Государственный бюджет РФ: состояние, проблемы, перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является опредиление основных направлений повышения эффективности формирования и исполнения государственного бюджета РФ.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
- раскрываются теоретические основы , сущность, структура государственного бюджета, ;
- исследуются доходы и расходы государственного бюджета РФ;
- дается характеристика государственного бюджета РФ;
- анализируются характеристика государственного бюджета РФ;
- дается оценка состояния государственного бюджета РФ ;

Содержание работы

Введение
3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
5
1.1.
Сущность и структура государственного бюджета

8
1.2.
Доходы и расходы государственного бюджета
9

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РФ

14
2.1.
Характеристика государственного бюджета РФ

14
2.2
Оценка состояния государственного бюджета РФ
18

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И
ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТА РФ


22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

государственный бюджет РФ состояние, проблеммы , перспективы.doc

— 341.00 Кб (Скачать файл)


Институт управления, бизнеса и технологий

                                                          

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине:  Экономическая теория

 

На тему:  «Государственный бюджет РФ:

                   состояние, проблемы, перспективы»

 

 

 

 

                                                                                    Выполнила студентка I курса

                                                                                                                  Группа Ф-11

                                                                                         Зайко Ирина Владимировна

 

 

                                                                                              Научный руководитель:

                                                                           Городецкий Владимир Кириллович                                                                 

                                                                            «_____»________________2010г.

 

Калуга

2010

ОГЛАВЛЕНИЕ 

 

 

Введение

3

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

                     ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

5

1.1.

Сущность и структура  государственного бюджета

 

8

1.2.

Доходы  и расходы государственного бюджета

9

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ   

                    ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РФ              

 

14

2.1.

Характеристика государственного бюджета РФ

 

14

2.2

Оценка состояния государственного бюджета РФ

18

 

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ

                 ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И

                  ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО

                  БЮДЖЕТА РФ

 

 

22

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

30

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

32


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Государственный бюджет – важнейший финансовый документ страны, определяющий многие параметры ее развития на предстоящий год и среднесрочную перспективу, поэтому разработке его показателей уделяется особое внимание на всех уровнях власти и на всех этапах прохождения расчетов.

Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций. 

В самом общем виде государственный  бюджет можно определить как финансовый счет, в котором представлена сумма доходов и расходов государства за определенный период (обычно за год).

Кроме того, государственный бюджет  можно рассматривать на стадии его  окончательного утверждения законодательной  властью как сумму ожидаемых налоговых поступлений и предполагаемых государственных расходов.

В связи с вышесказанным  тема исследования представляется крайте актуальной, поскольку без принятия данного документа не будут выделены основные направления использования денежных средств государства.

 Целью данного исследования является опредиление основных направлений повышения эффективности формирования и исполнения государственного бюджета РФ.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:

- раскрываются теоретические основы , сущность, структура государственного бюджета, ;

- исследуются доходы и расходы государственного бюджета РФ;

- дается характеристика государственного бюджета РФ;

- анализируются характеристика государственного бюджета РФ;

- дается оценка состояния государственного бюджета РФ ;

- исследуются недостатки  и основные направления повышения эффективности формирования и исполнения государственного бюджета РФ;

- обосновываются и разрабатываются мероприятия, повышения эффективности формирования и исполнения государственного бюджета РФ.

Объектом исследования являются государственные финансы РФ.

Предмет исследования – государственный бюджет РФ за 2008-2012гг.

В процессе исследования были использованы законодательство и  нормативно-правовые акты Российской Федерации, книги и статьи ведущих отечественных и зарубежных ученых-экономистов.

При выполнении работы были использованы следующие методы исследования:

- методы анализа и синтеза;

- научной абстракции, монографический;

- расчетно-конструктивный;

- экономико-статистический и другие.

Курсовая работа изложена на  33 страницах машинописного текста, состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 17источников, включает 12 таблиц и схем.

 

 

 

 

 

 

 

глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

 

1.1   СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

 

Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый  для выполнения функций государства. Эти функции сводятся к перераспределению  средств и контролю за их эффективным использованием. В этом смысле функции бюджета сходны с функциями финансов, что понятно, поскольку бюджет лишь часть целого. Вместе с тем, применительно к государственному бюджету принято выделять следующие функции, связанные с государственным устройством:

  1. вмешательство в экономику;
  2. поддержание государственного аппарата управления;
  3. правоохранительные органы и судоустройство;
  4. медицина, здравоохранение и образование;
  5. оборона страны.

Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования и расходования. К собственным источникам доходов бюджетов относятся: закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета; отчисления по регулирующим доходным источникам; дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно представительными органами власти субъектов и местными органами власти1.Используя средства на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, бюджет играет большую роль низкой рентабельностью (в перераспределении национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей направляются в отрасли с например, из промышленности в сельское хозяйство).

