Государственное вмешательство в экономику: цели, направления, методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 09:49, курсовая работа

Описание работы

В ходе исторического процесса представления человека о роли государства в экономическом и социальном развитии претерпели значительные изменения. И сегодня быстро меняющийся мир заставляет нас вновь искать ответы на основные вопросы о государстве: какова должна быть его роль, чем оно может заниматься, а чем не может, каковы его важнейшие функции в различных экономических системах?*

Содержание работы

Введение ________________________________________________________________3.
1. Необходимость вмешательства государства в экономику. Цели государственного регулирования экономики.__________________________________________________5.
2. Направления и методы государственного регулирования экономики.____________11.
3. Особенности современной экономической политики российского государства.___19.
Эссе на тему «Насколько серьезно присутствие государства в современной российской экономике? Насколько эффективно это вмешательство?»________________________24.
Заключение.______________________________________________________________26.
Литература.__________________

Файлы: 1 файл

Work.docx

— 123.75 Кб (Скачать файл)

 

- 16 -

Государственная закупка товаров и услуг представляет форму государственного потребления. Такой способ перераспределения доходов затрагивает главным образом военные заказы, гражданские строительные программы, финансирование капитальных вложений в государственные предприятия. Государственная закупка товаров гарантирует предпринимателям стабильный рынок сбыта, получение прибыли. Эта форма перераспределения доходов способствует решению проблем занятости, благосостояния.

Важными каналами перераспределения доходов являются государственные кредиты и субсидии. Они предоставляются государством за счет средств государственного или местных бюджетов, а также специальных фондов.

Налоговое перераспределение доходов — это косвенный метод регулирования доходов. Он подразумевает частичное или полное освобождение от уплаты налогов одних лиц и повышенную ставку их оплаты с других. Эта мера перераспределения доходов направлена на достижение определенных социальных и экономических целей. Например, налоговые льготы используются для привлечения иностранных инвестиций, развитие малого бизнеса и др.

Рыночной экономике присуща неравномерность, цикличность развития, которая сопровождается потерей работы, расслоением населения по доходам. Государство берет на себя функцию по выплате пособий безработным, семьям с детьми, инвалидам и иным группам населения, нуждающимся в социальной помощи. Государство поддерживает социальные программы, обеспечивающие доступность населения к образованию, здравоохранению, культуре, физической культуре и спорту.

Государство в социально ориентированной рыночной экономике выполняет также такую необходимую функцию, как макроэкономическая стабилизация экономики. Эта мера государственного регулирования направлена на предотвращение, торможение экономического спада, закрепление и поддержание показателей функционирования экономики на определенном уровне, оздоровление хозяйства. Макроэкономическая стабилизация достигается преимущественно посредством фискальной и денежной политики. К основным мерам, направленным на достижение макроэкономической стабилизации, относятся: изменение государственных расходов, налогов и  др. Фискальная политика — это сознательное применение расходных и налоговых функций

- 17 -

правительства для достижения определенных макроэкономических целей. Если экономика действует ниже своих возможностей, то государство проводит расширительную фискальную политику. Она осуществляется за счет роста государственных расходов и снижения налоговых ставок, что, как правило, ведет к росту бюджетного дефицита. Для преодоления инфляционных разрывов используется ограничительная фискальная политика, которая предполагает сокращение правительственных расходов и рост налоговых ставок.

К мерам государственного регулирования экономики относится также поддержка малого бизнеса. Малый бизнес способствует поддержанию конкуренции в рыночной экономике, созданию рабочих мест. Государство оказывает поддержку развитию малого бизнеса посредством налоговой, кредитной политики, оказания услуг (образовательных, консультационных и др.).

Государство осуществляет регулирование не только внутренней, но и внешнеэкономической деятельности. Каждое государство стремится создать благоприятные внешние условия для развития национальной экономики. Исходя из конкретных национальных интересов, государство проводит либо политику либерализации, либо протекционизма. Государственное регулирование внешней среды происходит с помощью комплекса мер, которые можно подразделить на таможенные тарифы и нетарифные меры регулирования.

Одной из функций государства в социально ориентированной рыночной экономике является поддержка фундаментальной науки, проведение общей научно технической и инновационной политики, направленной на развитие главного ресурса экономики – человека.

Государство воздействует на экономику с помощью целой системы форм и методов, которые представлены на рисунке:


                                                          Формы


 

  Экономические          Законодательно – административные                     Правовые

- 18 -


                                                             Методы


 

                          Прямые                                                       Косвенные

 

Ограничение             Государственное             Денежно -            Налоговые     Бюджетные


частного бизнеса     предпринимательство     кредитные    Индикативное планирование

                                                                  Экономическая теория (политэкономия) В.И. Видяпина, Г. П. Журавлева. – 4-е изд. – М.:ИНФРА-М, 2008. Стр.165.

