Государственный долг и его последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 00:03, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение государственного долга, его причин и последствий для экономики России.
В рамках поставленной цели задачами исследования являются:
раскрыть экономическую сущность государственного долга и его составляющих;
провести исследования этапов формирования государственного долга России;
проанализировать текущее состояние внешнего и внутреннего долга Российской Федерации;
оценить влияние государственного долга на экономику России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ 5
1.1 Государственный долг: понятия, виды, причины возникновения 5
1.2 Последствия государственного долга 8
1.3 Методы управления государственным долгом 10
2. ВНУТРЕННИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РФ 16
2.1 Этапы формирования внутреннего государственного долга России 16
2.2 Состояние внутреннего государственного долга России 20
2.3 Последствия и управление внутренним государственным долгом России 22
3. ВНЕШНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РФ 25
3.1 Этапы формирования внешнего государственного долга России 25
3.2 Текущее состояние внешней государственной задолженности РФ 28
3.3 Последствия и управление внешним государственным долгом в РФ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Файлы: 1 файл

Государственный долг и его последствия.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В последние годы большое внимание уделяется дефициту бюджета и государственному долгу. Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего формируется государственный долг. В соответствии с теоретическими данными, государственный долг может оказывать разное воздействие на экономическое развитие. Так, при определенных условиях, долг может служить в качестве катализатора экономического роста. При этом необходимо в точности определить эти условия, что требует, несомненно, адекватной политики управления государственной задолженностью. Однако анализу требуемых для этого мероприятий должно предшествовать исследование современной теории государственного долга. Это позволит в будущем оценить взаимосвязь политики государственных заимствований с другими направлениями экономической политики государства, как то денежно-кредитной или бюджетно-налоговой (фискальной) политики, а также то, насколько эта политика соответствует целям и задачам экономического роста в той или иной стране.

От характера решения  долговой проблемы будет зависеть бюджетная  дееспособность, состояние ее валютных резервов, а следовательно стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка. Перечисленные причины определяют актуальность данной проблемы для всех участников финансового рынка. 

Целью данного исследования является изучение государственного долга, его причин и последствий для экономики России.

В рамках поставленной цели задачами исследования являются:

  • раскрыть экономическую сущность государственного долга и его составляющих;
  • провести исследования этапов формирования государственного долга России;
  • проанализировать текущее состояние внешнего и внутреннего долга Российской Федерации;
  • оценить влияние государственного долга на экономику России.

Объектом данной работы выступает внешний и внутренний государственный долг России.

Предметом исследования являются причины формирования, динамика, состояние государственного долга России, а также его влияние на экономику нашей страны.

Информационной базой работы стало изучение основной и периодической литературы, материалов статистических и социологических исследований, законодательно-нормативных актов по теме исследования.

Структура работы включает введение, три главы, заключение, список использованных источников.

 

1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ КАК

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ  ЯВЛЕНИЕ

 

1.1 Государственный долг: понятия, виды, причины возникновения

 

 

Государственный долг появился с возникновением и развитием государства. Причиной тому явилось стремление органов власти и управления к достижению сбалансированности бюджета как общегосударственного фонда денежных средств для реализации в полной мере своих функций. В эпоху слабо развитого денежного хозяйства, в связи с этим недостатка доходов, получаемых от налоговых поступлений, и необходимости устойчивого и динамичного функционирования государства (в широком смысле) инструментом перераспределения финансовых ресурсов стали внутренние, а позднее и внешние заимствования. Таким образом, государственный долг наряду с бюджетом и налогами является категорией экономической, выполняя общественно необходимые функции.

Статья 97 Бюджетного кодекса РФ определяет государственный долг Российской Федерации как долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации. Государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.[7, с. 95]

К размещению долговых обязательств прибегают правительства как  развивающихся, так и развитых стран. Наличие долгов для государства является своего рода стимулом экономического развития, оптимизации расходов, чёткости разработки и реализации налоговых реформ, создания предпосылок роста инвестиционной активности и т.д.

