Государственный бюджет РФ: состояние, проблемы, перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является опредиление основных направлений повышения эффективности формирования и исполнения государственного бюджета РФ.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
- раскрываются теоретические основы , сущность, структура государственного бюджета, ;
- исследуются доходы и расходы государственного бюджета РФ;
- дается характеристика государственного бюджета РФ;
- анализируются характеристика государственного бюджета РФ;
- дается оценка состояния государственного бюджета РФ ;

Содержание работы

Введение
3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
5
1.1.
Сущность и структура государственного бюджета

8
1.2.
Доходы и расходы государственного бюджета
9

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РФ

14
2.1.
Характеристика государственного бюджета РФ

14
2.2
Оценка состояния государственного бюджета РФ
18

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И
ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТА РФ


22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

государственный бюджет РФ состояние, проблеммы , перспективы.doc

— 341.00 Кб (Скачать файл)

Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает собственные доходы или который распределяет переданные ему собственные доходы бюджета другого уровня.

Источником доходов бюджета от хозяйствующих субъектов могут служить части валового внутреннего продукта – прибыль и заработная плата.

С помощью государственных  займов от отдельных государств и (или) международных финансово-кредитных структур реализуется источник доходов бюджета от государственной внешнеэкономической и другой деятельности.

Продажа на финансовом рынке  облигаций и других ценных бумаг, получение кредита под залог государственного пакета акций предприятий реализуют источник доходов бюджета от личных доходов граждан и временно свободных денежных средств предприятий всех форм собственности.

Источники доходов бюджета по экономическому признаку можно классифицировать следующим образом:

   


                               Рис. 4 Классификация источников доходов бюджета

Безусловно, что самой  большой группой доходов государственного бюджета являются налоговые доходы. К ним относятся федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени, предусмотренные в налоговом законодательстве РФ

Доходы федерального бюджета в части налоговых поступлений формируются только за счет федеральных налогов, то в региональные бюджеты поступают как налоги субъектов РФ, так и федеральные налоги. Сама же структура налоговой системы РФ в настоящее время выглядит следующим образом:

Рис.5 Структура налоговой системы  РФ

Второй вид  доходов бюджета – это неналоговые доходы. Большинство неналоговых доходов не имеют твердо установленной ставки, они не должны жестко планироваться.


        

Рис. 6 Структура  неналоговых доходов

 

Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

 Предоставление бюджетных средств осуществляется в виде:

- ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

- средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

- трансфертов населению, включающих в себя ассигнования на реализацию выплат населению, установленных законодательством РФ и ее субъектов, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

- ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

- ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

- бюджетных кредитов юридическим лицам (включая налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей);

     - субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

- инвестиций в уставные капиталы юридических лиц;

     - бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджета других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;

    - кредитов иностранным государствам;

    - средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных и муниципальных гарантий.

Рис.7 Структура расходов федерального бюджета

Принципами бюджетной  системы являются ее основополагающие начала и правила: единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему3.

Экономическая классификация – это группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию..

      Капитальные расходы, предназначенные для обеспечения инновационной и инвестиционной деятельности.

     Текущие расходы бюджетов предназначены для обеспечения текущего функционирования органов власти соответствующего уровня, бюджетных учреждений, а также оказания государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций

Ведомственная классификация отражает распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета .

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОГО  БЮДЖЕТА  РФ

 

2.1Характеристика государственного бюджета РФ

 

Бюджетная система представляет собой совокупность отношений, возникающих между различными субъектами в процессе:

- формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней системы и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

- составления и рассмотрения проектов бюджетов системы, их утверждения и исполнения, контроля за их исполнением.

Правовой статус участников бюджетных отношений в Российской Федерации регламентируется:

  1. Бюджетным кодексом Российской Федерации; это базовый законодательный акт;
  2. соответствующими специальными законами федеральных органов субъектов Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
  3. указами Президента Российской Федерации;
  4. нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
  5. соответствующими актами федеральных органов исполнительной власти.

            Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней:

  • федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • местные бюджеты.

          Федеральный (государственный) бюджет предназначен для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения Российской Федерации.

           Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) предназначен для обеспечения задач и функций, отнесенных к предмету ведения субъекта Российской Федерации.

           Местный бюджет, или бюджет муниципального образования, представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Начиная с 1991 г. все бюджеты в Российской Федерации функционируют автономно.

            Каждый бюджет обеспечивает финансирование мероприятий соответствующего уровня; вместе с тем вышестоящий бюджет выступает своеобразным гарантом финансирования минимума необходимых расходов нижестоящих территорий. И если последний не обеспечивает финансирование такого минимума, то средства должны выделяться из вышестоящего бюджета.

Бюджеты, действующие  на соответствующих территориях, объединяются в консолидированные бюджеты.

          Консолидированные бюджеты используются для расчетов минимальных социальных и финансовых норм и нормативов, необходимых при бюджетном планировании и при анализе эффективности распределения и использования бюджетных средств. Максимальный размер соотношения общей суммы займов, кредитов, иных долговых обязательств бюджета и объема его расходов устанавливается законами Российской Федерации4.

         Бюджетная система Российской Федерации основана на ряде принципов.

          Принцип единства бюджетной системы РФ означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, логики бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства РФ, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней и ведения бухгалтерского учета бюджетных средств.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности  предполагает право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня, определяемых в соответствии с законодательством РФ; законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств бюджетов, финансирования дефицитов; право использования доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов.

           Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, означает, что все доходы и расходы этих бюджетов, а также иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ и законами о государственных внебюджетных фондах

            Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип эффективности и экономности  использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего покрытия расходов предполагает покрытие всех бюджетных расходов общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов.

Принцип достоверности бюджета предусматривает обеспечение надежности показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичности расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может  быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства5.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ состояния государственного бюджета РФ

 

Общими  параметрами бюджета называют суммарные  цифры ожидаемых доходов и расходов государства, а также такие показатели, как инфляция, курс рубля и цена на нефть, — параметры, которые в значительной степени влияют на цифры будущих доходов и расходов.

Второй год подряд бюджет РФ принимается с большим дефицитом. Из пояснительной записки к документу о государственном бюджете — 2010 можно «извлечь» структуру расходов, значения «с учетом инфляции» получены с учетом показателя инфляции на 2010 год на уровне 10%: каждый рубль 2009 года «эквивалентен» в реальном выражении 1,1 рублям 2010 года.

 

Рис. 8 Анализ доходов и расходов бюджет за 2009-2010 год.

Если анализировать  изменения в бюджете на 2010 год  по сравнению с бюджетом на текущий год (см. таблицу 1), то в разрезе крупных статей расходов в целом всего 4 статьи оказались «в плюсе»: общегосударственные вопросы (+23,7%), нац. оборона (+3,4%), нац. безопасность (+5,6%) и межбюджетные трансферты3, а вернее их самая крупная составляющая — трансферты пенсионному фонду РФ (+30%). В то же время все остальные виды расходов оказались «в минусе» — с самым значительным минусом у статьи расходов «Национальная экономика» в объеме -500 млрд (или -27%). статья межбюджетных трансфертов включает в себя различные выплаты из федерального бюджета в помощь бюджетам других уровней, а также трем государственным фондам: пенсионному, социального страхования и обязательного медицинского страхования.

Информация о работе Государственный бюджет РФ: состояние, проблемы, перспективы