Выделяют три основные формы государственного воздействия на экономику:

- экономические регуляторы – основные в рыночной экономике. Здесь нет  прямого вмешательства в рынок. Государственные цели достигаются созданием определенной экономической среды, которая вынуждает участников рынка развиваться в том, или ином (выгодном государству) направлении.

- административные  регуляторы носят подчинительный характер, широко используются в командной экономике. Это регулирование цен, зарплаты, условий труда, антимонопольное регулирование и т. п. В рыночной экономике административные методы необходимы, но применять их следует с особой осторожностью.

- правовые регуляторы направлены на создание законодательной базы и осуществлением контроля исполнения законов.

Государственное вмешательство в экономику может быть прямое и косвенное.

Прямое вмешательство – это, прежде всего, существование государственного сектора экономики, а так же принятие законов, регулирующих рыночные отношения субъектов (Налоговый кодекс и др.), государственные закупки, финансирование определенных программ и т. п.

Косвенное вмешательство – это определенная экономическая политика, проводимая государством: бюджетно-налоговая, валютная, инвестиционная, таможенная и т. п.

Применяя различные методы влияния государство должно следовать требованиям, предъявляемым рыночной системой:

- исключить любые действия, разрывающие рыночные связи,

- влиять на рынок лучше  всего экономическими методами,

- экономические регуляторы  не должны заменять или ослаблять  рыночные стимулы,

- постоянный контроль  положительных и отрицательных  эффектов.

- 19 -

Особенности современной экономической политики российского государства.

 

На современном этапе ключевой задачей экономической политики государства в индустриально развитых странах становится обеспечение конкурентных преимуществ национальной экономики на мировых рынках.

В период трансформации экономической системы ключевой целью в осуществлении принципа социальной направленности развития рыночной экономики является улучшение уровня жизни населения. Уровень жизни населения представляет собой сложную и многогранную экономическую категорию. Под ним понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень потребления этих благ и услуг и степень удовлетворения рациональных потребностей.*

                                                                           http://policyrussia.ru/ekonomicheskaja-politika-rossii.html

 

Глобальный финансово-экономический кризис, выявивший уязвимость основных механизмов регулирования мирового хозяйства, также оказал крайне негативное воздействие на экономику России. Несмотря на то, что катастрофические прогнозы затяжного спада оказались далеки от реальности, быстрого выздоровления экономики не произошло и в ближайшее время не предвидится. С одной стороны, это вытекает из последствий самого кризиса (сокращение объемов кредитования и внутреннего спроса, рост задолженностей, сокращение бюджетных ресурсов и т. п.), с другой -  из-за структурных проблем, имеющим место в докризисный период (высокая зависимость экономики от сырьевой отрасли, низкая эффективность финансового сектора, дефицит долгосрочных кредитных ресурсов, высокие темпы инфляции и др.). Несмотря на внушительный объем пакета антикризисных мероприятий, принятый правительством в начальный период кризиса (более 10% ВВП), в 2009г. падение российской экономики (7,9% ВВП) оказалось наиболее сильным не только среди стран «Большой восьмерки», но и группы БРИК. Более благоприятные для российской экономики 2010 (рост ВВП – 4%) и 2011 годы (январь-сентябрь рост ВВП – 4.1%) дают основание говорить о постепенном выходе из кризиса. Однако серьезного оптимизма по этому поводу испытывать не стоит, как минимум, по следующим причинам:

- 20 -

- рост ВВП в 2010-2011г. не был достаточно стабильным и уверенным,

- учитывая резкое  падение, Российская экономика, так  и не смогла преодолеть «порог»  кризисной волны (выйти на докризисный  уровень),

По одним из последних прогнозов бывшего министра финансов РФ А. Кудрина: «… результатом 2012 года, станет восстановление ВВП России на докризисный уровень».*

                                     http://www.qwas.ru/russia/kprf/Prognoz-Kudrina-Vosstanovlenie-VVP-Rossii-na-dokrizisnyi-uroven-vozmozhno-k-koncu-2012-goda/

- незначительный  приток инвестиций в основной  капитал  (2010г. – 6%; прогноз на 2011г. – около 9%), сокращение прямых иностранных инвестиций.

