Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 09:49, курсовая работа
В ходе исторического процесса представления человека о роли государства в экономическом и социальном развитии претерпели значительные изменения. И сегодня быстро меняющийся мир заставляет нас вновь искать ответы на основные вопросы о государстве: какова должна быть его роль, чем оно может заниматься, а чем не может, каковы его важнейшие функции в различных экономических системах?*
Введение ________________________________________________________________3.
1. Необходимость вмешательства государства в экономику. Цели государственного регулирования экономики.__________________________________________________5.
2. Направления и методы государственного регулирования экономики.____________11.
3. Особенности современной экономической политики российского государства.___19.
Эссе на тему «Насколько серьезно присутствие государства в современной российской экономике? Насколько эффективно это вмешательство?»________________________24.
Заключение.______________________________________________________________26.
Литература.__________________
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
Тема «Государственное вмешательство в экономику:
цели, направления, методы.
Студент Попов Алексей Леонидович
Курс 1 № группы _________
Личное дело № 11млб00527
Преподаватель: профессор Логунов Валерий Николаевич
Воронеж 2011
В ходе исторического процесса представления человека о роли государства в экономическом и социальном развитии претерпели значительные изменения. И сегодня быстро меняющийся мир заставляет нас вновь искать ответы на основные вопросы о государстве: какова должна быть его роль, чем оно может заниматься, а чем не может, каковы его важнейшие функции в различных экономических системах?*
В любом случае, для обеспечения нормального функционирования экономической системы, государству принадлежит особая роль. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.
По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов - от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению. Это еще раз получило подтверждение в ходе “кейнсианской революции”, которая совершила переворот в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность самоисцеления экономического спада.
Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет большое значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на
- 4 -
экономику, таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.
Без государственного регулирования экономики переход к рыночным отношениям практически невозможен. При переходе от планового хозяйства к рынку необходимо утонченное регулирование, направление экономики в определенное русло. Возникает необходимость в перераспределение доходов и инвестиций между предприятиями и отдельными отраслями, чтобы не спровоцировать дисбаланс и банкротства отдельных предприятий. Также нужна законодательная база, как основной инструмент для формирования рыночных отношений.
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности:
- появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, предприятий, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных интересах,
- отраслевые и общехозяйственные кризисы,
- массовая безработица,
- нарушение в денежном обращении,
- обострившаяся конкуренция на мировых рынках и т.п.
Эти проблемы требовали избирательного вмешательства государства в экономику.
В последние годы, государственное вмешательство приобрело особую роль и актуальность в связи с «кризисами» крупнейших экономик мира.
Необходимость вмешательства государства в экономику.
Цели государственного регулирования экономики.
Государственное регулирование — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.
Причины государственного вмешательства в экономику:
- Наличие в стране общественных благ (образование, здравоохранение, охрана окружающей среды и др.)
- Наличие частного и
общественного характера
- Возникновение отрицательных эффектов
внутри рынка (бедность, преступность,
экологические проблемы)
-Научно-технический прогресс
-Тенденция к монополизации
-Наличие международной конкуренции.*
Несмотря на способность рыночного механизма решать важнейшие экономические задачи в обществе, рыночная система далека от совершенства и способности все регулировать самостоятельно. У рыночной системы много недостатков, которые остро проявляются с развитием экономики. Несовершенство рыночной системы вытекает из того, что она:
- не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;
- не имеет экономического механизма защиты окружающей среды (только законодательные акты могут установить определенные нормы вредных выбросов, заставить предпринимателей вкладывать средства в экологически чистые производства);
- игнорирует иногда
- не создает достаточных
стимулов для производства
- не гарантирует права граждан на труд и доход,
- не обеспечивает перераспределение дохода и т.д.
- 6 -
По словам П. Самуэльсона, рыночная система воспроизводит существенное неравенство:
- не обеспечивает
- ориентирована не на
производство социально
- подвержена нестабильному развитию с присущими этому рецессионными и инфляционными процессами.
