Государственное регулирование рынка труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 09:50, курсовая работа

Описание работы

Государственное регулирование рынка труда становится на современном этапе одним из приоритетных направлений государственной политики социального развития, центром которой является человек.
Нарастаниеа объективных процессов, происходящих на мегауровне, в частности глобализация мировой экономики, увеличение межстрановых потоков рабочей силы, постепенное включение Беларуси в систему международного разделения труда и членство ее в крупнейших международных организациях, обусловливают изменения, которые происходят и будут происходить на отечественном рынке труда, и диктуют необходимость возрастания регулирующей роли государства на национальном рынке труда, а также предусматривают применение новых подходов к регулированию данного рынка.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………........
1 Теоретические основы регулирования рынка труда……….......
1.1 Сущность, цели и задачи государственного регулирования рынка труда…………………………………………………………………...
1.2 Формы, методы и направления государственного регулирования рынка труда…………………………………………………
2 Опыт зарубежных стран в регулировании рынка труда………
2.1 Государственное регулирование рынка труда в Дании………………………………………………………………………….
2.2 Особенности государственного регулирования рынка труда в Германии ………………………………………………………………………
2.3 Государственное регулирование рынка труда Японии………………………………………………………………………...
3 Государственное регулирование рынка труда в Республике Беларусь……………………………………………………………………….
3.1 Состояние рынка труда Республики Беларусь……………………………………………………………………….
3.2 Государственное регулирование рынка занятости……………………………………………………………………...
3.3 Перспективы развития рынка труда в Беларуси………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………...
Список используемых источников……………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ!!!!!!!.docx

— 170.24 Кб (Скачать файл)

Главная особенность Японии состоит в том, что основная роль в процессе регулирования социально-трудовых отношений принадлежит не государству, а предприятиям(корпорациям)[5, c. 99].

Также следует отметить – пожизненный найм в крупных корпорациях, а также оплату труда в зависимости от стажа работы. Как правило, только компании-гиганты могут позволить себе обеспечить гарантиями занятости свой персонал до конца их стажа, однако, ни в одном коллективном договоре нельзя найти пункт о пожизненном найме – это само собой разумеющееся правило, соблюдаемое обеими сторонами договора, но – негласное.

С помощью этой системы  японским компаниям удавалось создать  атмосферу единения интересов работников и работодателей в рамках компании, тем самым в максимальной степени мобилизуя трудовой потенциал на достижение самых высоких производственных показателей.

Обратная сторона этой системы заключалась в том, что  при ухудшении экономической  конъюнктуры компании не увольняли  становившуюся излишней рабочую силу, а "консервировали" ее до лучших времен в рамках самой компании, переводя работников на сокращенный рабочий день или "расфасовывая" их по отдельным производственным участкам. При сохранении высоких и стабильных доходов в условиях быстрого экономического роста такая стратегия со стороны компаний оставалась рентабельной, хотя сами работники временами лишались части своего дохода.

Однако в настоящее  время наблюдается процесс перехода к более традиционным для Запада формам организации бизнеса – компании больше не напоминают замкнутые семейные предприятия и наблюдается жесткая конкуренция с конкурентами извне.

Также нужно отметить, что  несмотря на возрастающую социальную роль женщины, положение работающей японки остается по некоторым пунктам более шатким, чем у японца. Обусловлено это теми же традициями, в частности, конфуцианством, согласно которому женщина занимает подчиненное положение по отношению к мужчине. Опять-таки это нигде жестко не прописано, но тем не менее крепко засело в головах современных японцев. Современные японки предпочитают даже не брать отпуск по беременности и родам, т.к. потом чрезвычайно сложно восстановиться на работе в той же должности.

Общепризнанным является тот факт, что японская экономика  в послевоенные годы добилась выдающихся успехов, главным образом, благодаря своеобразной системе управления трудом, которая была сориентирована на долговременное закрепление кадров на предприятии, то есть на так называемый «закрытый рынок труда».

