Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 09:50, курсовая работа
Государственное регулирование рынка труда становится на современном этапе одним из приоритетных направлений государственной политики социального развития, центром которой является человек.
Нарастаниеа объективных процессов, происходящих на мегауровне, в частности глобализация мировой экономики, увеличение межстрановых потоков рабочей силы, постепенное включение Беларуси в систему международного разделения труда и членство ее в крупнейших международных организациях, обусловливают изменения, которые происходят и будут происходить на отечественном рынке труда, и диктуют необходимость возрастания регулирующей роли государства на национальном рынке труда, а также предусматривают применение новых подходов к регулированию данного рынка.
Введение……………………………………………………………........
1 Теоретические основы регулирования рынка труда……….......
1.1 Сущность, цели и задачи государственного регулирования рынка труда…………………………………………………………………...
1.2 Формы, методы и направления государственного регулирования рынка труда…………………………………………………
2 Опыт зарубежных стран в регулировании рынка труда………
2.1 Государственное регулирование рынка труда в Дании………………………………………………………………………….
2.2 Особенности государственного регулирования рынка труда в Германии ………………………………………………………………………
2.3 Государственное регулирование рынка труда Японии………………………………………………………………………...
3 Государственное регулирование рынка труда в Республике Беларусь……………………………………………………………………….
3.1 Состояние рынка труда Республики Беларусь……………………………………………………………………….
3.2 Государственное регулирование рынка занятости……………………………………………………………………...
3.3 Перспективы развития рынка труда в Беларуси………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………...
Список используемых источников……………………………………
Государственное регулирование рынка труда
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.1 Сущность, цели и задачи
государственного регулирования рынка
труда………………………………………………………………… 1.2 Формы, методы и направления
государственного
2.1 Государственное регулирование
рынка труда в
Дании………………………………………………………………… 2.2 Особенности государственного
регулирования рынка труда в
Германии ……………………………………………………………………… 2.3 Государственное регулирование
рынка труда
Японии………………………………………………………………
3.1 Состояние рынка труда
Республики 3.2 Государственное регулирование
рынка 3.3 Перспективы развития
рынка труда в Заключение…………………………………………………… Список используемых источников…………………………………… |
3 5
5
8 11
14
16
19
24
24
27
33 37 39 |
Введение
Государственное регулирование рынка труда становится на современном этапе одним из приоритетных направлений государственной политики социального развития, центром которой является человек.
Нарастаниеа объективных процессов, происходящих на мегауровне, в частности глобализация мировой экономики, увеличение межстрановых потоков рабочей силы, постепенное включение Беларуси в систему международного разделения труда и членство ее в крупнейших международных организациях, обусловливают изменения, которые происходят и будут происходить на отечественном рынке труда, и диктуют необходимость возрастания регулирующей роли государства на национальном рынке труда, а также предусматривают применение новых подходов к регулированию данного рынка.
В настоящее время проблема регулирования рынка труда для Беларуси является актуальной, так как отечественный рынок труда, как и другие сферы жизни, переживает непростые времена. И хотя он достаточно стабильный и подконтрольный (а по цифрам зарегистрированной безработицы может позавидовать любая страна), все же здесь есть ряд проблемных мест и негативных тенденций (существенное несоответствие уровня зарегистрированной безработицы и реальной безработицы, отток высококвалифицированных кадров за границу, сохраняется тенденция превышения увольнения работников над приемом и другие проблемы), которые нуждаются в регулировании со стороны государства.
К определенному моменту сложилась такая ситуация, что большинство развитых стран уже сформировали свой рынок труда, накопили опыт решения проблем занятости и научились сглаживать, возникающие при этом, негативные последствия. Поэтому следует изучать их опыт и извлекать для себя необходимую информацию, которая будет в дальнейшем применима в условиях нашей республики.
Цель данной работы – изучение проблем, состояния и перспектив развития государственного регулирования рынка труда.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решались следующие задачи:
Цели и задачи определили структуру работы.
Объектом исследования является государственное регулирование рынка труда.
Предметом исследования являются проблемы, состояние и перспективы развития государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь.
Информационной базой для написания курсовой работы послужили данные официальной статистики Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты, результаты обследований населения, проводимых Национальным статистическим комитетом республики, материалы, опубликованные в научной экономической литературе и периодической печати, аналитические материалы международных организаций. Кроме того, использовались интернет-источники, поскольку в глобальной сети можно найти наиболее свежие данные, особенно по практической части.
Мировая и отечественная экономическая наука накопила богатый опыт как в области теоретических исследований рынка труда, так и в практических вопросах его регулирования.
В отечественной экономической
науке различные аспекты
При освещении выбранной темы использовались различные методы: анализ, синтез, обобщение, описание, метод сочетания логического и исторического.
1 Теоретические основы государственного регулирования рынка труда
Появление
серьезных социально-
Регулирование рынка
труда представляет собой комплексную
систему экономических, законодательных
Масштабы вмешательства в экономику зависят как от уровня экономического развития, так и от национальной специфики (традиционная роль государства в обществе; социальный, религиозный, этический менталитет).
Одна из
основных и самых сложных
Система государственного регулирования складывается под влиянием различных факторов: политических, социальных, экономических и правовых [10, c. 110].
Социальный аспект
предполагает
Экономический аспект обусловливает
необходимость регулирования
Правовой аспект обеспечивает законодательное закрепление правовых норм и гарантий трудящихся, форм собственности и других элементов новой системы хозяйствования, гарантируя тем самым устойчивое функционирование всей системы государственного регулирования в целом и трудового потенциала в частности.
Государственное регулирование рынка рабочей силы обусловлено неспособностью рыночной системы обеспечить воспроизводство рабочей силой необходимого качества (ее общеобразовательного и квалификационного потенциала), уменьшить растущую безработицу, а также обеспечить значительную часть безработных средствами к существованию.
Главными целями государственного
регулирования рынка труда
Эта «гибкость» по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям.
В соответствии с целями можно выделить следующие основные задачи, стоящие перед государством на рынке труда:
Данные задачи государство стремится решить различными методами.
Методы (способы) и меры государственного регулирования рынка труда можно дифференцировать по различным признакам: по объектам воздействия; по направленности воздействия; по форме воздействия; по характеру воздействия на рынок труда; по содержанию регулирующих мер; по уровню управленческого воздействия; по продолжительности воздействия.
Объектами воздействия являются население, его отдельные группы работников, предприниматели и их группы, определенные элементы организации труда и т.д.
В зависимости от особенностей объекта регулирования можно выделить меры общего воздействия и специальные меры.
По направленности воздействия выделяют следующие меры: увеличивающие (уменьшающие) спрос на рабочую силу, увеличивающие (уменьшающие) предложение на рабочую силу, влияющие на структуру спроса и структуру предложения, нацеленные на увеличение степени соответствия спроса и предложения.
По форме воздействия на рынок труда можно выделить прямые методы регулирования – государственное субсидирование занятости на предприятиях различных форм собственности, стимулирование гибких форм занятости, и т.п. – и косвенные методы регулирования: регулирование демографической ситуации, увеличение государственных заказов, закупок, смягчение налогового пресса, поощрение инвестиционной деятельности, стимулирование профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы и т.д.
По характеру воздействия на рынок труда регулирующие меры можно дифференцировать на поощрительные, ограничительные, запретительные и защитные.
По содержанию регулирующих
мер выделяют меры
Информация о работе Государственное регулирование рынка труда