Государственное регулирование рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 09:50, курсовая работа

Описание работы

Государственное регулирование рынка труда становится на современном этапе одним из приоритетных направлений государственной политики социального развития, центром которой является человек.
Нарастаниеа объективных процессов, происходящих на мегауровне, в частности глобализация мировой экономики, увеличение межстрановых потоков рабочей силы, постепенное включение Беларуси в систему международного разделения труда и членство ее в крупнейших международных организациях, обусловливают изменения, которые происходят и будут происходить на отечественном рынке труда, и диктуют необходимость возрастания регулирующей роли государства на национальном рынке труда, а также предусматривают применение новых подходов к регулированию данного рынка.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………........
1 Теоретические основы регулирования рынка труда……….......
1.1 Сущность, цели и задачи государственного регулирования рынка труда…………………………………………………………………...
1.2 Формы, методы и направления государственного регулирования рынка труда…………………………………………………
2 Опыт зарубежных стран в регулировании рынка труда………
2.1 Государственное регулирование рынка труда в Дании………………………………………………………………………….
2.2 Особенности государственного регулирования рынка труда в Германии ………………………………………………………………………
2.3 Государственное регулирование рынка труда Японии………………………………………………………………………...
3 Государственное регулирование рынка труда в Республике Беларусь……………………………………………………………………….
3.1 Состояние рынка труда Республики Беларусь……………………………………………………………………….
3.2 Государственное регулирование рынка занятости……………………………………………………………………...
3.3 Перспективы развития рынка труда в Беларуси………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………...
Список используемых источников……………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!!!!.docx

— 170.24 Кб (Скачать файл)

Одновременно сокращаются  другие социальные выплаты безработным (например, в Великобритании снижен размер жилищных субсидий безработным семьям).

Параллельно с ужесточением контроля над процессом трудоустройства отдельные страны вводят систему материального поощрения активных поисков работы безработными. Этот подход широко применяется в Японии: размер выплачиваемого поощрения (оно может достигать суммы четырехмесячного пособия по безработице) напрямую зависит от скорости трудоустройства безработного на новое рабочее место. Практика выплаты премиальных длительно безработным, сумевшим трудоустроиться, стала вводиться и в некоторых американских штатах.

Другое направление активизации  трудоустройства безработных, в  основе которого лежит усиление заинтересованности работодателей в предоставлении рабочих мест безработным, получило развитие в Германии. Оно заключается в том, что государство переносит акценты материальной заинтересованности от безработного на нанимателя.

В большинстве стран в  последнее время наблюдается  тенденция постепенного замещения пассивных мер регулирования занятости активными.

Наряду с общими для  всех стран тенденциями, характеризующими государственное регулирование занятости, каждая страна имеет свою собственную модель рынка труда, зависящую от модели и состояния национальной экономики, менталитета, культуры и традиций нации.

Таким образом, в большинстве  развитых стран проводится активная политика занятости, существуют развитые институты рынка труда, а также  системы профессиональной подготовки населения и социального страхования, ориентированные на рынок труда. Вместе с тем, масштабы и направления государственного регулирования сферы занятости весьма различны. В то время как в одних странах распространено регулирование всех аспектов рынка труда и самое широкое участие профсоюзов в деятельности предприятий, то в других приветствуется лишь принятие  либеральных законов, определяющих общие правила и процедуры регулирования трудовых отношений.

 

 

    1. Государственное регулирование занятости в Дании

 

 

В Дании реализуются основные идеи концепции «flexicurity», суть которой заключается в том, что гибкость и защищенность не противоречат друг другу, а при определенных условиях могут взаимодополнять и взаимоусиливать друг друга.

Один из разработчиков  данной концепции, профессор Тилбургского университета (Нидерланды) TonWilthagen дает следующее определение понятия «flexicurity»: это стратегия и политика, целью которых является, с одной стороны, увеличение гибкости рынка труда, организации труда и трудовых отношений, а, с другой стороны, рост защищенности (защищенности занятости и социальной защищенности) работников, особенно «слабых» низкоконкурентных групп [13, c. 26].

Целью управления рынком труда  в Дании является обеспечение  гибкости всех его институтов. Дания относится к странам с либеральным трудовым законодательством, уровень жесткости которого в сфере защиты занятости составляет 1,5(по шестибалльной шкале). По этому показателю среди европейских стран-членов ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) она делит 3-4 место со Швейцарией, пропустив вперед Великобританию и Ирландию. Однако в отличие от последних уровень жесткости (а фактически – гибкости ) законодательного регулирования труда постоянных и временных работников в Дании одинаков. Неудивительно, что в условиях относительной свободы в отношениях «найма-увольнения» датский рынок труда характеризуется значительным уровнем межфирменной мобильности и интенсивным движением рабочей силы между различными состояниями на рынке труда. Так, в среднем от 25% до 35% работников в течение года меняют место работы. При этом значительная их часть проходит через состояние безработицы.

