Государственный бюджет: источники формирования, состояние, основные проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 09:46, курсовая работа

Описание работы

Главная цель написания курсовой работы – всесторонне и комплексно исследовать государственный бюджет как макроэкономическую составляющую национальной экономики. Исходя из главной цели, можно поставить задачи, которые необходимо решить в процессе написания работы, а именно: Проанализировать сущность государственного бюджета (дать определение, описать структуру и значение в современных условиях). Исследовать проблему дефицита государственного бюджета и возможные способы борьбы с ним, в том числе на примерах зарубежных государств. Охарактеризовать состояние и основные проблемы государственного бюджета Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….. 3
Глава 1. Государственный бюджет: понятие, структура и значение в современных условиях………………………………… 5
Глава 2. Проблема дефицита и борьба с ним: зарубежный опыт... 14
Глава 3. Состояние и основные проблемы государственного бюджета Республики Беларусь…………………………………….. 24
Заключение………………………………………………………….. 33
Список использованных источников………………………………. 35
Приложение 1. Консолидированный бюджет Республики Беларусь в 2009-2010 гг……………………………………………. 36
Приложение 2. Республиканский бюджет Республики Беларусь в 2009-2010 гг…………………………………………………………. 38
Приложение 3. Местные бюджеты Республики Беларусь в 2009-2010 гг .……………………………………………………………… 40

Файлы: 1 файл

редактирован мною.doc

— 439.50 Кб (Скачать файл)

Как пишет Г. Воробей, проводимая в настоящее время  в республике бюджетная политика направлена на решение следующих задач [3, c. 104]:

    • формирование сбалансированного бюджета;
    • поэтапная консолидация в бюджете всех государственных ресурсов;
    • постепенное сокращение государственных расходов на основе определения четких приоритетов бюджетного финансирования;
    • реформирование бюджетной системы и повышение на этой основе эффективности использования бюджетных средств (что особенно актуально в условиях глобального финансово-экономического кризиса).

С целью повышения  эффективности и целевого использования государственных финансовых ресурсов продолжается работа по их дальнейшей консолидации в бюджете государства. В 2004 году в состав республиканского бюджета включены средства Фонда социальной защиты населения, с 2005 года – инновационные фонды, а также средства фондов предупредительных (превентивных) мероприятий.

В 2000-х годах бюджет Республики Беларусь доходил до 25 млрд. долларов, что является довольно значимым показателем, с учетом относительно малой (в мировом масштабе) территории и малого населения страны.

Достаточно сказать, что  по оценкам американских экспертов, по бюджету наша страна находится  на 60-м месте в мире, что отображено в наглядной таблице 1.1:

 

Таблица 1.1. Государственный  бюджет по странам мира

 

Ранг

Страна

Доходы 
(миллионов $)

Расходы 
(миллионов $)

Дефицит/Профицит 
(миллионов $)

Дата

1

 США

2524000.0

2979000.0

-455000.0

2010

2

 Япония

1672000.0

1823000.0

-151000.0

2010

3

 Германия

1614000.0

1579000.0

+35000.0

2010

4

 Франция

1439000.0

1525000.0

-86000.0

2010

5

 Италия

1139000.0

1203000.0

-64000.0

2010

6

 Великобритания

1107000.0

1242000.0

-135000.0

2010

7

 КНР

868600.0

850500.0

+18100.0

2010

8

 Канада

608300.0

606000.0

+2300.0

2010

9

 Испания

443300.0

535600.0

-92300.0

2010

10

 Нидерланды

408500.0

398800.0

+9700.0

2010

11

 Россия

383500.0

273500.0

+110000.0

2010

40

 Украина

65020.0

68480.0

-3460.0

2010

60

 Беларусь

23270.0

26050.0

-820.0

2010


 

Источник: The World Factbook [Электронный ресурс]: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/fields/2056.html

 

Показатель нашей страны, как  видно из таблицы 1.1., на высоком уровне. Например, население Украины в 5 раз  выше, однако размер бюджета у Украины всего лишь в 2,8 раза больше белорусского. Это, безусловно, дает Правительству РБ более широкие возможности в бюджетной сфере.