Всего десятилетие японская система управления с трудом считалась  среди предпринимателей и ученых мира одной из наиболее эффективных  и жизнеспособных моделей, которой  принадлежит будущее. Она виделась как некий конгломерат средств  и методов, в котором гибкость сочеталась с определенной жесткостью, где меры централизованного, волевого управления дополнялись рыночными механизмами саморегулирования, однако в последнее время и ей пришлось столкнуться с экономическими трудностями, вызвавшими рост безработицы (в 2000 г. – 4,9%, в 2002- 5,4%). В средне- и долгосрочной перспективе в японской промышленности ожидаются структурные изменения, обусловленные интернационализацией (глобализацией) экономической деятельности и развитием информационных технологий. Это, несомненно, повлияет на ситуацию на рынке труда.

В связи с чем в последние  годы, исходя из задач структурной  перестройки экономики, Министерство труда Японии разрабатывает и пытается реализовать ряд комплексных мер, направленных на стабилизацию рынка труда страны, среди которых:

  • руководителям фирм, стремящимся сохранить рабочие места в условиях циклических колебаний спроса на рабочую силу, выделяются дотации на поддержание занятости;
  • учитывая динамизм средних и малых предприятий и опираясь на закон «О содействии совершенствованию управления вопросами занятости на средних и малых предприятиях в целях обеспечения их трудовыми ресурсами», Министерство труда Японии принимает участие в организации обучения работников и создании привлекательных условий труда на венчурных и других средних и малых предприятиях;
  • на основе закона «Об обеспечении занятости по видам работ» нанимателям, расширяющим возможности трудоустройства и развития профессиональных способностей трудящихся при перетоке рабочей силы из одних отраслей промышленности (или предприятий) в другие, организующим конференции и семинары, на которых можно получить информацию, облегчающую перераспределение рабочей силы, предоставляются субсидии;

Участие государства в регулировании ситуации на рынке рабочей силы проявилось и в организации государственных бюро по обеспечению занятости ( ГБОЗ). Однако ими не исчерпывается перечень посредников в трудоустройстве. Значительную роль играют частные агентства. Изменения в предложении и спросе на рабочую силу сопровождаются совершенствованием деятельности этих структур. Среди предусмотренных Министерством труда мер - содействие в трудоустройстве выпускников учебных заведений.

 Организации по обеспечению  занятости населения проводят  профессиональные консультирования выпускников средних школ и предоставляют им услуги по подысканию работы. Университеты и колледжи также помогают своим выпускникам в профессиональной ориентации и трудоустройстве.

В соответствии с законом «О содействии в трудоустройстве и иной помощи инвалидам» осуществляются программы по поддержанию и повышению уровня занятости инвалидов.

Функционирует также система страхования по безработице. Людям, потерявшим работу, выплачиваются пособия. Предпринимаются меры, направленные на предотвращение массовых увольнений, расширение возможностей трудоустройства.

В Японии эффективно функционирует  комплекс законодательных актов в сфере занятости. Все меры, разрабатываемые на их основе, представляют собой систему управления вопросами обеспечения занятости населения (СУВОЗ), центральное место в которой занимает закон «Об обеспечении занятости населения». Его реализация должна содействовать сбалансированному развитию народного хозяйства путем достижения полной занятости населения на основе установления качественно- количественного баланса между предложением рабочей силы и спросом на нее, создавать трудящимся условия для эффективного использования их способностей, повышая их экономический и социальный статус.

Данный закон предусматривает  создание государственной службы занятости, которая совместно с другими государственными, муниципальными и частными организациями будет обеспечивать людям трудоустройство в соответствии с их способностями и удовлетворять потребности экономики в рабочей силе.

