Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 13:38, курсовая работа
Целью данного исследования является опредиление основных направлений повышения эффективности формирования и исполнения государственного бюджета РФ.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие задачи:
- раскрываются теоретические основы , сущность, структура государственного бюджета, ;
- исследуются доходы и расходы государственного бюджета РФ;
- дается характеристика государственного бюджета РФ;
- анализируются характеристика государственного бюджета РФ;
- дается оценка состояния государственного бюджета РФ ;
Введение
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
5
1.1.
Сущность и структура государственного бюджета
8
1.2.
Доходы и расходы государственного бюджета
9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РФ
14
2.1.
Характеристика государственного бюджета РФ
14
2.2
Оценка состояния государственного бюджета РФ
18
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И
ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
БЮДЖЕТА РФ
22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Рис. 9 Изменение расходов 2010 по сравнению с бюджетом2009,млрд.руб
Статья «Национальная экономика» оказалась в самом большом минусе — расходы по ней снизились более чем на 500 млрд. Это можно объяснить снижением объемов государственного антикризисного стимулирования в следующем году. В то же время, расходы по этой статье в 2010 году превзойдут уровень 2008 года, даже в реальном выражении.
Рис. 10 Динамика расходов на национальную экономику за 2008-2010гг.
Статья «Общегосударственные вопросы» увеличивается на протяжении всех 3 лет. Рост планируемых в 2010 году расходов на 227,4 млрд. рублей обусловлен, в основном, ростом расходов на международные отношения и международное сотрудничество (+34,5 млрд), на обслуживание государственного и муниципального долга (+101 млрд), а также ростом расходов на «другие общегосударственные вопросы»3 (+113 млрд).
согласно пояснительной записке к бюджету, одной из самых весомых подстатей расходов на «другие общегосударственные вопросы» в 2010 году будет значительное увеличение бюджетных субсидий Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта — в сумме 102,0 млрд руб.
Рис. 11 Динамика расходов на общегосударственные вопросы в бюджетах 2008-2010гг.
Общая картина ясна: расходы бюджета-2010 незначительно отличаются от расходов-2009. При этом в структуре бюджета-2010 значительно выросли показатели общегосударственных расходов и межбюджетных трансфертов (за счет увеличения трансфертов пенсионному фонду), а также умеренно выросли расходы на нац. оборону и нац. безопасность (+3,4% и +5,6%). При практически неизменном общем объеме расходов бюджета-2010 в сравнении с бюджетом-2009 для финансирования вышеприведенных увеличившихся расходов были значительно сокращены расходы на национальную экономику (-500 млрд, или -27%), трансферты другим бюджетам (кроме трансфертов пенсионному фонду РФ), а также умеренно (в пределах 4—9%) были сокращены другие статьи расходов: на ЖКХ, образование, здравоохранение, культуру и т. д.
Система бюджетного выравнивания определяет такое взаимодействие между федеральным бюджетом и субъектами федерации, которое позволяет любому гражданину, проживающему в России, получать определенный уровень государственных услуг, независимо от того, на территории какого региона он проживает.
В России оба направления бюджетного выравнивания сопряжены с огромными трудностями.
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РФ
Россия на пороге новой бюджетной реформы. Минфин подготовил программу перехода к «ответственной бюджетной политике» на ближайшие три года. В основе новой модели будут лежать долгосрочные целевые программы .В процессе разработки министр финансов Алексей Кудрин подчеркнул, что власти впредь не намерены увеличивать объем бюджетных расходов, а сделают упор на их эффективность. Глава Минфина на одной из рабочих встреч с Владимиром Путиным отметил, что «главная стратегия будет связана не с увеличением финансирования, а с увеличением отдачи уже достигнутого очень высокого уровня расходов».
В соответствии с представленным проектом, главным инструментом в повышении эффективности бюджетных расходов должны стать долгосрочные целевые программы .При помощи этого инструмента планируется повысит
эффективность действий государственных органов, усилить прозрачность и подотчетность их деятельности, субсидировать на всех уровнях.
