Государственный бюджет: источники формирования, состояние, основные проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 09:46, курсовая работа

Описание работы

Главная цель написания курсовой работы – всесторонне и комплексно исследовать государственный бюджет как макроэкономическую составляющую национальной экономики. Исходя из главной цели, можно поставить задачи, которые необходимо решить в процессе написания работы, а именно: Проанализировать сущность государственного бюджета (дать определение, описать структуру и значение в современных условиях). Исследовать проблему дефицита государственного бюджета и возможные способы борьбы с ним, в том числе на примерах зарубежных государств. Охарактеризовать состояние и основные проблемы государственного бюджета Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….. 3
Глава 1. Государственный бюджет: понятие, структура и значение в современных условиях………………………………… 5
Глава 2. Проблема дефицита и борьба с ним: зарубежный опыт... 14
Глава 3. Состояние и основные проблемы государственного бюджета Республики Беларусь…………………………………….. 24
Заключение………………………………………………………….. 33
Список использованных источников………………………………. 35
Приложение 1. Консолидированный бюджет Республики Беларусь в 2009-2010 гг……………………………………………. 36
Приложение 2. Республиканский бюджет Республики Беларусь в 2009-2010 гг…………………………………………………………. 38
Приложение 3. Местные бюджеты Республики Беларусь в 2009-2010 гг .……………………………………………………………… 40

Файлы: 1 файл

редактирован мною.doc

— 439.50 Кб (Скачать файл)

Расходы консолидированного бюджета в 2010 году профинансированы в сумме 53 трлн. рублей. По сравнению с 2009 годом расходы в реальном выражении уменьшились на 0,1%.

Расходы консолидированного бюджета в разрезе функциональной классификации увеличились по всем разделам, кроме «Национальной экономики» и «Охраны окружающей среды». Наиболее значительно (в реальном выражении) возросли расходы по разделам «Социальная политика» – на 13,7%, «Общегосударственные расходы» - на 17,4% (в том числе расходы на Государственную инвестиционную программу – на 12,1%), «Образование» - на 14,4%, «Здравоохранение» - на 12%. Финансирование по разделу «Национальная экономика» сократилось на 29,6%.

Рост расходов по разделу  «Социальная политика» в определяющей мере обусловлен увеличением помощи в обеспечении граждан жильем. В 2010 году на эти цели было направлено на 22% в реальном выражении средств больше, чем в 2009 году. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в 2010 году в структуре расходов консолидированного бюджета увеличился по сравнению с 2009 годом на 1,2 процентных пункта, что наглядно представлено на рисунке 3.2:

 

Рисунок 3.2. Структура расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь в 2009-2010 гг.

 

В расходах консолидированного бюджета в 2010 году в разрезе экономической  классификации преобладали текущие  расходы – 74,4% в общих расходах, в том числе расходы на заработную плату рабочих и служащих в  бюджетном секторе и начисления на нее – 27,6%, текущие бюджетные трансферты – 25,9%, обслуживание государственного долга – 2,1%. Доля капитальных расходов составила 25,7%. На финансирование капитальных вложений в основные фонды приходилось 16,1% всех бюджетных расходов.

За счет средств консолидированного бюджета в 2010 году было профинансировано 18,6% всех инвестиций в основной капитал в экономику. Введено 260,4 тыс. квадратных метров жилья, или 3,9% от общей площади введенного в эксплуатацию жилья.

В 2010 году консолидированный  бюджет исполнен с дефицитом в размере 4,2 трлн. рублей, или 2,6% к ВВП (в 2009 году дефицит составлял 2,5 трлн. рублей, или 1,8% к ВВП).

Доля дефицита бюджета  на 2011 года составляет 3% от ВВП или 6% от размера бюджета, см. рисунок 3.3:

 

Рисунок 3.3. Дефицит республиканского бюджета на 2011 г.

 

Расходы консолидированного бюджета в году сложились на 46,5% из расходов республиканского бюджета  и 53,5% - расходов местных бюджетов. Удельный вес доходов республиканского бюджета  в доходах консолидированного бюджета  составил 62,1%.

Доходы республиканского бюджета составили 30,3 трлн. руб., или 91,7% (в реальном выражении) к уровню 2009 году. Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 34,3 трлн. руб., что на 0,5% больше, чем в 2009 году.