Основными задачами системы  управления вопросами обеспечения  занятости в Японии являются:

  • сбор и анализ данных о ситуации на рынке труда, получаемых от ГБОЗ: информация о занятости и тенденциях в динамике безработицы, о вакансиях и обращениях по поводу трудоустройства; информация, необходимая работодателям для подбора кадров и управления персоналом;
  • организация самообслуживания клиентов, использование ими компьютеров для получения адресов и номеров телефонов работодателей, сообщивших о вакансиях. Поэтому лицо, занятое поиском работы, может связаться с нанимателем, не регистрируясь в ГБОЗ;
  • оказание профориентационных услуг, организация встреч начальников отделов кадров предприятий, организация встреч работодателей, предлагающих работу с лицами, занятыми ее поиском;
  • трудоустройство руководящего персонала и работников среднего звена, которым занимаются специальные организации, располагающие банком данных о квалифицированных специалистах. Они же обеспечивают компетентным персоналом средние и малые предприятия, а также содействуют трудоустройству пожилых людей;
  • организация обучения и переобучения граждан с сохранением выплаты пособия по безработице в течение всего периода прохождения таких курсов.

При Министерстве труда существует специальная организация, именуемая Корпорацией, по содействию в трудоустройстве, в ведении которой находятся центры повышения квалификации, занимающиеся профессиональной переподготовкой и организующие курсы повышения квалификации. Курсы для безработных длятся в среднем около шести месяцев.

 Важное место среди мер, осуществляемых СУВОЗ, занимают те, которые направлены на улучшение положения в области занятости, увеличения возможностей для трудоустройства и развитие профессиональных способностей работников.

Увеличению занятости  способствует предоставление помощи нанимателям:

  • временно увольняющим работников или направляющим их на профессиональную подготовку, а также в случае вынужденного сокращения производства, вызванного колебаниями конъюнктуры, структурными изменениями и другими экономическими причинами;
  • не увольняющим работников, достигших пенсионного возраста;
  • готовым принять на работу инвалидов и иных лиц, испытывающих сложности в трудоустройстве;
  • предоставляющим пожилым работникам возможность пройти профподготовку в государственных учреждениях и в течение периода учебы выплачивающим им заработную плату;
  • держащим в штате сезонных работников весь год (для определенных регионов);
  • предоставляющим женщинам отпуска по уходу за ребенком или нанимающим женщин, уволившихся по причине беременности и др.

Расходы, связанные со страхованием в сфере занятости, покрываются  взносами, выплачиваемыми работниками  и работодателями. В фонды пособий по безработице наниматели и работники платят сумму, составляющую 1,1% фонда заработной платы (в равных долях). Сумма, соответствующая 0,35% фонда заработной платы (в строительстве – 0,45%), вносится нанимателями и поступает в фонды, из которых оплачиваются расходы на осуществление мер по обеспечению занятости населения.

Размер пособия по безработице  определяется, в основном, исходя из уровня заработной платы, которую безработный  получал перед потерей работы. Устанавливается его минимальная и максимальная величина. Продолжительность выплаты пособий зависит от возраста, стажа работы за прошедший период страхования и т.д. Практикуется продление срока выплаты пособий для определенных категорий лиц, в частности, безработных инвалидов.

Подготовка служащих бюро осуществляется обычно на рабочем месте. А курсы обучения вне работы чаще всего длятся недолго и служат дополнением к обучению в процессе работы. Один из важных методов обучения на работе – ротация, т.е. переход от выполнения одного вида обязанностей к другому, например, от работы с пособиями к работе по трудоустройству.

Ротация сопровождается стандартизированным  набором курсов обучения вне работы, включая начальный курс для всех новых служащих, основной курс - через два года после начала работы и курс повышенного типа – после 10 лет работы. Служащим со стажем 15-20 лет предлагаются специальные курсы на выбор. Специальное обучение вне работы предусмотрено также для тех, кто назначен на руководящую должность.

