Государственное регулирование рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 09:50, курсовая работа

Описание работы

Государственное регулирование рынка труда становится на современном этапе одним из приоритетных направлений государственной политики социального развития, центром которой является человек.
Нарастаниеа объективных процессов, происходящих на мегауровне, в частности глобализация мировой экономики, увеличение межстрановых потоков рабочей силы, постепенное включение Беларуси в систему международного разделения труда и членство ее в крупнейших международных организациях, обусловливают изменения, которые происходят и будут происходить на отечественном рынке труда, и диктуют необходимость возрастания регулирующей роли государства на национальном рынке труда, а также предусматривают применение новых подходов к регулированию данного рынка.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………........
1 Теоретические основы регулирования рынка труда……….......
1.1 Сущность, цели и задачи государственного регулирования рынка труда…………………………………………………………………...
1.2 Формы, методы и направления государственного регулирования рынка труда…………………………………………………
2 Опыт зарубежных стран в регулировании рынка труда………
2.1 Государственное регулирование рынка труда в Дании………………………………………………………………………….
2.2 Особенности государственного регулирования рынка труда в Германии ………………………………………………………………………
2.3 Государственное регулирование рынка труда Японии………………………………………………………………………...
3 Государственное регулирование рынка труда в Республике Беларусь……………………………………………………………………….
3.1 Состояние рынка труда Республики Беларусь……………………………………………………………………….
3.2 Государственное регулирование рынка занятости……………………………………………………………………...
3.3 Перспективы развития рынка труда в Беларуси………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………...
Список используемых источников……………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!!!!.docx

— 170.24 Кб (Скачать файл)

По уровню управленческого  воздействия методы распределяются на общегосударственные, региональные, отраслевые, внутрифирменные.

 По продолжительности  воздействия методы бывают краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до 5 лет) и долгосрочными (от 5 лет и более) [8, c. 115-116].

В литературе встречаются  и другие классификации методов  регулирования рынка труда, например: классификация, основанная на использовании мотивационного механизма, с помощью которого намечено достижение главной цели, включает организационные (административно-распорядительные методы, правовые методы регулирования); экономические (стимулирование создания рабочих мест посредством налоговых льгот, льготных инвестиционных кредитов и т.п.); социально-психологические (основанные на учете интересов личности, различных социальных групп населения) методы.

В основе выбора тех или  иных мер из всех вышеназванных направлений лежат: анализ и прогноз ситуации на рынке труда, определение степени предпочтительности каждой из мер по результатам анализа и прогноза, оценка следствий и последствий принимаемых мер, анализ степени сочетаемости или противоречивости, разнонаправленпости их следствий.

Практика использования  методов регулирования рынка  труда сформировала представление о двух типах политики на рынке труда – активной и пассивной, о которых будет говориться в следующем разделе.

Таким образом, государственное регулирование рынка труда есть сегодняшняя необходимость, которая обусловлена тем, что рыночная система не в состоянии самостоятельно решить проблему безработицы, помочь социально зависимым слоям населения, предоставить рабочие места желающим работать и многие другие вопросы, которые ведут, без вмешательства государства, к негативным последствиям.

 

 

    1. Формы и  направления государственного регулирования рынка труда

 

 

Государственная политика на рынке  труда осуществляется в двух основных формах:

  • активной – создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;
  • пассивной – поддержка безработных путем выплаты пособий. 

Проведение активной политики, нацеленной на достижение полной занятости, является в развитых странах с социально ориентированной рыночной экономикой приоритетным направлением государственной политики на рынке труда. К основным мерам этой политики относятся:

  • стимулирование государством инвестиций в экономику, что выступает главным условием создания новых рабочих мест;
  • организация переобучения и переквалификации структурно-безработных;
  • развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах;
  • содействие мелкому и семейному предпринимательству, что рассматривается во многих странах важным методом обеспечения занятости населения;
  • государственное стимулирование (налоговыми и законодательными мерами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения - молодежи, инвалидам;
  • содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы;
  • международное сотрудничество в решении проблем занятости, решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией;
  • создание рабочих мест в государственном секторе - в сфере образования, медицинских услуг, коммунальном хозяйстве, строительстве общественных зданий и сооружений;
  • организация общественных работ.

На разработку и реализацию активной  политики на рынке труда влияет множество факторов и условий:

  • международные трудовые нормы, устанавливающие основные права: свободно избранная занятость, равенство возможностей и обращения, свобода объединения и пр.;
  • сложившийся тип социально-трудовых отношений, поскольку широко признается тот факт, что любая политика, в том числе и активная политика на рынке труда имеет больше шансов на успех, если ей обеспечены признание и поддержка предпринимателей, трудящихся и других заинтересованных социальных групп;
  • разнообразие условий, характерных для рынков  труда различных стран и отдельных регионов внутри страны.

