Государственное регулирование национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

В плановой экономике государственное управление играет решающую роль в определении всех экономических пропорций. Через систему директивных адресных заданий государственные органы определяют основные хозяйственные связи и параметры деятельности каждого предприятия: объем и основной ассортимент производимой продукции, цены, поставщиков средств производства и потребителей готовой продукции.
В рыночной экономике основным регулятором хозяйственных пропорций является рынок. Государственное регулирование играет вспомогательную роль. Оно строится, на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны, допустимо и целесообразно государственное регулирование.

Содержание работы

Содержание
Введение
Анализ состояния вопроса
1.Проблема государственного вмешательства в экономику.
1.1 Основные теоретические концепции государственного регулирования
1.2 Цели и задачи государственного регулирования национальной экономики
1.3 Необходимость государственного регулирования национальной экономики
2 Особенности методов государственного регулирования национальной экономики
2.1 Административные инструменты государственного регулирования национальной экономики
2.2 Экономические инструменты государственного регулирования национальной экономики
2.3 Основные направления в государственном регулировании национальной экономике
3 Государственное регулирование национальной экономики в России
3.1 Особенности государственного воздействия на экономику в условиях современной России
3.2 Перспективы развития Российской национальной экономики и её государственное регулирование
Заключение
Список используемых источников и литературы

Файлы: 1 файл

Копия Создание.docx

— 92.18 Кб (Скачать файл)

 

2 Особенности методов государственного регулирования национальной экономики.

2.1 Административные  инструменты государственного регулирования  национальной экономики

Государственное регулирование  экономики непосредственно связано  с экономической политикой и  направлено на её реализацию. Государство  для реализации целей своей экономической  политики использует различные формы  и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования экономики. Государство использует методы прямого (административного) и косвенного (экономического) воздействия на экономику. Использование  указанных методов предполагает применение характерных для них  приёмов и средств.

Особенностью административных средств регулирования экономики  является, то, что они:

- не связаны с созданием  дополнительных материальных стимулов  для их реализации;

- базируются на силе  и авторитете государственной  власти;

- включают меры запрещения, разрешения и принуждения;

- предусматривают организацию  управления предприятиями государственного  сектора экономики, государственной  собственностью.

Суть административных методов  зависит от избранного способа управления субъектами рыночной деятельности. Например, лицензирование вводят с целью регламентировать предпринимательство в тех видах  деятельности, которые не может регулировать рынок.

Административное регулирование  – это действия администрации  государства или региона, направленные на сбалансированность интересов субъектов  хозяйствования с помощью нормативных  актов, указаний, распоряжений. Администрация - это орган государственной власти на конкретной территории. Она призванная воплощать в жизни законы, постановления  и распоряжение, которое сыграют  организационную роль и определяют отношения между членами общества. В условиях нынешнего динамизма  административный аппарат государственного управления должен оперативно принимать  решение, прогнозировать будущее.

Эволюция рыночных отношений - это переход от стихийного рынка  через его развитие и усовершенствование к внедрению государственного регулирования, которое дает возможность балансировать  составные элементы системы и  поставить конкретные цели, разработать  масштабные проекты и государственные  программы. В период войны, экономических  кризисов административное регулирование  усиливается. После стабилизации экономической  системы его влияние ослабляется. Тем не менее свободного, полностью  саморегулируемого рынка нет. Итак, государственное административное регулирование есть объективная  потребность.

В условиях переходной экономики административное регулирование прежде всего нацеленное на создание соответствующих условий  для саморегулирования рынка.

Административные средства довольно эффективные, а порой имеют больший перевес сравнительно с другими способами государственного регулирования экономики. Использование административных методов эффективно в ситуациях, если ничем не ограниченная свобода отдельных субъектов предопределяет потери для других субъектов и рыночной экономики в целом.

Административное регулирование  целесообразное в случае прямого  государственного контроля над монопольными рынками путем государственного регулирования цен.

Административный контроль ведут  за экологической безопасностью  больших производств, использованием трансфертных платежей и др.

Регулирование экономики административными  средствами эффективное и тогда, если направленно на защиту национальных интересов в системе внешнеэкономической  деятельности, например, лицензирования экспорта или Государственный контроль по импорту.

При условиях переходного периода  от административно-командной системы  к рыночному отношению административное регулирование большинство предпринимателей воспринимают как вседозволенность. В результате поднимается сбалансированность развития хозяйств, получаются диспропорции в денежном обращении, разрываются  стадии регионального воспроизведения. Уменьшить продолжительность этого  периода можно внедрением твердой  исполнительной власти. Нагроможденный в свое время в административной экономике опыт в деле государственного регулирования с большим эффектом использовали страны рыночной экономики, в частности Франция, Япония и  др. По мере стабилизации экономики  государственное административное регулирование постепенно превращается в глобальное государственное влияние. Только тогда, по мере реализации рыночных реформ, следует поэтапно определять границы и для государственного регулирования рыночной экономики.

