Государственное вмешательство в экономику: цели, направления, методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 09:49, курсовая работа

Описание работы

В ходе исторического процесса представления человека о роли государства в экономическом и социальном развитии претерпели значительные изменения. И сегодня быстро меняющийся мир заставляет нас вновь искать ответы на основные вопросы о государстве: какова должна быть его роль, чем оно может заниматься, а чем не может, каковы его важнейшие функции в различных экономических системах?*

Содержание работы

Введение ________________________________________________________________3.
1. Необходимость вмешательства государства в экономику. Цели государственного регулирования экономики.__________________________________________________5.
2. Направления и методы государственного регулирования экономики.____________11.
3. Особенности современной экономической политики российского государства.___19.
Эссе на тему «Насколько серьезно присутствие государства в современной российской экономике? Насколько эффективно это вмешательство?»________________________24.
Заключение.______________________________________________________________26.
Литература.__________________

Файлы: 1 файл

Work.docx

— 123.75 Кб (Скачать файл)

Исходя из сущности, определяются цели государственного регулирования.

- 9 -

Экономическая наука рассматривает на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся:

- устойчивый экономический  рост;

- полная занятость;

- стабильность уровня  цен и устойчивость национальной  валюты;

- внешнеэкономическое равновесие,

- решение экологических  проблем и т. п.

В системе экономических целей обеспечение экономического роста считается ведущей конкретной задачей. Ее решение связывается с абсолютным и относительным увеличением ВНП. С обеспечением экономического роста сопряжена другая важнейшая цель - удовлетворение требований полной занятости. Суть ее - достижение максимально возможного и в долгосрочном плане стабильного использования всего трудоспособного населения. Конкретно задача решается созданием новых рабочих мест и другими методами борьбы с безработицей. Комплекс этих мер в развитии страны принято называть политикой обеспечения занятости.

Стабильность уровня цен и национальной валюты - условие стабильности экономики. Поэтому достижение рассматриваемой цели является важнейшим ориентиром в действиях государства.

Рыночная экономика, основанная на частной собственности, не может функционировать без необходимой законодательной базы. Должна быть обеспечена неприкосновенность частной собственности, гарантированы соблюдение заключенных частных контрактов и защита граждан от произвола бюрократии. Это реализуется через законодательство о собственности, налогах, предпринимательстве, внешнеэкономической деятельности, антимонопольные законы и др.

Определяя цели государственного регулирования на конкретно временном отрезке, государство часто сталкивается с проблемой взаимопротиворечивости целей. Поэтому

сложнейшим вопросом государственного регулирования являются поиски оптимально

гармоничной системы целей. Например, достижение полной занятости сопровождается

– 10 –

усилением инфляционных тенденций, экономический рост и сохранение окружающей среды находятся в очевидном противоречии. Как показывает опыт развитых стран, самый разумный вариант - использование метода постоянного и мягкого волнообразного маневрирования. Попеременное частичное достижение каждой из противостоящих целей - оптимальный путь решения задач в национальных экономиках, близких к равновесному.

Рыночный механизм сам по себе в “чистом виде” не позволяет своевременно выявлять преимущества стран в конкурентной борьбе, быстро концентрировать ресурсы для приоритетного развития соответствующих отраслей, ускоренной структурной перестройки промышленности. Это функция государственного регулирования экономики. Одна из главных функций государственного регулирования - активизация, интенсификация, прежде всего инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности, при обеспечении стабильности национальной валюты. Это достигается мерами финансовой, денежной и кредитной политики.

Функцией государственного регулирования является воздействие государства на распределение доходов в обществе. Как известно, рынок признает лишь один критерий распределения доходов - итог участия в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Поэтому справедливыми считаются как высокие доходы тех, кто преуспел в конкуренции, так и низкие тех, кто потерпел неудачу. Понадобилось определенное время, чтобы общество осознало и признало, что распределение доходов, справедливое с точки зрения рынка, несправедливо в общечеловеческом плане.

Несмотря на то, что государство берет на себя функции по устранению негативных социально экономических последствий несовершенств рынка, созданию условий, обеспечивающих функционирование национального хозяйства в целом, его вмешательство в экономику не должно быть беспредельным. Границей, пределом государственного регулирования экономики является эффективность рыночной экономики как системы. Пересечение этой черты может привести к исчезновению экономических стимулов, обеспечивающих эффективное функционирование рыночного

механизма. Чрезмерное участие государства в экономике, выполнение им несвойственных функций, способствуют изменению экономической системы.