Подытожив вышесказанное можно выделить, что отличительной особенностью Японии является  то, что решающая роль в процессе регулирования социально-трудовых отношений отводится корпорациям. Также японскую модель отличают помимо широко применяемой системы пожизненного найма гибкие условия материального стимулирования труда, высокое качество и организованность рабочей силы. Это единственная страна, где практикуется передача  «лишних» работников «взаймы» другим компаниям. Однако в настоящее время наблюдается процесс перехода к более традиционным для Запада формам организации бизнеса – компании постепенно перестают напоминать замкнутые семейные предприятия, и наблюдается жесткая конкуренция с конкурентами извне.

 

 

 

  1. Государственное регулирование рынка труда в            Республике Беларусь

 

 

    1. Состояние рынка труда Республики Беларусь

 

 

На рынке труда в  РБ отмечается стабильная, контролируемая и управляемая ситуация. Уровень зарегистрированной безработицы на конец июля 2013 г. составил 0,5% от экономически активного населения (на конец июля 2012 г. – 0,6%). [21].

Динамику изменения официальной  безработицы в РБ по годам можно  проследить на рисунке 1:

Рисунок 1 - Динамика уровня зарегистрированной безработицы по годам, в %.

 

 

Однако следует подчеркнуть, что это уровень зарегистрированной безработицы, нужно также учитывать, что многие безработные официально не состоят на учете в регистрирующих органах, так как считают это нецелесообразным: пособия по безработице очень малы, а за их получение приходится ещё выезжать на общественные работы, которые отнимают много времени и сил.

Следует отметить, что с 2011 года Национальный статистический комитет при поддержке Всемирного банка проводит выборочное обследование домашних хозяйств, чтобы выявить истинные масштабы безработицы. Планируется, что данные, полученные Белстатом, будут использованы в соответствии с международной практикой в разработке государственных программ, направленных на уменьшение безработицы и способствующих трудоустройству граждан. Результаты обследования позволят также принять решения в сфере образования – увеличить набор на востребованные специальности и уменьшить на те, которые не пользуются спросом. 

Полные результаты обследования пока не обнародовались, но частично были опубликованы в аналитическом обозрении Национального банка «Основные тенденции в экономике и денежно-кредитной сфере Республики Беларусь». В документе отмечается, что «численность безработных по итогам выборочного обследования домашних хозяйств, направленного на изучение занятости населения в соответствии с методологией Международной организации труда, проведенного с 14 по 20 мая 2012 г., составила 267,7 тыс. человек. Уровень безработицы по данным обследования составил 5,1% от экономически активного населения». 

Напряженность на рынке труда  республики снизилась с 0,5% безработных на вакансию на 1 января 2012 года до 0,4% на 1 декабря. При этом рынок труда по-прежнему ориентирован на рабочие профессии, которые составляют 78,8% от общего количества заявленных нанимателями вакансий, из них около 10% - предполагают неквалифицированный труд. Спрос на работников формируется в таких видах экономической деятельности, как обрабатывающая промышленность, строительство, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, торговля, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования, транспорт и связь, здравоохранение и предоставление социальных услуг. Позитивная динамика спроса на рабочую силу способствовала снижению средней продолжительности безработицы до 3,7 месяца [19, c. 4].

И хотя стабильность является основной характеристикой нынешнего  состояния рынка труда, проблем  все же немало - и новых, и тех, которые накапливались годами.

В составе безработных  каждый четвертый относится к  категории граждан, неспособных на равных условиях конкурировать на рынке труда (инвалиды, люди, впервые ищущие работу в возрасте до 21 года, а также освободившиеся из мест лишения свободы и другие). Фактически каждый второй безработный имеет общее базовое и общее среднее образование, каждый десятый - вообще не имеет профессии. 

Не теряет актуальности проблема женской безработицы, несмотря на ее снижение (удельный вес женщин в  структуре безработных на 1 декабря 2012 года составил 48,5%, а на 1 декабря 2011 года был 53,5%). Среди безработных в 2012 году впервые мужчин зарегистрировано больше, чем женщин. Как результат, среднестатистическим безработным является мужчина в возрасте 38 лет, имеющий общее среднее образование (в 2011 году – женщина в возрасте 34,1 года) [19, c. 5-6].

