Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 09:46, курсовая работа
Главная цель написания курсовой работы – всесторонне и комплексно исследовать государственный бюджет как макроэкономическую составляющую национальной экономики. Исходя из главной цели, можно поставить задачи, которые необходимо решить в процессе написания работы, а именно: Проанализировать сущность государственного бюджета (дать определение, описать структуру и значение в современных условиях). Исследовать проблему дефицита государственного бюджета и возможные способы борьбы с ним, в том числе на примерах зарубежных государств. Охарактеризовать состояние и основные проблемы государственного бюджета Республики Беларусь.
Введение…………………………………………………………….. 3
Глава 1. Государственный бюджет: понятие, структура и значение в современных условиях………………………………… 5
Глава 2. Проблема дефицита и борьба с ним: зарубежный опыт... 14
Глава 3. Состояние и основные проблемы государственного бюджета Республики Беларусь…………………………………….. 24
Заключение………………………………………………………….. 33
Список использованных источников………………………………. 35
Приложение 1. Консолидированный бюджет Республики Беларусь в 2009-2010 гг……………………………………………. 36
Приложение 2. Республиканский бюджет Республики Беларусь в 2009-2010 гг…………………………………………………………. 38
Приложение 3. Местные бюджеты Республики Беларусь в 2009-2010 гг .……………………………………………………………… 40
5. Укрепление финансовой
дисциплины, упорядочение расчетов
между предприятиями,
6. Устранению кризисных явлений также будет способствовать выплата внешних долгов. Одна из важнейших задач – добиться прекращения оседания в зарубежных банках части выручки от экспорта.
7. Нужно
добиться уменьшения
спада промышленного и
сельскохозяйственного
8. Необходимо увеличить
долю бюджетных заимствований
9. С целью стимулирования иностранных инвесторов, продолжать совершенствование системы финансовых, валютных и таможенных льгот. Это создаст более благоприятный режим для привлечения иностранного капитала в нашу экономику.
Если все перечисленные выше действия оказываются неэффективными, то возникший внеплановый дефицит, как и всякое непредсказуемое, негативное явление, может пагубно отразиться на ходе выполнения социально-экономических программ.
По продолжительности
бюджетный дефицит можно
По международной методологии, существует множество определений бюджетного дефицита, которые дают повод для дискуссий. В ежегоднике МВФ по государственной статистике финансов бюджетный дефицит определен следующим образом [9, c. 55]:
Бюджетный дефицит = (налоговые поступления + помощь и безвозмездные поступления) - (расходы + чистые обязательства), (1)
Это определение, скорее всего, относится к развивающимся странам, в том числе и к Республике Беларусь, в бюджетах которых наиболее часто фигурирует статья «Финансовая помощь». Она предоставляется международными финансовыми организациями (ВБРР, МВФ, Международная Ассоциация Развития и др.) под символический процент (0,3 ~ 0,5%) или вообще без уплаты процентов развивающимся странам, включенным в программу HIPC.
По мнению некоторых финансовых деятелей МВФ (Марио Блейер, Андриенн Чисти), общепринятые расчеты бюджетного дефицита не точно оценивают подлинные бюджетные ограничения государственного сектора и дают искаженную картину финансового состояния экономики. Вследствие этого на практике в рамках проведения бюджетно-налоговой политики могут быть осуществлены меры, которые не соответствуют реальному состоянию дел. Для избегания подобных ошибок необходимо правильное измерение чистых обязательств государственного сектора экономики.
Чтобы понять финансовое положение страны, необходимо, вероятно, рассмотреть бюджет с различных точек зрения. Критерии, заслуживающие внимания при анализе бюджета (например, уровень развития и степень открытости экономики) могут варьироваться от страны к стране. В этой связи поиски единственно верного показателя бюджетного дефицита могут оказаться бесперспективными. Существуют альтернативные измерители дефицита, которые используются для определения бюджетной, налоговой политики, а также их аналитического и политического обоснования. Вначале выявляются различия этих альтернативных показателей, каждый из которых ставит своей целью измерить "тот самый бюджетный дефицит", затем даются межстрановые сравнения и общие выводы бюджетно-налоговой политики. В связи с этим, показатели бюджетного дефицита могут быть рассмотрены:
1) с точки зрения
определения дефицита
2) с точки зрения выявления размера и структуры государственного сектора;
3) с точки зрения
оценки временного горизонта,
достаточного для измерения
Воздействие бюджетно-налоговой политики может оцениваться в некотором интервале времени. Как бы то ни было, есть тенденция рассматривать дефицит как сумму государственных трансакций за один бюджетный цикл - обычно за год, абстрагируясь от их более длительных последствий. Данные краткосрочные показатели дефицита можно разделить две группы. К первой относятся '"учетные" или общепринятые показатели, которые используются органами власти при составлении бюджетов, ко второй – некоторые очищенные показатели дефицитов. С помощью последних ежегодный дефицит бюджета можно очистить от влияния таких специфических эндогенных макропеременных, как внутренний спрос, инфляция или платежный баланс.
Общепринятое понятие дефицита является более узким, чем понятие бюджетного баланса, которое используется в законах о сбалансированном бюджете, включенных в бюджетное законодательство многих стран. Обычно такие законы исходят из равновесия в широком понимании, которое предполагает, что все бюджетные расходы определяются раньше, чем бюджет примет силу закона. Более жесткая концепция бюджетного равновесия, лежащая в основе общепринятого понятия дефицита, предусматривает, что в случае сбалансированного бюджета финансирование осуществляется из "обычного дохода" правительства, а не за счет займов. Большинство стран одобряют и регистрируют (иногда только для внутреннего пользования) некую разновидность данного дефицита. Вероятно, наиболее употребительным является показатель заемных требований государственного сектора (ЗТГС), который оценивает степень использования правительством новых финансовых ресурсов и чистые платежи по ранее взятому долгу.