- 11 -

Направления и методы государственного регулирования экономики.

 

Государственное регулирование экономики включает различные направления экономической деятельности государства. Рассмотрим некоторые из них:

- создание правовой основы  экономической деятельности государства,

- создание общественных  благ,

- регулирование внешних  эффектов,

- проведение антимонопольной  политики,

- создание инфраструктуры,

- государственное предпринимательство,

- перераспределение доходов,

- макроэкономическая стабилизация,

- проведение фискальной  политики,

- проведение денежно-кредитной (монетарной) политики,

- поддержка малого бизнеса,

- инвестиционная политика,

- регулирование внешнеэкономической  деятельности,

- поддержка фундаментальной  науки, проведение общей научно-технической  и                                                      инновационной политики,

- обеспечение экологической безопасности и т. д. *

                                                                                                      *http://www.market-pages.ru/makroec/47.html

 

Одной из важнейших функций государства в современной экономике является создание правовой основы экономической деятельности. Эта функция государства сводится к разработке законодательных и нормативных документов, регулирующих механизм функционирования экономики, как в целом, так и отдельных ее субъектов. Государство должно создать такой экономический “фон”, который обеспечил бы благоприятные условия для субъектов рыночной экономики. Одновременно государство обязано контролировать выполнение установленных законодательных и нормативных документов.

 

- 12 -

Создание общественных благ — другое важное направление государственного регулирования экономики, финансирование которых осуществляется через федеральный или местный бюджет. В виде исключения можно привести ситуации:

- предприниматель создает  общественное благо добровольно, из каких-либо побуждений (сооружение  детской площадки напротив детского  магазина);

- создание общественного  блага является неотъемлемым  условием сделки (муниципалитет  продает участок земли под  строительство торгового центра, только в случае если застройщик  разобьет парк с инфраструктурой);

- общественное благо создается  в виде внешнего (положительного) эффекта. Вместе с тем государство может гарантировать лишь такой уровень потребления общественных благ, который позволяют в данный момент времени ресурсы государственного бюджета.

Рыночный механизм не в состоянии решить проблему регулирования внешних эффектов и в современной экономике этот процесс берет на себя государство. Надо отметить, что существуют различные точки зрения на решение проблемы внешних эффектов и участие в этом вопросе государства. Вопрос о том, как разрешить проблему компенсации внешних издержек, тем не менее, остается одним из самых сложных в экономической науке. Это особенно справедливо для тех случаев, когда трудно установить ответственность субъекта, что характерно для большинства ситуаций с возникновением внешних эффектов. Кто, например, должен нести ответственность за кислотные дожди и озоновые дыры в атмосфере? Возможно, решение заключается в разумном сочетании государства и рынка, с целью сближения общественных и частных издержек, а так же консолидации разных стран в выработке международных норм и стандартов. Американский экономист К. Д. Эрроу отметил, что определение трансакционных издержек в различных условиях и при различных системах распределения ресурсов должно стать основным вопросом исследования по теории общественного благосостояния. Ухудшение экологической ситуации привело к появлению государственных регуляторов для предотвращения (уменьшения) негативных социальных последствий рынка. Существуют три основных способа сокращения вредных выбросов:

- введение норм и стандартов  по вредным выбросам,

- 13 -

- взимание платы за  выбросы,

- продажа временных разрешений  на выбросы.

Стандарты по вредным выбросам (emission standards) – это установленные законом пределы концентрации вредных веществ в промышленных отходах.*

                                               * Экономическая теория (политэкономия) В.И. Видяпина, Г. П. Журавлева. – 4-е изд. – М.:ИНФРА-М, 2008. Стр.157.

Плата за выбросы взимается с предприятия за каждую единицу вредных выбросов. Это сокращает общий объем загрязнения (положительный опыт применения в ФРГ), однако, не исключает нарушения стандартов загрязнения.

