Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 19:37, курсовая работа
В плановой экономике государственное управление играет решающую роль в определении всех экономических пропорций. Через систему директивных адресных заданий государственные органы определяют основные хозяйственные связи и параметры деятельности каждого предприятия: объем и основной ассортимент производимой продукции, цены, поставщиков средств производства и потребителей готовой продукции.
В рыночной экономике основным регулятором хозяйственных пропорций является рынок. Государственное регулирование играет вспомогательную роль. Оно строится, на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны, допустимо и целесообразно государственное регулирование.
Содержание
Введение
Анализ состояния вопроса
1.Проблема государственного вмешательства в экономику.
1.1 Основные теоретические концепции государственного регулирования
1.2 Цели и задачи государственного регулирования национальной экономики
1.3 Необходимость государственного регулирования национальной экономики
2 Особенности методов государственного регулирования национальной экономики
2.1 Административные инструменты государственного регулирования национальной экономики
2.2 Экономические инструменты государственного регулирования национальной экономики
2.3 Основные направления в государственном регулировании национальной экономике
3 Государственное регулирование национальной экономики в России
3.1 Особенности государственного воздействия на экономику в условиях современной России
3.2 Перспективы развития Российской национальной экономики и её государственное регулирование
Заключение
Список используемых источников и литературы
2 Особенности методов государственного регулирования национальной экономики.
2.1 Административные
инструменты государственного
Государственное регулирование
экономики непосредственно
Особенностью административных
средств регулирования
- не связаны с созданием
дополнительных материальных
- базируются на силе и авторитете государственной власти;
- включают меры запрещения, разрешения и принуждения;
- предусматривают организацию
управления предприятиями
Суть административных методов
зависит от избранного способа управления
субъектами рыночной деятельности. Например,
лицензирование вводят с целью регламентировать
предпринимательство в тех
Административное
Эволюция рыночных отношений
- это переход от стихийного рынка
через его развитие и усовершенствование
к внедрению государственного регулирования,
которое дает возможность балансировать
составные элементы системы и
поставить конкретные цели, разработать
масштабные проекты и государственные
программы. В период войны, экономических
кризисов административное регулирование
усиливается. После стабилизации экономической
системы его влияние
В условиях переходной экономики административное регулирование прежде всего нацеленное на создание соответствующих условий для саморегулирования рынка.
Административные средства довольно эффективные, а порой имеют больший перевес сравнительно с другими способами государственного регулирования экономики. Использование административных методов эффективно в ситуациях, если ничем не ограниченная свобода отдельных субъектов предопределяет потери для других субъектов и рыночной экономики в целом.
Административное
Административный контроль ведут за экологической безопасностью больших производств, использованием трансфертных платежей и др.
Регулирование экономики административными
средствами эффективное и тогда,
если направленно на защиту национальных
интересов в системе
При условиях переходного периода
от административно-командной
Власть, используя административные методы регулирования, решает проблемы, которые не по силам рынку. Речь идет о выполнении перспективных задач развития страны, отдельных его регионов, в том числе формирования целесообразных производственных комплексов по охране и рационального использования естественных ресурсов, организацию рационального использования трудовых ресурсов и т.п.
В условиях формирования рыночного
отношения, экономической свободы
нужна разработка действующих механизмов
территориальных систем административного
регулирование, которые бы обеспечивало
сбалансированность интересов субъектов
региона и соответствующее
Механизм административного
Административное
Как уже упоминалось выше, государство использует методы прямого (административного) и косвенного (экономического) воздействия на экономику.
Экономические средства воздействия
на хозяйственные процессы предполагают
использование следующих
- государственного
- государственного
- бюджетно - налоговой системы;
- денежно – кредитной политики;
- валютной политики;
- таможенной политики.
Государственное экономическое прогнозирование основано на результатах анализа реального положения дел в экономике, существующих потребностей и возможностей использования всех факторов и имеющихся ресурсов на учете тенденций развития науки и техники интеллектуального потенциала позволяет получить достоверные знания о том, что может произойти в экономике в тех или иных условиях. Исследование вариантов развития помогает осознанно формировать экономическую политику, определять совокупность рычагов обеспечивающих ее эффективную реализацию
Экономическая наука выработала ряд методологических требований обеспечивающих эффективность прогнозов.
