Государственный бюджет: состояние, проблемы, направления регулирования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 14:18, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ сущности государственного бюджета, его структуры и функционирования. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
описать основные черты и принципы бюджетной политики;
охарактеризовать отдельные звенья бюджетной системы и описать межбюджетные отношения;
рассмотреть бюджетную классификацию;
изучить бюджетный дефицит, методы его финансирования, рассмотреть понятие государственного долга и ситуацию бюджета в России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….3
1 Глава Теоретические аспекты бюджетной системы и бюджетной политики………………………………………....5
1.1Место государственного бюджета в системе бюджетной системы государства. Характеристика элементов государственного бюджета………………………………………...5
1.2 Направления регулирования бюджетной политики, в том числе в промышленно-развитых странах……………………………………18
2 Глава Государственный бюджет России………………………….23
2.1Динамика и современное состояние Российской
бюджетной системы………………………………………………….23
2.2 Пути оптимизации бюджетной политики РФ…………………..29
Заключение…………………………………………………………....37
Список литературы…………………………………………………...39

Файлы: 1 файл

курсовая экономика.docx

— 341.81 Кб (Скачать файл)
  1. доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  2. доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;
  3. средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, компенсации, конфискации;
  4. лицензионные сборы;
  5. таможенные пошлины, таможенные сборы и другие доходы от внешнеэкономической деятельности;
  6. платы за пользование природными ресурсами:

-лесным фондом;

-водными объектами;

-водными биологическими  ресурсами;

  1. плата за негативное воздействие на окружающую среду;
  2. другие неналоговые доходы

А расходы государственного бюджета —  это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления (рис 1.).

Рис 1. Расходы государственного бюджета

 

Расходы бюджетов всех уровней  основываются на единых методологических принципах и нормативах минимальной  бюджетной обеспеченности на оказание государственных услуг. Эти нормативы  устанавливаются правительством.

Расходы бюджетов всех уровней  делятся на текущие и капитальные.

Капитальные расходы — это расходы на инновационную и инвестиционную деятельность. Они включают расходы на: инвестиции в соответствии с утвержденной инвестиционной программой; средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов юридическим лицам; расходы на проведение капитального ремонта объектов государственной собственности; расходы, связанные с расширенным воспроизводством.

Текущие расходы бюджетов — расходы, обеспечивающие функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных учреждений. [4. с 147]

Расходы бюджетов осуществляются в формах:

-  ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

-  средств на оплату товаров, работ и услуг по государственным или муниципальным контрактам;

- трансфертов населению;

-  бюджетных кредитов;

-  субвенций и субсидий;

-  инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

-  кредитов иностранным государствам;

-  средств на обслуживание и погашение долговых обязательств.

Получателями бюджетных  средств являются бюджетные учреждения. Кредиты за счет бюджетных средств  могут предоставляться юридическим  лицам на основании законов о  бюджетах.

 

Расходы состоят из:

  • Промышленности
  • Социальной политики
  • Сельского хозяйства
  • Государственного управления
  • Международной деятельности
  • Обороны
  • Правоохранительной деятельности
  • Науки
  • Здравоохранения

От соотношения между доходной и расходной частями государственного бюджета зависит состояние бюджета. Оно бывает трех видов:

  1. Сбалансированный бюджет – расходы бюджета равны доходам. Это самое оптимальное состояние бюджета. В качестве примера такого бюджета можно привести бюджет Японии
  2. Профицитный бюджет – доходы бюджета выше расходов. Профицит – разность доходов и расходов бюджета.

Такое состояние бюджета  показывает, что государство не разработала  финансовую политику, которая позволила  бы эффективно решать задачи по определению  направлений развитий страны, направлений, требующих дополнительного финансирования.

Из зарубежной практики показателен  профицит бюджета в Румынии времен Чаушеску. Этот коммунистический лидер  очень боялся как бюджетного дефицита, так и закабаления страны посредством роста внешнего долга. Такая политика оказала угнетающее действие на экономику страны, сдерживала рост инвестиций, что стало одной из причин падения режима Чаушеску.

 

  1. Дефицитный бюджет – расходы бюджета выше доходов. Дефицит – разность расходов и доходов бюджета.

Бюджетный дефицит можно  классифицировать по следующему ряду критериев.

По характеру возникновения, бюджетный дефицит может быть случайным либо действительным. Случайный (кассовый) бюджетный дефицит как правило обусловлен временными разрывами в поступлении и расходовании средств. Случайный дефицит в основном характерен для местных бюджетов, так как они в большей степени зависят от одного источника финансирования. Действительный дефицит объясняется невосполняемым отставанием роста доходов бюджета от роста расходов. Действительный дефицит закладывается в законе о бюджете на финансовый год в качестве предельной величины, но может оказаться выше или ниже в процессе исполнения бюджета.[1. 447 с.]

По продолжительности, бюджетный  дефицит может быть хроническим или временным. Хронический дефицит повторяется в бюджете из года в год. Чаще всего хронический дефицит является следствием продолжительного экономического кризиса. Временный дефицит может длиться в течение не столь долгого срока. Он является не столь опасным для экономики и возникает в силу случайных колебаний доходов и расходов. Проблема заключается в том, что временный дефицит, при неумелом управлении также может перерасти в хронический.

По отношению к плану  бюджетный дефицит может быть плановым то есть предусмотренным законодательным актом о бюджете или внеплановым, объясняющимся непредвиденным ростом расходов или резким сокращением доходов.

С учетом расходов по обслуживанию государственного долга, бюджетный дефицит может быть первичным либо вторичным. Первичный дефицит это чистое превышение расходов бюджета над доходами. Вторичный бюджетный дефицит не подразумевает превышения расходов над доходами, но объясняется наличием дополнительных расходов на процентное обслуживание уже существующего бюджетного долга.