Продажа временных разрешений образовала рынок прав на причинение внешних издержек.  Государственные лицензии являются объектами купли-продажи. Фирмы, купившие разрешения, но сократившие в этот период выбросы, могут продать остаток лицензии другим фирмам, неукладывающимся в разрешенные нормы выброса. Рассмотрим график равновесия на рынке прав загрязнения природной среды:


 

                              P                  S         M 


  

                             - - - - - - - -  E

                                                        D

                                                                Q

 

где, Q – количество выбросов, P – цена лицензий, D – спрос на выброс и утилизацию отходов, S – предложение выброса отходов или оптимальный предел, установленный государством (на этот объем выпускаются лицензии), M – предельные издержки загрязнения, E (пересечение S и D) -  равновесная цена лицензий на рынке.*

                                                           * Экономическая теория (политэкономия) В.И. Видяпина, Г. П. Журавлева. – 4-е изд. – М.:ИНФРА-М, 2008. Стр.158.

Однако цена государственной лицензии должна учитывать масштабы внешних издержек, что бы перераспределять средства в пользу пострадавших от них.

Один из примеров положительного внешнего эффекта – это развитие образования, т. к. принимая частное решение получить хорошее образование, мы приносим выгоду обществу в целом. Как правило, инвестиции в человеческий капитал ниже оптимальных

 

- 14 -

относительно всего общества. Следовательно, цивилизованное государство должно всячески стимулировать появление положительных внешних эффектов.

Существуют различные направления антимонопольной политики:

- не столько бороться  с монополией, сколько всячески  помогать конкуренции (неоклассика),

- национализация монополий  и управление ими в интересах  всего общества (марксизм),

- прямой и всесторонний  контроль над ценами, прибылями  и производством монополистов (марксизм).

Проведение антимонопольной политики, направленной на борьбу с монополизмом, защиту принципов свободной конкуренции может быть выполнено только государством. Для достижения этой цели государство опирается на антимонопольное законодательство и регулирование деятельности монополий, которое осуществляется при помощи конкурентной политики. Конкурентная политика – это меры, направленные на предотвращение подрыва и искажения конкуренции  со стороны фирм, обладающих рыночной властью. Среди мер антимонопольной политики следует выделить меры по коррекции поведения (запрет на антиконкурентные действия) и структурную политику  (изменение структуры отрасли). Например: запрет на слияние крупных фирм, что приведет к доминирующей позиции на рынке или разделение крупной (доминирующей) компании на более мелкие независимые фирмы.

В естественных монополиях (отрасли, где монополии неизбежны) государство осуществляет прямое (установление цен) и косвенное (дополнительные налоги или  субсидии) регулирование, а иногда, даже стимулирует развитие монопольного производства, как правило, в экспортных целях, где существует жесточайшая международная конкуренция.

Создание инфраструктуры экономики – другое важное направление государственного регулирования экономики. Эффективная экономика требует наличия соответствующей инфраструктуры — комплекса организаций, обеспечивающих условия воспроизводства. Выделяют несколько видов инфраструктуры:

- производственная (сеть энергоснабжения, транспорта и связи);

- институциональная (государственный аппарат управления);

- 15 -

- социальная (учебные, медицинские, культурные заведения);

- информационная (совокупность информационных каналов и хранилищ, информационных технологий).

 

В современной рыночной экономике государство является не только координатором и контролером, но и предпринимателем. Оно занимается особым видом предпринимательства государственным предпринимательством. Под ним понимается деятельность государственных предприятий, выпускающих товары и услуги, необходимые для развития национальной экономики. Государство в качестве предпринимателя действует, с одной стороны, как типичный, с другой, как особый общественный предприниматель. В отличие от частного предпринимателя государство ориентируется не только на получение прибыли, но и на предоставление товаров, работ, услуг, обеспечивающих функционирование экономики в целом, включая частный капитал. Государство ведет предпринимательскую деятельность на базе государственного сектора экономики.

Перераспределение доходов — это изъятие части дохода у одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более в них нуждающимся. Перераспределение доходов осуществляется государством и является характерной чертой социальной рыночной экономики. Существуют различные формы перераспределения доходов, некоторые из которых показаны на рисунке:


                                Формы перераспределения доходов

 

Государственный кредит                        Государственная закупка товаров и услуг

 

Государственные субсидии            Социальные выплаты и программы

 

                            Налоговое перераспределение доходов

 

                                                                                                                                                                                                  http://www.market-pages.ru/makroec/47.html

Информация о работе Государственное вмешательство в экономику: цели, направления, методы