов исполнительной власти» функции Комитета РФ по политике цен переданы Министерству экономики РФ.

Санкции за нарушение  государственной дисциплины цен могут применяться только Министерством экономики РФ.[3]

 

 

2.3 Основные  последствия государственного регулирования  цен в РФ

 

Со времени принятия президентского указа «О мерах по либерализации цен» принципы ценообразования в России практически не изменились. Подавляющее большинство цен свободно формируются на рынке под воздействием спроса и предложения. До определённого времени государство только сокращало свою роль и контрольные функции в этой сфере. А круг товаров и услуг, на которые распространяется государственное регулирование цен, последовательно сужался.

Процесс государственного регулирования цен в России представляет собой сложный и чрезвычайно дорогостоящий процесс.

Сегодня согласно действующему Постановлению Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», в которое  за последние 15 лет 19 раз вносились изменения, Правительство России осуществляет государственное регулирование цен и тарифов на следующие виды товаров (услуг):

- природный (попутный, сжиженный, сухой) газ;

- продукция ядерно-топливного  цикла;

- электрическая и тепловая  энергия, поставляемая на оптовый рынок;

- транспортировка нефти  и нефтепродуктов по магистральным  трубопроводам;

- продукция оборонного  назначения;

- алмазное сырьё, драгоценные  камни;

- протезно-ортопедические  изделия;

- перевозки грузов, пассажиров, багажа на железнодорожном транспорте (кроме перевозок в пригородном сообщении);

- аэронавигационное обслуживание  воздушных судов, услуги в аэропортах;

- отдельные услуги  почтовой и электрической связи;

- водка, ликёроводочная  и другая алкогольная продукция  крепостью выше 28 градусов;

- этиловый спирт;

- лекарственные средства, включённые в перечень жизненно  необходимых и важнейших лекарственных  средств.[18]

Информация о работе Государственное регулирование экономики