Государственный бюджет: состояние, проблемы, направления регулирования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 14:18, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ сущности государственного бюджета, его структуры и функционирования. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
описать основные черты и принципы бюджетной политики;
охарактеризовать отдельные звенья бюджетной системы и описать межбюджетные отношения;
рассмотреть бюджетную классификацию;
изучить бюджетный дефицит, методы его финансирования, рассмотреть понятие государственного долга и ситуацию бюджета в России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….3
1 Глава Теоретические аспекты бюджетной системы и бюджетной политики………………………………………....5
1.1Место государственного бюджета в системе бюджетной системы государства. Характеристика элементов государственного бюджета………………………………………...5
1.2 Направления регулирования бюджетной политики, в том числе в промышленно-развитых странах……………………………………18
2 Глава Государственный бюджет России………………………….23
2.1Динамика и современное состояние Российской
бюджетной системы………………………………………………….23
2.2 Пути оптимизации бюджетной политики РФ…………………..29
Заключение…………………………………………………………....37
Список литературы…………………………………………………...39

Файлы: 1 файл

курсовая экономика.docx

— 341.81 Кб (Скачать файл)

— снижение налоговой нагрузки, создание льготных условий для производственного инвестирования, повышения уровня собираемости налогов;

— осуществление реструктуризации государственного долга РФ;

— минимизация государственных заимствований Российской Федерации на финансовых рынках и сокращение дефицита государственного бюджета;

— снижение неплатежей, сокращение ненадежных форм расчетов, в том  числе с использованием бартера;

— полномасштабный переход на казначейскую систему исполнения федерального бюджета, переход на эту систему исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

— полное исполнение государством своих обязательств.

Экономика Российской Федерации  в ближайшие годы будет функционировать  в условиях  относительно благоприятной  ситуации на мировых рынках сырья  и капитала, сопровождаться ростом доходов населения, инвестиционных программ естественных монополий и  улучшением ситуации с банковским кредитованием, благодаря программам по оптимизации бюджетной политики, которые будут проводиться в ближайшее время.

2.2 Пути оптимизации  бюджетной политики РФ

В основу бюджетной политики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов положены стратегические цели развития страны, сформулированные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства  Российской Федерации на период до 2012 года и других документах, а также  основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2012–2014 годах» (далее также Бюджетное послание) и Программы повышения эффективности  бюджетных расходов в Российской Федерации на период до 2012 года.

Как указано в Бюджетном  послании, важнейшей предпосылкой и  условием для формирования новой  модели экономического роста является долгосрочная сбалансированность и  устойчивость бюджетной системы.

 «Макроэкономическая  стабильность, низкая инфляция, умеренная  налоговая и долговая нагрузка, возможности для привлечения  долгосрочных кредитных ресурсов  могут и должны стать важнейшими  конкурентными преимуществами России, обеспечивающими приток инвестиций, внедрение инноваций, модернизацию  экономики и, соответственно, расширение  возможностей для решения социальных задач».

Главной целью формирования и реализации бюджетной политики является повышение уровня и качества жизни населения.  Государство  должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества  граждан, развитию рынка жилья. В  сфере его прямой ответственности  — удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленных социальных гарантий, в том числе – пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита  граждан, нуждающихся в государственной помощи (рис.4)

Рис 4 Аналитическое распределение  бюджетных ассигнований по направлениям госпрограмм в 2011 году и на 2012-2014 годы [5]

Как указано в Бюджетном  послании,  необходима концентрация расходов на приоритетных направлениях, прежде всего,  связанных с улучшением условий жизни человека,  адресном решении социальных проблем, повышении  качества государственных и муниципальных  услуг, стимулировании инновационного развития страны, в том числе исходя из:

- безусловного исполнения  законодательно установленных обязательств  по выплате социальных пособий  и компенсаций в сфере социальной  защиты населения, включая пенсионное  обеспечение военнослужащих;

- обеспечения сбалансированности  бюджета Пенсионного фонда Российской  Федерации;

