Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 14:18, курсовая работа
Целью исследования является анализ сущности государственного бюджета, его структуры и функционирования. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
описать основные черты и принципы бюджетной политики;
охарактеризовать отдельные звенья бюджетной системы и описать межбюджетные отношения;
рассмотреть бюджетную классификацию;
изучить бюджетный дефицит, методы его финансирования, рассмотреть понятие государственного долга и ситуацию бюджета в России.
Введение……………………………………………………….3
1 Глава Теоретические аспекты бюджетной системы и бюджетной политики………………………………………....5
1.1Место государственного бюджета в системе бюджетной системы государства. Характеристика элементов государственного бюджета………………………………………...5
1.2 Направления регулирования бюджетной политики, в том числе в промышленно-развитых странах……………………………………18
2 Глава Государственный бюджет России………………………….23
2.1Динамика и современное состояние Российской
бюджетной системы………………………………………………….23
2.2 Пути оптимизации бюджетной политики РФ…………………..29
Заключение…………………………………………………………....37
Список литературы…………………………………………………...39
РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени В.С. Черномырдина»
Кафедра экономики, менеджмента и маркетинга
Курсовая работа
По дисциплине: «Экономическая теория»
На тему: «Государственный бюджет: состояние, проблемы, направления регулирования в РФ»
Паханова Таисия
Руководитель:
доцент Такижбаева О.Г.
Рязань
2013
Содержание
Введение……………………………………………………….
1 Глава Теоретические аспекты бюджетной системы и бюджетной политики………………………………………....5
1.1Место государственного
бюджета в системе бюджетной
системы государства.
1.2 Направления регулирования
бюджетной политики, в том числе
в промышленно-развитых
2 Глава Государственный бюджет России………………………….23
2.1Динамика и современное состояние Российской
бюджетной системы………………………………
2.2 Пути оптимизации бюджетной политики РФ…………………..29
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Ведущую, определяющую роль
в формировании и развитии экономической
структуры любого современного общества
играет государственное регулирование,
осуществляемое в рамках избранной
властью экономической
Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Экономическая сущность понятия государственного бюджета раскрывается через совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны.
Бюджет как экономическая
категория представляет собой сложную
систему социально-
Целью исследования является
анализ сущности государственного бюджета,
его структуры и
Объектом данной курсовой работы является государственный бюджет Российской Федерации.
Структура курсовой работы состоит из следующих частей:
Введения, в котором определяется объект исследования, описываются цели, задачи, актуальность курсовой работы;
Глава 1, в которой описываются принципы бюджетной системы и элементы бюджета;
Глава 2, в которой рассматривается бюджетное состояние России и пути оптимизации государственного бюджета;
Заключение, содержащее общие выводы по работе;
Список использованной литературы.
Источниковедческой базой для написания курсовой послужили учебные пособия, статистические источники, нормативные документы и интернет ресурсы.
1 Глава Теоретические аспекты бюджетной системы и бюджетной политики
Государственный бюджет занимает центральное место в финансовой системе каждой страны. Экономисты дают такое определение: бюджет - это план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона.
Существует несколько видов госбюджетов, определяющихся формой государственного устройства страны: первый вид состоит из трех звеньев, центрального бюджета (союзного, федерального), бюджетов членов федерации (республик, штатов, земель) и местных бюджетов. Второй вид, в свою очередь, состоит из двух звеньев: центральный (республиканский) бюджет и местные бюджеты.
