Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 14:18, курсовая работа
Целью исследования является анализ сущности государственного бюджета, его структуры и функционирования. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
описать основные черты и принципы бюджетной политики;
охарактеризовать отдельные звенья бюджетной системы и описать межбюджетные отношения;
рассмотреть бюджетную классификацию;
изучить бюджетный дефицит, методы его финансирования, рассмотреть понятие государственного долга и ситуацию бюджета в России.
Введение……………………………………………………….3
1 Глава Теоретические аспекты бюджетной системы и бюджетной политики………………………………………....5
1.1Место государственного бюджета в системе бюджетной системы государства. Характеристика элементов государственного бюджета………………………………………...5
1.2 Направления регулирования бюджетной политики, в том числе в промышленно-развитых странах……………………………………18
2 Глава Государственный бюджет России………………………….23
2.1Динамика и современное состояние Российской
бюджетной системы………………………………………………….23
2.2 Пути оптимизации бюджетной политики РФ…………………..29
Заключение…………………………………………………………....37
Список литературы…………………………………………………...39
— снижение налоговой нагрузки, создание льготных условий для производственного инвестирования, повышения уровня собираемости налогов;
— осуществление реструктуризации государственного долга РФ;
— минимизация государственных заимствований Российской Федерации на финансовых рынках и сокращение дефицита государственного бюджета;
— снижение неплатежей, сокращение ненадежных форм расчетов, в том числе с использованием бартера;
— полномасштабный переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета, переход на эту систему исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
— полное исполнение государством своих обязательств.
Экономика Российской Федерации в ближайшие годы будет функционировать в условиях относительно благоприятной ситуации на мировых рынках сырья и капитала, сопровождаться ростом доходов населения, инвестиционных программ естественных монополий и улучшением ситуации с банковским кредитованием, благодаря программам по оптимизации бюджетной политики, которые будут проводиться в ближайшее время.
2.2 Пути оптимизации бюджетной политики РФ
В основу бюджетной политики
на 2012 год и на плановый период 2013
и 2014 годов положены стратегические
цели развития страны, сформулированные
в Посланиях Президента Российской
Федерации Федеральному Собранию Российской
Федерации, Концепции долгосрочного
социально-экономического развития Российской
Федерации на период до 2020 года, Основных
направлениях деятельности Правительства
Российской Федерации на период до
2012 года и других документах, а также
основные положения Бюджетного послания
Президента Российской Федерации «О
бюджетной политике в 2012–2014 годах»
(далее также Бюджетное
Как указано в Бюджетном послании, важнейшей предпосылкой и условием для формирования новой модели экономического роста является долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы.
«Макроэкономическая
стабильность, низкая инфляция, умеренная
налоговая и долговая нагрузка,
возможности для привлечения
долгосрочных кредитных
Главной целью формирования и реализации бюджетной политики является повышение уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности — удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленных социальных гарантий, в том числе – пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи (рис.4)
Рис 4 Аналитическое распределение бюджетных ассигнований по направлениям госпрограмм в 2011 году и на 2012-2014 годы [5]
Как указано в Бюджетном
послании, необходима концентрация
расходов на приоритетных направлениях,
прежде всего, связанных с улучшением
условий жизни человека, адресном
решении социальных проблем, повышении
качества государственных и
- безусловного исполнения
законодательно установленных
- обеспечения
- индексации в 2012 году
фондов оплаты труда
- обеспечения реализации
программ модернизации
- обеспечения закупки новых видов вооружения, совершенствования боевой подготовки, реализации социальных гарантий для военнослужащих, обеспечения постоянным и служебным жильем военных;
- обеспечения реформы
денежного довольствия
- обеспечения с 2012 года
полиции за счет средств
- поддержке инновационного и инвестиционного развития.
Как отмечено в Бюджетном послании, основными направлениями работы по децентрализации полномочий должны стать подготовка и реализация предложений по передаче субъектам Российской Федерации федеральных государственных учреждений в сферах образования, здравоохранения, культуры, сельского хозяйства, оптимизации субсидий региональным бюджетам, в том числе – их консолидация в рамках государственных программ Российской Федерации и повышение доли субсидий, распределяемых непосредственно федеральным законом о федеральном бюджете, стимулированию субъектов Российской Федерации по наращиванию налогового потенциала, сокращению предоставления кредитов субъектам Федерации.
