Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 09:46, курсовая работа
Главная цель написания курсовой работы – всесторонне и комплексно исследовать государственный бюджет как макроэкономическую составляющую национальной экономики. Исходя из главной цели, можно поставить задачи, которые необходимо решить в процессе написания работы, а именно: Проанализировать сущность государственного бюджета (дать определение, описать структуру и значение в современных условиях). Исследовать проблему дефицита государственного бюджета и возможные способы борьбы с ним, в том числе на примерах зарубежных государств. Охарактеризовать состояние и основные проблемы государственного бюджета Республики Беларусь.
Введение…………………………………………………………….. 3
Глава 1. Государственный бюджет: понятие, структура и значение в современных условиях………………………………… 5
Глава 2. Проблема дефицита и борьба с ним: зарубежный опыт... 14
Глава 3. Состояние и основные проблемы государственного бюджета Республики Беларусь…………………………………….. 24
Заключение………………………………………………………….. 33
Список использованных источников………………………………. 35
Приложение 1. Консолидированный бюджет Республики Беларусь в 2009-2010 гг……………………………………………. 36
Приложение 2. Республиканский бюджет Республики Беларусь в 2009-2010 гг…………………………………………………………. 38
Приложение 3. Местные бюджеты Республики Беларусь в 2009-2010 гг .……………………………………………………………… 40
Расходы консолидированного бюджета в 2010 году профинансированы в сумме 53 трлн. рублей. По сравнению с 2009 годом расходы в реальном выражении уменьшились на 0,1%.
Расходы консолидированного
бюджета в разрезе
Рост расходов по разделу
«Социальная политика» в
Рисунок 3.2. Структура расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь в 2009-2010 гг.
В расходах консолидированного
бюджета в 2010 году в разрезе экономической
классификации преобладали
За счет средств консолидированного бюджета в 2010 году было профинансировано 18,6% всех инвестиций в основной капитал в экономику. Введено 260,4 тыс. квадратных метров жилья, или 3,9% от общей площади введенного в эксплуатацию жилья.
В 2010 году консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 4,2 трлн. рублей, или 2,6% к ВВП (в 2009 году дефицит составлял 2,5 трлн. рублей, или 1,8% к ВВП).
Доля дефицита бюджета на 2011 года составляет 3% от ВВП или 6% от размера бюджета, см. рисунок 3.3:
Рисунок 3.3. Дефицит республиканского бюджета на 2011 г.
Расходы консолидированного бюджета в году сложились на 46,5% из расходов республиканского бюджета и 53,5% - расходов местных бюджетов. Удельный вес доходов республиканского бюджета в доходах консолидированного бюджета составил 62,1%.
Доходы республиканского бюджета составили 30,3 трлн. руб., или 91,7% (в реальном выражении) к уровню 2009 году. Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 34,3 трлн. руб., что на 0,5% больше, чем в 2009 году.
Более трети (38,9%) всех поступлений в республиканский бюджет обеспечено за счет поступлений налога на добавленную стоимость. По сравнению с 2009 годом его объем увеличился на 33,3% в реальном выражении. Налог на прибыль в 2010 году увеличился на 20,98%, составив 11,7% всех доходов республиканского бюджета. Поступления акцизов возросли на 16,1%. Удельный вес этого источника доходов республиканского бюджета составил 14,4%.
В 2010 году финансирование расходов из республиканского бюджета почти по всем разделам функциональной классификации осуществлялось выше уровня 2009 года. Наиболее значительно увеличились расходы по разделам «Общегосударственная деятельность», «Социальная политика», «Здравоохранение». Финансирование расходов по разделу «Национальная экономика» сократилось на 40% в реальном выражении по сравнению с предыдущим годом.
В 2010 году расходы республиканского бюджета превысили доходы на 4 трлн. рублей, или 2,4% ВВП.
В 2010 году бюджетно-финансовая и налоговая политика была ориентирована на стимулирование высоких темпов экономического роста и обеспечение повышения благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств государства перед обществом.
В связи с произошедшим в 2010 году снижением суверенных кредитных рейтингов Республики Беларусь от иностранных инвесторов, основных зарубежных торговых партнеров поступают вопросы относительно экономической политики, реализуемой правительством Беларуси и Национальным банком.
В 2011 году правительство Беларуси планирует проводить работу по снижению дефицита бюджета сектора органов государственного управления с 3% до 1,5% к ВВП. Предполагается, что это будет достигнуто посредством увеличения доходов бюджета путем повышения роли предприятий сырьевых отраслей в формировании доходов без изменения уровня налоговой нагрузки на экономику страны в целом, а также оптимизацией и ограничением расходов бюджетных организаций и объемов государственных инвестиций.
Планируемые ограничения не затрагивают расходы на обслуживание и погашение государственного долга. Указанные платежи обеспечены в полном объеме ассигнованиями республиканского бюджета и валютными резервами на счетах Министерства финансов. В соответствии со статьей 57 Бюджетного кодекса платежи по обслуживанию и погашению государственного долга Республики Беларусь являются первоочередными по отношению к другим платежам при исполнении республиканского бюджета. В феврале-марте текущего года Беларусь в полном объеме и в срок осуществила платежи по внешнему долгу, в том числе выплатила первый купон по суверенным еврооблигациям, а также облигациям, размещенным на рынке Российской Федерации.
Начиная с января 2011 года Министерство финансов реализует жесткую бюджетную политику. В результате за январь-февраль 2011 года профицит бюджета сектора государственного управления (включает в себя республиканский бюджет, местные бюджеты и бюджет Фонда социальной защиты населения) составил Br0,4 трлн. (1,6% к ВВП). Планируется, что достигнутая динамика будет сохранена и по итогам I квартала текущего года.
В целях обеспечения
макрофинансовой
Более подробные данные по бюджету Республики Беларусь на 2009-2010 гг. представлены в приложениях 1-3 к курсовой работе.
Выводы к третьей главе курсовой работы:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам написания курсовой работы на тему «Государственный бюджет: источники формирования, состояние, основные проблемы» мною были сделаны следующие выводы:
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложение 1
Консолидированный бюджет Республики Беларусь (без ФСЗН),
млрд. рублей
2009 год |
2010 год | |
1. ДОХОДЫ- всего |
46 740,8 |
48 772,8 |
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них: |
41 304,7 |
44 874,7 |
Подоходный налог |
4 305,3 |
5 380,8 |
Налог на прибыль |
4 607,7 |
5 580,4 |
Налоги на собственность |
1 626,7 |
1 850,1 |
НДС |
12 083,1 |
16 226,4 |
Акцизы |
3 637,4 |
4 350,2 |
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности |
7 969,5 |
<span class="dash041e_0431_044b_ |
Информация о работе Государственный бюджет: источники формирования, состояние, основные проблемы