Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 09:49, курсовая работа
В ходе исторического процесса представления человека о роли государства в экономическом и социальном развитии претерпели значительные изменения. И сегодня быстро меняющийся мир заставляет нас вновь искать ответы на основные вопросы о государстве: какова должна быть его роль, чем оно может заниматься, а чем не может, каковы его важнейшие функции в различных экономических системах?*
Введение ________________________________________________________________3.
1. Необходимость вмешательства государства в экономику. Цели государственного регулирования экономики.__________________________________________________5.
2. Направления и методы государственного регулирования экономики.____________11.
3. Особенности современной экономической политики российского государства.___19.
Эссе на тему «Насколько серьезно присутствие государства в современной российской экономике? Насколько эффективно это вмешательство?»________________________24.
Заключение.______________________________________________________________26.
Литература.__________________
Исходя из сущности, определяются цели государственного регулирования.
- 9 -
Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся:
- устойчивый экономический рост;
- полная занятость;
- стабильность уровня
цен и устойчивость
- внешнеэкономическое
- решение экологических проблем и т. п.
В системе экономических целей обеспечение экономического роста считается ведущей конкретной задачей. Ее решение связывается с абсолютным и относительным увеличением ВНП. С обеспечением экономического роста сопряжена другая важнейшая цель - удовлетворение требований полной занятости. Суть ее - достижение максимально возможного и в долгосрочном плане стабильного использования всего трудоспособного населения. Конкретно задача решается созданием новых рабочих мест и другими методами борьбы с безработицей. Комплекс этих мер в развитии страны принято называть политикой обеспечения занятости.
Стабильность уровня цен и национальной валюты - условие стабильности экономики. Поэтому достижение рассматриваемой цели является важнейшим ориентиром в действиях государства.
Рыночная экономика, основанная на частной собственности, не может функционировать без необходимой законодательной базы. Должна быть обеспечена неприкосновенность частной собственности, гарантированы соблюдение заключенных частных контрактов и защита граждан от произвола бюрократии. Это реализуется через законодательство о собственности, налогах, предпринимательстве, внешнеэкономической деятельности, антимонопольные законы и др.
Определяя цели государственного регулирования на конкретно временном отрезке, государство часто сталкивается с проблемой взаимопротиворечивости целей. Поэтому
сложнейшим вопросом государственного регулирования являются поиски оптимально
гармоничной системы целей. Например, достижение полной занятости сопровождается
– 10 –
усилением инфляционных тенденций, экономический рост и сохранение окружающей среды находятся в очевидном противоречии. Как показывает опыт развитых стран, самый разумный вариант - использование метода постоянного и мягкого волнообразного маневрирования. Попеременное частичное достижение каждой из противостоящих целей - оптимальный путь решения задач в национальных экономиках, близких к равновесному.
Рыночный механизм сам по себе в “чистом виде” не позволяет своевременно выявлять преимущества стран в конкурентной борьбе, быстро концентрировать ресурсы для приоритетного развития соответствующих отраслей, ускоренной структурной перестройки промышленности. Это функция государственного регулирования экономики. Одна из главных функций государственного регулирования - активизация, интенсификация, прежде всего инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности, при обеспечении стабильности национальной валюты. Это достигается мерами финансовой, денежной и кредитной политики.
Функцией государственного регулирования является воздействие государства на распределение доходов в обществе. Как известно, рынок признает лишь один критерий распределения доходов - итог участия в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Поэтому справедливыми считаются как высокие доходы тех, кто преуспел в конкуренции, так и низкие тех, кто потерпел неудачу. Понадобилось определенное время, чтобы общество осознало и признало, что распределение доходов, справедливое с точки зрения рынка, несправедливо в общечеловеческом плане.
