Государственный бюджет: состояние, проблемы, направления регулирования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 14:18, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ сущности государственного бюджета, его структуры и функционирования. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
описать основные черты и принципы бюджетной политики;
охарактеризовать отдельные звенья бюджетной системы и описать межбюджетные отношения;
рассмотреть бюджетную классификацию;
изучить бюджетный дефицит, методы его финансирования, рассмотреть понятие государственного долга и ситуацию бюджета в России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….3
1 Глава Теоретические аспекты бюджетной системы и бюджетной политики………………………………………....5
1.1Место государственного бюджета в системе бюджетной системы государства. Характеристика элементов государственного бюджета………………………………………...5
1.2 Направления регулирования бюджетной политики, в том числе в промышленно-развитых странах……………………………………18
2 Глава Государственный бюджет России………………………….23
2.1Динамика и современное состояние Российской
бюджетной системы………………………………………………….23
2.2 Пути оптимизации бюджетной политики РФ…………………..29
Заключение…………………………………………………………....37
Список литературы…………………………………………………...39

Файлы: 1 файл

курсовая экономика.docx

— 341.81 Кб (Скачать файл)

3. стабилизационная - определяется  ее влиянием на общее макроэкономическое  равновесие, которое в значительной  степени определяется характером  и размерами налогов, государственных  расходов, величиной государственного  долга, состоянием кредитной системы.

Каждая из них оказывает влияние  на величину и направленность финансовых потоков, формируемых рынком. Аллокационный, распределительный и стабилизационный аспект бюджетной политики тесно  связаны между собой и образуют единое целое: принятие стабилизационных мер неизбежно влечет за собой  аллокацию и распределение финансовых ресурсов, а распределительная составляющая финансовой политики может оказать  существенное влияние на макроэкономическую стабильность. Их разграничение необходимо для четкого определения и  анализа конкретных целей, которые  могут достигаться посредством  проведения бюджетной политики.

Доходы, которые собирает государство через налоги, являются вознаграждением за предоставление благ, которые в данных условиях наилучшим образом может предоставить именно государство. Данная интерпретация  бюджетной политики является теоретическим  фундаментом для обоснования  значимости проблем нахождения правильного  для данных условий соотношения  роли рынка и государства, а также  разработки системы критериев эффективности  расходования государственных средств. Как отмечает М. Алле, многие современные авторы склонны забывать о неразрывной связи между качеством услуг, которые государство предоставляет, и налогами, которые оно собирает.

Если бюджетная политика осуществляется не в русле поиска компромисса, а исключительно как  инструмент реализации фискальных интересов  государства, то это может привести к противоречиям между интересами общества и государства, несоответствию между провозглашаемыми целями политики и возможностью их достижения посредством  осуществляемых мер. Разработка конкретных направлений бюджетной политики предполагает определение целей, которые  преследуются при ее осуществлении. Конечной целью бюджетной политики является обеспечение конкурентоспособности  национальной экономики, что, в свою очередь, предусматривает стимулирование экономического роста, формирование эффективных  рыночных институтов, достижение высокого уровня занятости и благосостояния населения, антиинфляционное регулирование.

Можно выделить следующие главные направления бюджетной политики государства:

- совершенствование бюджетной политики в области расходов (на основе критериев, отражающих эффективность бюджетных средств и определенных исходя из приоритетов социально-экономической политики);

- создание системы управления государственными активами и пассивами, которая позволит значительно повысить устойчивость бюджетной системы, придаст гибкость проводимой бюджетной политике, снизит риски, связанные со структурой государственного долга;

- совершенствование бюджетного процесса, обеспечение прозрачности бюджета и бюджетных процедур на всех уровнях бюджетной системы;

- формирование справедливой, нейтральной и эффективной налоговой системы с целью снижения налоговой нагрузки на субъекты экономической деятельности, формирования благоприятных условий развития предпринимательства, обеспечения сбалансированности государственного бюджета.

Существует деление на экономические системы по типам, в  системе каждой страны существуют свои национальные модели организации  хозяйства, свойственные данной стране и основанные на уровне экономического развития, исторических, культурных, бытовых  традициях.