*Акинин П.В., Жидкова
Е.Ю. Экономическая безопасность России
в контексте влияния современной системы
налогообложения на масштабы теневой
Ситуации, при которых рыночный механизм не может обеспечить эффективное использование ресурсов, принято называть «провалами» (фиаско, несостоятельностью) рынка.*
Основные «провалы» рынка:
- общественные блага,
- внешние эффекты (экстерналии),
- несовершенная (асимметричная, недостаточная) информация,
- монополия,
- недостаточная ликвидность денежных средств.
Рассмотрим их более подробно:
Чисто общественное благо (товары) – это такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет.*
Т. е. товары и услуги коллективного пользования: национальная оборона, охрана общественного порядка, леса, парки, инфраструктура, объекты единой энергетической системы и т. д. Они неконкурентны, достаются потребителю поровну и часто используются нерационально. Т.к. потребители пользуются общественными благами независимо от того, платят они за него или нет, возникает проблема безбилетника (free-rider problem).
Внешние эффекты (externalities) – это издержки или выгоды от рыночных сделок (не отражаются в ценах), возникающие в результате производства или потребления товаров и услуг. Они так же касаются третьих (не участвующих в сделке) лиц, для которых
- 7 -
внешние эффекты делятся на: положительные (деятельность одного агента приносит выгоды другим) и отрицательные (деятельность одного агента вызывает издержки у других). Например: строительство аэродрома приводит удешевлению объектов жилой недвижимости, находящихся рядом (отрицательный эффект), или инфраструктура, созданная для проведения олимпийских игр, остается на долгие годы (положительный эффект).
Ассиметричная информация о товарах и услугах, которая характерна для современного многообразного рынка, ведет к принятию неверных решений и вытеснению высококачественных товаров с рынка низкокачественными.
Тенденции к монополизму обусловлены, как развитием рынка, так и процессом концентрации производства. Проблема монополии приводит к: образованию завышенных цен, неэффективному производству и распределению ресурсов, получению монополистами неоправданных прибылей и усилению их политического влияния. На графике показано, что при монополизации отрасли объем выпуска продукции сокращается, а цена увеличивается.
Изменение обьемов производства и цен в результате монополизации отрасли:
P – цена, Pm – монопольная цена, Pc – цена в совершенной конкуренции, Q – объем выпуска продукции, Qm – монопольный объем, Qc – объем выпуска в совершенной конкуренции, MC – предельные издержки, MR – предельный доход, D – спрос.
Так, если в условиях совершенной конкуренции оптимальный объем производства устанавливается в точке Qc, при этом MR=MC=Pc, то если отрасль монополизируется, условия равновесия меняются: при равенстве предельных издержек предельному доходу объем производимой продукции становится меньше (Qm), а цена выше (Pm).*
Монополия может сама препятствовать вхождению других компаний в отрасль, используя нечестную конкуренцию (силовое давление, сговор с партнерами и т. п.). Однако неоднократно высказывались сомнения в опасности монопольной власти (Й. Шумпетер и др.) на основании того, что НТП может ускоряться и эффективно развиваться только в крупной масштабной фирме, где используются научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, что ведет к снижению себестоимости и повышению качества товара.
Рынок не всегда может сам себя обеспечить достаточной ликвидностью денежных средств (особенно во время экономических спадов, кризисов и т. п.), а так же контролировать процесс инфляции (дефляции).
Все, выше перечисленные, случаи требуют государственного вмешательства, что дает нам основание утверждать, что нерегулируемого рынка не бывает вообще, ибо в определенной степени взаимодействия с государством нуждается даже идеальный свободный рынок.
Государственное регулирование в рыночном хозяйстве - целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении. В системе мер государственного регулирования выделяют различные стороны - практическую и научную. Практический опыт - это совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. Теоретический аспект - систематическое научное исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. К научным подходам относится разработка моделей и прогнозов. Важной задачей научного аспекта является формирование экономического мышления.
Информация о работе Государственное вмешательство в экономику: цели, направления, методы