Другой отличительной  чертой регулирования рынка труда  в Дании является достаточно щедрая система материальной поддержки безработных. Уровень замещения потерянного заработка составляет в среднем 63-78%(в зависимости от состава семьи безработного). Для низкодоходных групп размер пособия  по безработице еще выше: он варьирует от 89% для безработного, не имеющего семьи, до 96% для безработного – родителя-одиночки, воспитывающего двух детей. В результате расходы  на пособия безработным достаточно высоки: по мнению  датских экспертов, они соответствуют задачам защиты доходов населения в условиях высокого риска безработицы [13, c. 27].

Согласование политики занятости  и социальной защиты реализуется  в Дании через права и обязанности  безработных, пересмотр которых  был осуществлен в ходе реформирования политики управления рынком труда в 90-е годы. При этом особое внимание уделялось стимулированию усилий  самого безработного по поиску нового места работы. В 1993 году  период получения пособия по безработице был разделен на два этапа – период поддержки и период активации. В течение первого ответственность за поиск  подходящей работы возлагается в основном на самого безработного. Безработные, не сумевшие трудоустроиться, в период активации приобретают новые права и обязанности – право на то, чтобы им были предложены достаточно перспективные и длительные виды деятельности,  а также обязанность принять эти предложения. Если для безработного не удалось найти постоянную работу, меры активации могут включать временное трудоустройство, временное субсидируемое трудоустройство, обучение и переобучение. В случае отказа от предложенных мер применяются материальные санкции, а при повторном отказе безработный теряет право на получение пособия  по безработице. Максимальный срок получения  пособия по безработице, установленный в 1993 году на уровне семи лет, был сокращен до пяти(1996 год), а затем до четырех(1998 год). Период поддержки взрослых безработных (возраст 25 лет и старше) был уменьшен с четырех лет(1993 год) до одного года (1998 год). Таким образом, в 90-е годы максимальный срок  получения пособия по безработице был последовательно сокращен, а переход к активации ускорен. Этот процесс продолжился: с 2003 года по  настоящее время участие в активных программах начинается с первого дня регистрируемой безработицы.

Щедрое финансирование материальной поддержки безработных сочетается в Дании с относительно высокой долей расходов на активные программы.

Положительные результаты реализации политики «flexicurity» подтверждаются следующими данными. Уровень безработицы в Дании сократился с 11,1% в 1993 году до 5,6% в 2011. Причем, если в 1993 году безработица  здесь превышала уровень стран ОЭСР на 2 п.п., то в 2011 году она, наоборот, была ниже среднеевропейского уровня на 1,7 п.п.  В настоящее время Дания имеет один из самых высоких показателей занятости среди членов ОЭСР (76-78%) и низкий уровень безработицы(около 5 %)[13,c.27-28].

 По мнению экспертов,  представленному в ежегодном  докладе ОЭСР по занятости,  датский опыт можно рассматривать  как третью модель регулирования рынка труда, отличную как от либеральных рынков труда англосаксонских стран, так и от жестких зарегулированных рынков стран Южной Европы.

 

 

    1. Особенности государственного регулирования рынка   труда в Германии

 

 

Система социально-трудовых отношений, формировавшаяся в Германии с конца XIX в. (во многом усилиями тогдашнего канцлера Отто фон Бисмарка) и получившая свое завершение в 70-х годах ХХ столетия, всегда считалась компромиссной, что в большой мере обусловливалось политическими факторами. Государство рано осознало, что без решения “социального вопроса”, т.е. преодоления нищеты рабочих масс, капиталистическая система не будет устойчивой. Основными условиями, необходимыми для этого, являлись преодоление массовой безработицы и установление взаимоприемлемой для работника и работодателя заработной платы. Не полагаясь на “патернализм” предпринимателей, государство брало заботу о наемных работниках на себя.

После долгих поисков методом  проб и ошибок была выработана система, включавшая страхование от безработицы (закон 1927 г., принятый накануне мирового экономического кризиса); государственные меры по содействию занятости; переговорный механизм между профсоюзами и союзами работодателей, или так называемую тарифную автономию, введенную в 1948 г. Последняя предполагала, что отраслевые профсоюзы и союзы работодателей заключали соглашения о тарифных ставках и других обязательных выплатах по категориям работников и иногда по регионам без участия государства, которое контролировало лишь соблюдение законодательных актов.

Значительное влияние  на характер рынка труда оказывает  система соучастия работников в управлении. Практически на каждой фирме существует совет предприятия, в состав которого входят представители рабочих и служащих, задействованный в выработке решений, касающихся персонала. В акционерных обществах наблюдательные советы (чья важнейшая функция – выборы членов правления, т.е. директоров компании) формируются на паритетной основе: половина мест принадлежит акционерам, половина наемным работникам. Входящие в состав советов предприятий и наблюдательных советов представители персонала своей основной задачей считали противодействие сокращению рабочих мест, недопущение массовых увольнений в ходе реструктуризации.