- индексации в 2012 году  фондов оплаты труда работников  федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной  платы) судей и прокурорских  работников, федеральных государственных  гражданских служащих, денежного  довольствия военнослужащих и  приравненных к ним лиц, и  выплат, зависящих от размера  денежного довольствия;

- обеспечения реализации  программ модернизации здравоохранения  и образования;

- обеспечения закупки  новых видов вооружения, совершенствования  боевой подготовки, реализации социальных  гарантий для военнослужащих, обеспечения  постоянным и служебным жильем  военных;

- обеспечения реформы  денежного довольствия военнослужащих  и сотрудников правоохранительных  органов;

- обеспечения с 2012 года  полиции за счет средств федерального  бюджета;

- поддержке инновационного  и инвестиционного развития.

Как отмечено в Бюджетном  послании, основными направлениями  работы по децентрализации полномочий должны стать подготовка и реализация предложений по передаче субъектам  Российской Федерации федеральных  государственных учреждений в сферах образования, здравоохранения, культуры, сельского хозяйства, оптимизации  субсидий региональным бюджетам, в  том числе – их консолидация в  рамках государственных программ Российской Федерации и повышение доли субсидий, распределяемых непосредственно федеральным  законом о федеральном бюджете, стимулированию субъектов Российской Федерации по наращиванию налогового потенциала, сокращению предоставления кредитов субъектам Федерации.

При формировании проекта  федерального бюджета на 2012 год и  на плановый период 2013 и 2014 годов в  рамках перевода с 2012 года финансового  обеспечения полиции на федеральный  уровень планируется:

- передать субъектам Российской  Федерации федеральные учреждения  среднего профессионального образования,  полномочия в области содействия  занятости населения (за исключением  социальных выплат безработным  гражданам) и учреждения, осуществляющие  дезинфекционную деятельность;

- исходить из финансового  обеспечения выплат пособий при  устройстве детей-сирот в семью,  содержания детей-сирот в семье  опекуна и в приемных семьях, реализации мер по социальной  поддержке реабилитированных лиц   за счет собственных средств  бюджетов субъектов Российской  Федерации, высвобождаемых в результате  сокращения расходов бюджетов  субъектов Российской Федерации  на обеспечение полиции;

- передать в федеральный  бюджет часть доходных источников, администрируемых федеральными  органами исполнительной власти (государственную пошлину за регистрацию  транспортных средств и штрафов  за административные правонарушения  в сфере дорожного движения), или  фактически являющихся одной  из форм межбюджетных трансфертов  (часть акцизов на алкогольную  продукцию, распределяемых по  нормативам).

В целях реализации поставленной в Бюджетном послании задачи по стимулированию наращивания налогового потенциала в федеральном бюджете на 2012 год  предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме           10 млрд. рублей на поощрение субъектов  Российской Федерации, обеспечивших наилучшие  результаты в развитии предпринимательства, привлечении инвестиций, увеличении доходов бюджетов.

Реализация этих и других мер в рамках формирования межбюджетных отношений на 2012-2014 годы составит первый, подготовительный этап комплексной  работы по совершенствованию разграничения  полномочий и развития системы межбюджетных отношений. Таким образом, в 2012-2014 годах будут обеспечены условия для устойчивого экономического развития и сохранения макроэкономической стабильности при безусловном исполнении принятых расходных обязательств Российской Федерации, реализации ключевых приоритетов социально-экономического развития страны, повышения эффективности бюджетных расходов, совершенствования межбюджетных отношений и решения других задач бюджетной политики, сформулированных в Бюджетном послании и других документах стратегического планирования.

Политика в области  управления государственным долгом Российской Федерации на 2012 – 2014 годы будет направлена на:

- обеспечение сбалансированности  федерального бюджета при сохранении  достигнутой в последние годы  высокой степени долговой устойчивости;

- развитие эффективного  национального рынка государственных  ценных бумаг;

- поддержание высокого  уровня кредитных рейтингов России  инвестиционной категории с перспективой  повышения рейтингов до категории  «А»;

- обеспечение постоянного  доступа Российской Федерации  и национальных корпоративных  заемщиков к внутреннему и  внешнему источникам заемного  капитала на приемлемых условиях, минимизация стоимости заимствований.

