Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 00:03, курсовая работа
Целью данного исследования является изучение государственного долга, его причин и последствий для экономики России.
В рамках поставленной цели задачами исследования являются:
раскрыть экономическую сущность государственного долга и его составляющих;
провести исследования этапов формирования государственного долга России;
проанализировать текущее состояние внешнего и внутреннего долга Российской Федерации;
оценить влияние государственного долга на экономику России.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ 5
1.1 Государственный долг: понятия, виды, причины возникновения 5
1.2 Последствия государственного долга 8
1.3 Методы управления государственным долгом 10
2. ВНУТРЕННИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РФ 16
2.1 Этапы формирования внутреннего государственного долга России 16
2.2 Состояние внутреннего государственного долга России 20
2.3 Последствия и управление внутренним государственным долгом России 22
3. ВНЕШНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РФ 25
3.1 Этапы формирования внешнего государственного долга России 25
3.2 Текущее состояние внешней государственной задолженности РФ 28
3.3 Последствия и управление внешним государственным долгом в РФ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
В связи с этим также следует учитывать, что система управления государственным долгом по своей политико-экономической сути должна включать определение цели и обоснованность государственных заимствований, минимизацию стоимости долга для заёмщика, эффективное использование, учёт и контроль за расходованием привлекаемых ресурсов, усиление инвестиционного характера займов, обеспечение своевременного возврата полученных кредитов. Это предполагает формирование единой системы управления государственным долгом, включая учёт займов субъектов Федерации, внешней задолженности банков и других корпоративных заимствований. С введением в действие Бюджетного кодекса впервые на законодательном уровне прописано понятие единой системы и регистрации государственных долговых обязательств.
Идеальный способ обслуживания
и погашения государственного долга
– своевременный возврат
Механизм регулирования государственного долга в рыночных условиях объединяется понятием «реструктуризация», т.е. основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный (муниципальный) долг, с заменой их долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения. Реструктуризация не снимает долговой проблемы, а лишь переносит её на более поздний срок. Следовательно, бремя погашения ложится на следующие поколения, общая сумма платежей ещё более увеличивается за счёт доначисленных процентов.
В ходе проводимой реструктуризации долговых обязательств используется ограниченный набор способов её проведения: рефинансирование, конверсия, выкуп долга, консолидация, унификация, аннулирование государственного долга, секъюритизация, использование облигаций Брейди.[14, с. 40]
Рефинансирование – это
Другой способ – выкуп долга.
В случаях когда государства-
Секъюритизация долга –
К началу 1990-х гг. в международной практике сложилась достаточно действенная система реструктуризации внешней задолженности, предложенная для урегулирования долговых обязательств развивающихся стран министром финансов США Н.Брейди – «План Брейди». На тот период рынки ценных бумаг развивающихся стран характеризовались весьма низкой ликвидностью – 25-40 % номинала. В результате переговоров должников с кредиторами в 1990-1994 гг. был осуществлён выпуск облигаций Брейди на общую сумму около 100 млрд. долларов. Они являются государственными облигациями, эмитированными в обмен на государственный долг перед коммерческими банками. В международной практике используют следующие виды облигаций Брейди: паритетные (с уменьшенными процентами); дисконтные (с уменьшенной основной суммой долга); ступенчатые (с более низкими первоначальными ставками); долговые конверсионные (новых займов), новые долговые; процентные; капитализированные.
Приведённые методы управления государственным долгом в своей основе базируются на переговорном процессе. Они относятся к рыночным методам управления государственным долгом и широко используются развитыми странами и международными финансовыми организациями. Наряду с рыночными, мировая практика использует и внерыночные (административные) методы управления на основе одностороннего принятия эмитентом управленческого решения по долговым обязательствам. К административным методам относятся конверсия, консолидация, унификация, отсрочка погашения, списания, аннулирование долга.
Конверсия – изменение доходности займов в интересах должника путём понижения процента, применения иного способа погашения долга в целях снижения расходов заёмщика на погашение и обслуживание государственного долга. Наиболее распространёнными видами её являются: обмен на долговые обязательства третьих стран; погашение долга товарными поставками; обратный выкуп долга заёмщиком на особых условиях; обмен долга на собственность и т.п. Технически такие операции не приводят к изменению структуры существующих обязательств и к получению новых ссуд.
Консолидация – изменение
Унификация займов – это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Она может производиться вместе с консолидацией и конверсией или без них.
Аннулирование государственного долга – отказ государства от всех обязательств.