В независимости от вида у государственного бюджета имеются несколько принципов:
1. единство бюджетной
системы. Основывается на том, что при
функционировании бюджетной системы используется
единая правовая база и единая документация
на всех уровнях системы;
2. самостоятельность
бюджетов различных уровней. Основывается
на праве самостоятельного бюджета различных
уровней власти, а также на возможности
выбора органами государственной власти
и местного самоуправления источников
финансирования дефицитов бюджетов. При
этом дефициты бюджетов одних уровней
не могут компенсироваться за счет средств
бюджетов других уровней;
3. разграничение
доходов и расходов. Осуществляется между
уровнями бюджетной системы и означает
следующее. За каждым уровнем бюджетной
системы закреплены строго регламентированные
источники получения доходов и полномочия
на осуществление расходов;
4. сбалансированность
бюджета. Означает, что расходы бюджетов
всех уровней должны соответствовать
доходам (собственным и дополнительным);
5. полнота отражения
доходов и расходов. Означает обязательность
отражения доходов и расходов в бюджетах
разных уровней в полном объеме;
6. эффективность
и экономность использования. Это означает,
что при планировании расходов бюджетных
средств необходимо исходить из наиболее
выгодных позиций сточки зрения необходимости
и экономии;
7. совокупное
покрытие расходов. Означает что все расходы
бюджета определенного уровня покрываются
из совокупности доходов бюджета данного
уровня.
При этом при возникновении необходимости
бюджету нижестоящего уровня могут быть
перечислены дополнительные средства
(в различных формах) из бюджета вышестоящего
уровня сверх планируемых им доходов.
Тем самым регулируется сбалансированность
бюджетов, а региональные и местные бюджеты
могут получать дополнительные ресурсы
для выполнения своих функций;
8. адресность
и целевой характер. Означает, что средства,
выделяемые для конкретной цели, могут
быть использованы только по целевому
назначению;
9. гласность.
Означает, что принятые и вновь принимаемые
законы о бюджетах открыты для общества;
10. достоверность.
Означает, что все доходы и расходы бюджетов
всех уровней должны быть правильно рассчитаны.[7.]
Государственный бюджет выполняет две основные функции:
1. Распределительную. Перераспределение национального дохода.
2. Контрольную. Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
Благодаря первой функции происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются.
Так же, госбюджет обеспечивает государственное регулирование и стимулирование экономики и финансовое обеспечение социальной политики.[8.]
Рассмотрим структуру государственного бюджета. В первую очередь госбюджет состоит из доходов и расходов :
Доходы государственного бюджета — это завершающая стадия денежных потоков, идущих от реального сектора и других крупных сфер финансовых отношений.
Доходы бюджета могут носить на
Доходная часть бюджета
Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством.
Налоги, помимо фискальной функции (т. е. наполнения госбюджета), предназначены для:
Принципы рационального
По методу взимания различают налоги прямые и косвенные.
Прямые налоги – это видимые налоги, так как они устанавливаются на получаемый человеком или фирмой доход, а также на принадлежащее им имущество: подоходный налог, налог на прибыль предприятий, налог на наследство и дарение, поземельный и имущественный налог и др.
Косвенные налоги – это неявные, невидимые потребителями налоги, так как ими облагаются производители, обязанные государством включать их в цену товара и перечислять в доход государства сразу же после продажи. Это налог с оборота, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы.
Ведущее место среди налоговых доходов федерального бюджета занимает НДС (налог на добавленную стоимость – это налог, форма изъятия в бюджет государства части добавленной стоимости, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации).. Вместе с таможенными пошлинами и налогом на прибыль он превышает 2/3 налоговых доходов. Также значительная доля поступлений приходится на акцизы и платежи за пользование природными ресурсами, налог на покупку иностранных денежных знаков. В странах с высоким уровнем жизни основой налоговых доходов являются доходы физических лиц, а в странах с низким уровнем жизни – косвенные налоги и налоги с юридических лиц.
Неналоговые доходы бюджетов образуются
в результате либо экономической
деятельности самого государства, либо
перераспределения уже
К неналоговым доходам относятся:
- арендная плата за сдачу во временное пользование государственного или муниципального имущества;
-проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных учреждениях;
-средства, получаемые от
передачи имущества под залог
-плата за пользование
бюджетными средствами, предоставленными
другим бюджетам, иностранным государствам
или юридическим лицам на
-доля прибыли предприятий, в уставном капитале которых есть доля государства или муниципалитета;
-дивиденды по акциям, находящимся в собственности государства или муниципального образования;
-часть прибыли унитарных
предприятий, остающаяся после
уплаты налогов и других
Информация о работе Государственный бюджет: состояние, проблемы, направления регулирования в РФ