Государственное регулирование национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 19:37, курсовая работа

Описание работы

В плановой экономике государственное управление играет решающую роль в определении всех экономических пропорций. Через систему директивных адресных заданий государственные органы определяют основные хозяйственные связи и параметры деятельности каждого предприятия: объем и основной ассортимент производимой продукции, цены, поставщиков средств производства и потребителей готовой продукции.
В рыночной экономике основным регулятором хозяйственных пропорций является рынок. Государственное регулирование играет вспомогательную роль. Оно строится, на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны, допустимо и целесообразно государственное регулирование.

Содержание работы

Содержание
Введение
Анализ состояния вопроса
1.Проблема государственного вмешательства в экономику.
1.1 Основные теоретические концепции государственного регулирования
1.2 Цели и задачи государственного регулирования национальной экономики
1.3 Необходимость государственного регулирования национальной экономики
2 Особенности методов государственного регулирования национальной экономики
2.1 Административные инструменты государственного регулирования национальной экономики
2.2 Экономические инструменты государственного регулирования национальной экономики
2.3 Основные направления в государственном регулировании национальной экономике
3 Государственное регулирование национальной экономики в России
3.1 Особенности государственного воздействия на экономику в условиях современной России
3.2 Перспективы развития Российской национальной экономики и её государственное регулирование
Заключение
Список используемых источников и литературы

Файлы: 1 файл

Копия Создание.docx

— 92.18 Кб (Скачать файл)

В результате применения комплекса  мер возникает эффект мультипликации, согласно которому инвестиции, осуществляемые правительством, благоприятно сказываются  на динамике валового внутреннего продукта, обеспечивают рост занятости, расширяют  потребление.

Механизм его действия следующий. Отрасли, получившие первоначальный импульс, способствуют расширению производства в смежных отраслях. Это в свою очередь приводит к росту занятости  и повышению спроса на потребительские  товары, что вызывает расширение производства в отраслях, производящих предметы потребления.

Политика стимулирования экономического роста способствовала развитию научно-технической революции, использованию ее достижений в самых  различных сферах экономики. Расходы  правительства на образование, подготовку и переподготовку кадров сделали  возможным повышение общего уровня квалификации занятых в общественном производстве. Кроме того, удалось в определенной степени сгладить циклические колебания.

Совершенно очевидно, что  без серьезной государственной  поддержки многим европейским странам  и США не удалось бы создать  и развить современные отрасли  экономики. В частности, суммарная  государственная помощь крупнейшей американской корпорации "Боинг" по состоянию на 2005 г. оценивалась в 25 млрд. долл. Европейский концерн "Аэробус" со дня основания в 1967 г. получил различных видов государственных субсидий примерно на 15 млрд. долл.

В 1992 г. между этими компаниями был подписано соглашение, согласно которому общий объем государственных субсидий не должен превышать трети от собственных инвестиций компаний.

В периоды же начинающегося  экономического бума, или перегрева  грозящего кризисом перепроизводства, предлагаются государственные мероприятия, ограничивающие рост инвестиций и, следовательно, производства. Именно такую политику проводит Китай с начала третьего тысячелетия, пытаясь сократить  высокие темпы экономического роста.

Использование кейнсианских концепций в практике государственного регулирования экономики США  и большинства стран Западной Европы породило у многих западных экономистов уверенность в том, что была найдена почти идеальная  модель смешанной экономики.

Как ни парадоксально, но Россия, где долгие годы существовала жесткая  система централизованного планирования, и традиционно было велико вмешательство  государства в экономику, на протяжении 90-х годов переживала глубокий бюджетный  кризис.

За годы экономических  реформ в России в конце прошлого столетия удельный вес государственных  расходов сократился к 2005 г. до 27,7% от ВВП.

По степени эффективности  фискальной политики Россия уступала не только большинству промышленно  развитых стран, но и многим развивающимся  государствам. В начале 90-х годов  по этому показателю Россия занимала 43-е место в мире.

Интересно отметить, что  из 15 стран, которые в начале 90-х  годов имели наиболее высокий  рейтинг по степени эффективности  фискальной политики, 9 стран (Гонконг, США, Япония, Сингапур, Тайвань, Таиланд, Малайзия, Индонезия и Индия) в  том же году входили в первую десятку  стран мира по такому синтетическому показателю, как степень экономической  свободы.

Этот показатель основывается на 8 критериях, учитывающих, в частности, долю государственных расходов в  ВВП, степень государственного вмешательства  в функционирование финансового  рынка, наличие ограничений в  торговле и др.

В начале экономических преобразований в России были полностью устранены  планирующие органы и разрушены  крупные промышленные комплексы. В  таких условиях появление клановых и мафиозных образований гораздо  выше, чем вероятность появления  рынка, где господствует добросовестная конкуренция.

