Государственный бюджет: источники формирования, состояние, основные проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 09:46, курсовая работа

Описание работы

Главная цель написания курсовой работы – всесторонне и комплексно исследовать государственный бюджет как макроэкономическую составляющую национальной экономики. Исходя из главной цели, можно поставить задачи, которые необходимо решить в процессе написания работы, а именно: Проанализировать сущность государственного бюджета (дать определение, описать структуру и значение в современных условиях). Исследовать проблему дефицита государственного бюджета и возможные способы борьбы с ним, в том числе на примерах зарубежных государств. Охарактеризовать состояние и основные проблемы государственного бюджета Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….. 3
Глава 1. Государственный бюджет: понятие, структура и значение в современных условиях………………………………… 5
Глава 2. Проблема дефицита и борьба с ним: зарубежный опыт... 14
Глава 3. Состояние и основные проблемы государственного бюджета Республики Беларусь…………………………………….. 24
Заключение………………………………………………………….. 33
Список использованных источников………………………………. 35
Приложение 1. Консолидированный бюджет Республики Беларусь в 2009-2010 гг……………………………………………. 36
Приложение 2. Республиканский бюджет Республики Беларусь в 2009-2010 гг…………………………………………………………. 38
Приложение 3. Местные бюджеты Республики Беларусь в 2009-2010 гг .……………………………………………………………… 40

Файлы: 1 файл

редактирован мною.doc

— 439.50 Кб (Скачать файл)


 

 

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«Белорусский  торгово-экономический университет 

потребительской кооперации»

 

 

 

 

 

Кафедра экономической  теории

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

на тему «Государственный бюджет: источники формирования, состояние, основные проблемы»

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

факультета экономики  и учета

группы ОС 21

Мартынова Т.Л.

 

Научный руководитель:

асс. Чернявский М.Р.

 

 

 

 

 

 

 

Гомель 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………..

3

 

Глава 1. Государственный бюджет: понятие, структура и значение в современных условиях…………………………………

5

 

Глава 2. Проблема дефицита и борьба с ним: зарубежный опыт...

14

 

Глава 3. Состояние и основные проблемы государственного бюджета Республики Беларусь……………………………………..

24

 

Заключение…………………………………………………………..

33

 

Список использованных источников……………………………….

35

 

Приложение 1. Консолидированный бюджет Республики Беларусь в 2009-2010 гг…………………………………………….

36

 

Приложение 2. Республиканский бюджет Республики Беларусь в 2009-2010 гг………………………………………………………….

38

 

Приложение 3. Местные бюджеты Республики Беларусь в 2009-2010 гг .………………………………………………………………

40


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Выбранная мною тема для написания курсовой работы – «Государственный бюджет: источники формирования, состояние, основные проблемы» - имеет большую актуальность и значимость в современных макроэкономических условиях Республики Беларусь. Государственный бюджет – это важнейший финансовый документ для любой страны. По сути, от правильного и грамотного составления данного документа зависит экономическая жизнь всего государства: от простого бюджетника до крупных частных и государственных предприятий и учреждений.

Многие процессы в мировой экономике и ее национальных составляющих обусловлены именно бюджетным процессом. Например, сложная текущая ситуация на валютном и банковском рынке Беларуси связана, как представляется экспертам, с огромными бюджетными расходами в конце 2010 года. Если посмотреть на ситуацию в мировой экономике, то слишком «раздутый» бюджет США с его огромным дефицитом уже несколько лет подряд, по сути, лихорадит мировую экономику, оказывая влияние на стоимость золота, нефти, иные валюты и прочие важнейшие для мировой экономики показатели. Эти очевидные примеры показывают, что сбалансированный и обеспеченный бюджет (или жизнь отдельно взятого государства по средствам, а не в долг) – залог к процветанию любой национальной и всей мировой экономики. Однако составителям и исполнителям государственного бюджета не всегда удается добиться успеха в этом деле.

Итак, главная цель написания  курсовой работы – всесторонне и комплексно исследовать государственный бюджет как макроэкономическую составляющую национальной экономики. Исходя из главной цели, можно поставить задачи, которые необходимо решить в процессе написания работы, а именно:

    1. Проанализировать сущность государственного бюджета (дать определение, описать структуру и значение в современных условиях).
    2. Исследовать проблему дефицита государственного бюджета и возможные способы борьбы с ним, в том числе на примерах зарубежных государств.
    3. Охарактеризовать состояние и основные проблемы государственного бюджета Республики Беларусь.