При проведении активной политики на рынке труда необходимо учитывать возрастно-половую структуру занятых, незанятых, безработных; средний возраст человека, вступающего в ряды рабочей силы, и его влияние на уровень квалификации; доход семьи, получаемый от работы по найму, пособий, самостоятельной занятости, аренды, процентного дохода от недвижимости, и т.п.; уровень урбанизации и масштабы формальной и неформальной занятости в городах, уровень аграрной и неаграрной занятости; распределение предприятий по их размерам и формам собственности; открытость экономики для международной конкуренции, в частности долю торговли в национальном доходе, значение иностранных инвестиций; развитие и эффективность трудовых институтов, в том числе организаций предпринимателей и трудящихся; масштабы, охват и степень использования трудового законодательства, обеспечение защиты трудящихся и социального страхования.

Реализация активной политики на рынке труда тесно связана со структурными преобразованиями экономики в регионах и формированием эффективных методов ее регулирования.

Государственная поддержка лиц, оставшихся без работы, их социальная защита относят к пассивной форме политики государства на рынке труда. Безработным гражданам государство гарантирует:

  • обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат;
  • бесплатное медицинское обслуживание.

Исходя из вышеперечисленных форм, можно выделить 4 основных направления государственного регулирования рынка труда:

  • программы по стимулированию роста занятости и увеличение числа рабочих мест в государственном секторе;
  • программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы;
  • программы содействия найму рабочей силы;
  • программы по социальному страхованию безработицы, т.е. выделение средств на пособия безработным [5, c. 71-75].

Таким образом, регулирование рынка труда может осуществляться в двух основных формах: активной и пассивной и представляет собой, как уже отмечалось, сложную систему мер и мероприятий, направленных на достижение рационального в конкретных социально-экономических условиях уровня занятости, наибольшего соответствия профессиональной структуры занятых профессиональной структуре занимаемых рабочих мест, смягчения последствий безработицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Опыт зарубежных стран в регулировании рынка труда

 

 

Сегодня ни в одной, даже самой «рыночной» стране, рынок, в  том числе и рынок труда, не находится во власти стихии. Наряду с рыночными механизмами существуют, развиваются и взаимодействуют механизмы регулирования в рамках корпораций, государств и межгосударственных образований. При этом все большая роль в регулировании занятости отводится государству.

Проблемы занятости для  большинства стран мира становятся острее по мере усиления конкуренции  на внутреннем и внешнем рынках, предопределяя необходимость повышения эффективности использования рабочей силы, ее качества, высвобождения образующегося в результате технического перевооружения ее «излишка» и т.д.

Если проанализировать накопленный  в развитых капиталистических странах  опыт в области государственного регулирования занятости, можно  отметить, что принимаемые государством меры зависят от состояния развития экономики страны и уровня безработицы. При этом проявляющиеся на рынке труда проблемы и тенденции аналогичны для большинства стран, как и меры государственного регулирования занятости на отдельных этапах развития экономики.

В развитии государственного регулирования занятости за рубежом  в послевоенный период выделяют четыре этапа:

    • начало 60-х - середина 70-х годов;
    • середина 70-х - начало 80-х годов;
    • 80-е годы;
    • конец 80-х гг. - до настоящего времени [16, c. 42-44].

 Характерным для экономики  в период с начала 60-х до  середины 70-х годов был общий  экономический подъем. Но на его  фоне обнаруживается в ряде  отраслей нехватка рабочей силы, что предопределило главную задачу  государственной политики занятости  этого этапа - развитие «человеческих  ресурсов». Требовалось приспособить  совокупную рабочую силу к  структурным сдвигам в экономике, смягчить социальные последствия циклических колебаний и расширить возможности трудоустройства категорий трудящихся, испытывающих наибольшие трудности на рынке труда.

В этих условиях участие  государства в решении проблемы занятости было постоянным и разноплановым, а основными направлениями его  деятельности стали:

    • достижение относительно постоянной занятости в масштабах всей национальной экономики;
    • повышение отраслевой, профессионально-квалификационной и региональной мобильности рабочей силы, ее способности адаптироваться к техническим и структурным изменениям;
    • расширение инструментария государственного регулирования, создание научных центров по изучению проблем рынка труда, министерств, служб и ведомств, ответственных за реализацию политики занятости;
    • укрепление финансовой базы путем формирования специальных фондов, которые можно было бы использовать для выборочного регулирования уровня и структуры спроса и предложения.