Отсрочка погашения займа
2. ВНУТРЕННИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РФ
2.1 Этапы формирования
внутреннего государственного
Эволюция рынка государственных
ценных бумаг вполне логично
разбивается на этапы, которые
отражают его интенсивное развитие,
появление ресурсных
На текущий момент можно выделить пять этапов развития российского рынка внутреннего долга. Первый этап связан с переходом российских денежных властей от прямого финансирования Центральным банком РФ дефицита федерального бюджета к созданию рынка федеральных облигаций. Второй этап обусловлен возникновением ресурсных ограничений для дальнейшего развития рынка внутреннего долга и его открытием для внешних инвесторов. Содержание третьего этапа определяется системным финансовым кризисом, тогда как четвёртый этап характеризуется его постепенным преодолением. Наконец, пятый этап представляет собой возможное дальнейшее развитие рынка внутреннего долга.
На первом этапе, вплоть до октября 1995 г. рынок внутреннего долга устойчиво развивался, не испытывая особых проблем. Значительный объем привлекаемых с него средств наряду с высокой доходностью предопределили быстрый рост объема внутреннего долга. В то же время рынок государственных облигаций представлял собой финансовый сегмент, на котором коммерческие банки могли эффективно размещать привлеченные и собственные средства. Высокие процентные ставки по депозитам населения обусловливали еще более ускоренный прирост депозитов населения в коммерческих банках (включая Сбербанк РФ) по сравнению с ростом внутреннего долга, обеспечивая расширение ресурсной базы для данного сегмента финансового рынка. Так, если в мае 1993 г. вклады физических лиц в банках составляли лишь 6.8% от М2 (т.е. от совокупного денежного предложения), то к концу октября 1995 г. соответствующий показатель составлял уже 32.8% от М2.
На втором этапе, исчерпав внутренние ресурсы развития рынка внутреннего долга, денежные власти России фактически оказались перед единственной возможностью для дальнейшего развития данного сегмента – открытие его для внешних инвесторов. И начиная с февраля 1996 г. внешние инвесторы были допущены на первичные аукционы, а с августа 1996 г. – и на вторичные торги по государственным ценным бумагам. Либерализация доступа внешних инвесторов на рынок внутреннего долга дополнительно стимулировалась тем фактом, что именно в апреле-мае 1996 г. накопленный и реинвестированный процентный доход сравнялся по своему объему с реально привлеченными на данный рынок средствами. В дальнейшем ситуация, обусловленная сравнительно высокой доходностью федеральных облигаций, стремительно ухудшалась для денежных властей, поскольку на обслуживание долга тратилось все больше средств, тогда как привлекалось все меньше рублевых ресурсов.
В течение данного этапа
Третий этап развития рынка внутреннего долга вполне закономерно начался с мирового финансового кризиса, хотя внешне казалось, что потрясения на фондовых рынках стран Юго-Восточной Азии и экономически развитых стран не затронут финансовый рынок России. Действительно, во время пика кризиса на фондовых рынках Юго-Восточной Азии в конце 1997 г. внешние инвесторы, активно выводившие средства с указанных рынков, оставили уровень своих вложений в российские государственные ценные бумаги практически неизменным. Так, в течение октября 1997 г. портфель внешних инвесторов на рынке ГКО/ОФЗ возрос более чем на 1 млрд. долл. (по номинальной стоимости), в течение ноября 1997 г. он сократился на 2 млрд. долл., а в декабре того же года вновь возрос на 1 млрд. долл. – т.е. по итогам указанного периода объем вложений внешних инвесторов в российские гособлигации остался на неизменном уровне.
На четвёртом этапе, в качестве основных задач в посткризисный период развития рынка государственных облигаций монетарные власти, что вполне естественно, продекларировали восстановление данного сегмента финансового рынка и преодоление негативных последствий дефолта августа 1998 г. Однако по существу были реализованы только самые необходимые мероприятия, а именно урегулирование вопросов, связанных с госбумагами, подпавшими под дефолт, а также восстановление рыночных торгов федеральными облигациями. Непосредственная же реанимация рынка внутреннего долга в контексте его определяющего значения для состояния национальной финансовой сферы и развития смежных сегментов финансового рынка будет осуществлена лишь к 2002 г.
Развитие рынка внутреннего долга на данном этапе определялось возможностью и результатами решения следующих задач:
Одной из главных задач монетарных властей в 1999 г. стала попытка восстановления рынка государственных заимствований. После августа 1998 г. доверие инвесторов к государству как к заемщику было окончательно подорвано, поэтому решение проблемы восстановления полноценного функционирования рынка федеральных облигаций оказалось отложенным на более дальнюю перспективу, а первоочередной целью правительства стала реализация ряда мер, направленных на возрождение доверия держателей государственных ценных бумаг к их эмитенту.