Государственное вмешательство в экономику: цели, направления, методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 09:49, курсовая работа

Описание работы

В ходе исторического процесса представления человека о роли государства в экономическом и социальном развитии претерпели значительные изменения. И сегодня быстро меняющийся мир заставляет нас вновь искать ответы на основные вопросы о государстве: какова должна быть его роль, чем оно может заниматься, а чем не может, каковы его важнейшие функции в различных экономических системах?*

Содержание работы

Введение ________________________________________________________________3.
1. Необходимость вмешательства государства в экономику. Цели государственного регулирования экономики.__________________________________________________5.
2. Направления и методы государственного регулирования экономики.____________11.
3. Особенности современной экономической политики российского государства.___19.
Эссе на тему «Насколько серьезно присутствие государства в современной российской экономике? Насколько эффективно это вмешательство?»________________________24.
Заключение.______________________________________________________________26.
Литература.__________________

Файлы: 1 файл

Work.docx

— 123.75 Кб (Скачать файл)

Завершая данный раздел, «расставим точки» над ключевыми приоритетами современной антикризисной политики РФ:

- радикальное  улучшение инвестиционного климата,

К сожалению, усилия по улучшению привлекательности инвестиционного климата носят пока не системный, а локальный (точечный) характер (создание инновационного центра «Сколково»).

- борьба с инфляционными  тенденциями,

- снижение фискальной  нагрузки на бизнес,

- реструктуризация  финансовой системы,

Мониторинг деятельности и финансового состояния банков.

- стимулирование  структурной перестройки экономики,

Налоговое стимулирование создания высокопроизводительных рабочих мест на модернизируемых предприятиях. 

- приватизация  активов с переходом управления  к частным собственникам,

Предусматривается снижение роли государства таких гигантах, как: Сбербант, ВТБ, Роснефть, РЖД, Русгидро и др.

- улучшение аминистративно-правовых  условий ведения бизнеса.

Неблагоприятный инвестиционный климат объективно является одним из ключевых факторов низкой инвестиционной активности в российской экономике и низкой заинтересованности в инновационных проектах, требующих долгосрочных вложений.

-  23 -

Следовательно, Россия должна своевременно сдвигать акценты в сторону совершенствования делового климата и повышения привлекательности страны для отечественных и иностранных инвестиций.

В 2010г. Прирост ВВП России составил около 4%, в 2011г. Ожидается примерно на таком же уровне.

Темпы прироста мировой экономики и российской экономики, %

   * Россия и мир 2011. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз. Под. ред. А. А. Дынкина, В. Г. Барановского. М.:ИМЭМО РАН, 2011. Стр.14.

 

 В 2009г., по данным Росстата, реальные доходы населения увеличились  на 2,3%, а в 2010г. – на 4,3%, однако по итогам 2011г. ожидается снижение. Рассмотрим рисунок:

Реально располагаемые доходы населения (Росстат)

                                                                                                                 http://www.gks.ru/bgd/free/B11_00/IssWWW.exe/Stg/dk05/6-0.htm

 

 

 

- 24 -

Эссе на тему «Насколько серьезно присутствие государства в современной российской экономике? Насколько эффективно это вмешательство?».

Вся серьезность и глобализм присутствия государства в российской экономике предельно понятны. В большинстве крупных предприятий российской промышленности значительная доля, а в крупнейших - основная (контрольная), принадлежит государству.

Это позволяет правительству (чиновникам) часто принимать, по моему мнению, заведомо неэффективные пути развития предприятия исходя из политических или иных мотивов. Да и вообще, государственный сектор в экономике с точки зрения критериев эффективности не только малорентабелен, но и, как правило, убыточен. С высокими материальными затратами на производство, высокими издержками государственный сектор не ориентирован на наибольшую прибыльность и выживаемость в конкурентной среде. На таких предприятиях слабо развиты: маркетинг, финансовый менеджмент, отсутствует системность.  Аппарат управления на таких предприятиях часто в разы превышает численность управленцев в аналогичных частных компаниях. О качестве управления, где основным стимулом является «откат», говорить вообще не приходится. С одной стороны, можно сказать, что это советское наследие административно-командной модели со всеми вытекающими последствиями, но с другой стороны невозможно субсидировать эти предприятия «вечно» и, рано или поздно, они все равно обречены на банкротство. Например, очевидно, что финансовая поддержка «АвтоВАЗа» в период кризиса, имела положительные социальные последствия (сохранение рабочих мест и т. п.). Но очевиден, и тот факт, что продукция «АвтоВАЗа», при прочих равных условиях, практически неконкурентоспособна. Следовательно, «АвтоВАЗу» в ближайшее время необходимо принимать беспрецедентные меры по модернизации предприятия, либо «пожизненно» просить правительство о поддержке национального автопрома.