Директор департамента бюджетной политики и методологии Минфина РФ Алексей Лавров отметил, что в настоящее время на долю программных расходов приходится около 15% бюджетных расходов. В дальнейшем планируется, чтобы на долю долгосрочных программ приходилось почти 100% — кроме расходов, которые «обеспечивают деятельность государства в целом и вносят вклад в реализацию абсолютно всех программ».
Бюджетная политика в 2011-2013 гг. призвана способствовать восстановлению макроэкономической сбалансированности на основе уменьшения зависимости бюджетных обязательств от нефтегазовых ресурсов и постепенного снижения дефицита федерального бюджета, а также созданию условий для активизации модернизации экономики, в том числе – за счет структурных преобразований в сфере образования и здравоохранения.
Экономика Российской Федерации в ближайшие годы будет функционировать в условиях относительно благоприятной ситуации на мировых рынках сырья и капитала, сопровождаться ростом доходов населения, инвестиционных программ естественных монополий и улучшением ситуации с банковским кредитованием.
Уже начиная со второго полугодия 2009 года, во многом благодаря проводимым антикризисным мерам происходит постепенное восстановление российской экономики. Кроме того, восстановлению способствует улучшение конъюнктуры мирового рынка сырья и капитала.
Рис. 12 Динамика доходов и расходов федерального бюджета, % ВВП6.
Что касается расходов, их рост в 2009-2010 годах, прежде всего, был связан с реализацией антикризисных мер.В настоящее время российская экономика реагирует позитивно на начавшееся в глобальной экономике восстановление.
По последним оценкам, уровень инфляции в России в 2010 году ожидается около прогнозного значения в 6%. Это связано с падением потребительского спроса на продукцию и услуги, а также крайне слабым восстановлением кредитования реального сектора экономики банками. Прогнозируемое снижение инфляции в 2013 году до уровня 4,5-5,5% положительно скажется на уровне ставок для реального сектора экономики и приведет к снижению стоимости банковских кредитов до 7-8% годовых.
На протяжении докризисных (после дефолта 1998 года) годов Россия развивалась с профицитом федерального бюджета. В 2009 году профицит сменился дефицитом: превышение расходов над доходами федерального бюджета в составило 5,9% к ВВП, а в 2010 году, по оценке Минфина России, дефицит удастся снизить примерно до 5,4% - 5,5% к ВВП.
При этом уровень нефтяных цен, который раньше обеспечивал бездефицитный бюджет, теперь не позволяет ликвидировать разрыв между доходами и расходами бюджета из-за выросших социальных обязательств и проведенного в рамках кризисных мер снижения налоговой нагрузки.
Формирование бюджетных проектировок предполагается осуществить исходя из прогнозируемого Минэкономразвития России повышения цен на нефть с 75 долларов США за баррель в 2010 году до 79 долларов США за баррель в 2013 году Но по прогнозам Минфина Россия в 2010 году может сократить доходы от экспорта с $469 млрд до $269 млрд, доходы от импорта снизятся с $292 млрд до $245 млрд. Впервые с 1982-1983 годов мировая экономика будет иметь два года подряд снижение спроса на нефтепродукты и нефть. Нефтегазовые доходы бюджета РФ снизятся в 2010 году с планируемых 50% до 36%7.
Лидеры государств "Группы 20" по итогам саммита в Торонто в конце июня текущего года пришли к общему пониманию, что дефициты бюджетов должны быть снижены, как минимум, вдвое к 2013 году, а соотношение государственного долга к ВВП должно быть стабилизировано к 2016 году. Такие обязательства взяла на себя и Российская Федерация.
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации поставлена задача снизить дефицит федерального бюджета в 2013 году в два раза по сравнению с кризисным 2009 годом.
Правительство Российской Федерации определило ориентиром достижение бездефицитного бюджета в 2015 году при текущей цене на нефть в 76 долларов за баррель. В представленном консервативном сценарии прогноза Минэкономразвития России от 9 июня 2010 г. прогнозируется снижение цены на нефть с 75 долларов США за баррель до 62 долларов США в 2013 году, что сохраняет риски для формирования бюджетных доходов8. В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах ставится задача ограничить в среднесрочной перспективе использование нефтегазовых доходов, ориентируясь на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти.