- поэтапность процесса
- разработка конкретных
- корректировка нормативного
- составления сценария и
- сведение разного рода
Формирование системы
Государственное экономическое программирование представляет собой высшую форму государственного регулирования экономики. Это обусловлено тем, что социально - экономические программы, базируясь на экономических прогнозах, используют весь комплекс элементов государственного регулирования экономики и имеют целевую направленность. Экономические программы не только формулируют цели развития, но и определяют материальные, финансовые средства реализации этих целей. Задача государственного программирования - комплексное использование в глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики.
В зависимости от использования
различных критериев
По срокам государственного программирования различают:
- краткосрочные программы,
- среднесрочные программы,
- долгосрочные программы,
По объектам государственного программирования программы подразделяются на:
- Общегосударственные программы.
- Региональные программы, охватывающие деятельность отдельных частей экономики. В некоторых странах для социально-экономического развития регионов используют региональное планирование;
- Целевые программы. Они
- Отраслевые программы,
- Чрезвычайные программы,
Субъектами экономического программирования являются государственные учреждения, ответственные за составление программ, их осуществления и контроль над ними. Программы разрабатываются специальным государственным органом или Министерствами экономики и финансов. К разработке программ, также широко привлекаются представители Центрального Банка, Союзы предпринимателей, торгово-промышленные палаты, профсоюзы. Программа и финансовый план ежегодно утверждаются парламентом. Государственное экономическое программирование является достаточно эффективным при решение ряда хозяйственных задач. В условиях рыночной экономики программирование может быть только индикативным, то есть носить целевой рекомендательно - стимулирующий характер, тем не менее, оно является эффективным средством решения хозяйственных задач разного уровня. Как правило, программы обеспечивают социально-экономическое развитие в желательном направлении. Программирование позволяет использовать все средства государственного регулирования экономики и избежать противоречивости и несогласованности регулирующих мероприятий отдельных государственных органов. Государственное финансовое стимулирование, заказы и закупки в рамках экономических программ оказывают заметное и неравномерное влияние на конкурентоспособность отдельных предприятий, положение отраслей, регионов, социальных групп и вызывают сопротивления тех, чьи интересы были ущемлены. Поэтому на государственные программирующие органы оказывается всевозможное влияние, отражающее противоречивые интересы отдельных групп.
Бюджетно-налоговая система - один из существенных рычагов реального экономического воздействия государства на хозяйственные процессы. Масштабы государственного бюджета, определяемые уровнем доходов, их долей в ВВП, создают реальные возможности влияния на социально - экономические процессы. Основным источником доходов бюджета являются налоговые поступления. Государственное влияние на экономику реализуется посредством формирования структуры расходов бюджета. Учитывая, что налоги являются важнейшим источником доходной части бюджета, а также механизмом перераспределения первичных доходов предприятий, фирм, граждан, необходимо постоянное совершенствование налоговой системы в соответствие с задачами социально - экономического развития страны.
Переход к рыночным отношениям, разгосударствления и приватизации существенным образом изменили налогооблагаемую базу: центр тяжести перенесли на доходы предприятия частного сектора; изменилась структура доходов хозяйствующих субъектов; произошло снижение доли заработной платы наёмных работников и ВВП; изменилась отраслевая структура народного хозяйства - увеличилась сфера услуг, частной торговли. Корректировка налоговой системы в соответствии с новой обстановкой в народном хозяйстве страны в большей степени будет служить эффективным средством формирования доходной части бюджета и тем самым создавать большие возможности для государственного воздействия на экономику.
Влияние налоговой системы на экономику связано с совершенствованием размеров налогообложения (налоговых ставок), механизма селективного определения объектов льготного налогообложения.
Для оплаты государственных расходов
и различных выплат населению
государству нужно иметь
Денежно-кредитная политика - является важнейшим средством воздействия государства на хозяйственные процессы, осуществляемой Центральным банком. Денежно - кредитная политика государства должна быть направлена, прежде всего, на обеспечение устойчивого денежного обращения, непосредственно связанного с нуждами процесса воспроизводства, на основе устойчивой национальной валюты и стабильных цен. В странах с переходной экономикой эти цели дополняются задачами формирования рациональной банковской системы, борьбы с инфляцией, ликвидации дефицита государственного бюджета, создания финансовых условий выхода из кризиса.
Информация о работе Государственное регулирование национальной экономики