Несмотря на то, что государство берет на себя функции по устранению негативных социально экономических последствий несовершенств рынка, созданию условий, обеспечивающих функционирование национального хозяйства в целом, его вмешательство в экономику не должно быть беспредельным. Границей, пределом государственного регулирования экономики является эффективность рыночной экономики как системы. Пересечение этой черты может привести к исчезновению экономических стимулов, обеспечивающих эффективное функционирование рыночного
механизма. Чрезмерное участие государства в экономике, выполнение им несвойственных функций, способствуют изменению экономической системы.
- 11 -
Направления и методы государственного регулирования экономики.
Государственное регулирование экономики включает различные направления экономической деятельности государства. Рассмотрим некоторые из них:
- создание правовой основы
экономической деятельности
- создание общественных благ,
- регулирование внешних эффектов,
- проведение антимонопольной политики,
- создание инфраструктуры,
- государственное
- перераспределение доходов,
- макроэкономическая
- проведение фискальной политики,
- проведение денежно-кредитной (монетарной) политики,
- поддержка малого бизнеса,
- инвестиционная политика,
- регулирование
- поддержка фундаментальной
науки, проведение общей научно-
- обеспечение экологической безопасности и т. д. *
Одной из важнейших функций государства в современной экономике является создание правовой основы экономической деятельности. Эта функция государства сводится к разработке законодательных и нормативных документов, регулирующих механизм функционирования экономики, как в целом, так и отдельных ее субъектов. Государство должно создать такой экономический “фон”, который обеспечил бы благоприятные условия для субъектов рыночной экономики. Одновременно государство обязано контролировать выполнение установленных законодательных и нормативных документов.
- 12 -
Создание общественных благ — другое важное направление государственного регулирования экономики, финансирование которых осуществляется через федеральный или местный бюджет. В виде исключения можно привести ситуации:
- предприниматель создает
общественное благо
- создание общественного
блага является неотъемлемым
условием сделки (муниципалитет
продает участок земли под
строительство торгового
- общественное благо создается в виде внешнего (положительного) эффекта. Вместе с тем государство может гарантировать лишь такой уровень потребления общественных благ, который позволяют в данный момент времени ресурсы государственного бюджета.
Рыночный механизм не в состоянии решить проблему регулирования внешних эффектов и в современной экономике этот процесс берет на себя государство. Надо отметить, что существуют различные точки зрения на решение проблемы внешних эффектов и участие в этом вопросе государства. Вопрос о том, как разрешить проблему компенсации внешних издержек, тем не менее, остается одним из самых сложных в экономической науке. Это особенно справедливо для тех случаев, когда трудно установить ответственность субъекта, что характерно для большинства ситуаций с возникновением внешних эффектов. Кто, например, должен нести ответственность за кислотные дожди и озоновые дыры в атмосфере? Возможно, решение заключается в разумном сочетании государства и рынка, с целью сближения общественных и частных издержек, а так же консолидации разных стран в выработке международных норм и стандартов. Американский экономист К. Д. Эрроу отметил, что определение трансакционных издержек в различных условиях и при различных системах распределения ресурсов должно стать основным вопросом исследования по теории общественного благосостояния. Ухудшение экологической ситуации привело к появлению государственных регуляторов для предотвращения (уменьшения) негативных социальных последствий рынка. Существуют три основных способа сокращения вредных выбросов:
- введение норм и стандартов по вредным выбросам,
- 13 -
- взимание платы за выбросы,
- продажа временных разрешений на выбросы.
Стандарты по вредным выбросам (emission standards) – это установленные законом пределы концентрации вредных веществ в промышленных отходах.*
Плата за выбросы взимается с предприятия за каждую единицу вредных выбросов. Это сокращает общий объем загрязнения (положительный опыт применения в ФРГ), однако, не исключает нарушения стандартов загрязнения.