Так, американская модель построена  на всемерном поощрении предпринимательской .активности, «обогащения» наиболее активной части населения. Для уменьшения социальной напряженности малообеспеченным группам населения гарантируется  приемлемый уровень жизни за счет частичного перераспределения национального  дохода. Эта модель основана на социально-культурных особенностях нации — массовой ориентации на достижение личного успеха.

Японская модель характеризуется  определенным отставанием уровня жизни  населения от роста производительности труда. За счет этого достигается  снижение себестоимости продукции, повышение ее конкурентоспособности  на мировом рынке. В целях поощрения  предпринимательской активности не принимаются серьезные меры по контролю за имущественным расслоением. Существование  такой модели возможно при исключительно  высоком развитии национального  самосознания, приоритете интересов  нации над интересами конкретного  человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради благосостояния страны.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства  за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Главным содержанием данной модели является сохранение основных средств производства в частном владении при отторжении от капитала права распоряжения доходами. Государство располагает всего четырьмя основными фондами, зато доля государственных расходов находится на уровне 70% ВВП, причём более половины из них направляется на социальные цели. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения.

Германская модель экономики исходит из того, что в центре преобразований находится человек с его интересами как свободная личность, сознающая свою ответственность перед обществом. Выполняя определенные функции, человек извлекает пользу для себя, для семьи к своей социальной группы. Функцией государства является обеспечение хорошо отлаженной конкуренции. Наибольшее внимание при этом уделяется мелким и средним предприятиям.

Рассмотрим изложенную теоретическую  информацию с учетом ситуации в Российской Федерации.

 

 

 

 

 



 

 

 

 

2 Глава Государственный  бюджет России

2.1Динамика и  современное состояние Российской       бюджетной системы

      Государственный бюджет занимает центральное место в экономике каждой страны. Рассмотрим генезис бюджета России.

Федеральное устройство РСФСР  и основы бюджетного устройства государства  установила Конституция 1918 г. В основу бюджетной системы были положены принципы централизации всех финансовых средств и единства государственного бюджета по доходам и расходам. Конституция предусматривала разделение государственного и бюджетов автономных республик и областей.

Территориальные бюджеты  формировались за счет:

  • поступлений от налогов, устанавливаемых губернскими, уездными, городскими и волостными Советами;
  • надбавок в размере до 40% к государственному подоходному налогу;
  • доходов от местных предприятий и имущества;
  • ссуд и пособий из государственного бюджета.

Однако в условиях проведения политики "военного коммунизма" бюджеты  не имели реального значения. К  концу 1920 г. денежные бюджеты стали  отмирать. В июле 1920 г. ВЦИК принял постановление  о слиянии государственного и  территориального бюджетов. С переходом  к НЭПу в 1921 г. ВЦИК восстановил бюджеты  в своих правах.

С образованием в 1922 г. СССР и принятием в 1924 г. Конституции  СССР были внесены изменения в  бюджетную систему с образованием государственного бюджета СССР. В  его состав вошли государственные  бюджеты союзных республик. Законодательно был закреплен принцип подведомственности при формировании государственного и территориальных бюджетов, согласно которому все предприятия и организации распределялись между различными уровнями бюджетной системы и вносили отчисления в соответствующий бюджет.

Принятие в 1936 г. Конституции  СССР усилило централизацию управления народным хозяйством и окончательно сформировало бюджетную систему  СССР. В соответствии с Постановлением СНК СССР от 1938 г. в состав государственного бюджета СССР были включены местные  бюджеты и бюджет государственного социального страхования. Бюджетная  система СССР состояла из Союзного бюджета (государственного бюджета), государственных  бюджетов 15 союзных республик и  бюджета государственного социального  страхования. В Союзном бюджете сосредотачивалось 50-55% общего объема ресурсов государственного бюджета, в бюджетах союзных республик сосредотачивалось 45-50%, из которых 35% находилось в распоряжении республиканских бюджетов и 15% в местных бюджетах, что позволяло всем уровням власти решать свои задачи в сфере социально-экономического развития территорий и выполнять возложенные на них функции. Для сравнения, в федеральном бюджете РФ в разные годы сосредотачивалось от 50 до 70% общего объема ресурсов бюджета.