Период с середины 70-х  и до начала 80-х годов для большинства  развитых капиталистических стран – время глубокого экономического кризиса, сопровождающегося массовой и длительной безработицей. В связи с этим масштабы государственного регулирования занятости расширились: государство участвует в подготовке и переподготовке кадров, возмещает предпринимателям часть расходов на организацию учебного процесса, обеспечивает выплату стипендий и определенного процента заработной платы лицам, проходящим переквалификацию. В результате профессиональное обучение и переобучение позволили решить две задачи: во-первых, повысить качество рабочей силы и ее конкурентоспособность и, во-вторых, обеспечивать гибкость и мобильность рабочей силы в условиях возросшего динамизма рынка труда.

Для решения проблем занятости  широко используются общественные работы.

80-е годы отличаются  неоконсервативным поворотом в  экономике капиталистических стран, выразившимся в усилении роли рыночных регуляторов, перенесении акцентов на повышение прибыльности и конкурентоспособности производства и ослабление влияния государства на экономическое развитие.

Аналогичные тенденции проявились и в политике регулирования занятости: программы переподготовки, их проведение и субсидирование ориентированы на предприятия; поощряются мелкое предпринимательство и создание собственного дела безработными; совместные инициативы местных властей, предпринимателей, профсоюзов и других общественных организаций и т.д.

Приоритетными направлениями  в регулировании рынка труда  становятся:

    • повышение гибкости рабочей силы, включая функциональные и организационные ее аспекты;
    • «либерализация» правил найма и увольнения;
    • усиление мер, ограничивающих предложение рабочей силы (поощрение частичной и временной занятости, досрочный перевод на пенсию, сокращение или перекрытие потока иностранных рабочих и помощь в их репатриации);
    • снижение роли общественный работ, обеспечивающих краткосрочную занятость, которая не требует высокой квалификации, вызванное увеличением удельного веса длительной безработицы;
    • ориентация на «селективный» характер программ поддержания занятости, нацеленных на «болевые» точки рынка, главным образом на нетрудоустроенную молодежь.

На современном этапе, начавшемся с конца 80-х г., в большинстве  стран мира наблюдаются замедление темпов экономического роста, сохранение застойной безработицы на фоне нехватки квалифицированных кадров в условиях обновления капитала, использования новых технологий, малоэффективных мер регулирования занятости, применяемых в предшествующий период.

В этих условиях занятость  является важнейшей проблемой для  всего современного развитого общества, которое считает своими основными  целями повышение материального благополучия граждан, сохранение социальной стабильности в обществе, обеспечение устойчивого функционирования национальной экономики.

В 90-е годы в большинстве  стран мира в системе государственного регулирования занятости делается упор на налоговую систему; социальное страхование и вспомоществование; меры, подталкивающие безработных на более энергичный поиск нового места работы. Кроме того, осуществляется перестройка служб занятости для более тесной увязки системы страхования по безработице с активной политикой на рынке труда, приоритетное развитие получают программы повышения качества рабочей силы [5, c. 104-106].

Коррективы в налоговой  системе направлены на снижение налогов  на низкие доходы и увеличение разрыва  между заработной платой неквалифицированного работника и пособием. Это достигается преимущественно путем сокращения выплат предпринимателей в фонды социального страхования с заработной платы низкооплачиваемых работников.

При формировании системы  страхования по безработице в  большинстве стран учитывается корреляция между размером пособий и ростом безработицы. Это объяснялось тем, что высокие размеры пособия в сравнении с уровнем дохода от работы не стимулируют поиск рабочего места безработным. По этой причине были изменены и принципы страхования, и система выплат пособия по безработице.

Для снижения общего объема затрат на выплату пособий страны прибегают к различным методам:

  • снижению максимального размера пособия (Дания, Австрия, Германия, Канада);
  • ограничению сроков выплат в максимальном объеме (Франция);
  • изменению порядка индексации (Ирландия при корректировке величины пособия вместо динамики средней заработной платы использует показатель инфляции);
  • удлинению стажа работы, необходимого для получения пособия;
  • возрастному лимитированию, в первую очередь для молодежи, затрудняющему доступ к получению пособия лицами, не достигшим определенного возраста (в Норвегии, Новой Зеландии и Канаде не выплачиваются пособия молодым людям 16-17 лет; в Нидерландах сокращен размер пособия для молодежи; в Дании снижена продолжительность выплат для данной возрастной категории).

Информация о работе Государственное регулирование рынка труда