Сложно решается проблема трудоустройства наименее конкурентоспособных категорий: инвалидов, женщин с малолетними детьми, людей предпенсионного возраста, молодежи без профессионального образования, а также граждан, освобожденных из мест лишения свободы.

Следует признать, что на отдельных местных рынках труда  наблюдается более высокая напряженность, чем в целом по республике. Здесь отмечается значительное превышение количества безработных над числом свободных рабочих мест, более высокие показатели женской безработицы. 

Количество вакансий растет, но, как и в предыдущие годы, сохраняется  несоответствие между спросом и  предложением рабочей силы по профессионально-квалификационному составу, территориальному размещению вакансий и безработных.

В Беларуси на 1 декабря 2012 года насчитывалось 67,5 тыс. свободных рабочих  мест (год назад в республике было 55,6 тыс. вакансий). Причем если в областях республики количество вакансий в 1,5-2 раза превышает численность безработных, то в Минске - почти в 10 раз. Значительное количество свободных рабочих мест остается невостребованными и непривлекательными для потенциальных работников [19, c. 3]. 

Одним из существенных факторов, влияющих на дисбаланс спроса и предложения на рынке труда, являются несогласованность рынка труда и рынка образовательных услуг, диспропорция в подготовке кадров по уровням образования, профессиям и специальностям. С одной стороны, система образования не в полной мере обеспечивает заявки нанимателей на подготовку кадров, с другой - наниматели не могут определить и представить в учреждения образования сведения о перспективной потребности в кадрах. Кроме того, при росте потребности в рабочих кадрах объемы подготовки по рабочим профессиям снижаются.

Так, на 1 декабря 2012 года в  городах республики было зарегистрировано 15 безработных врачей, а потребность в них (исходя из количества вакансий, заявленных нанимателями в службу занятости) в 74 раза больше — 1105. Причем аналогичная ситуация была и год назад.

Востребованы не только работники  сферы здравоохранения, но и другие специалисты и служащие. Например, в городах ощущается нехватка инженеров, главных инженеров (156 человек на учете по безработице, 487 вакансий), инженеров-технологов (37 и 146 соответственно), инженеров-программистов (22 и 113), мастеров (108 и 271), воспитателей (95 и 265).

Впрочем, медики в дефиците не только в городах, но и на селе. Так, в сельской местности недостает 34 врачей и 63 медицинских сестер, а  диплом об окончании медицинских  вуза и ссуза имеют соответственно 1 и 8 безработных сельчан.

В неизменном приоритете для  сельских нанимателей — зоотехники, главные зоотехники, зоотехники-селекционеры (на 10 безработных — 307 предложений  рабочего места), ветврачи, главные  ветврачи (3 и 302) и ветфельдшеры (5 и 124), агрономы, главные агрономы (20 и 135).

Непросто найти в городе рабочее место экономистам, бухгалтерам, юристам. На 1 декабря 2012 года в органах  по труду, занятости и соцзащите  зарегистрировано 303 безработных горожанина с дипломом экономиста, а потребность  нанимателей в них — лишь 103. Таким образом, предложение втрое  превышает спрос на этих специалистов.

А вот на селе ситуация с  юристами и бухгалтерами в корне  изменилась. Раньше здесь был избыток этих специалистов, а теперь в сельской местности на 50 безработных бухгалтеров — 82 вакансии, для 17 безработных юристов, юрисконсультов — 45 свободных рабочих мест. Да и в отношении экономистов дефицит хотя и существует, но уже без былой остроты: на 41 безработного экономиста — 34 вакансии.

Структурный и территориальный  дисбаланс спроса и предложения  рабочей силы наблюдается и в отношении рабочих. В городах в фаворе у нанимателей по-прежнему водители автомобиля (3306 вакансий на 568 безработных), плотники (1225 и 237), каменщики (1805 и 315), швеи (1447 и 250), электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования (1171 и 180), электрогазосварщики (1234 и 237).