В ходе налоговой реформы 1930—1932 гг. было внесено изменение  в формирование доходов территориальных  бюджетов. В частности, в территориальные  бюджеты передавалась часть государственных  доходов с налога с оборота  и с поступлений от реализации государственных займов. В последующем  этот принцип распространился на другие общегосударственные источники  и продолжает действовать в бюджетной  системе РФ как механизм бюджетного регулирования с целью пополнения средствами территориальных бюджетов. [2, c. 23-25]

После кризиса 1998г. центральное  правительство стало придерживаться политики, направленной на централизацию  бюджетных ресурсов на федеральном  уровне с последующим распределением финансовой помощи среди регионов. Однако помимо концентрации ресурсов, в основном, с целью преодоления  долгового кризиса, подобная политика имела и свои отрицательные стороны. Она привела к снижению бюджетной  ответственности и самостоятельности  региональных и местных органов  власти, к недофинансированию принятых в 90-е годы социальных законов.    

После перехода страны на рыночную, экономику проблемой стал огромный объем теневой экономики, который  составляет 41% ВВП. Это намного больше, чем в любой развитой капиталистической  стране и даже чем в странах  с переходной экономикой (за исключением  некоторых государств СНГ). Естественно, что никаких  доходов в госбюджет  от  этого сектора не поступает.

В последующие годы продолжалась политика снижения объема расходов федерального бюджета по отношению к ВВП.

Современное понятие бюджетной  системы закреплено положениями  бюджетного кодекса РФ (далее БК РФ): «Основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством  РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов» [3, ст.6].

Структура бюджетной системы РФ представлена на рис. 2.(см на след стр.)

Рис. 2. Бюджетная система  РФ [6, c.77]

Рассмотрим динамику федерального бюджета  РФ на рис.3

Рис.3 Динамика федерального бюджета Российской Федерации.

Как мы видим на рисунке 3 с 1997 года по 2007 доходы всегда превышали  расходы, но начиная с 2009 года ситуация изменилась, это связано с реализацией антикризисных мер. В 2011 году бюджет был сбалансированным. В настоящее время российская экономика реагирует позитивно на начавшееся в глобальной экономике восстановление.

Крупнейшими направлениями  расходов современного федерального бюджета являются расходы на социальную политику (29,8%), национальную оборону (16,9%), национальную безопасность и правоохранительную деятельность (14,3%). На национальную экономику приходится 12,6% расходов бюджета (таблица 1).

Таблица 1. Структура и  динамика расходов федерального бюджета  по разделам классификации расходов, млрд. рублей [9]

 

2011 год

2012 год (проект)

ВСЕГО

11 019,4

12 656,4

Условно утвержденные

   

ВСЕГО (без учета  условно утвержденных)

11 019,4

12 656,4

в том числе:

   

Общегосударственные вопросы

847,9

832,9

Национальная оборона

1 521,9

1 853,3

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1 245,5

1 822,0

Национальная экономика

1 926,9

1 797,2

Жилищно-коммунальное хозяйство

274,3

136,0

Охрана окружающей среды

17,7

21,7

Образование

551,9

603,5

Культура,  кинематография

85,8

86,2

Здравоохранение

470,1

551,1

Социальная политика

3 205,5

3 895,9

Физическая культура и  спорт

43,2

40,8

Средства массовой информации

61,3

73,5

Обслуживание государственного и муниципального долга

350,7

388,4

Межбюджетные трансферты общего характера

602,7

553,9


Учитывая ситуацию, сложившуюся  в настоящее время в нашей  стране, следует отметить задачи, которые  выполняет российский бюджет на данном этапе развития экономики:

— преодоление последствий финансового кризиса, поддержание уровня жизни населения и обеспечение функционирования реального сектора экономики;

— прекращение спада экономики и обеспечение экономического роста;

— стабилизация кредитно-денежной системы и курса рубля;

Информация о работе Государственный бюджет: состояние, проблемы, направления регулирования в РФ