Власть, используя административные методы регулирования, решает проблемы, которые не по силам рынку. Речь идет о выполнении перспективных задач  развития страны, отдельных его регионов, в том числе формирования целесообразных производственных комплексов по охране и рационального использования естественных ресурсов, организацию рационального использования трудовых ресурсов и т.п.

В условиях формирования рыночного  отношения, экономической свободы  нужна разработка действующих механизмов территориальных систем административного  регулирование, которые бы обеспечивало сбалансированность интересов субъектов  региона и соответствующее регулирование  процессов экономически - и социального  развития. Ответственность за это  возложенная на представителей Президента и государственные администрации  всех уровней - области, административного  района. Прежде всего, о совмещении отраслевого и территориального индикативного (рекомендательного) планирования, объединение региональных интересов  с интересами предприятий (объединений) общегосударственного подчинения, которые  размещенные на территории региона. При всяческих условиях важную роль в реализации задач регионального  административного регулирования  сыграет государство. Она должна обеспечить выполнение программы реструктуризации экономики; строительство предприятий, которые завершают технологические  циклы, выпускают конечную продукцию. Реализовать такую программу  можно как за средство общегосударственного фонда регионального развития, так  и через получение государственных  заказов.

Механизм административного реформирования внешнеэкономической политики - это  воплощения в жизни административными  государственными органами мероприятий  из формирования внешнеэкономических  связей.

Административное регулирование  рыночной экономики выражает, в сущности, прямое управление со стороны государства  и предусматривает использование  системы государственных заказов  и контрактов; применение государством санкций и штрафов, лицензий, разрешений, квот; внедрение норм и стандартов, которые регламентируют требования к качеству работ, услуг, продукции, к организации производственных процессов, операций на внутреннем и внешнем рынке и т.п.

2.2 Экономические инструменты государственного  регулирования национальной экономики

Как уже упоминалось выше, государство  использует методы прямого (административного) и косвенного (экономического) воздействия  на экономику.

Экономические средства воздействия  на хозяйственные процессы предполагают использование следующих регулирующих инструментов:

- государственного экономического  прогнозирования;

- государственного экономического  программирования;

- бюджетно - налоговой системы;

- денежно – кредитной политики;

- валютной политики;

- таможенной политики.

Государственное экономическое прогнозирование  основано на результатах анализа  реального положения дел в  экономике, существующих потребностей и возможностей использования всех факторов и имеющихся ресурсов на учете тенденций развития науки  и техники интеллектуального  потенциала позволяет получить достоверные  знания о том, что может произойти  в экономике в тех или иных условиях. Исследование вариантов развития помогает осознанно формировать  экономическую политику, определять совокупность рычагов обеспечивающих ее эффективную реализацию

Экономическая наука выработала ряд  методологических требований обеспечивающих эффективность прогнозов.

- поэтапность процесса прогнозирования:  составление поискового прогноза, разработка нормативного, или целевого  прогноза;

- разработка конкретных рекомендаций  по использованию экономических  регуляторов хозяйственной деятельности;

- корректировка нормативного прогноза  с учетом механизма регулирования;

- составления сценария и вариантов  прогноза;

- сведение разного рода прогнозов  в систему.

Формирование системы прогнозов  складывается из прогнозов последствий от разных ситуаций: развития отраслей, видов производств, научно-технического прогресса, развития территорий, экологических прогнозов, прогнозов внешнеэкономической деятельности.

Государственное экономическое программирование представляет собой высшую форму государственного регулирования экономики. Это обусловлено тем, что социально - экономические программы, базируясь на экономических прогнозах, используют весь комплекс элементов государственного регулирования экономики и имеют целевую направленность. Экономические программы не только формулируют цели развития, но и определяют материальные, финансовые средства реализации этих целей. Задача государственного программирования - комплексное использование в глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики.

В зависимости от использования  различных критериев государственные программы можно подразделить на несколько видов.

По срокам государственного программирования различают:

- краткосрочные программы, разрабатываемые  на срок от одного года до трех лет;

- среднесрочные программы, рассчитанные на 3 - 5 лет;

- долгосрочные программы, которые  составляются на срок от 5 лет  и более.

