Государственное регулирование национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

В плановой экономике государственное управление играет решающую роль в определении всех экономических пропорций. Через систему директивных адресных заданий государственные органы определяют основные хозяйственные связи и параметры деятельности каждого предприятия: объем и основной ассортимент производимой продукции, цены, поставщиков средств производства и потребителей готовой продукции.
В рыночной экономике основным регулятором хозяйственных пропорций является рынок. Государственное регулирование играет вспомогательную роль. Оно строится, на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны, допустимо и целесообразно государственное регулирование.

Содержание работы

Содержание
Введение
Анализ состояния вопроса
1.Проблема государственного вмешательства в экономику.
1.1 Основные теоретические концепции государственного регулирования
1.2 Цели и задачи государственного регулирования национальной экономики
1.3 Необходимость государственного регулирования национальной экономики
2 Особенности методов государственного регулирования национальной экономики
2.1 Административные инструменты государственного регулирования национальной экономики
2.2 Экономические инструменты государственного регулирования национальной экономики
2.3 Основные направления в государственном регулировании национальной экономике
3 Государственное регулирование национальной экономики в России
3.1 Особенности государственного воздействия на экономику в условиях современной России
3.2 Перспективы развития Российской национальной экономики и её государственное регулирование
Заключение
Список используемых источников и литературы

Файлы: 1 файл

Копия Создание.docx

— 92.18 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского  хозяйства Российской Федерации

Департамент научно-технологической  политики и образования

Федеральное Государственное  Бюджетное Образовательное Учреждение

Высшего профессионального  образования

«Азово-Черноморской Агроинженерной Академии»

 

 

Кафедра: Экономики и Управления

Дисциплина: Макроэкономика.

 

 

Курсовая работа

Тема:«Государственное регулирование  национальной экономики»

 

Выполнила: студентка Кбух-11

Дудка Л.А.

Проверила: доцент Кузбменко  О.В

 

 

 

Зерноград 2012

Аннотация.

 

Содержание

Введение

Анализ состояния вопроса

1.Проблема государственного  вмешательства в экономику.

    1. Основные теоретические концепции государственного регулирования
    2. Цели и задачи государственного регулирования национальной экономики
    3. Необходимость государственного регулирования национальной экономики
  1. Особенности методов государственного регулирования национальной экономики
    1. Административные инструменты государственного регулирования национальной экономики
    2. Экономические инструменты государственного регулирования национальной экономики
    3. Основные направления в государственном регулировании национальной экономике
  2. Государственное регулирование национальной экономики в России
    1. Особенности  государственного воздействия на экономику в условиях современной России
    2. Перспективы развития Российской национальной экономики и её государственное  регулирование

Заключение

Список используемых источников и литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

В плановой экономике государственное  управление играет решающую роль в  определении всех экономических  пропорций. Через систему директивных  адресных заданий государственные  органы определяют основные хозяйственные  связи и параметры деятельности каждого предприятия: объем и  основной ассортимент производимой продукции, цены, поставщиков средств  производства и потребителей готовой  продукции.

В рыночной экономике основным регулятором хозяйственных пропорций  является рынок. Государственное регулирование  играет вспомогательную роль. Оно  строится, на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны, допустимо и целесообразно  государственное регулирование.

Разумеется, представления  различных экономистов и политиков  о том, какие именно экономические  процессы могут эффективно регулироваться государством и какие — рынком, не совпадают. Поэтому в отдельных  странах с плановой экономикой могут  наблюдаться существенные различия в степени экономической самостоятельности  предприятий. Точно так же степень  государственного вмешательства в  экономику неодинакова в разных странах с рыночным хозяйством. Но общим для всех стран с плановой экономикой является то, что система  государственного управления предстает  как основной регулятор хозяйственных  пропорций, тогда как в странах  с рыночной экономикой она всегда выполняет вспомогательные функции.

Изменение основополагающего  принципа формирования системы государственного регулирования — одно из главных  стартовых условий перехода к  рыночной экономике. На переходном этапе  эта система характеризуется  двумя определяющими тенденциями. С одной стороны, государственное  регулирование экономических процессов  теряет здесь всеобъемлющий характер, степень государственного вмешательства  в экономику уменьшается. С другой стороны, происходит изменение форм и методов государственного регулирования.

На этапе перехода к  рынку роль государственного регулирования  более значима, чем в сложившемся  рыночном хозяйстве. Это связано  с двумя основными причинами. Во-первых, на переходном этапе рынок  находится в стадии становления  и его регулирующие возможности  недостаточно высоки, что обусловливает  необходимость более интенсивного вмешательства государства в  экономические процессы. Во-вторых, переход от планового хозяйства  к рыночному не происходит автоматически, стихийно. Государство призвано регулировать процесс перехода, стимулировать  создание инфраструктуры рынка, условий  для его нормального функционирования.