Валовой национальный продукт

 

Амортизационный фонд

Бюджетные доходы:

Бюджетный фонд

Бюджетные

расходы:

Чистый национальный продукт:

  • Заработная плата работников;

 

  • Доходы лиц, работающих по найму;

 

  • Прибыль предпринимателей;

 

  • Рента предпринимателей;

 

  • Рента землевладельцев;

 

 

  • Ссудный (банковский) процент предпринимателей и вкладчиков

 

 

 

 

налоги

 

 

финансирование

 

Отрасли народного хозяйства

 

 

 

 

сборы

   

 

 

 

 

 

пошлины

 

финансирование

Непроизводственная сфера *

 
   

 

 

 

 

 

займы

 

Субсидии, трансферты

 

Административные и экономические территории

 
   

 

 

Рис.1 Роль государственного бюджета в перераспределении

Валового национального  продукта:

Непроизводственная  сфера – образование, здравоохранение, социальное обеспечение, управление, оборона

         Федеральные и региональные органы государственной власти посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уровнями управления. Государственный бюджет, концентрируя финансовые ресурсы на нужных участках и направлениях, позволяет осуществлять государственное регулирование экономики и обеспечивает проведение необходимой социальной политики. При этом через движение бюджетных ресурсов контролируется формирование доходной части бюджета, и эффективность использования его расходной части.

Основные функции, которые выполняет бюджет, можно представить в виде следующей схемы:

Рис.2  Основные функции бюджета

 

Через распределительную  и контрольную функции проявляется сущность бюджета как экономической категории. В качестве таковой бюджет представляет собой систему экономических отношений, на основе которых осуществляется планирование доходов и расходов государства. Бюджет выступает мощным рычагом воздействия на социально-экономическое развитие страны. Он призван обеспечить не только создание общегосударственного фонда денежных средств, но и эффективное его использование в соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики.Значение бюджета, на мой взгляд, состоит, прежде всего, в сосредоточении у государства части доходов общества. В условиях рыночной экономики, к которой Россия стремиться в настоящее время, большое значение бюджета сохраняется, но методы его воздействия на развитие экономики и социальной сферы становятся несколько иными. Содержание за счет бюджетного фонда учреждений и организаций непроизводственной сферы влияет на воспроизводство рабочей силы. Налоги, направляемые в бюджет, сокращают долю денежных средств, остающихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, сдерживают экономическую активность определенных отраслей. И наоборот, бюджетное финансирование, субсидирование предоставляют дополнительные возможности для развития приоритетных отраслей в соответствии с потребностями общества. Решения представительных органов власти по бюджетным вопросам подлежат опубликованию в средствах массовой информации в сроки, установленные соответствующим представительным органом соответствующего представительного органа власти. В случае принятия решения об отклонении проекта бюджета или о неутверждении отчетов об исполнении бюджета и использовании средств внебюджетных и валютного фондов в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения2.

  Субвенции, трансферты  играютбольшую роль в перераспределении  валового внутреннего продукта между территориями, способствуют выравниванию уровней их экономического и социального развития. Итак, основные признаки государственного бюджета, которые выделяют его из общей системы экономических отношений, можно сформулировать следующим образом:

- бюджет имеет денежную форму отношений (опосредуется движением финансовых ресурсов);

- сфера действия бюджета ограничена рамками бюджетного процесса, который регламентируется соответствующим законодательством (Бюджетным кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ);

- участниками бюджетных отношений всегда являются, с одной стороны, государство, субъекты Федерации и органы местного самоуправления, а с другой стороны – предприятия, учреждения и население.

 

 

1.2. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ БЮДЖЕТА

 

Доходы бюджета –  это денежные средства, поступающие  в безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии с законодательством  РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Такое определение дает нам Бюджетный кодекс РФ. Одним из основных нормативных актов, регулирующих учет и систематизацию информации о состоянии бюджета, является бюджетная классификация. Бюджетная классификация представляет собой группировку доходов и расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов и используется для составления и исполнения бюджетов, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы. Укрупненная структура доходов бюджета выглядит следующим образом:

 

                                           Рис. 3 Структура доходов бюджета

 

Кроме того, согласно Бюджетному кодексу РФ доходы бюджетов подразделяются на собственные и регулирующие. Собственные доходы – доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами действующим законодательством. К собственным доходам относятся: налоговые доходы и часть неналоговых доходов, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах; доходы, полученные бюджетом в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) региональных фондов компенсаций. Регулирующие доходы – виды доходов, получаемые бюджетами в форме отчислений от собственных доходов бюджетов других уровней бюджетной системы в с соответствии с установленными на определенный срок нормативами отчислений.

Информация о работе Государственный бюджет РФ: состояние, проблемы, перспективы