Заняв позицию невмешательства, государство предоставило возможность  отечественного варианта капиталистической  экономики формироваться под  бдительным оком других институтов, приведших  к глубокому экономическому и  финансовому кризису.

В конце 90-х годов, когда  более трети ВВП производилась  в теневом секторе вернуть "руководящую  и направляющую" роль государства  оказалось задачей архи трудной.

Структуры, заполнившие институциональный  вакуум российской экономики, были неспособны на реальную трансформацию общества на рыночных принципах, что привело к развитию так называемого "бандитского капитализма", последствие которого Россия не может преодолеть до сих пор.

Новые институциональные  формы могут заменить уже сложившиеся  только во время драматических эпизодов истории - таких как войны, открытые социальные конфликты или системный  кризис.

Концепция монетаризма

В основе идей монетаризма  лежит количественная теория денег, трактующая деньги как основной элемент  рыночного хозяйства. Согласно данной теории денежная масса, находящаяся  в обращении, оказывает непосредственное влияние на уровень цен. Это означает, что деньги выполняют функцию  управления спросом, и соответственно хозяйственными процессами, в том  числе оказывают значительное влияние  на объем производства и занятость. Родоначальниками количественной теория денег считают британского ученого  Вандерлинга и Д. Юма (XVII век).

По мере развития теория усложнялась и все более сближалась с финансовой и макроэкономической практикой. В основу количественной теории денег положено существование  прямой пропорциональной зависимости  между ценами и количеством обращающихся денег, которое первоначально было выражено в формуле:

М = Р

где М - денежная масса, Р - уровень  цен.

Позже формула получает добавление: "при прочих неизменных или равных условиях". Но эта причинно-следственная связь не в полной мере отражала существовавшую практику. Как правило, денежная масса росла быстрее, чем  цены.

Заметный вклад в эту  теорию внес Д. Риккардо. Он показал, что, несмотря на различия между деньгами металлическими и бумажными, и те и другие являются средством обращения. Зависимость М-Р распространяется на деньги в целом.

Следующий этап развития данной теории связан с известным английским мыслителем и экономистом Джоном Стюартом Миллем (1806 - 1873 гг.). В своем  главном труде "Основы политической экономии" (1848 г.) несколько глав посвящено монетарной теории. Ученый показал зависимость стоимости денег от спроса и предложения, раскрыл содержание биметаллизма, роль кредита в денежном обращении, специфику бумажных денег и опасность их избыточного предложения.

Переход количественной теории денег в новое качество связан с появлением уравнения обмена известного американского ученого, экономиста-математика, профессор Йельского университета США Ирвинга Фишера (1867 - 1947 гг.), который  нашел четкое логическое выражение  самой сути количественной теории денег.

В предложенным им уравнении  обмена M*V = P*Y, кроме уже известных  нам обозначений: M - предложение  денег (денежная масса) и P - уровень  цен, были добавлены V - скорость обращения  денег и Y - физический объем производства.

Количественное уравнение  обмена стало ключевым в концепции  монетаризма. С помощью уравнения  обмена можно определить:

1. денежную массу необходимую  для размещения созданного в  течение года реального продукта (M = P Y / V);

2. уровень цен (P = M V/ Y);

3. реальный продукт в  ценах на начало года (Y = M V/ P );

4. скорость обращения  денежных единиц (V = P Y / M).

Уравнение обмена при всей своей классической четкости не учитывало  функции накопления денег, т.е. инвестиционного  ресурса. Деньги в уравнении Фишера функционировали как средство обращения  и платежа.

В начале прошлого столетия экономисты считали деньгами лишь монеты и банкноты. Чековое обращение  только зарождалось. Дж. Кейнс в своей  книге "Трактат о деньгах" (1930 г.) впервые к денежным средствам отнес вклады до-востребования, предназначавшиеся к применению в качестве отложенного средства платежа.

Современная количественная теория и банковская практика оперирует  понятием M1 и M2.

В первое понятие включается - корзина денежной наличности, состоящая  из обращающихся банкнот, чековых вкладов  до востребования и дорожных чеков (аккредитивов).

Во второе понятие включаются срочные вклады и облигации государственных  займов (потенциальная наличность).

Денежная теория превратилась в движущую силу нового экономического учения, которое с легкой руки американского  экономиста Карла Бруннера (1968 г.) получила название монетаризм.

В основе концепции монетаризма  лежит положение о том, что  априори рынки конкурентны и  рыночная система в состоянии  автоматически достигать макроэкономического  равновесия.

