Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 09:49, курсовая работа
В ходе исторического процесса представления человека о роли государства в экономическом и социальном развитии претерпели значительные изменения. И сегодня быстро меняющийся мир заставляет нас вновь искать ответы на основные вопросы о государстве: какова должна быть его роль, чем оно может заниматься, а чем не может, каковы его важнейшие функции в различных экономических системах?*
Введение ________________________________________________________________3.
1. Необходимость вмешательства государства в экономику. Цели государственного регулирования экономики.__________________________________________________5.
2. Направления и методы государственного регулирования экономики.____________11.
3. Особенности современной экономической политики российского государства.___19.
Эссе на тему «Насколько серьезно присутствие государства в современной российской экономике? Насколько эффективно это вмешательство?»________________________24.
Заключение.______________________________________________________________26.
Литература.__________________
Завершая данный раздел, «расставим точки» над ключевыми приоритетами современной антикризисной политики РФ:
- радикальное
улучшение инвестиционного
К сожалению, усилия по улучшению привлекательности инвестиционного климата носят пока не системный, а локальный (точечный) характер (создание инновационного центра «Сколково»).
- борьба с инфляционными тенденциями,
- снижение фискальной нагрузки на бизнес,
- реструктуризация финансовой системы,
Мониторинг деятельности и финансового состояния банков.
- стимулирование
структурной перестройки
Налоговое стимулирование создания высокопроизводительных рабочих мест на модернизируемых предприятиях.
- приватизация
активов с переходом
Предусматривается снижение роли государства таких гигантах, как: Сбербант, ВТБ, Роснефть, РЖД, Русгидро и др.
- улучшение аминистративно-
Неблагоприятный инвестиционный климат объективно является одним из ключевых факторов низкой инвестиционной активности в российской экономике и низкой заинтересованности в инновационных проектах, требующих долгосрочных вложений.
- 23 -
Следовательно, Россия должна своевременно сдвигать акценты в сторону совершенствования делового климата и повышения привлекательности страны для отечественных и иностранных инвестиций.
В 2010г. Прирост ВВП России составил около 4%, в 2011г. Ожидается примерно на таком же уровне.
Темпы прироста мировой экономики и российской экономики, %
* Россия и мир 2011. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз. Под. ред. А. А. Дынкина, В. Г. Барановского. М.:ИМЭМО РАН, 2011. Стр.14.
В 2009г., по данным Росстата,
реальные доходы населения
Реально располагаемые доходы населения (Росстат)
- 24 -
Вся серьезность и глобализм присутствия государства в российской экономике предельно понятны. В большинстве крупных предприятий российской промышленности значительная доля, а в крупнейших - основная (контрольная), принадлежит государству.
Это позволяет правительству (чиновникам) часто принимать, по моему мнению, заведомо неэффективные пути развития предприятия исходя из политических или иных мотивов. Да и вообще, государственный сектор в экономике с точки зрения критериев эффективности не только малорентабелен, но и, как правило, убыточен. С высокими материальными затратами на производство, высокими издержками государственный сектор не ориентирован на наибольшую прибыльность и выживаемость в конкурентной среде. На таких предприятиях слабо развиты: маркетинг, финансовый менеджмент, отсутствует системность. Аппарат управления на таких предприятиях часто в разы превышает численность управленцев в аналогичных частных компаниях. О качестве управления, где основным стимулом является «откат», говорить вообще не приходится. С одной стороны, можно сказать, что это советское наследие административно-командной модели со всеми вытекающими последствиями, но с другой стороны невозможно субсидировать эти предприятия «вечно» и, рано или поздно, они все равно обречены на банкротство. Например, очевидно, что финансовая поддержка «АвтоВАЗа» в период кризиса, имела положительные социальные последствия (сохранение рабочих мест и т. п.). Но очевиден, и тот факт, что продукция «АвтоВАЗа», при прочих равных условиях, практически неконкурентоспособна. Следовательно, «АвтоВАЗу» в ближайшее время необходимо принимать беспрецедентные меры по модернизации предприятия, либо «пожизненно» просить правительство о поддержке национального автопрома.
Хочу немного сказать о российских монополиях, олигополиях и прочих гигантах.
Как, показывает российская практика, методы борьбы с завышением цен и прочими издержками монополизма, реальных результатов не дают. И, лично я, применительно к российским реалиям, придерживаюсь теории неоклассицизма. Государство должно
- 25 -
всячески стимулировать наличие конкурентной среды в любых, даже невысоко рентабельных и капиталоемких отраслях. Например, сотовая связь в России, как результат конкуренции, за последние годы подешевела в разы. В то время как оператор стационарной связи монополист «Ростелеком», просто получает заранее спрогнозированную прибыль.
На мой взгляд, применительно к России речь должна идти не об увеличении присутствия государства в экономике, а о повышении эффективности и качества государственного регулирования, серьезной и грамотной поддержке развивающегося предпринимательства и рыночной инфраструктуры, модернизации промышленности и других отраслей. Основная тяжесть решения этих задач должна лечь на плечи предпринимательства. Важно, чтобы государство пользовалось доверием народа и предпринимательского слоя. Сила государства не в количестве затрачиваемых средств, а в качестве управления.
- 26 -
Информация о работе Государственное вмешательство в экономику: цели, направления, методы