Действующая в ФРГ система  поддержки безработных оказывает  им довольно щедрую помощь. Тот, кто за последние три года не работал как минимум 12 месяцев, получает в течение года пособие по безработице в размере не более 67% зарплаты за вычетом налогов. После этого выплачивается, как правило, неограниченное время помощь в размере до 57% чистого дохода [5, c. 104-105].

В 1997 году Институт немецкой экономики, проанализировав структуру безработицы в Дюссельдорфе, пришел к выводу, что из 49 тысяч зарегистрированных безработных треть не нуждалась в помощи, а 6 тысяч человек были «целевыми безработными», которые только получали социальные пособия, но не искали работу. Схожий результат дали исследования торговой палаты Гамбурга: треть безработных не прилагала существенных усилий к поиску работы.

Еще канцлер Г. Шредер предупреждал безработных, что «тот, кто может работать, но не хочет, не может рассчитывать на солидарность». Федеральное правительство Германии обязало биржи труда применять санкции в отношении «социальных нахлебников», как это уже давно практикуется в других государства: молодые безработные через шесть месяцев, а взрослые - самое позднее через год после постановки на учет должны представлять индивидуальные планы возвращения на рынок труда.

Другой причиной трудного возвращения получателей социальной помощи к регулярной профессиональной занятости является высокий подоходный налог. Конфискационная налоговая политика снижает стимулы к трудовой деятельности. Ряд германских экспертов считает, что для повышения стимулов к труду необходимо регулярно и последовательно снижать ставки социальных трансфертов. Длительно безработным в дополнение к социальной помощи предлагается выдавать соответствующие их квалификации «чеки занятости», которые сделают их привлекательными для потенциальных работодателей.

Первый чек должен выдаваться после 12-месячного срока безработицы  и получения в течение первых шести месяцев пособия по безработице, а в течение следующих шести месяцев - социальной помощи. При найме безработного чек передается работодателю, который может предъявить его к оплате в компетентные социальные органы. Сумма чека увеличивается с увеличением срока нахождения без работы и достигает максимума после двух лет безработицы. При оплате чека предприятие может получить надбавку к расходам по зарплате, если докажет, что бывший безработный повышает квалификацию10. Такая система регулирования трудовых отношений, дополненная институтами социального рыночного хозяйства, не только снизила постепенно остроту “социального вопроса”, но фактически сняла его с повестки дня.

В Германии нет такой бешеной гонки за дипломом вуза. Там очень многие не имеют высшего образования, только профессионально-техническое. Квалифицированные рабочие практически всегда трудоустраиваются и получают хорошую зарплату. Не каждый выпускник вуза может получить сопоставимое по размеру вознаграждение.

Хотя при формировании данной системы регулирования рынка  труда эксперты не исключали наличие  в ней потенциально негативных элементов, она долгое время считалась эффективной, не противоречащей рыночным принципам  и социально приемлемой. Однако со временем ее достоинства превращались в недостатки, а политики упустили момент, когда следовало бы начать радикальное реформирование системы.

В результате с середины 80-х годов страна имеет высокую  и устойчивую безработицу, уровень которой, по официальным данным, превышает сегодня 10%, а в течение последнего 10-летия наблюдаются и низкие темпы экономического роста [8, c. 26].

Под влиянием глобализации, обострившей вопросы национальной конкурентоспособности и ухудшившей позиции Германии в конкурентной борьбе за привлечение капиталов, пришло осознание недостаточной гибкости рынка труда, препятствующей быстрой адаптации к новым требованиям.

Безработица, превратившаяся в основную социально-экономическую  проблему страны и носящая структурный  характер, даже в условиях роста  уменьшается незначительно. Между  тем уже сегодня есть возможность  применения санкций против тех, кто отказывается от предлагаемой работы или прекращает профессиональное обучение: биржа труда может прекратить выплату пособия на 12 недель. Одной из наиболее сложных проблем при попытке сократить число «социальных нахлебников» является законодательство. Для решения данной проблемы эксперты по рынку рабочей силы предлагают «ассистированное посредничество»: в проблемных случаях сотрудники биржи должны беседовать с претендентом и обязать безработных проявлять больше инициативы.

Критики существующей системы  помощи безработным предлагают также  ограничить срок их поддержки одним  годом, так как исследования показали, что безработные гораздо активнее ищут новое место, если знают, что помощь заканчивается.

Перераспределение компетенции  между государственными властями разных уровней предполагает системы социального  страхования.

Таким образом, как показывает опыт Германии, активная политика на рынке труда далеко не всегда содействует росту занятости (если не считать увеличение числа чиновников и служащих министерства труда и бюро по трудоустройству). Эффективность осуществляемых в ее рамках мер часто невысока. Так, много денег тратится на организацию общественных работ для безработных, однако, как показывает практика, после их завершения шансы участников на получение нормального рабочего места не только не повышаются, но скорее снижаются.

 

 

    1.  Государственное регулирование рынка труда в Японии

 

 

Япония в силу своего местоположения, многовековой истории и, как следствие, традиций обладает весьма специфичными особенностями рынка труда.

Информация о работе Государственное регулирование рынка труда