Государственное вмешательство в экономику: цели, направления, методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 09:49, курсовая работа

Описание работы

В ходе исторического процесса представления человека о роли государства в экономическом и социальном развитии претерпели значительные изменения. И сегодня быстро меняющийся мир заставляет нас вновь искать ответы на основные вопросы о государстве: какова должна быть его роль, чем оно может заниматься, а чем не может, каковы его важнейшие функции в различных экономических системах?*

Содержание работы

Введение ________________________________________________________________3.
1. Необходимость вмешательства государства в экономику. Цели государственного регулирования экономики.__________________________________________________5.
2. Направления и методы государственного регулирования экономики.____________11.
3. Особенности современной экономической политики российского государства.___19.
Эссе на тему «Насколько серьезно присутствие государства в современной российской экономике? Насколько эффективно это вмешательство?»________________________24.
Заключение.______________________________________________________________26.
Литература.__________________

Файлы: 1 файл

Work.docx

— 123.75 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

 

 

Кафедра экономической теории

 

 

Факультет менеджмента и маркетинга

Специальность бакалавр менеджмента

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Экономическая теория»

 

 

Тема «Государственное вмешательство в экономику:

цели, направления, методы.

 

 

Студент Попов Алексей Леонидович

 

Курс 1 № группы _________

 

Личное дело № 11млб00527

 

 

Преподаватель: профессор Логунов Валерий Николаевич

 

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж 2011

- 2 -

Содержание.

Введение  ________________________________________________________________3.                

1. Необходимость вмешательства  государства в экономику. Цели  государственного регулирования экономики.__________________________________________________5.

2. Направления и методы  государственного регулирования экономики.____________11.

3. Особенности современной  экономической политики российского государства.___19.

Эссе на тему «Насколько серьезно присутствие государства в современной российской экономике? Насколько эффективно это вмешательство?»________________________24.

Заключение.______________________________________________________________26.

Литература._______________________________________________________________27.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 3 -

                                                Введение

В ходе исторического процесса представления человека о роли государства в экономическом и социальном развитии претерпели значительные изменения. И сегодня быстро меняющийся мир заставляет нас вновь искать ответы на основные вопросы о государстве: какова должна быть его роль, чем оно может заниматься, а чем не может, каковы его важнейшие функции в различных экономических системах?*

                                                        *Экономическая теория (политэкономия) В.И. Видяпина, Г. П. Журавлева. – 4-е изд. – М.:ИНФРА-М, 2008. Стр.149

В любом случае, для обеспечения нормального функционирования экономической системы, государству принадлежит особая роль. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики. Государственное регулирование экономики имеет долгую историю - даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, процентными ставками и внешней торговлей. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов - от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению. Это еще раз получило подтверждение в ходе “кейнсианской революции”, которая совершила переворот в классических воззрениях на рыночную экономику и доказала невозможность самоисцеления экономического спада.

Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Таким образом, государственное регулирование экономики имеет большое значение для экономического и социального развития страны. При этом, осуществляя регулирование экономики, государство использует широкий набор средств и методов воздействия на

- 4 -

экономику, таких как бюджет, налоги, кредитно-денежная политика, экономическое законодательство и т.д.

Без государственного регулирования экономики переход к рыночным отношениям практически невозможен. При переходе от планового хозяйства к рынку необходимо утонченное регулирование, направление экономики в определенное русло. Возникает необходимость в перераспределение доходов и инвестиций между предприятиями и отдельными отраслями, чтобы не спровоцировать дисбаланс и банкротства отдельных предприятий. Также нужна законодательная база, как основной инструмент для формирования рыночных отношений.

Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности:

- появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, предприятий, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных интересах,

- отраслевые и общехозяйственные кризисы,

- массовая безработица,

- нарушение в денежном обращении,

- обострившаяся конкуренция на мировых рынках и т.п.

Эти проблемы требовали избирательного вмешательства государства в  экономику.

В последние годы, государственное вмешательство приобрело особую роль и актуальность в связи с «кризисами» крупнейших экономик мира.

 

 

- 5 -

Необходимость вмешательства государства в экономику.

Цели государственного регулирования экономики.

 

Государственное регулирование — комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов.

Причины государственного вмешательства в экономику:

- Наличие в стране общественных  благ (образование, здравоохранение, охрана         окружающей среды и др.)

- Наличие частного и  общественного характера производства  
- Возникновение отрицательных эффектов внутри рынка (бедность, преступность,    экологические проблемы)

-Научно-технический прогресс 

-Тенденция к монополизации 

-Наличие международной  конкуренции.*

                                                                                                                             *http://ru.wikipedia.org/wiki/Государственное_регулирование_экономики

Несмотря на способность рыночного механизма решать важнейшие экономические задачи в обществе, рыночная система далека от совершенства и способности все регулировать самостоятельно. У рыночной системы много недостатков, которые остро проявляются с развитием экономики. Несовершенство рыночной системы вытекает из того, что она:

- не способствует сохранению  невоспроизводимых ресурсов;

- не имеет экономического  механизма защиты окружающей  среды (только законодательные акты  могут установить определенные нормы вредных выбросов, заставить предпринимателей вкладывать средства в экологически чистые производства);

- игнорирует иногда потенциально  отрицательные, порой, даже,  разрушительные  последствия принимаемых решений;

- не создает достаточных  стимулов для производства товаров  и услуг коллективного пользования (дороги, дамбы, образование, общественный  транспорт и т.д.);

- не гарантирует права  граждан на труд и доход,

- не обеспечивает перераспределение дохода и т.д.