При формировании проекта федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов в рамках перевода с 2012 года финансового обеспечения полиции на федеральный уровень планируется:
- передать субъектам Российской
Федерации федеральные
- исходить из финансового
обеспечения выплат пособий
- передать в федеральный
бюджет часть доходных
В целях реализации поставленной
в Бюджетном послании задачи по стимулированию
наращивания налогового потенциала
в федеральном бюджете на 2012 год
предусмотрены бюджетные
Реализация этих и других
мер в рамках формирования межбюджетных
отношений на 2012-2014 годы составит первый,
подготовительный этап комплексной
работы по совершенствованию
Политика в области управления государственным долгом Российской Федерации на 2012 – 2014 годы будет направлена на:
- обеспечение
- развитие эффективного
национального рынка
- поддержание высокого
уровня кредитных рейтингов
- обеспечение постоянного
доступа Российской Федерации
и национальных корпоративных
заемщиков к внутреннему и
внешнему источникам заемного
капитала на приемлемых
Учитывая, что долговая политика Российской Федерации не должна наносить ущерб способности других российских заемщиков привлекать финансирование на внешнем и внутреннем рынках, Минфин России будет стремиться создавать благоприятные условия для российских заемщиков в рамках решения следующих задач:
- формирование репрезентативной
шкалы доходности российского
суверенного долга по всем
срокам заимствований в целях
создания условий для
- обеспечение постоянного
эффективного взаимодействия с
международными рейтинговыми
В 2012-2014 годах государственные
заимствования будут выступать
основными источниками
Таблица 2. Объем государственных заимствований Российской Федерации
Показатель |
2011 год (закон) |
Прогноз (млрд.) | ||
2012 |
2013 |
2014 | ||
Государственные заимствования, всего |
1 311,3 |
1 592,3 |
1 601,7 |
1 626,1 |
привлечение |
1 801,1 |
2 181,7 |
2 284,0 |
2 474,1 |
погашение |
-489,8 |
-589,4 |
-682,3 |
-848,0 |
- внутренние заимствования |
1 340,8 |
1 459,0 |
1 465,7 |
1 486,2 |
привлечение |
1 709,9 |
1 977,9 |
2 082,2 |
2 273,6 |
погашение |
-369,1 |
-518,9 |
-616,5 |
-787,4 |
- внешние заимствования |
-29,5 |
133,3 |
136,0 |
139,9 |
привлечение |
91,2 |
203,8 |
201,8 |
200,5 |
погашение |
-120,7 |
-70,5 |
-65,8 |
-60,6 |
Низкий уровень
Несмотря на ухудшение внешних условий экономического развития и серьезное бремя долговой нагрузки, приходящейся на корпоративный сектор, показатели долговой устойчивости Российской Федерации остаются на безопасном уровне: при планируемых объемах заимствований долговая нагрузка на федеральный бюджет будет оставаться в пределах параметров, позволяющих надлежащим образом осуществлять обслуживание государственного долга Российской Федерации.
В области государственных внутренних заимствований Российской Федерации реализация долговой политики в 2012 – 2014 годах будет направлена на решение задач финансирования дефицита федерального бюджета и развития рынка государственных ценных бумаг. При этом ключевое значение имеет повышение ликвидности рыночной части государственного внутреннего долга Российской Федерации, выраженного в государственных ценных бумагах, расширение круга инвесторов в государственные ценные бумаги, поддержание сбалансированной по срокам структуры государственных ценных бумаг.
Решение вопроса о балансе
между внутренними и внешними
заимствованиями будет зависеть
от конъюнктуры внутреннего и
мирового финансового рынка, эффективности
решения задачи развития внутреннего
рынка государственного долга, сохранения
благоприятной
Политика в области восстановления дореформенных сбережений граждан Российской Федерации будет направлена на продолжение в 2012-2014 годах осуществления компенсационных выплат.
В 2012-2014 годах на компенсационные
выплаты по гарантированным сбережениям
граждан предусматриваются
Заключение.
Итак, подводя итог можно сказать, что бюджет представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования фонда денежных средств.
Государственный бюджет представляет собой финансовый план государства на текущий год. Это смета доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования. Государственному бюджету принадлежит центральное место в системе государственных финансов;
Информация о работе Государственный бюджет: состояние, проблемы, направления регулирования в РФ