В основном рассматриваются три вида дефицита государственного бюджета:

Фактический дефицит - это  отрицательная разница между  фактическими (действительными) доходами и расходами государственного бюджета.

Структурный дефицит - это  разность между доходами и расходами  государственного бюджета, рассчитанная для уровня ВВП, соответствующего полной занятости. Другими словами, это  та разница, которая существовала бы, если бы при действующей системе  налогообложения и принятых законодательной  властью государственных расходах в экономике наблюдалась бы полная занятость.

Циклический дефицит - это  разница между фактическим и  структурным дефицитом государственного бюджета. Циклический дефицит представляет собой следствие колебаний экономической  активности в ходе делового цикла.

Следует заметить, что страны с рыночной экономикой чаще всего  сталкиваются с дефицитом государственного бюджета. Это характерно и для  стран с развивающимися рынками, а также с экономикой переходного  периода. Самым ярким пример страны с дефицитом государственного является США. Его накопленный дефицит торгового баланса за 23 года (с 1985 по 2007 гг) составил 8 трлн долларов.[10.]

Как же государство может справиться с дефицитом своего бюджета? Мировая практика знает четыре главных способа решения этой проблемы:

-  Сокращение бюджетных расходов

-  Нахождение источников дополнительных доходов.

-  Выпуск необеспеченных денег, использующихся для финансирования государственных затрат.

-  Заимствование денег у граждан, банков, хозяйственных организаций, других организаций, других государств и иностранных финансовых организаций.

Одним из следствий дефицита является государственный долг.

Государственный долг - это  сумма накопленных в стране за определенный период бюджетных дефицитов  за вычетом накопленных бюджетных  профицитов, или излишков. Таким  образом, с понятием государственного долга тесно связан рассмотренный выше дефицит государственного бюджета.

Различают внутренний и внешний  долг государства.

Внутренний долг - это  то, что государство взяло взаймы для финансирования дефицита государственного бюджета внутри страны. Другими словами, внутренний государственный долг - это долг перед резидентами.

В качестве основных компонентов  внутреннего долга можно выделить:

- кредит, полученный правительством  в центральном банке страны;

- кредит, полученный в  коммерческих банках, за минусом  размещенных депозитов;

- объём продаж государственных обязательств, распространяемых среди юридический лиц;

- облигации внутренних  займов, распространяемых среди  физических лиц;

- простроченная задолженность  коммерческим банкам со стороны  государственных предприятий-банкротов,  которую правительство, выполняя  ранее выданные гарантии, берёт  на себя;

- вклады населения в  государственные сберегательные  банки(за минусом полноценного  кредитного портфеля), использованные  для кредитования государственных  предприятий.

Внешний долг - это займы  государства у граждан и организаций  за рубежом, т.е. внешний государственный  долг - это долг перед нерезидентами.

Внешний долг более опасный, чем внутренний. Внутренний долг всегда можно вернуть, пойдя, как выражаются экономисты, на управляемую инфляцию. Внешний же долг надо отдавать теми деньгами, которыми занимал, т.е. в валюте, кроме того нация вынуждена отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что снижает жизненный уровень населения данной страны. Также можно отметить что, при предоставлении займа страна-кредитор может потребовать выполнения ряда условий, которые "неудобны" для страны-заемщика.

Важно знать относительные  показатели внешнего долга, т.е. принятые в международных сопоставлениях коэффициенты долговой нагрузок:

1. долг по отношению  к ВВП;

2. долг по отношению  к экспорту;

3. обслуживание долга  (выплата процентов) по отношению  к экспорту.

 Критическими, или пороговыми, для внешних займов являются  следующие показатели:

1. отношение долга к  ВВП не выше 80% (по Маастрихтским  критериям не выше 60%, как отмечалось  ранее);

2. долг по отношению  к экспорту - не более 200%;

3. отношение стоимости  обслуживания внешнего долга  к экспорту - не более 15-20%.

Бюджет каждой страны должен стремиться к сбалансированности. Именно сбалансированный баланс – это одна из задач регулирования бюджетной  политики.

 

1.2 Направления  регулирования бюджетной политики, в том числе в промышленно-развитых  странах

Бюджетная политика представляет собой целенаправленное воздействие  государства на экономику путем  изменения объема и структуры  государственных расходов, налогообложения  и государственной собственности, которые в совокупности являются инструментами ее проведения. Сама же бюджетная политика, основные параметры  которой находят свое отражение  в бюджете, выступает как инструмент управления государственными финансами.

Основу бюджетной политики составляют стратегические направления, определяющие перспективы формирования и использования  финансовых ресурсов с целью решения  главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики. Поэтому  рассмотрение государства в качестве субъекта финансовых отношений предполагает прежде всего концентрацию внимания именно на финансовых ресурсах, которыми оно распоряжается с целью  выполнения возложенных на него функций. Р. Масгрейв в книге «Теория государственных  финансов» выделял три основные составляющие бюджетной политики:

1. аллокационная составляющая связана  с необходимостью корректировки  рыночного механизма размещения  финансовых ресурсов в экономике,  если он оказывается неэффективен  в связи с «недостатками рынка», и выражается, например, в том,  что государство с помощью  налогов ограничивает производство  товаров с отрицательными внешними  эффектами или с помощью государственных  расходов способствует производству  благ, обладающих особыми достоинствами.

2. распределительная - заключается  в изменении предпосылок и  результатов рыночного распределения  доходов. Например, собирая налоги с работающих, государство выплачивает пенсии и пособия нетрудоспособным и безработным;

Информация о работе Государственный бюджет: состояние, проблемы, направления регулирования в РФ