Главная цель данной работы заключается в исследовании правовых отношений возникающих при государственном  регулировании и развитии национальной экономики в России.

Поставленная цель достигается  путем решения ряда взаимосвязанных  задач, наиболее существенными из которых  являются:

1. Изучение процесса развития  института государственного регулирования 

2. Исследование инструментов  и основных направлений государственного  регулирования национальной экономики;

3. Рассмотрение особенностей  и перспектив развития Российской  национальной экономики и её  государственное регулирование.

Теоретической основой настоящей  работы являются труды следующих  специалистов: Кушлин В.И.; Романовский  М. В.; Албегова И.М. и др. А так же периодические издания такие как «Налоговый вестник» и «Вопросы экономики», «Экономист» и другие.

Нормативная база данной работы: акты российского права, такие как: Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле"; Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о  Министерстве регионального развития Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства  Российской Федерации"; Постановление  ГД ФС РФ "О Заявлении "Об основных направлениях социально - экономического развития Российской Федерации", принятом трехсторонней комиссией Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы и  Правительства Российской Федерации" и другие нормативные правовые акты. Подробный перечень источников и  литературы представлен в конце  работы.

 

Анализ состояния  вопроса.

 

1. Проблема государственного вмешательства в экономику.

1.1. Основные теоретические концепции государственного регулирования экономики.

Проблемы, связанные с  местом, ролью и функциями государства  в экономике занимали умы ученных  с самого возникновения экономической  науки. Появление тех или иных взглядов и концепций всегда связано с объективными условиями развития общества, его экономической системы. Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. Это можно проследить на различных экономических школах.

Первой сложившейся экономической  школой стал меркантилизм (от французского слова mercantilisme или от итальянского слова mercante — торговец, купец). Меркантилизм развивался в Англии, Италии и Франции. Наиболее выдающийся представитель этой школы — француз А. Монкретьен. Впервые ввел термин "политическая экономия". Основной труд так и назывался "Трактат политической экономии" (1615 г.). Меркантилисты считали основным источником богатства деньги, точнее говоря — торговлю, а поэтому накопление денежного богатства может быть достигнуто с помощью государственной власти, поддержки ремесленников и протекционизма торговли на внешнем рынке.

В середине ХVІІІ в. как реакция на меркантилизм во Франции возникло новое направление экономической мысли — физиократизм (от rpеческих слов philsis— природа и kratos — власть, сила, господство). Основатель Фр. Кенэ - "Экономическая таблица" (1758 г.). Физиократы считали, что внимание правительства должно быть обращено не на развитие торговли и накопление денег, а на земледелие, где, по их мнению, создается богатство общества. В практических выводах физиократы добивались осуществления государством экономической политики, направленной на развитие крупного земледелия.

С развитием рыночных отношений  набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное  вмешательство и связанные с  этим ограничения как помеху в  своей деятельности. Изменившаяся ситуация подтвердила необходимость создания новой системы экономических  знаний, которая нашла свое выражение  в формировании классической школы. Яркие представители этого направления  экономической мысли: В.Петти, А.Смит, Д.Рикардо. Впервые наиболее полно основные идеи классической школы обосновал А.Смит в своем труде "Исследовании о природе и причинах богатства народов" написанном в 1776г. Согласно его трактовке рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит "невидимая рука" — личный интерес, основанный на частной собственности и связанный со стремлением к получению прибыли. Личный интерес выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из центральных идей учения А.Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить государственное регулирование. Лучший вариант для государства — это придерживаться политики laisser faire (фр. выражение: пусть каждый идет своим путем) — невмешательство государства. Английский вариант этого выражения: let it be — пусть все идет как идет. Поскольку главным регулятором экономики, по А.Смиту, выступает рынок, следовательно, ему (рынку) должна быть предоставлена полная свобода. Классическое направление господствовало довольно длительное время, пока кризисные явления 1929—1933 гг. не поставили под сомнение многие его положения. Представители данного направления считали, что механизм рыночной конкуренции автоматически обеспечивает равенство спроса и предложения и какое-либо длительное нарушение этого равновесия и глубокие экономические кризисы исключены. Аргументировалось это тем, что в условиях рынка цены, заработная плата, процентные ставки являются довольно гибкими и быстро изменяются под влиянием спроса и предложения, приспосабливаясь к новой рыночной ситуации.

Это были некоторые теоретические  концепции. Но в процессе эволюции воззрений  экономистов на вопросы регулирования  экономических процессов в прошлом  столетии в западной макроэкономической теории сформировались две альтернативные концепции экономического регулирования, получившие название кейнсианство и  монетаризм. Это и есть две основные концепции ГРЭ. Далее о них  подробнее.