Поставленные задачи оказали влияние на структуру  курсовой работы – исследование состоит  из введения, трех основных глав, заключения, списка использованной литературы.

Объект изучения –  макроэкономические процессы, связанные с государственным бюджетом. Предмет изучения – структура, значение, проблемы современного национального бюджета, его совершенствование.

При написании работы были использованы следующие методы: аналогия, анализ, изучение научной литературы, сравнение, изучение и обобщение зарубежной практики, моделирование.

Были использованы литературные источники как отечественных, так  и зарубежных (в основном – российских) авторов. Наиболее ценными оказались  работы Афанасьева М.П., Свиридович В., Симонова В.В., Сорокиной Т.В. и др. Также использовались материалы периодической прессы, нормативно-правовая база Республики Беларусь, статистические сборники, интернет-ресурсы. Полный список использованных источников представлен в конце работы.

 

Глава 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

Прежде всего, дадим определение  ключевому термину данной курсовой работы – слову «бюджет». Бюджет (от старонормандского bougette — кошель, сумка, кожаный мешок) — это единая схема доходов и расходов определённого лица, организации или страны (например, семьи, бизнеса,  государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год           [1, c. 24].

Бюджет — это важнейшая концепция  как в микроэкономике, так и в макроэкономике (государственный бюджет). Изучением бюджета занимается финансовая наука.

Государственный бюджет — это, прежде всего, важнейший финансовый документ для любой страны. Он представляет собой, как пишет М.П. Афанасьев с соавторами, «совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну» [1, c. 24].

Далее более подробно опишем способы  организации бюджетного процесса на примере Республики Беларусь. Что  же представляет из себя бюджетный  процесс?

Бюджетный процесс – это деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему Республики Беларусь, см. далее рисунок 1.1).

Бюджетный процесс в нашей стране начался более 20 лет назад. Существенную роль в начале суверенного бюджетного процесса сыграл Закон БССР «О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Белорусской ССР», принятый в 1991 году и установивший три уровня местных Советов: первичный, базовый и областной. Законом закреплялась самостоятельность местных бюджетов, которые наряду с внебюджетными средствами формируют финансовую базу местного самоуправления. С принятием этого закона были урегулированы вопросы организации важнейшего звена бюджетной системы – местных бюджетов [8, c. 102].

Таким образом, в 1991-1992 годах было положено начало формированию национальной бюджетной  системы, коренным образом реформирована  система налогообложения, ставшая  основой доходной базы. Определен  статус местных бюджетов.

В Республике Беларусь сегодня сформирована двухуровневая бюджетная система, включающая в себя республиканский и местные бюджеты. Система местных бюджетов соответствует административно-территориальному делению страны, что отображено на рисунке 1.1:

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.1. Бюджетная  система Республики Беларусь (Источник: Собственная разработка на основании Бюджетного кодекса Республики Беларусь [2, c. 14-20]

 

Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы и принципы ее построения. Согласно ст.4. Закона Республики Беларусь "О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах", в Республике Беларусь применяются следующие принципы бюджетного устройства [3, c. 299]:

    • единство бюджетной системы;
    • ее полнота;
    • реальность;
    • гласность;
    • самостоятельность всех бюджетов, входящих в бюджетную систему.

Опишем некоторые принципы более подробно.

Единство бюджетной  системы является необходимым условием для проведения единой финансовой политики. Этот принцип обеспечивается единой законодательной базой, единой формой бюджетной документации, использованием единой бюджетной классификации, единой информационной базой данных, предоставлением необходимой статистической информации о республиканском и местных бюджетах для составления консолидационных бюджетов, а также согласованными принципами бюджетного процесса [3, c. 305].

Республиканский и местные  бюджеты всех уровней являются самостоятельными и отражают доходы и расходы, которыми распоряжаются соответствующие  государственные органы. Самостоятельность бюджетов заключается в том, что утверждение республиканского бюджета осуществляется государственным законом, местных бюджетов – решениями местных Советов депутатов, а их исполнение возлагается на Правительство Беларуси и местные исполнительные и распорядительные органы. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом соответствующих государственных органов самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.