Государственный долг в экономической  теории представляет собой двойственную категорию. С одной стороны, это одна из макровеличин, которая является объектом управления, составляющим звеном экономической политики государства. В стратегию управления входит определение некоторых целевых параметров, установление ориентиров и выработка методов достижения поставленных целей. Например, правительство может стремиться снизить размеры долга до определённого порогового уровня, минимизировать стоимость обслуживания и т.п.

С другой стороны, долг может  быть не объектом, а средством, вспомогательным  инструментом для решения более важных экономических задач. Таких, как проведение макроэкономической стабилизации, связанной с обеспечением не инфляционной полной занятости, создание условий для устойчивого роста и достижение равновесия платёжного баланса, которые в краткосрочном периоде решаются за счёт наличия бюджетного дефицита и, соответственно, государственного долга. В этом случае накопление долга является результатом определённых действий правительства, и его величина и структура определяются внешними (по отношению к данному явлению) параметрами.[6, с. 388]

Обслуживание государственного долга приводит к вытеснению частного капитала, так как рыночная ставка процента растет; рост налогов для  оплаты долга снижает экономическую  активность - происходит перераспределение  дохода в пользу держателей государственных облигаций.

Соотношение долг/ВВП  характеризует бремя долга, его  величина зависит от размера реальной ставки процента, темпов роста реального  ВВП и величины первичного дефицита.

Взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга  проявляется и в выпуске займов для его покрытия и последующим нарастанием долговых последствий. Увеличивается государственный долг и необходимость выплаты его с процентами. Со временем текущие займы превращаются в последующие налоги.

Поэтому государства, имеющие  большие долги, вынуждены постоянно к ним прибегать для погашения процентов по долгу. Покрывая старые долги, государство прибегает к еще большим займам. Критическим моментом, угрожающим стабильности экономики и нормальному денежному обращению, считается ситуация, когда задолженность превышает величину годового ВНП. [3, с. 93]

Причинами возникновения  государственного долга обычно являются трудные периоды для экономики: войны, спады и т.д. Например, во время  войны надо переориентировать большую  часть ресурсов на производство военной продукции, что требует значительных государственных расходов, как требует их и содержание армии. Имеется три варианта финансирования: увеличение налогов, выпуск денег и дефицитное финансирование. Рост налогообложения приводит к подрыву трудовых стимулов, выпуск денег создает инфляционное давление, следовательно, большая часть военных расходов финансируется за счет продажи обязательств населению. Другой источник государственного долга - это спады. В периоды, когда национальный доход сокращается, или не может увеличиваться, налоговые поступления автоматически сокращаются и приводят к бюджетным дефицитам.

Еще один источник государственного долга - это политические интересы, приводящие к увеличению правительственных расходов и, следовательно, увеличению бюджетного дефицита.

Существует несколько  классификаций государственного долга  в зависимости от признака, положенного  в основу данной классификации. Бюджетный  кодекс Российской Федерации предусматривает  разделение государственного долга на внутренний и внешний.

Внутренний долг представляет собой величину задолженности своим гражданам и предприятиям. Он существует в виде суммы выпущенных и непогашенных долговых обязательств.

Внешний долг - задолженность гражданам и организациям иностранных государств. Это наиболее тяжелый долг, поскольку по нему государство связано рядом целевых обязательств, с одной стороны, а с другой - в его уплату приходится рассчитываться ценными товарами и платить большие проценты. В некоторых развивающихся странах ежегодные обязательства выплат по займам превышают все поступления от внешнеэкономической деятельности. [1]

 

1.2 Последствия государственного долга

 

 

Проблема государственного долга является в настоящее время одной из важных для российской экономики. Тяжелое бремя накопленной как внутренней, так и внешней государственной задолженности ставит перед правительством задачу стабилизации государственного долга и повышения платежеспособности России в долгосрочном периоде. Успешное решение этой задачи может стать одним из ключевых факторов устойчивого долгосрочного экономического развития нашей страны. Поэтому любая экономическая политика, проводимая правительством, должна обязательно оцениваться с точки зрения ее влияния на состояние государственного долга и перспективы платежеспособности

Государственный долг, как  внутренний, так и внешний, имеет  ряд негативных последствий для  национальной экономики.