Кейнсианская  концепция

Кейнсианская концепция  базируется на идеях одного из крупнейших экономистов ХХ столетия англичанина  Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946г.). Основные его работы известны всему миру. Это знаменитый "Трактат о деньгах" написанный в 1930 году и небезызвестная "Общая теория занятости, процента и денег" созданная в 1936 году. Он произвел революцию в экономической  науке своего времени, создав концепцию  рыночной экономики как целостной  системы.

Д. Кейнс ввел в научный  оборот понятие макроэкономики, которая  как самостоятельная научная  дисциплина сформировалась после выхода в свет его главной книги "Общая  теория занятости, процента и денег". Разработанные им агрегированные модели макроэкономических показателей получили не только количественную определенность, но собственный измеритель - деньги.

Крайне скептически Д. Кейнс относился к принципу "невидимой  руки", сформулированному А. Смитом. В своем главном научном труде  Д. Кейнс исходил из того, что система  свободного рынка лишена внутреннего  механизма, обеспечивающего макроэкономическое равновесие.

Дисбаланс между сбережениями и ожидаемыми инвестициями вызывает снижение деловой активности, что  в свою очередь усиливает инфляционные процессы и влияет на уровень безработицы.

Таким образом, согласно этой теории, изменение совокупных запасов  потребительских и инвестиционных товаров в основном воздействует на уровень производства и занятости. Поэтому кейнсианство поощряет активное вмешательство государства в  экономику посредством дискреционной  фискальной политики.

Акцент в этой политике делается на совокупных расходах и  их элементах, вытекающих из основного  кейнсианского уравнения:

Y = C + I+G+Xn,

где Y - уровень экономической  активности, С – потребительские расходы, I – инвестиции, G - государственные расходы, Xn – чистый экспорт(импорт).

Следует отметить, что доля государственных расходов в бюджетах большинства стран мира на протяжении прошлого столетия имела устойчивую тенденцию к росту.

На протяжении 80-х и 90-х  годов прошлого столетия наиболее эффективно кейнсианские методы фискальной политики использовали новые индустриальные страны Азии - Гонконг, Южная Корея, Малайзия, Таиланд, Сингапур, Тайвань.

Среди промышленно развитых стран достаточно активно проводили  политику гибкого изменения налоговых  ставок и государственных расходов Новая Зеландия, Австрия, Великобритания, Австралия, США, Япония, Швеция, Швейцария.

Особенно сложными проблемами Д. Кейнс считал подверженность рыночного  хозяйства экономическим кризисам и безработицу. Поэтому одной их важных его заслуг является разработка основ антикризисной политики государства.

Современная трактовка кейнсианства не отрицает, а интегрирует и консолидирует  в едином механизме "настройки" финансовые инструменты регулирующие рыночные процессы с сильной финансовой политикой государства, возрастающей централизацией бюджетных ресурсов, используемых на цели социально-экономического развития.

Развивая идеи Д. Кейнса, его последователи такие, как  Лоуренс Роберт Клейн, Роберт Мертон Солоу и другие в 40-60-х годах  прошлого столетия создали стройную концепцию экономической системы, регулируемой как рынком, так и  государством, нередко называемую кейнсианской смешанной экономикой. Основу смешанной  экономики составляет частная собственность. Государство - своеобразное дополнение к ней и потому не должно выступать  в качестве конкурента частного капитала. Государство выполняет функцию "встроенного  стабилизатора", ликвидируя (или  снижая) неустойчивость социально-экономического развития.

Известный американский экономист  и один из сторонников кейнсианской концепции Пол Самуэльсон считал, что смешанная экономика фактически является гигантской системой общего страхования от наихудших бедствий экономической жизни.

На основе общей концепции  кейнсианцы разработали конкретные формы и методы государственной  экономической политики в смешанной  системе. Наибольшее признание в  практике государственного регулирования  экономики получили теории антициклического (сейчас более известного как конъюнктурного) регулирования и теории экономического роста.

Главное направление государственной  политики экономического роста - это  воздействие на инвестиции. Основными  ее инструментами являются:

1. государственный бюджет;

2. налоговая политика;

3. регулирование нормы  процента.

Из методов регулирования  решающее значение придается государственным  расходам, расширение которых иногда обеспечивается в определенной степени  дефицитным финансированием.

Основная цель роста государственных  расходов - увеличение эффективного спроса со стороны самого государства и  создание благоприятных условий  для частных капиталовложений.

Важнейшие направления государственных  расходов, согласно этой концепции, - научные  исследования, производственная и социальная инфраструктура (образование, подготовка и переподготовка кадров, медицинское  обслуживание).

Информация о работе Государственное регулирование национальной экономики