Хочу немного сказать о российских монополиях, олигополиях и прочих гигантах.

Как, показывает российская практика, методы борьбы с завышением цен и прочими издержками  монополизма, реальных результатов не дают. И, лично я, применительно к российским реалиям, придерживаюсь теории неоклассицизма. Государство должно

 

- 25 -

всячески стимулировать наличие конкурентной среды в любых, даже невысоко рентабельных и капиталоемких отраслях. Например, сотовая связь в России, как результат конкуренции, за последние годы подешевела в разы. В то время как оператор стационарной связи монополист «Ростелеком», просто получает заранее спрогнозированную прибыль.

На мой взгляд, применительно к России речь должна идти не об увеличении присутствия государства в экономике, а о повышении эффективности и качества государственного регулирования, серьезной и грамотной поддержке развивающегося предпринимательства и рыночной инфраструктуры, модернизации промышленности и других отраслей. Основная тяжесть решения этих задач должна лечь на плечи предпринимательства. Важно, чтобы государство пользовалось доверием народа и предпринимательского слоя. Сила государства не в количестве затрачиваемых средств, а в качестве управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 26 -

                                                   Заключение

 

Заканчивая, данную работу, отметим следующие моменты:

- в развитых странах со зрелой рыночной экономикой бизнес всегда эффективнее дорогостоящего бюрократического аппарата,

- государственная собственность необходима лишь там, где неэффективна или недопустима частная, а государственные инвестиции имеют смысл лишь там, где недопустимы или неэффективны частные.

- относительно России речь должна идти не об увеличении присутствия государства в экономике, а о повышении эффективности и качестве государственного регулирования.

Каким должно быть взаимодействие государства и экономики, государства и бизнеса? Общий ответ понятен – оптимальным, а оптимум подвижен, ибо зависит от стадии, на которой находится трансформируемая экономика, и приоритетности задач, которые выдвигаются на каждом этапе реформ.

Конечно, речь идет не о полном уходе государства из экономики, а об эффективном сочетании функций государства и рыночного механизма, их соотношении. Проблема не в том, вмешиваться или нет государству в экономику, а в формах, инструментах и целях государственного вмешательства и, соответственно, его последствиях.*

                                                                                                                                   http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/1_3_02.htm

 

                                                                                                                                             25.12.2011.

 

 

 

- 27 -

                                                   Литература.

  1. Экономическая теория (политэкономия) В.И. Видяпина, Г. П. Журавлева. – 4-е изд. – М.:ИНФРА-М, 2008. Стр.149, 153, 157, 158, 165,
  2. Акинин П.В., Жидкова Е.Ю. Экономическая безопасность России в контексте влияния современной системы налогообложения на масштабы теневой                                                         экономики / Национальные интересы: приоритеты и безопасность.  2007г. Стр. 566.
  3. Экономическая теория. И. П. Николаева, 2 изд. - М.:ТК Велби, изд-во Проспект 2006.
  4. Россия и мир 2010. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз. Под. ред. А. А. Дынкина, В. Г. Барановского. М.:ИМЭМО РАН, 2010. Стр.10.
  5. Россия и мир 2011. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз. Под. ред. А. А. Дынкина, В. Г. Барановского. М.:ИМЭМО РАН, 2011. Стр.14.
  6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Государственное_регулирование_экономики
  7. http://www.market-pages.ru/makroec/47.html
  8. http://www.market-pages.ru/makroec/47.html
  9. http://policyrussia.ru/ekonomicheskaja-politika-rossii.html
  10. http://www.qwas.ru/russia/kprf/Prognoz-Kudrina-Vosstanovlenie-VVP-Rossii-na-dokrizisnyi-uroven-vozmozhno-k-koncu-2012-goda/
  11. http://top.rbc.ru/economics/25/11/2011/626809.shtml?autoplay
  12. http://www.gks.ru/bgd/free/B11_00/IssWWW.exe/Stg/dk05/6-0.htm
  13. http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/1_3_02.htm

 


Информация о работе Государственное вмешательство в экономику: цели, направления, методы