Несмотря на то, что неуверенный экономический рост характерен для большинства, затронутых кризисом стран, на фоне других ведущих экономик антикризисные достижения России выглядят достаточно скромно. Например, объем ВВП России во 2-м квартале 2010г. был на 4,5% ниже, чем во 2-м квартале 2008г.,  в то время как падение за аналогичный период в США составило – 1,3%, в ЕС (в среднем) – 3,4%, в Японии – 4,1%, а в некоторых развивающихся странах (Китай, Индия, Бразилия) наблюдался уверенный рост.

Однако следует признать, что последствия мирового финансового кризиса для Российской экономики могли бы быть гораздо более разрушительными. Благоприятным фактором стала положительная динамика цен на углеводородное сырье и металлы, которая обеспечила приток финансов, особенно необходимых в условиях сокращения источников внешнего кредитования. Существенное смягчение последствий кризиса осуществлялось за счет накопленных, в течении предкризисного периода, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Использование международных резервов РФ в конце 2008 – начале 2009г. позволило обеспечить платежеспособность российских компаний по внешним обязательствам. Массированные валютные интервенции ЦБ РФ привели к снижению международных резервов с 556,8 млрд. $, в октябре 2008г., до 383,8 млрд. $, в апреле 2009г.,  после чего их рост начал увеличиваться на фоне роста цен на нефть и возобновившихся рублевых интервенций ЦБ. По состоянию на 01.09.2011. объем международных резервов РФ составляет более 545  млрд. $, что оставляет за Россией устойчивое третье место (по сумме накопленных резервов) после КНР и Японии.   

- 21-

Одной из серьезных проблем ведущих экономик мира в ходе осуществления антикризисных программ является быстрое наращивание бюджетных дефицитов и объемов государственной задолженности. В этом плане положение России можно оценить, как гораздо более благоприятное. Если в 2009г. дефицит федерального бюджета составил 5,9% ВВП, то в 2010г. – 4,1% ВВП, а 2011г., по последним прогнозам МИНФИН, ожидается профицитным.

«Профицит федерального бюджета РФ по итогам 2011г. составит 0,5% ВВП, сообщил и. о. министра финансов РФ Антон Силуанов, выступая на заседании Совета Федерации. Он отметил, что дополнительные доходы федерального бюджета, полученные в 2011г., будут направлены на сокращение заимствований РФ в 2012г. и на увеличение Резервного фонда.*

                                                                                                                                                        http://top.rbc.ru/economics/25/11/2011/626809.shtml?autoplay

В то время как в 2010г. дефицит федерального бюджета США составил 8,9% ВВП, а некоторые страны ЕС превысили предельную величину бюджетного дефицита (3% ВВП) в 3-4 раза (Греция, Португалия и др.).

Бюджетная стабильность РФ главным образом поддерживалась за счет Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, которые должны быть полностью исчерпаны к концу 2010г. (по пессимистичным прогнозам ИМЭМО РАН, при средней цене сырой нефти на мировых рынках 58 $ за баррель).*

    *Россия и мир 2010. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз. Под. ред. А. А. Дынкина, В. Г. Барановского. М.:ИМЭМО РАН, 2010. Стр.10.

Однако, в данный момент, Россия по-прежнему располагает надежной финансовой «подушкой безопасности», способной смягчить различные негативные шоки в хозяйственной и социальной сферах. Следовательно, для российской экономики, в отличие от экономик США и ЕС, менее актуальны какие-либо бюджетные ограничения в ходе политики по выходу из кризиса.

Несмотря на положительную динамику сокращения дефицита бюджета реальные заслуги в антикризисной политике правительства лежат не в экономической, а в социальной сфере. Поддержание социальной стабильности стало приоритетом над целями модернизации экономики, несмотря на всеобщую «модернизационную» риторику. Использование целевых инструментов стимулирования внешнего и внутреннего спроса,

 

– 22 –

фактически свелось к реализации программы утилизации старых автомобилей, стартовавшей 8 марта 2010г., прошедшей с большим успехом. В сочетании с программой льготного автокредитования, объем продаж автомобилей в России увеличился на 18%. Однако, условия программы (ограничения по цене приобретаемых автомобилей, отсутствие экологических, энергоэффективных и др. требований), были сформулированы таким образом, что главным получателем денежных средств (около 80%) стал «АвтоВАЗ», причем основной прирост пришелся на морально устаревшие модели

LADA 2105, 2107. Таким образом, рост продаж был достигнут за счет консервации неэффективного и низкотехнологичного сектора российской экономики, которая несовместима с модернизированной моделью.

Информация о работе Государственное вмешательство в экономику: цели, направления, методы