Во-первых, правительство использует ресурсы для финансирования своих расходов из рынка государственных обязательств, в свою очередь это приводит к сокращению свободных денежных средств, находящихся у банков данной национальной экономики. Это уменьшает кредитные ресурсы последних и ведёт к удорожанию кредита, а, следовательно, к сокращению возможностей инвестирования. Точно так же внутренний государственный долг приводит к сокращению денежных средств населения и препятствует росту частных инвестиций. Помимо этого, если государство обращается для покрытия дефицита бюджета к банковским структурам за кредитом, это ведёт к увеличению спроса на деньги, росту процентных ставок. Предприниматели страны вынуждены использовать кредиты по более высокой цене – кредиты дорожают – отсюда, происходит компенсация роста издержек ростом отпускных цен. Дорогой кредит угнетает инвестиции. В этом случае происходит падение темпов роста ВВП и нарастание инфляционных процессов.[3, с. 150]

Во-вторых, финансирование государственного долга за счёт дополнительной эмиссии денег, не обеспеченных товарной массой, неизбежно приводит к гиперинфляции, разрушающей экономику страны.

В-третьих, крупный внешний долг представляет собой экономическое бремя для страны. Эта часть государственного долга не является «задолженностью самим себе», и фактически выплата процентов и основной суммы такого долга требует передачи части реального продукта страны другим государствам.

В-четвёртых, необходимость обслуживать долг может вызвать увеличение налогов и, как следствие, снижение деловой активности в экономике.

В-пятых, государственный долг имеет помимо экономических, и негативные социальные последствия.  Важнейшее из них – рост дифференциации населения. Это происходит вследствие выплаты долга за счёт налогов, которые платит всё население. Эти средства переходят в руки тех немногих обеспеченных людей, которые ранее купили ценные бумаги. В результате разрыв между доходами состоятельных слоёв общества и неимущих возрастает.

Кроме того, рост внешнего долга снижает международный  авторитет страны и вызывает психологический  эффект, усиливая неуверенность населения  страны в завтрашнем дне.

Государственный долг в условиях рыночных отношений выступает важным макроэкономическим фактором, оказывающим значительное воздействие на состояние национальной экономики. С другой стороны, сам рынок государственных долгов реагирует на изменение экономической ситуации внутри страны и тенденций международных финансовых рынков.

В управлении государственным  долгом важно соблюдать сбалансированность бюджетной и долговой политики государства, т.е. не допускать чрезмерного роста  дефицитного финансирования и гарантировать нормальное обслуживание сложившейся задолженности.[3, с. 180]

 

 

    1. Методы управления государственным долгом

 

 

Управление государственным  долгом – это регулируемая нормами права совокупность мероприятий государства по использованию долговых отношений, направленных на погашение долговых обязательств и формирование благоприятных социально-экономических условий развития страны, одно из направлений финансово-бюджетной политики страны, связанное с деятельностью государства на внешних и внутренних финансовых рынках в качестве экономического субъекта – заёмщика и гаранта. Оно предусматривает привлечение финансовых ресурсов путём размещения ценных бумаг или других источников, погашение и обслуживание долговых обязательств. Для этих целей необходим анализ социально-экономического развития государства на перспективу, оценка методов финансирования бюджетного дефицита и возможных источников его покрытия, определение предельно допустимых размеров государственного долга, рационализация его состава и структуры, мер по стабилизации размеров, оценка влияния государственного долга на развитие экономики страны.

К важнейшим законодательно закреплённым мерам по управлению государственным долгом относятся: установление предельных объёмов государственного внутреннего и внешнего долга, граница внешних заимствований с разбивкой по формам обеспечения обязательств; источники внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая поступления от эмиссии государственных ценных бумаг; предельный размер внешних заимствований; расходы на обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга; верхние пределы государственных внутренних и внешних гарантий. Чрезмерный рост государственного долга несёт в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы.

Информация о работе Государственный долг и его последствия