Бюджетная политика на 2011-2013 годы будет направлена, с одной стороны, на восстановление экономики после кризиса и решение важнейших социальных задач, с другой – на формирование инновационной экономики.
Ссответственно, основными целями бюджетной политики в 2011-2013 годах являются:
1) использование бюджета
в качестве одного из
2) разработка и внедрение
инструментов поддержки инновац
3) обеспечение долгосрочной
устойчивости и
4) повышение качества человеческого капитала;
5) повышение доступности и качества государственных услуг;
6) реализация Программы
повышения эффективности
В ближайшее время бюджетная политика должна быть главным образом нацелена на восстановление стабильного функционирования экономики, дальнейшее стимулирование кредитования реального сектора, а также перестройку предприятий на работу в новых внешних и внутренних условиях при безусловном исполнении принятых расходных обязательств Российской Федерации
Увеличатся ассигнования на дорожное строительство за счет целевого направления доходов от повышения акцизов на нефтепродукты В составе федерального бюджета будет создан Федеральный дорожный фонд.
В связи с использованием большей части накопленных в Резервном фонде ресурсов на финансирование дефицита федерального бюджета в 2009 году и направлением нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2010-2013 годах в полном объеме на покрытие расходов поступления средств в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния в 2010-2013 годах не планируются.
Таким образом, финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться преимущественно за счет государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности .
В 2011 -2013 годах бюджеты Фонда социального страхования Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования планируются без дефицита, покрываемого из федерального бюджета. Предполагается принятие комплекса мер, в том числе законодательных, направленных на увеличение его доходов и оптимизацию расходов, таких как:
увеличение периода временной нетрудоспособности, оплачиваемого работодателем, до 3-х дней с выплатой пособий по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов от размера пособия, исчисленного в соответствии со страховым стажем;
определение среднего заработка для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, исходя из заработка, на который начислены страховые взносы, за предшествующие 24 месяца;
изменение процентного размера пособия от средней заработной платы по стажевым периодам в следующих размерах: при страховом стаже до 8 лет – 60%, от 8 до 15 лет – 75% , свыше 15 лет – 90 % заработка;
включение в базу для расчета страховых взносов доходов по договорам гражданско-правового характера.
В области социального обеспечения важным является создание условий для выполнения социальных обязательств государства с одновременным повышением адресности предоставления социальной помощи.
В 2011 году будет продолжена работа по снижению напряженности на рынке труда. На реализацию мероприятий по софинансированию региональных программ, направленных на снижение напряженности на рынке труда, в 2011 году планируется направить 27,8 млрд. рублей. В условиях постепенной стабилизации экономики в стране на 2012 – 2013 гг. бюджетные ассигнования на эти цели не предусматриваются.
При формировании бюджетных ассигнований на оплату труда в 2011-2013 годах учитывались сохранение действующих в текущем году условий денежного содержания федеральных государственных служащих и индексация в 2011 году на 6,5% денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц с 1 апреля 2011 года, фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания судей и прокурорских работников с 1 июня 2011 года .
В сфере образования планируется обеспечение предоставления качественного образования, ориентированного на подготовку квалифицированных специалистов высшего и среднего звена, а также рабочих кадров для инновационной экономики с учетом потребностей рынка труда9..
Бюджетные ассигнования на выполнение социальных обязательств
по разделу «Здравоохранение» предусматриваются в объеме 375,6 млрд. рублей в 2011 году, 395,9 млрд. рублей в 2012 году, 356,1 млрд. рублей в 2013 году с учетом развития отрасли и направляются на обеспечение мероприятий по предоставлению бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации, гарантированной законодательством Российской Федерации, включая дополнительную лекарственную помощь и выполнение социальных программ в сфере здравоохранения. Сохраняется объем бюджетных ассигнований на реализацию приоритетного национального проекта «Здоровье».
По разделу «Физическая культура и спорт» Наиболее значимыми мероприятиями на трехлетний период являются проведение крупнейших Международных соревнований, таких как XXVII Всемирная летняя Универсиада 2013 года в г. Казани, ХХII Олимпийские зимние игры и ХI Паралимпийские зимние игры 2014 года в городе Сочи.
Информация о работе Государственный бюджет РФ: состояние, проблемы, перспективы