По объектам государственного программирования программы подразделяются на:     

- Общегосударственные программы.  Они содержат основные и значимые для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Эти программы направлены на регулирование деятельности государственного сектора и частных фирм;

- Региональные программы, охватывающие деятельность отдельных частей экономики. В некоторых странах для социально-экономического развития регионов используют региональное планирование;

- Целевые программы. Они предусматривают  развитие конкретных направлений, например, научных исследований, а также поддержку отдельных групп населения;

- Отраслевые программы, направленные  на развитие отдельных отраслей;

- Чрезвычайные программы, которые  разрабатываются в тех случаях,  когда экономика находится в  кризисном состоянии вследствие экономических кризисов, экологических катастроф, ведения военных действий. Осуществляются они, как правило, средствами административного регулирования.

Субъектами экономического программирования являются государственные учреждения, ответственные за составление программ, их осуществления и контроль над ними. Программы разрабатываются специальным государственным органом или Министерствами экономики и финансов. К разработке программ, также широко привлекаются представители Центрального Банка, Союзы предпринимателей, торгово-промышленные палаты, профсоюзы. Программа и финансовый план ежегодно утверждаются парламентом. Государственное экономическое программирование является достаточно эффективным при решение ряда хозяйственных задач. В условиях рыночной экономики программирование может быть только индикативным, то есть носить целевой рекомендательно - стимулирующий характер, тем не менее, оно является эффективным средством решения хозяйственных задач разного уровня. Как правило, программы обеспечивают социально-экономическое развитие в желательном направлении. Программирование позволяет использовать все средства государственного регулирования экономики и избежать противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных государственных органов. Государственное финансовое стимулирование, заказы и закупки в рамках экономических программ оказывают заметное и неравномерное влияние на конкурентоспособность отдельных предприятий, положение отраслей, регионов, социальных групп и вызывают сопротивления тех, чьи интересы были ущемлены. Поэтому на государственные программирующие органы оказывается всевозможное влияние, отражающее противоречивые интересы отдельных групп.

Бюджетно-налоговая система - один из существенных рычагов реального экономического воздействия государства на хозяйственные процессы. Масштабы государственного бюджета, определяемые уровнем доходов, их долей в ВВП, создают реальные возможности влияния на социально - экономические процессы. Основным источником доходов бюджета являются налоговые поступления. Государственное влияние на экономику реализуется посредством формирования структуры расходов бюджета. Учитывая, что налоги являются важнейшим источником доходной части бюджета, а также механизмом перераспределения первичных доходов предприятий, фирм, граждан, необходимо постоянное совершенствование налоговой системы в соответствие с задачами социально - экономического развития страны.

Переход к рыночным отношениям, разгосударствления и приватизации существенным образом изменили налогооблагаемую базу: центр тяжести перенесли на доходы предприятия частного сектора; изменилась структура доходов хозяйствующих субъектов; произошло снижение доли заработной платы наёмных работников и ВВП; изменилась отраслевая структура народного хозяйства - увеличилась сфера услуг, частной торговли. Корректировка налоговой системы в соответствии с новой обстановкой в народном хозяйстве страны в большей степени будет служить эффективным средством формирования доходной части бюджета и тем самым создавать большие возможности для государственного воздействия на экономику.

Влияние налоговой системы на экономику  связано с совершенствованием размеров налогообложения (налоговых ставок), механизма селективного определения объектов льготного налогообложения.

Для оплаты государственных расходов и различных выплат населению  государству нужно иметь деньги. Необходимые для покрытия расходов суммы можно получить от государственного сектора экономики, а также путем сбора налогов. Но чтобы построить подводную лодку или проложить автомагистраль, государству нужно приобрести на деньги необходимые экономические ресурсы: товары производственного назначения, землю, труд. Поэтому, решая вопрос о том, как облагать себя налогами, люди в действительности определяют, каким образом, и в каком объеме необходимые для общественных нужд ресурсы будут изыматься из владения различных семей, из предприятий и направляться на цели производства государственных товаров и услуг. Государство всегда облагает налогами одних и выплачивает деньги другим. В прошлое ушли времена, когда налоги устанавливались власть имущими исключительно ради их собственной выгоды.

Денежно-кредитная политика - является важнейшим средством воздействия государства на хозяйственные процессы, осуществляемой Центральным банком. Денежно - кредитная политика государства должна быть направлена, прежде всего, на обеспечение устойчивого денежного обращения, непосредственно связанного с нуждами процесса воспроизводства, на основе устойчивой национальной валюты и стабильных цен. В странах с переходной экономикой эти цели дополняются задачами формирования рациональной банковской системы, борьбы с инфляцией, ликвидации дефицита государственного бюджета, создания финансовых условий выхода из кризиса.

Информация о работе Государственное регулирование национальной экономики