Государственное регулирование рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 09:50, курсовая работа

Описание работы

Государственное регулирование рынка труда становится на современном этапе одним из приоритетных направлений государственной политики социального развития, центром которой является человек.
Нарастаниеа объективных процессов, происходящих на мегауровне, в частности глобализация мировой экономики, увеличение межстрановых потоков рабочей силы, постепенное включение Беларуси в систему международного разделения труда и членство ее в крупнейших международных организациях, обусловливают изменения, которые происходят и будут происходить на отечественном рынке труда, и диктуют необходимость возрастания регулирующей роли государства на национальном рынке труда, а также предусматривают применение новых подходов к регулированию данного рынка.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………........
1 Теоретические основы регулирования рынка труда……….......
1.1 Сущность, цели и задачи государственного регулирования рынка труда…………………………………………………………………...
1.2 Формы, методы и направления государственного регулирования рынка труда…………………………………………………
2 Опыт зарубежных стран в регулировании рынка труда………
2.1 Государственное регулирование рынка труда в Дании………………………………………………………………………….
2.2 Особенности государственного регулирования рынка труда в Германии ………………………………………………………………………
2.3 Государственное регулирование рынка труда Японии………………………………………………………………………...
3 Государственное регулирование рынка труда в Республике Беларусь……………………………………………………………………….
3.1 Состояние рынка труда Республики Беларусь……………………………………………………………………….
3.2 Государственное регулирование рынка занятости……………………………………………………………………...
3.3 Перспективы развития рынка труда в Беларуси………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………...
Список используемых источников……………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!!!!.docx

— 170.24 Кб (Скачать файл)

Государственное регулирование рынка труда


 

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………........                                                                                                      

  1. Теоретические основы регулирования рынка труда……….......                     

  1.1 Сущность, цели и задачи государственного регулирования рынка труда…………………………………………………………………...                                                                                                                      

  1.2 Формы, методы и направления государственного                 регулирования рынка труда…………………………………………………                                                                                                           

  1. Опыт зарубежных стран в регулировании рынка труда………              

  2.1 Государственное регулирование рынка труда в                       Дании………………………………………………………………………….                  

  2.2 Особенности государственного регулирования рынка труда в       Германии ………………………………………………………………………                                                                                                              

  2.3 Государственное регулирование рынка труда                     Японии………………………………………………………………………...                   

  1. Государственное регулирование рынка труда в Республике         Беларусь……………………………………………………………………….                                                                                                               

  3.1 Состояние рынка труда Республики                                         Беларусь……………………………………………………………………….                                 

  3.2 Государственное регулирование рынка                                    занятости……………………………………………………………………...                              

  3.3 Перспективы развития рынка труда в                                        Беларуси………………………………………………………………………                               

Заключение……………………………………………………………...                                                                                                 

Список используемых источников……………………………………                                                                                    

3

5

 

5

 

8

11

 

14

 

16

 

19

 

24

 

24

 

27

 

33

37

39


 

 

Введение

 

 

Государственное регулирование рынка  труда становится на современном этапе одним из приоритетных направлений государственной политики социального развития, центром которой является человек.

Нарастаниеа объективных процессов, происходящих на мегауровне, в частности глобализация мировой экономики, увеличение межстрановых потоков рабочей силы, постепенное включение Беларуси в систему международного разделения труда и членство ее в крупнейших международных организациях, обусловливают изменения, которые происходят и будут происходить на отечественном рынке труда, и диктуют необходимость возрастания регулирующей роли государства на национальном рынке труда, а также предусматривают применение новых подходов к регулированию данного рынка.

В настоящее время проблема регулирования рынка труда  для Беларуси является актуальной, так как отечественный рынок труда, как и другие сферы жизни, переживает непростые времена. И хотя он достаточно стабильный и подконтрольный (а по цифрам зарегистрированной безработицы может позавидовать любая страна), все же здесь есть ряд проблемных мест и негативных тенденций (существенное несоответствие уровня зарегистрированной безработицы и реальной безработицы, отток высококвалифицированных кадров за границу, сохраняется тенденция превышения увольнения работников над приемом и другие проблемы), которые нуждаются в регулировании со стороны государства.

К определенному моменту  сложилась такая ситуация, что  большинство развитых стран уже  сформировали свой рынок труда, накопили опыт решения проблем занятости и научились сглаживать, возникающие при этом, негативные последствия. Поэтому следует изучать их опыт и извлекать для себя необходимую информацию, которая будет в дальнейшем применима в условиях нашей республики.

Цель данной работы – изучение проблем, состояния и перспектив развития государственного регулирования рынка труда.

В соответствии с поставленной целью в курсовой работе решались следующие задачи:

  • рассмотреть сущность государственного регулирования рынка труда, а также цели, которые оно преследует и задачи, которые  призвано решать;
  • изучить основные методы, которые используются в регулировании рынка труда, а также формы, в которых государственное регулирование рынка труда может осуществляться;
  • выявить основные направления  государственного регулирования рынка труда;
  • изучить опыт зарубежных стран в государственном регулировании рынка труда;
  • проанализировать состояние рынка труда в Республике Беларусь;
  • рассмотреть государственное регулирование рынка труда в нашей республике;
  • выявить перспективы развития отечественного рынка труда.

Цели и задачи определили структуру работы.

Объектом исследования является государственное регулирование рынка труда.

Предметом исследования являются проблемы, состояние и перспективы развития государственного регулирования рынка труда в Республике Беларусь.

Информационной базой  для написания курсовой работы послужили  данные официальной статистики Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты, результаты обследований населения, проводимых Национальным статистическим комитетом республики, материалы, опубликованные в научной экономической литературе и периодической печати, аналитические материалы международных организаций. Кроме того, использовались интернет-источники, поскольку в глобальной сети можно найти наиболее свежие данные, особенно по практической части.