Идейным лидером монетаристов во второй половине прошлого столетия был американский экономист Милтон Фридмен, автор работ по теории и  практики денежного обращения. Основные его работы - "Капитализм и свобода" (1962 г.), "Монетарная история Соединенных штатов в 1867 - 1960 гг." (1963 г.), "Свобода выбора" (1980 г.). Фридман сумел совершить радикальный переворот в международной валютной системе в 70-е годы прошлого столетия. Будучи ярым сторонником гибких валютных курсов, Фридман вел активную работу по воплощению своей идеи в реальную экономическую политику. Фактически благодаря усилиям Фридмена произошел демонтаж Бретон-Вудской системы, основанной на золотом стандарте и фиксированном курсе валют.

Монетаризм можно назвать  особым подходом к анализу экономического роста, национального дохода, занятости, проблем открытой экономики.

По, мнению монетаристов, рыночная система имеет два принципиальных преимущества - она чрезвычайно динамична  и является саморегулирующейся. В  результате эта система дает широкий  простор изменениям, восприимчива к  нововведениям, гибко приспосабливается  к новым потребностям.

Рынок побуждает людей  проявлять энергию, умение, амбиции, идти на риск. Рыночная система способна обеспечить быстрый и эффективный  рост, источник этого роста лежит, прежде всего, в активности и предприимчивости людей. Механизм саморегулирования  экономически эффективен, требует относительно мало затрат.

М. Фридмен бескомпромиссно  отстаивал идею об исключительном значении устойчивости денег для нормального  функционирования экономики. Отклонение от этого правила означает распад всех механизмов, с помощью которых  части рыночной экономики образуют единое целое.

Идеал для денежной политики монетаристы определяли как стабильность, стабильность и еще раз стабильность. Стабильный рост запаса денег обеспечивает - стабильный рост производства.

Отсюда "денежное правило": Центральный банк обязан поддерживать устойчивость прироста денежного запаса независимо от циклического движения хозяйственной конъюнктуры. Положение  о том, что прирост денежной массы не должен превышать 3-5% в год - легло в основу политики многих стран мира и большинства, международных валютно-финансовых организаций.

Монетаристы считают государственное  регулирование вредным для развития предпринимательской инициативы, дестабилизирующим  экономику и изначально бюрократичным. Поэтому они призывают к минимизации  вмешательства государства в  экономику, допуская лишь проведение фискальной политики.

Гибкость цен и ставок заработной платы гарантирует воздействие  изменения совокупных расходов на цены товаров и ресурсов, а не на уровни производства и занятости. Таким  образом, суть монетарной политики - в  регулировании объема предложения  денег для стабилизации национального  рынка.

Современные монетаристы  особое внимание обращают на социально-психологическую  атмосферу экономического развития, на учет факторов ожиданий и неожиданностей, степени информированности экономических  субъектов и рациональности их выбора.

Современный монетаризм вносит добавления в уравнение обмена И. Фишера; использует британскую формулу  реальных денежных остатков, т.е. взаимозависимости  совокупного денежного спроса и  индекса цен; применяет коэффициенты монетизации ВВП, резервной базы, государственного долга.

Основы монетаристского  учения использовались при выработке  кредитно-денежной политики Центральных  банков различных стран, международными финансовыми организациями, в том  числе Международным валютным фондом, Мировым банком, Европейским банком реконструкции и развития и др.

Тем не менее, на практике многие предсказания Фридмана не получили подтверждения. В частности, это касается изменений  в мировой экономике после введения плавающих курсов валют. С течением времени стало ясно, что плавающие курсы не являются ни панацеей от международных финансовых кризисов ни тем более спасением свободного рынка.

На протяжении 13 лет, когда  действовали фиксированные курсы (1960-1972 гг.) реальные темпы экономического роста были вдвое выше, чем за такой же период плавающих курсов. Более того, обострились наиболее чувствительные для населения проблемы - инфляция и безработица, уровень  которых в период действия Бретон-Вудской  системы был ниже, чем в эпоху  гибких курсов. Хотя Фридмен предполагал, что гибкие курсы препятствуют накоплению инфляционных дифференциалов между  валютами, в действительности они  даже возросли и стали устойчивее.

После отмены фиксированных  курсов Фридмен надеялся на расцвет  мировой торговли, однако после введения плавающих курсов ее темпы роста  сократились почти в два раза. Так если в 1964 - 1973 гг. темп прироста международной торговли составлял 8,7%, то в 1974 - 1990 годах. - 4,5%.

Идеологи российской экономической  реформы начала 90-х годов прошлого столетия официально провозгласили  приверженность монетаризму, открытой рыночной экономики и действительно  пытались использовать основные принципы этих моделей.

В частности, начали создаваться  отдельные механизмы регулирования  объема предложения денег для  стабилизации национального рынка. Государственная монетарная политика проводилась через Центральный  банк России, который осуществлял  эмиссию денег, регулировал платежи  и резервы коммерческих банков, определял  величину учетной ставки, изменял  уровень резервной нормы. Центральный  банк России пытался проводить операции на открытом рынке.

Информация о работе Государственное регулирование национальной экономики