Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 14:18, курсовая работа
Целью исследования является анализ сущности государственного бюджета, его структуры и функционирования. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
описать основные черты и принципы бюджетной политики;
охарактеризовать отдельные звенья бюджетной системы и описать межбюджетные отношения;
рассмотреть бюджетную классификацию;
изучить бюджетный дефицит, методы его финансирования, рассмотреть понятие государственного долга и ситуацию бюджета в России.
Введение……………………………………………………….3
1 Глава Теоретические аспекты бюджетной системы и бюджетной политики………………………………………....5
1.1Место государственного бюджета в системе бюджетной системы государства. Характеристика элементов государственного бюджета………………………………………...5
1.2 Направления регулирования бюджетной политики, в том числе в промышленно-развитых странах……………………………………18
2 Глава Государственный бюджет России………………………….23
2.1Динамика и современное состояние Российской
бюджетной системы………………………………………………….23
2.2 Пути оптимизации бюджетной политики РФ…………………..29
Заключение…………………………………………………………....37
Список литературы…………………………………………………...39
3. стабилизационная - определяется
ее влиянием на общее
Каждая из них оказывает влияние
на величину и направленность финансовых
потоков, формируемых рынком. Аллокационный,
распределительный и
Доходы, которые собирает
государство через налоги, являются
вознаграждением за предоставление
благ, которые в данных условиях
наилучшим образом может
Если бюджетная политика
осуществляется не в русле поиска
компромисса, а исключительно как
инструмент реализации фискальных интересов
государства, то это может привести
к противоречиям между
Можно выделить следующие главные направления бюджетной политики государства:
- совершенствование бюджетной политики в области расходов (на основе критериев, отражающих эффективность бюджетных средств и определенных исходя из приоритетов социально-экономической политики);
- создание системы управления государственными активами и пассивами, которая позволит значительно повысить устойчивость бюджетной системы, придаст гибкость проводимой бюджетной политике, снизит риски, связанные со структурой государственного долга;
- совершенствование бюджетного процесса, обеспечение прозрачности бюджета и бюджетных процедур на всех уровнях бюджетной системы;
- формирование справедливой, нейтральной и эффективной налоговой системы с целью снижения налоговой нагрузки на субъекты экономической деятельности, формирования благоприятных условий развития предпринимательства, обеспечения сбалансированности государственного бюджета.
|
2 Глава Государственный бюджет России
2.1Динамика и
современное состояние
Государственный бюджет занимает центральное место в экономике каждой страны. Рассмотрим генезис бюджета России.
Федеральное устройство РСФСР
и основы бюджетного устройства государства
установила Конституция 1918 г. В основу
бюджетной системы были положены
принципы централизации всех финансовых
средств и единства государственного
бюджета по доходам и расходам.
Конституция предусматривала
Территориальные бюджеты формировались за счет:
Однако в условиях проведения политики "военного коммунизма" бюджеты не имели реального значения. К концу 1920 г. денежные бюджеты стали отмирать. В июле 1920 г. ВЦИК принял постановление о слиянии государственного и территориального бюджетов. С переходом к НЭПу в 1921 г. ВЦИК восстановил бюджеты в своих правах.
С образованием в 1922 г. СССР
и принятием в 1924 г. Конституции
СССР были внесены изменения в
бюджетную систему с
Принятие в 1936 г. Конституции
СССР усилило централизацию
В ходе налоговой реформы
1930—1932 гг. было внесено изменение
в формирование доходов территориальных
бюджетов. В частности, в территориальные
бюджеты передавалась часть государственных
доходов с налога с оборота
и с поступлений от реализации
государственных займов. В последующем
этот принцип распространился на
другие общегосударственные источники
и продолжает действовать в бюджетной
системе РФ как механизм бюджетного
регулирования с целью
После кризиса 1998г. центральное
правительство стало
После перехода страны на рыночную, экономику проблемой стал огромный объем теневой экономики, который составляет 41% ВВП. Это намного больше, чем в любой развитой капиталистической стране и даже чем в странах с переходной экономикой (за исключением некоторых государств СНГ). Естественно, что никаких доходов в госбюджет от этого сектора не поступает.
В последующие годы продолжалась политика снижения объема расходов федерального бюджета по отношению к ВВП.
Современное понятие бюджетной системы закреплено положениями бюджетного кодекса РФ (далее БК РФ): «Основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов» [3, ст.6].
Структура бюджетной системы РФ представлена на рис. 2.(см на след стр.)
Рис. 2. Бюджетная система РФ [6, c.77]
Рассмотрим динамику федерального бюджета РФ на рис.3
Рис.3 Динамика федерального бюджета Российской Федерации.
Как мы видим на рисунке 3 с 1997 года по 2007 доходы всегда превышали расходы, но начиная с 2009 года ситуация изменилась, это связано с реализацией антикризисных мер. В 2011 году бюджет был сбалансированным. В настоящее время российская экономика реагирует позитивно на начавшееся в глобальной экономике восстановление.
Крупнейшими направлениями расходов современного федерального бюджета являются расходы на социальную политику (29,8%), национальную оборону (16,9%), национальную безопасность и правоохранительную деятельность (14,3%). На национальную экономику приходится 12,6% расходов бюджета (таблица 1).
Таблица 1. Структура и динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов, млрд. рублей [9]
2011 год |
2012 год (проект) | |
ВСЕГО |
11 019,4 |
12 656,4 |
Условно утвержденные |
||
ВСЕГО (без учета условно утвержденных) |
11 019,4 |
12 656,4 |
в том числе: |
||
Общегосударственные вопросы |
847,9 |
832,9 |
Национальная оборона |
1 521,9 |
1 853,3 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 245,5 |
1 822,0 |
Национальная экономика |
1 926,9 |
1 797,2 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
274,3 |
136,0 |
Охрана окружающей среды |
17,7 |
21,7 |
Образование |
551,9 |
603,5 |
Культура, кинематография |
85,8 |
86,2 |
Здравоохранение |
470,1 |
551,1 |
Социальная политика |
3 205,5 |
3 895,9 |
Физическая культура и спорт |
43,2 |
40,8 |
Средства массовой информации |
61,3 |
73,5 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
350,7 |
388,4 |
Межбюджетные трансферты общего характера |
602,7 |
553,9 |
Учитывая ситуацию, сложившуюся в настоящее время в нашей стране, следует отметить задачи, которые выполняет российский бюджет на данном этапе развития экономики:
— преодоление последствий финансового кризиса, поддержание уровня жизни населения и обеспечение функционирования реального сектора экономики;
— прекращение спада экономики и обеспечение экономического роста;
— стабилизация кредитно-денежной системы и курса рубля;
Информация о работе Государственный бюджет: состояние, проблемы, направления регулирования в РФ