Принцип полноты бюджетов реализуется путем включения в них всех налогов, определенных законодательством Республики Беларусь, других обязательных платежей и иных поступлений, а также определением размера и порядка расходования денежных средств.

До 1998 года в республике использовалась ограниченная бюджетная классификация доходов и расходов. Законом Республики Беларусь «О бюджетной классификации Республики Беларусь» была введена новая бюджетная классификация, которая обеспечила необходимую республиканскую и международную сопоставимость показателей бюджетов всех уровней. Бюджетная классификация представляет собой систематизированную группировку статей доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета и является единой для республиканского и местных бюджетов, государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных учреждений и организаций. Она включает:

    • классификацию доходов;
    • функциональную, ведомственную и экономическую (предметную) классификацию расходов;
    • классификацию источников внешнего и внутреннего финансирования бюджетного дефицита;
    • классификацию внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь.

Классификация доходов  предусматривает их разделение на 3 крупные категории: текущие доходы, капитальные доходы, безвозмездные  поступления. Далее бюджетные доходы конкретизируются и выделяются их группы и виды в зависимости от источников получения и в соответствии с нормативно-правовыми актами налогового и других видов законодательства.

Функциональная классификация  расходов отражает направления выделения бюджетных средств для выполнения государством его основных функций (например, национальная оборона, правоохранительная деятельность и т.д.).

Как пишет Т.В. Сорокина [7, c. 77], в соответствии с ведомственной классификацией расходы республиканского и местных бюджетов группируются по прямым получателям бюджетных средств по соответствующим подразделам функциональной классификации.

Основу доходов бюджета  составляют налоги, сборы и отчисления, уплачиваемые юридическими и физическими  лицами. Доля таких поступлений в общем объеме бюджетных средств Республики Беларусь составляла в 2000-2010 гг. 80-90% [5, c. 2-5].

Спецификой расходной  части государственного бюджета  Беларуси в начале 1990-х годов является переориентация бюджетных средств  с финансирования отраслей материального производства на социально-культурные нужды. За первые 5 лет независимости доля расходов на народное хозяйство снизилась более чем в 2 раза – с 49,8% до 19,9%.

С середины 1990-х годов  бюджетная политика была направлена на погашение накопленной внешней государственной задолженности и расширение внутренних источников финансирования дефицита. В 1996 году дефицит бюджета более чем на 80% финансировался за счет кредитов Национального банка, а в 1998-2001 гг. из внутренних источников был профинансирован не только дефицит текущего года, но производилось погашение ранее образовавшегося внешнего долга. Благодаря развитию рынка государственных ценных бумаг в 2001 году за счет внутренних источников удалось покрыть около 50% дефицита бюджета.

Проведение экономических реформ обусловило появление новой статьи – расходы на развитие рыночной инфраструктуры. С 1998 года в состав бюджета включены доходы и расходы свободных экономических зон.

Не смотря на тенденцию  сокращения удельного веса расходов на отрасли народного хозяйства, сельское хозяйство по-прежнему остается приоритетной формой бюджетного финансирования. Объемы средств, выделяемых данной отрасли, в 2-3 раза превышают расходы бюджета на промышленность, энергетику и строительный комплекс, вместе взятые.

Анализ показывает, что  бюджеты разных уровней связаны  между собой сложными взаимоотношениями, в процессе которых происходит управление потоками бюджетных средств и  распределение доходов и расходов государства. В республиканском  бюджете концентрируется более половины государственных финансовых ресурсов. Однако после осуществления взаимных расчетов между бюджетами различных уровней на долю местных бюджетов приходится уже более 50% средств [8, c. 177].

В доход местных бюджетов полностью зачисляются такие республиканские налоги как:

    • подоходный налог с физических лиц;
    • налог на недвижимость;
    • земельный налог;
    • платежи за пользование (добычу) природных ресурсов;
    • платежи за переработку нефти и нефтепродуктов;
    • налог при упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства;
    • единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;
    • единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;
    • налог на игорный бизнес и др.

Информация о работе Государственный бюджет: источники формирования, состояние, основные проблемы