 

Краткие выводы к первой главе:

    1. Государственный бюджет — это совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.
    2. Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему Республики Беларусь) называется бюджетный процесс.
    3. В Республике Беларусь сегодня сформирована двухуровневая бюджетная система, включающая в себя республиканский и местные бюджеты.
    4. В Республике Беларусь применяются следующие принципы бюджетного устройства: 1) единство бюджетной системы; 2) ее полнота; 3) реальность; 4) гласность; 5) самостоятельность всех бюджетов, входящих в бюджетную систему.
    5. В 2000-2010 гг. бюджет Республики Беларусь доходил до 25 млрд. долларов, что является довольно значимым показателем, с учетом относительно малой (в мировом масштабе) территории и малого населения страны. В рейтинге бюджетов стран мира (вне зависимости от территории и населения) наша страна занимает в 2010 году 60-е место.

 

Глава 2. ПРОБЛЕМА ДЕФИЦИТА И БОРЬБА С НИМ:

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

 

В идеале бюджет любого уровня бюджетной  системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.

Если запланированные доходы бюджета  превышают расходы бюджета, то это  называется бюджетный профицит (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефициит (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секвестр.

В мировой практике существуют следующие виды дефицита госбюджета [6, c. 90]:

    • циклический дефицит — спад деловой активности и сокращение налоговых поступлений;
    • структурный дефицит — положительное либо отрицательное сальдо бюджета при наличии естественного уровня безработицы, при наличии естественного уровня ВВП, при ставках налога и трансфертных платежей, определенных законодательством. Такой дефицит является результатом дискреционной фискальной политики.

Вообще, до середины XIX века государственные бюджеты наиболее развитых стран в большинстве случаев сводились с излишком, а бюджетный дефицит представлял собой чрезвычайное, исключительное явление, возникавшее в результате войн и стихийных бедствий. Начиная с 50-х годов XX века, бюджетный дефицит перестал носить чрезвычайный характер, он носит почти постоянный характер, несмотря на социально-экономические, географические, природные и климатические преимущества тех или иных стран. В современной мировой практике в условиях стабильного развития экономики бюджетный дефицит является неотъемлемым элементом современных государственных финансов. Его приемлемый уровень (размер) равен 2-3% ВВП, 5% национального дохода, 8-10% расходной части бюджета [6, c. 56-58].

Сегодня трудно найти  такую страну, которая не имела  бы значительного по масштабам дефицита бюджета. Об этом ясно свидетельствуют данные о дефиците государственных бюджетов ряда развитых стран за 5 лет (с 1996 по 2000гг.), приведенные далее в таблице 1.1.1.

Каковы основные причины  возникновения бюджетного дефицита?

Причины появления бюджетного дефицита могут быть различными. Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики в целях ее структурной перестройки, достижения перспективных преобразований и улучшений в общенациональном масштабе (при этом не обязательно, чтобы экономика находилась в упадке). В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а деятельность государства по регулированию экономической конъюнктуры, его стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства. Еще Дж. М. Кейнс обосновал возможность допущения опережающего роста государственных расходов над доходами на определенных этапах развития общества. Именно бюджетно-налоговая политика в модели Кейнса является тем инструментом, который позволяет перемещать экономику от одного равновесного состояния к другому. Под этим в неявном виде подразумевается, что у государства имеются средства и желание регулировать размеры своих доходов и расходов и, таким образом, продвигать экономику к желаемому уровню равновесия. Такой подход, в свою очередь, основывается на том, что у правительства имеются реальные возможности постоянно контролировать состояние государственного бюджета и регулировать его в соответствии с потребностями.

Дефицит может быть вызван так же кризисом в экономике, неэффективностью мер по ее оздоровлению, а также неспособностью правительства держать под контролем финансово-экономическую ситуацию в стране. В этом случае он является чрезвычайно тревожным сигналом, требующим принятия не только срочных и действенных экономических мер (по стабилизации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства и. т.д.), но и соответствующих политических решений. Таким образом, дефицит бюджета как результат определенных действий, направленных на стимулирование экономического роста, имеет активную форму, а кризисный дефицит, тяготеющий к законам инфляции - пассивную. Следовательно, в зависимости от экономического содержания и направления воздействия можно выделить активный и пассивный бюджетные дефициты. Бюджетно-налоговая политика позволяет или стимулировать или сдерживать социально-экономическое развитие общества. В условиях кризиса в экономике и социальной сфере, правительство может пойти на увеличение разрыва между доходами и расходами бюджета (путем повышения расходов и снижения налоговых изъятий) в целях стимулирования экономического роста, сокращения безработицы, расширения налогооблагаемой базы. В этом случае дефицит бюджета принимает активную форму. Однако если для его финансирования будут привлекаться инфляционные источники, то это приведет к значительному увеличению расходов бюджета на обслуживание государственного долга, и в результате дефицит примет пассивную форму, что приведет к усугублению финансово-экономического и социального кризиса.