Более трети (38,9%) всех поступлений  в республиканский бюджет обеспечено за счет поступлений налога на добавленную стоимость. По сравнению с 2009 годом его объем увеличился на 33,3% в реальном выражении. Налог на прибыль в 2010 году увеличился на 20,98%, составив 11,7% всех доходов республиканского бюджета. Поступления акцизов возросли на 16,1%. Удельный вес этого источника доходов республиканского бюджета составил 14,4%.

В 2010 году финансирование расходов из республиканского бюджета  почти по всем разделам функциональной классификации осуществлялось выше уровня 2009 года. Наиболее значительно увеличились расходы по разделам «Общегосударственная деятельность», «Социальная политика», «Здравоохранение». Финансирование расходов по разделу «Национальная экономика» сократилось на 40% в реальном выражении по сравнению с предыдущим годом.

В 2010 году расходы республиканского бюджета превысили доходы на 4 трлн. рублей, или 2,4% ВВП.

В 2010 году бюджетно-финансовая и налоговая политика была ориентирована  на стимулирование высоких темпов экономического роста и обеспечение повышения благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств государства перед обществом.

В связи с произошедшим в 2010 году снижением суверенных кредитных рейтингов Республики Беларусь от иностранных инвесторов, основных зарубежных торговых партнеров поступают вопросы относительно экономической политики, реализуемой правительством Беларуси и Национальным банком.

В 2011 году правительство Беларуси планирует проводить работу по снижению дефицита бюджета сектора органов государственного управления с 3% до 1,5% к ВВП. Предполагается, что это будет достигнуто посредством увеличения доходов бюджета путем повышения роли предприятий сырьевых отраслей в формировании доходов без изменения уровня налоговой нагрузки на экономику страны в целом, а также оптимизацией и ограничением расходов бюджетных организаций и объемов государственных инвестиций.

Планируемые ограничения  не затрагивают расходы на обслуживание и погашение государственного долга. Указанные платежи обеспечены в полном объеме ассигнованиями республиканского бюджета и валютными резервами на счетах Министерства финансов. В соответствии со статьей 57 Бюджетного кодекса платежи по обслуживанию и погашению государственного долга Республики Беларусь являются первоочередными по отношению к другим платежам при исполнении республиканского бюджета. В феврале-марте текущего года Беларусь в полном объеме и в срок осуществила платежи по внешнему долгу, в том числе выплатила первый купон по суверенным еврооблигациям, а также облигациям, размещенным на рынке Российской Федерации.

Начиная с января 2011 года Министерство финансов реализует жесткую  бюджетную политику. В результате за январь-февраль 2011 года профицит бюджета сектора государственного управления (включает в себя республиканский бюджет, местные бюджеты и бюджет Фонда социальной защиты населения) составил Br0,4 трлн. (1,6% к ВВП). Планируется, что достигнутая динамика будет сохранена и по итогам I квартала текущего года.

В целях обеспечения  макрофинансовой сбалансированности в 2011 году правительство активизировало работу по реализации своих планов привлечения прямых иностранных  инвестиций, в том числе путем  приватизации государственной собственности. Для поддержания платежного баланса в устойчивом состоянии правительство Беларуси обратилось к Российской Федерации и Антикризисному фонду ЕврАзЭС за предоставлением стабилизационных кредитов на общую сумму $3 млрд. Министерство финансов Беларуси в настоящее время находится в активной фазе переговоров с Министерством финансов России, завершить которые стороны планируют в ближайшее время.

Более подробные данные по бюджету Республики Беларусь на 2009-2010 гг. представлены в приложениях 1-3 к курсовой работе.