Учитывая, что долговая политика Российской Федерации не должна наносить ущерб способности других российских заемщиков привлекать финансирование на внешнем и внутреннем рынках, Минфин России будет стремиться создавать благоприятные условия для российских заемщиков в рамках решения следующих задач:

- формирование репрезентативной  шкалы доходности российского  суверенного долга по всем  срокам заимствований в целях  создания условий для адекватного  ценообразования по долговым  инструментам  заемщиков из частного  и государственного секторов;

- обеспечение постоянного  эффективного взаимодействия с  международными рейтинговыми агентствами  и инвестиционным сообществом  в целях сохранения адекватного  восприятия российского кредитного  риска, обеспечения транспарентности  и полноты сведений об эмитенте, доступных для инвесторов.

В 2012-2014 годах государственные  заимствования будут выступать  основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета (таблица  2):

Таблица 2. Объем  государственных заимствований  Российской Федерации

Показатель

2011 год 

(закон)

Прогноз (млрд.)

2012

2013

2014

Государственные заимствования, всего

1 311,3

1 592,3

1 601,7

1 626,1

привлечение

1 801,1

2 181,7

2 284,0

2 474,1

погашение

-489,8

-589,4

-682,3

-848,0

- внутренние заимствования

1 340,8

1 459,0

1 465,7

1 486,2

привлечение

1 709,9

1 977,9

2 082,2

2 273,6

погашение

-369,1

-518,9

-616,5

-787,4

- внешние заимствования

-29,5

133,3

136,0

139,9

привлечение

91,2

203,8

201,8

200,5

погашение

-120,7

-70,5

-65,8

-60,6


Низкий уровень государственного долга Российской Федерации позволяет  проводить политику наращивания  объема государственных заимствований, не опасаясь за сохранение долговой устойчивости Российской Федерации.

Несмотря на ухудшение  внешних условий экономического развития и серьезное бремя долговой нагрузки, приходящейся на корпоративный  сектор, показатели долговой устойчивости Российской Федерации остаются на безопасном уровне: при планируемых объемах  заимствований долговая нагрузка на федеральный бюджет будет оставаться в пределах параметров, позволяющих  надлежащим образом осуществлять обслуживание государственного долга Российской Федерации.

В области государственных  внутренних заимствований Российской Федерации реализация долговой политики в 2012 – 2014 годах будет направлена на решение задач финансирования дефицита федерального бюджета и  развития рынка государственных  ценных бумаг. При этом ключевое значение имеет повышение ликвидности  рыночной части государственного внутреннего  долга Российской Федерации, выраженного  в государственных ценных бумагах, расширение круга инвесторов в государственные  ценные бумаги, поддержание сбалансированной по срокам структуры государственных  ценных бумаг.

Решение вопроса о балансе  между внутренними и внешними заимствованиями будет зависеть от конъюнктуры внутреннего и  мирового финансового рынка, эффективности  решения задачи развития внутреннего  рынка государственного долга, сохранения благоприятной макроэкономической ситуации в России, прежде всего  с точки зрения сохранения сравнительно низкого уровня инфляции и с учетом приоритета заимствований на внутреннем рынке госдолга.

Политика в области  восстановления дореформенных сбережений граждан Российской Федерации будет  направлена на продолжение в 2012-2014 годах  осуществления компенсационных  выплат.

В 2012-2014 годах на компенсационные  выплаты по гарантированным сбережениям  граждан предусматриваются средства федерального бюджета в общей  сумме 150 млрд. рублей, по 50,0 млрд. рублей ежегодно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Итак, подводя итог можно  сказать, что бюджет представляет собой  совокупность экономических отношений, возникающих в процессе образования, распределения и использования  фонда денежных средств.

Государственный бюджет представляет собой финансовый план государства  на текущий год. Это смета доходов  и расходов государства, согласованных  друг с другом, как по объему, так  и по срокам поступления и использования. Государственному бюджету принадлежит  центральное место в системе  государственных финансов;

Информация о работе Государственный бюджет: состояние, проблемы, направления регулирования в РФ