Основной причиной появления  бюджетного дефицита является отставание поступлений доходов от растущих государственных расходов. На данную закономерность впервые обратил внимание классик немецкой финансовой науки А. Вагнер. В первой части своего основного труда «Наука о финансах» он сформулировал закон возрастающей государственной активности, а, следовательно, и увеличивающихся государственных расходов, без которых эта активность невозможна. На основе эмпирических данных А. Вагнер доказал, что с прогрессом нашей цивилизации, основанном на научно-технической революции, увеличении объемов производства и обращения, ВВП и национального дохода, происходит рост государственного вмешательства в процессы общественного воспроизводства, растет социально-экономическая, военно-политическая и научно-техническая активность государства, обуславливающая соответствующее увеличение расходов. Он предположил, что рост государственных расходов в промышленно развитых странах будет происходить до тех пор, пока они будут развиваться по восходящей линии [6, c. 61].

По отношению к плану дефицит бюджета можно охарактеризовать как плановый, то есть заранее закладываемый в закон о бюджете на следующий финансовый год, и внеплановый (случайный, но не всегда кассовый). Внеплановый дефицит возникает из-за непредвиденного сокращения объема поступлений доходов (падение цен на вывозимые на внешний рынок товары, сырье и природные ресурсы, девальвация денежной единицы страны), и увеличения расходов (войны, землетрясения, аварии, неурожаи, засуха, рост цен и. т. д.), в отчетном году. Его появления можно избежать различными способами, которые могут носить как положительный, так и отрицательный характер. К первым относится использование средств резервных, страховых, внебюджетных специальных фондов, а так же проведение различных оперативных мероприятий. Крайне отрицательным способом борьбы с внеплановым дефицитом является секвестирование расходов бюджета в ходе его исполнения.

Сегодня практически невозможно представить себе государство, в котором безупречно работают все финансово-экономические рычаги, стимулирующие приток средств в бюджет, а государственные расходы не превышают доходов. Как свидетельствует мировой опыт, примеров стран, в которых оптимально решены проблемы бюджетного дефицита, немного - это, прежде всего, Германия, Япония и Швейцария [5, c. 2-5].

Даже беглое рассмотрение мирового опыта проявления бюджетного дефицита показывает, что многие процветающие сегодня страны, имели в прошлом  значительные дефициты государственного бюджета. Так США, в тяжелые 1943-1945 годы, имели дефицит государственного бюджета в размере 105-230 % от уровня доходов, или 50-70 % от расходов, или 22-31% от валового внутреннего продукта. В США, Германии, Великобритании и Франции, начиная с 1974 г. не было ни одного государственного бюджета, не имевшего дефицита [4, c. 19].

Бюджетные дефициты значительно усиливают  напряжение на рынке ссудных капиталов, вызывают рост ссудного процента, препятствуют снижению высоких процентных ставок. Резонанс от подобных действий правительств ряда стран выходит за пределы  национальной политики. Так высокий ссудный процент, установленный в США в середине 1980-х годов, вызвал значительный отток капиталов из Западной Европы. По оценкам западных экономистов, в настоящее время США поглощает до 15% всех накоплений капиталистического мира.

В программу конкретных мер по  сокращению  бюджетного  дефицита следует включать  и  последовательно  проводить  в  жизнь  такие  меры, которые, с одной стороны, стимулировали  бы притоки денежных  средств  в   бюджетный фонд  страны,  а с другой  способствовали  бы   сокращению расходов. Сюда относятся [9, c. 42]:

  1. Изменение направлений инвестирования  бюджетных  средств  в   отрасли народного хозяйства  с целью значительного увеличения  финансовой  отдачи от каждого  бюджетного рубля.

  2. Стремление к  уменьшению  некоторых  статей  расхода  на  содержание административно–управленческого   аппарата   (министерств, ведомств).

  3. Упорядочение налоговой   системы,  уменьшение  количества  налогов  и увеличение  собираемости  налогов, сборов, таможенных пошлин и т. п. Все это, а также уменьшение ставки налогов, создаст  благоприятные  условия для обеспечения капиталовложений и, следовательно,    оживления производства.

  4.  Необходимо  вести  решительную  борьбу с инфляцией, добиться  стабилизации денежного обращения в стране. Необходим контроль за ценами и заработной платой путем установления пределов их роста.

Информация о работе Государственный бюджет: источники формирования, состояние, основные проблемы