Мировая и отечественная  экономическая наука накопила богатый опыт как в области теоретических исследований рынка труда, так и в практических вопросах его регулирования.

В отечественной экономической  науке различные аспекты государственного регулирования рынка труда изучали: С. М. Анохов, Е. В. Ванкевич, Е. Варшавская, И. Зенькова, И. Золин, Л.Боровик и др.

При освещении выбранной  темы использовались различные методы: анализ, синтез, обобщение, описание, метод сочетания логического и исторического.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы государственного регулирования рынка труда

 

 

    1. Сущность, цели, задачи и методы государственного            регулирования рынка труда

 

 

Появление серьезных социально-экономических  последствий безработицы привели к необходимости вмешательства государства в сферу труда. За счет этого стало возможным видоизменить трудовые отношения, провести их регулирование и ограничить свободу рыночных сил. Как элемент, было создано мощное государственное правовое регулирование рынка труда, с помощью которого регулируются трудовые отношения (продолжительность рабочего дня, порядок найма и увольнения, предоставления выходных дней и т.д.) на интернациональном и национальном уровне.

Регулирование рынка  труда представляет собой комплексную  систему экономических, законодательных, административных, организационных мер, направленных на стимулирование роста занятости, подготовку и переподготовку работников; введение системы социального страхования, безработицы; обязательное пенсионное обеспечение и на другие элементы экономической системы общества [3].

Масштабы вмешательства в экономику зависят как от уровня экономического развития, так и от национальной специфики (традиционная роль государства в обществе; социальный, религиозный, этический менталитет).

 Одна из  основных и самых сложных задач  государственного регулирования рынка труда - достижение оптимального баланса между рынком и государственным вмешательством в его механизмы. Абсолютная либерализация рынка так же недопустима, как и тотальное огосударствление в целом.

Система государственного регулирования  складывается под влиянием различных  факторов: политических, социальных, экономических  и правовых [10, c. 110].

 Социальный аспект  предполагает сбалансированность  отношений между целями и задачами развития производства и многогранными интересами работников, в том числе и их личной заинтересованностью в результатах их труда.

Экономический аспект обусловливает  необходимость регулирования трудового  потенциала как совокупности уже  работающего населения и лиц, обучающихся с отрывом от производства, регулирования эффективности использования рабочей силы и ее профессионального уровня, обеспечения отраслей народного хозяйства рабочей силой и т.д.

Правовой аспект обеспечивает законодательное закрепление правовых норм и гарантий трудящихся, форм собственности и других элементов новой системы хозяйствования, гарантируя тем самым устойчивое функционирование всей системы государственного регулирования в целом и трудового потенциала в частности.

Государственное регулирование  рынка рабочей силы обусловлено  неспособностью рыночной системы обеспечить воспроизводство рабочей силой необходимого качества (ее общеобразовательного и квалификационного потенциала), уменьшить растущую безработицу, а также обеспечить значительную часть безработных средствами к существованию.

Главными целями государственного регулирования рынка труда является:

  1. обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении «естественного уровня безработицы», определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;
  2. создание «гибкого рынка труда», способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность [14, c. 55-56].

Эта «гибкость» по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям.

В соответствии с целями можно выделить следующие основные задачи, стоящие перед государством на рынке труда:

  1. достижение такого соотношения между спросом и предложением труда, а также его активной и резервной частями, при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения, а с другой – сохраняются эффективные стимулы к труду.
  2. формирование оптимальной профессионально-отраслевой, квалифицированно – образовательной и географической мобильности трудовых ресурсов, что создает предпосылки для повышения эффективности всей рыночной экономики.

Данные задачи государство стремится  решить различными методами.

Методы (способы) и меры государственного регулирования рынка труда можно дифференцировать по различным признакам: по объектам воздействия; по направленности воздействия; по форме воздействия; по характеру воздействия на рынок труда; по содержанию регулирующих мер; по уровню управленческого воздействия; по продолжительности воздействия.

Объектами воздействия являются население, его отдельные группы работников, предприниматели и их группы, определенные элементы организации труда и т.д.

В зависимости от особенностей объекта регулирования можно выделить меры общего воздействия и специальные меры.

По направленности воздействия  выделяют следующие меры: увеличивающие (уменьшающие) спрос на рабочую силу, увеличивающие (уменьшающие) предложение на рабочую силу, влияющие на структуру спроса и структуру предложения, нацеленные на увеличение степени соответствия спроса и предложения.

По форме воздействия на рынок труда можно выделить прямые методы регулирования – государственное субсидирование занятости на предприятиях различных форм собственности, стимулирование гибких форм занятости, и т.п. – и косвенные методы регулирования: регулирование демографической ситуации, увеличение государственных заказов, закупок, смягчение налогового пресса, поощрение инвестиционной деятельности, стимулирование профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы и т.д.

По характеру воздействия  на рынок труда регулирующие меры можно дифференцировать на поощрительные, ограничительные, запретительные и защитные.

 По содержанию регулирующих  мер выделяют меры экономического  характера (поддержка экономически  целесообразных рабочих мест, организация общественных работ, специализированное инвестирование в поддержку малого бизнеса.); меры административного характера (снижение пенсионного возраста, уменьшение продолжительности рабочего дня, ограничение числа мест работы для одного человека, возможностей совместительства, изменение состава экономически активного населения т.п.); смешанные, сочетающие экономическое и административное регулирование (финансовую, налоговую, таможенную, внешнеторговую, инновационно-инвестиционную, протекционистскую политики).

Информация о работе Государственное регулирование рынка труда