Продажа временных разрешений образовала рынок прав на причинение внешних издержек. Государственные лицензии являются объектами купли-продажи. Фирмы, купившие разрешения, но сократившие в этот период выбросы, могут продать остаток лицензии другим фирмам, неукладывающимся в разрешенные нормы выброса. Рассмотрим график равновесия на рынке прав загрязнения природной среды:
P S M
- - - - - - - - E
D
где, Q – количество выбросов, P – цена лицензий, D – спрос на выброс и утилизацию отходов, S – предложение выброса отходов или оптимальный предел, установленный государством (на этот объем выпускаются лицензии), M – предельные издержки загрязнения, E (пересечение S и D) - равновесная цена лицензий на рынке.*
Однако цена государственной лицензии должна учитывать масштабы внешних издержек, что бы перераспределять средства в пользу пострадавших от них.
Один из примеров положительного внешнего эффекта – это развитие образования, т. к. принимая частное решение получить хорошее образование, мы приносим выгоду обществу в целом. Как правило, инвестиции в человеческий капитал ниже оптимальных
- 14 -
относительно всего общества. Следовательно, цивилизованное государство должно всячески стимулировать появление положительных внешних эффектов.
Существуют различные направления антимонопольной политики:
- не столько бороться с монополией, сколько всячески помогать конкуренции (неоклассика),
- национализация монополий и управление ими в интересах всего общества (марксизм),
- прямой и всесторонний контроль над ценами, прибылями и производством монополистов (марксизм).
Проведение антимонопольной политики, направленной на борьбу с монополизмом, защиту принципов свободной конкуренции может быть выполнено только государством. Для достижения этой цели государство опирается на антимонопольное законодательство и регулирование деятельности монополий, которое осуществляется при помощи конкурентной политики. Конкурентная политика – это меры, направленные на предотвращение подрыва и искажения конкуренции со стороны фирм, обладающих рыночной властью. Среди мер антимонопольной политики следует выделить меры по коррекции поведения (запрет на антиконкурентные действия) и структурную политику (изменение структуры отрасли). Например: запрет на слияние крупных фирм, что приведет к доминирующей позиции на рынке или разделение крупной (доминирующей) компании на более мелкие независимые фирмы.
В естественных монополиях (отрасли, где монополии неизбежны) государство осуществляет прямое (установление цен) и косвенное (дополнительные налоги или субсидии) регулирование, а иногда, даже стимулирует развитие монопольного производства, как правило, в экспортных целях, где существует жесточайшая международная конкуренция.
Создание инфраструктуры экономики – другое важное направление государственного регулирования экономики. Эффективная экономика требует наличия соответствующей инфраструктуры — комплекса организаций, обеспечивающих условия воспроизводства. Выделяют несколько видов инфраструктуры:
- производственная (сеть энергоснабжения, транспорта и связи);
- институциональная (государственный аппарат управления);
- 15 -
- социальная (учебные, медицинские, культурные заведения);
- информационная (совокупность информационных каналов и хранилищ, информационных технологий).
В современной рыночной экономике государство является не только координатором и контролером, но и предпринимателем. Оно занимается особым видом предпринимательства государственным предпринимательством. Под ним понимается деятельность государственных предприятий, выпускающих товары и услуги, необходимые для развития национальной экономики. Государство в качестве предпринимателя действует, с одной стороны, как типичный, с другой, как особый общественный предприниматель. В отличие от частного предпринимателя государство ориентируется не только на получение прибыли, но и на предоставление товаров, работ, услуг, обеспечивающих функционирование экономики в целом, включая частный капитал. Государство ведет предпринимательскую деятельность на базе государственного сектора экономики.
Перераспределение доходов — это изъятие части дохода у одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более в них нуждающимся. Перераспределение доходов осуществляется государством и является характерной чертой социальной рыночной экономики. Существуют различные формы перераспределения доходов, некоторые из которых показаны на рисунке:
Государственный кредит Государственная закупка товаров и услуг
Государственные субсидии Социальные выплаты и программы
Налоговое перераспределение
Информация о работе Государственное вмешательство в экономику: цели, направления, методы