 

Выводы к  третьей главе курсовой работы:

    1. В 2010 году доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь составили 48,8 трлн. рублей, что на 4,3% больше, чем в 2009 году (в реальном выражении, скорректированные на индекс потребительских цен, меньше на 3,2%). Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП сократился с 34% в 2009 году до 29,9% в 2010 году.
    2. Основными доходными источниками бюджета Беларуси являются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, поступления по которым возросли по сравнению с 2009 годом.
    3. Расходы консолидированного бюджета в году сложились на 46,5% из расходов республиканского бюджета и 53,5% - расходов местных бюджетов. Удельный вес доходов республиканского бюджета в доходах консолидированного бюджета составил 62,1%.
    4. Доля дефицита бюджета на 2011 года составляет 3% от ВВП или 6% от размера бюджета.
    5. Основными проблемами бюджета Республики Беларусь являются: дефицит, слишком высокие расходы на дотационные отрасли (например, сельское хозяйство)

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

По итогам написания  курсовой работы на тему «Государственный бюджет: источники формирования, состояние, основные проблемы» мною были сделаны следующие выводы:

  1. Государственный бюджет — это совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.
  2. В Республике Беларусь сегодня сформирована двухуровневая бюджетная система, включающая в себя республиканский и местные бюджеты. В нашей стране применяются следующие принципы бюджетного устройства: 1) единство бюджетной системы; 2) ее полнота; 3) реальность; 4) гласность; 5) самостоятельность всех бюджетов, входящих в бюджетную систему.
  3. Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профицит. Соответственно, если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит. Основной причиной появления бюджетного дефицита является отставание поступлений доходов от растущих государственных расходов. Для борьбы с дефицитом бюджета используются различные средства, однако все они сводятся к стремлению привлечь в бюджет все новые и новые средства и сократить текущие расходы государства.
  4. В 2010 году доходы консолидированного бюджета Республики Беларусь составили 48,8 трлн. рублей, что на 4,3% больше, чем в 2009 году (в реальном выражении, скорректированные на индекс потребительских цен, меньше на 3,2%). Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП сократился с 34% в 2009 году до 29,9% в 2010 году.
  5. Основными доходными источниками бюджета Беларуси являются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, поступления по которым возросли по сравнению с 2009 годом. Расходы консолидированного бюджета в году сложились на 46,5% из расходов республиканского бюджета и 53,5% - расходов местных бюджетов. Удельный вес доходов республиканского бюджета в доходах консолидированного бюджета составил 62,1%. Доля дефицита бюджета на 2011 года составляет 3% от ВВП или 6% от размера бюджета.
  6. Основными проблемами бюджета Республики Беларусь являются: дефицит, слишком высокие расходы на дотационные отрасли (например, сельское хозяйство).

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

    1. Афанасьев М.П., Беленчук А.А., Кривогов И.В. Бюджет и бюджетная система. - М.: "Юрайт", 2011. - 777 с.
    2. Бюджетный кодекс Республики Беларусь. - Мн.: НЦПИ, 2010. - 155 с.
    3. Воробей Г. Комментарий к Бюджетному кодексу Республики Беларусь. - Мн.: "Дикта", 2010. - 432 с.
    4. Ермасова Н.Б. Бюджетная система Российской Федерации. - М.: "Юрайт", 2010. - 794 с.
    5. Свиридович В. Устойчивость бюджета в финансовой стабилизации в Республике Беларусь // Банковский вестник. - 2007. - № 28. - С. 2-5.
    6. Симонов В.В., Сулакшин С.С, Подпорина И.В., Погорелко М.Ю. Бюджет и налоги в экономической политике России. - М.: "Научный эксперт", 2008. - 390 с.
    7. Сорокина Т.В. Бюджет Беларуси: генезис и развитие. - Мн.: БГЭУ, 2006. - 234 с.
    8. Сорокина Т.В. Бюджетный процесс в Республике Беларусь. - Мн.: БГЭУ, 2008. - 798 с.
    9. Файберг Т.В. Бюджет и бюджетная систем учебное пособие. - Иркутск: изд-во БГУЭП, 2010. - 172 с.
    10. The World Factbook [Электронный ресурс]: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/fields/2056.html

 

 

 

 

Приложение 1

 

Консолидированный бюджет Республики Беларусь (без ФСЗН),

млрд. рублей

 

 

2009 год

2010 год

1. ДОХОДЫ- всего 

46 740,8

48 772,8

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них:

41 304,7

44 874,7

Подоходный налог 

4 305,3

5 380,8

Налог на прибыль 

4 607,7

5 580,4

Налоги на собственность 

1 626,7

1 850,1

НДС

12 083,1

16 226,4

Акцизы 

3 637,4

4 350,2

Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности

7 969,5

<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char"



Информация о работе Государственный бюджет: источники формирования, состояние, основные проблемы