Отсутствие
Каков показатель дефицита бюджета в Республике Беларусь?
Уровень дефицита бюджета в Беларуси сравнительно невысок. Его финансирование осуществляется за счет внутренних и внешних источников. Внутренними источниками являются государственные займы, осуществляемые посредством выпуска государственных ценных бумаг, кредиты Национального банка и др. Внешние источники финансирования дефицита бюджета – это кредиты правительств иностранных государств, банков, международных финансовых организаций.
Начиная с 2004 года по решению Правительства Республики Беларусь в состав источников финансирования дефицита бюджета включены средства от реализации принадлежащего государству имущества. Использование поступлений от приватизации является одним из самых безопасных и эффективных способов финансирования бюджетного дефицита. Одновременно с этим в Беларуси отказались от практики использования кредитов Национального банка РБ для покрытия бюджетного дефицита, что создало условия для снижения инфляции и макроэкономической стабилизации в целом.
Более подробно состояние государственного бюджета Беларуси будет рассмотрено в третьей главе курсовой работы.
Выводы ко второй главе курсовой работы:
Глава 3. СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
При подготовке третьей главы курсовой работы мною были использованы новейшие статистические данные за 2009-2011 годы из сборников Министерства статистики и анализа и Министерства финансов Республики Беларусь, а также данные с официальных сайтов министерств и ведомств Республики Беларусь.
В 2010 году объем валового внутреннего продукта составил 163 трлн. рублей и увеличился в сопоставимых ценах на 7,6% по сравнению с 2009 годом. Производство промышленной продукции возросло на 11,3%, составив 161,9 трлн. рублей. При этом запасы готовой продукции промышленности на складах на 1 января 2011 года составили 5 трлн. рублей, или 49,5% к среднемесячному объему производства промышленной продукции (на 1 января 2010 года они составляли 67,9% среднемесячного объема производства продукции).
Экспорт товаров и услуг в 2010 году увеличился по сравнению с 2009 годом на 20%, импорт товаров и услуг – на 22,6%.
Прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг (без субъектов малого предпринимательства) за 2010 года возросла по сравнению с 2009 годом на 31,4% в номинальном выражении, или на 21,9% в реальном выражении (скорректировано на индекс потребительских цен), прибыль до налогообложения – на 31,5 и 22,6% соответственно.
Индекс потребительских цен за 2010 год составил 109,9%, или в среднемесячном исчислении – 100,8%. В среднем за год инфляция на потребительском рынке составила 107,8%.
Исполнение бюджета происходило равными темпами.
С 1 января 2010 года Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь выведен из состава республиканского бюджета. Его показатели на 2010 год утверждены Законом Республики Беларусь от 29 декабря 2009 года №70-З «О бюджете государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2010 год». В целях сопоставимости данных показатели республиканского и консолидированного бюджетов за 2009 год также приведены без ФСЗН.
В 2010 году доходы консолидированного бюджета составили 48,8 трлн. рублей, что на 4,3% больше, чем в 2009 году (в реальном выражении, скорректированные на индекс потребительских цен, меньше на 3,2%). Динамика поступления доходов приведена на рисунке 1. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП сократился с 34% в 2009 году до 29,9% в 2010 году.
Динамика поступления доходов консолидированного бюджета в 2009-2010 гг. представлена на рисунке 3.1:
Рисунок 3.1. Динамика поступления доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь в 2009-2010 гг.
Основными доходными источниками остаются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, поступления по которым возросли по сравнению с 2009 годом. Наиболее значительно увеличились поступления налога на добавленную стоимость – на 24,6%, налога на прибыль – на 12,3%, акцизов – на 10,9% в реальном выражении (приложение 1).
Доля НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 65,5%. При этом 33,3% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 11,8% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности, что довольно наглядно представлено в таблице 3.1:
Таблица 3.1. Динамика структуры доходов консолидированного бюджета в 2009-2010 гг., %
Показатели |
2009 год |
2010 год |
1. Налоговые доходы - всего |
88,4 |
92 |
в том числе: |
||
Налоги на доходы и прибыль |
20,6 |
24,2 |
в т.ч. - подоходный налог |
9,2 |
11,0 |
Налоги на собственность |
3,5 |
3,8 |
Налоги на товары и услуги |
42,6 |
47,1 |
в т.ч. - НДС |
25,6 |
33,3 |
- акцизы |
7,8 |
8,9 |
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности |
17,1 |
11,8 |
2. Неналоговые доходы |
11,4 |
7,8 |
3. Безвозмездные поступления |
0,2 |
0,2 |
Итого доходов |
100,0 |
100,0 |
Источник: О состоянии государственных финансов
Республики Беларусьза январь-декабрь
2010 года // Официальный сайт Министерства
финансов Республики Беларусь [Электронный
ресурс]: http://www.minfin.gov.by/
Задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные фонды по состоянию на 1 января 2011 года составила 32 млрд. рублей и уменьшилась по сравнению с началом года на 50,3% в реальном выражении. Отношение недоимки к годовым доходам консолидированного бюджета сократилось с 0,13% на 1.01.2010 г. до 0,07% на 1.01.2011 г.
Информация о работе Государственный бюджет: источники формирования, состояние, основные проблемы