На селе среди самых  дефицитных рабочих профессий —  трактористы (на 95 безработных приходится 434 вакансии), трактористы-машинисты  сельскохозяйственного профиля (42 и 557 соответственно), операторы машинного доения (88 и 667), водители автомобиля (139 и 496), животноводы (239 и 509), электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования (26 и 176), электрогазосварщики (63 и 169).

В Минтруда и соцзащиты  отметили, что анализ баланса вакансий наиболее массовых профессий проводится в Беларуси дважды в год: по состоянию на 1 июня и 1 декабря. 

Анализ структуры безработных, их образовательного уровня, профессий и специальностей, а также анализ имеющихся вакансий используется при подготовке мероприятий по содействию занятости населения.

Что касается взаимоотношений  предприятий и высших учебных  заведений, то немаловажное значение имеет привлечение работодателей к участию в финансировании подготовки нужных им высококвалифицированных  специалистов,  в  разработке  учебных  планов, формировании  перечня специальностей, необходимых различным сферам экономики. Это способствовало бы наиболее полному удовлетворению их требований в части объема получаемых  знаний, умений, навыков молодых специалистов, необходимых  для  профессиональной  деятельности.

Сохраняется тенденция превышения увольнения работников над приемом.(см. рисунок 2). Увеличивается вынужденная неполная занятость.

Рисунок 2 - Численность  принятых и уволенных работников организаций по          отдельным видам экономической деятельности в январе-феврале 2013 , тысяч      человек. Источник: [18].

Многие  проблемы рынка труда сконцентрированы на конкретных предприятиях (наличие избыточной численности работников, низкий уровень оплаты труда, значительное количество рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда, устаревшая система нормирования и организации труда). 

Необходимо  активизировать работу по организации  профессионального обучения кадров непосредственно на производстве.

Проблему нехватки квалифицированных кадров обострил отток рабочей силы в сопредельные страны. 

По данным Министерства внутренних дел, в январе–сентябре 2012 г. за  пределы  Республики Беларусь по заключенным трудовым договорам выехало 5779 граждан (в январе–сентябре 2011 г. – 4565 человек). 

Согласно  оценкам специалистов объемы внешней  трудовой миграции граждан за пределы  Республики Беларусь составляют около 100–120 тыс. человек. Косвенно это подтверждается данными статистики. Так, списочная численность  работников  организаций в январе–ноябре 2012 г. снизилась на 80 тыс. человек и составила 3372 тыс. человек, или 97,7 процента от показателя за аналогичный период 2011 года. Численность занятых в экономике за январь–ноябрь 2012 г. составила 4570 тыс. человек (при  прогнозе на 2012 год – 4580–4670 тыс. человек).

Миграционные процессы играют исключительно важную роль в экономическом развитии страны, а миграционная политика является одним из важнейших направлений государственной социально-экономической политики. Проблемы, связанные с трудовой миграцией, становятся все более актуальными для Беларуси. Отсутствие жесткого регулирования оттока и притока рабочей силы обусловило во многом стихийный характер ее интеграции в мировой рынок труда, что привело к серьезным негативным последствиям [16, c. 47-48].


Таким образом, можно сделать  вывод, что ситуация на отечественном рынке труда стабильная, но неоднозначная: низкий процент зарегистрированной безработицы граничит с достаточным процентом «реальной» безработицы, готовится большое число специалистов, однако рынок нуждается в рабочих, а также из-за недостаточной заработной платы многие специалисты покидают нашу Родину. Отсюда следует, что наш рынок труда, как и во всех странах, чтобы прийти к оптимальному состоянию, нуждается в рациональном  государственном вмешательстве.

 

 

    1. Государственное регулирование рынка<span class="Subtle_0020Emphasis__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; fo

Информация о работе Государственное регулирование рынка труда