- 6 -

По словам П. Самуэльсона, рыночная система воспроизводит существенное неравенство:

- не обеспечивает фундаментальных  исследований в науке;

- ориентирована не на  производство социально необходимых  товаров, а на удовлетворение  запросов тех, кто имеет деньги;

- подвержена нестабильному  развитию с присущими этому  рецессионными и инфляционными процессами.

*Акинин П.В., Жидкова Е.Ю. Экономическая безопасность России в контексте влияния современной системы налогообложения на масштабы теневой                                                         экономики / Национальные интересы: приоритеты и безопасность.  2007г. Стр. 566.

 

Ситуации, при которых рыночный механизм не может обеспечить эффективное использование ресурсов, принято называть «провалами» (фиаско, несостоятельностью) рынка.*

                                   *Экономическая теория (политэкономия) В.И. Видяпина, Г. П. Журавлева. – 4-е изд. – М.:ИНФРА-М, 2008. Стр.153

Основные «провалы» рынка:

- общественные блага,

- внешние эффекты (экстерналии),

- несовершенная (асимметричная, недостаточная) информация,

- монополия,

- недостаточная ликвидность  денежных средств.

Рассмотрим их более подробно:

Чисто общественное благо (товары) – это такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет.*

                                                * Экономическая теория (политэкономия) В.И. Видяпина, Г. П. Журавлева. – 4-е изд. – М.:ИНФРА-М, 2008. Стр.153.

Т. е. товары и услуги коллективного пользования: национальная оборона, охрана общественного порядка, леса, парки, инфраструктура, объекты единой энергетической системы и т. д. Они неконкурентны, достаются потребителю поровну и часто используются нерационально. Т.к. потребители пользуются общественными благами независимо от того, платят они за него или нет, возникает проблема безбилетника (free-rider  problem).

Внешние эффекты (externalities) – это издержки или выгоды от рыночных сделок (не отражаются в ценах), возникающие в результате производства или потребления товаров и услуг. Они так же касаются третьих (не участвующих в сделке) лиц, для которых

- 7 -

внешние эффекты делятся на: положительные (деятельность одного агента приносит выгоды другим) и отрицательные (деятельность одного агента вызывает издержки у других). Например: строительство аэродрома приводит удешевлению объектов жилой недвижимости, находящихся рядом (отрицательный эффект), или инфраструктура, созданная для проведения олимпийских игр, остается на долгие годы (положительный эффект).

Ассиметричная информация о товарах и услугах, которая характерна для современного многообразного рынка, ведет к принятию неверных решений и вытеснению высококачественных товаров с рынка низкокачественными. 

Тенденции к монополизму обусловлены, как развитием рынка, так и процессом концентрации производства. Проблема монополии приводит к: образованию завышенных цен, неэффективному производству и распределению ресурсов, получению монополистами неоправданных прибылей и усилению их политического влияния. На графике показано, что при монополизации отрасли объем выпуска продукции сокращается, а цена увеличивается.

 

                                        P                                MC        


 

                                    Pm   - - - - -

                                    Pc    - - - - - - - - -    MR

 

 

                                                      Qm     Qc                   Q

                                                                                      

Изменение обьемов производства и цен в результате монополизации отрасли:

P – цена, Pm – монопольная цена, Pc – цена в совершенной конкуренции, Q – объем выпуска продукции, Qm – монопольный объем, Qc – объем выпуска в совершенной конкуренции, MC – предельные издержки, MR – предельный доход, D – спрос.

 

 

- 8 -

Так, если в условиях совершенной конкуренции оптимальный объем производства устанавливается в точке Qc, при этом MR=MC=Pc, то если отрасль монополизируется, условия равновесия меняются: при равенстве предельных издержек предельному доходу объем производимой продукции становится меньше (Qm), а цена выше (Pm).*

                                                                           *Экономическая теория. И. П. Николаева, 2 изд. - М.:ТК Велби, изд-во Проспект 2006.

Монополия может сама препятствовать вхождению других компаний в отрасль, используя нечестную конкуренцию (силовое давление, сговор с партнерами и т. п.). Однако неоднократно высказывались сомнения в опасности монопольной власти (Й. Шумпетер и др.) на основании того, что НТП может ускоряться и эффективно развиваться только в крупной масштабной фирме, где используются научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, что ведет к снижению себестоимости и повышению качества товара.

Рынок не всегда может сам себя обеспечить достаточной ликвидностью денежных средств (особенно во время экономических спадов, кризисов и т. п.), а так же контролировать процесс инфляции (дефляции).

Все, выше перечисленные, случаи требуют государственного вмешательства, что дает нам основание утверждать, что нерегулируемого рынка не бывает вообще, ибо в определенной степени взаимодействия с государством нуждается даже идеальный свободный рынок.

Государственное регулирование в рыночном хозяйстве - целенаправленное воздействие государства на микро- и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении. В системе мер государственного регулирования выделяют различные стороны - практическую и научную. Практический опыт - это совокупность конкретных мер по реализации государственного регулирования. Теоретический аспект - систематическое научное исследование мотивов, действий, мер, нацеленных на формирование наиболее эффективного развития национальной экономики. К научным подходам относится разработка моделей и прогнозов. Важной задачей научного аспекта является формирование экономического мышления.

Информация о работе Государственное вмешательство в экономику: цели, направления, методы